КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практикум
Раздел I Основные понятия лексического уровня 1. Слово как основная единица лексического уровня Лексический уровень языка представляет собой более сложный, по сравнению с морфологическим, уровень в общей ярусной структуре языка и охватывает как простые, так и производные и сложные слова. Основной единицей лексического уровня является слово, которое может быть определено как основная двусторонняя цельнооформленная, самостоятельно существующая единица языка, служащая для называния предметов, явлений, отношений между предметами реальной действительности, а также качеств, действий, процессов Что представляет собой слово в структурном отношении? Охарактеризуйте морфемы, входящие в его состав: корневую морфему и аффиксальные морфемы — префиксальные и суффиксальные (позиционный критерий); словоизменительные и словообразовательные (функциональный критерий); агглютинативные и «фузионные» (критерий способа присоединения аффиксальной морфемы к корневой). Какие структурные и функциональные особенности отличают словоизменительные морфемы в агглютинативных и флективных языках? 2. Структурные особенности слова в языках разных групп морфологической классификации 1. Из скольких морфем в типичном случае состоят знаменательные слова в современном русском языке (т.н. одноморфемные, двухморфемные, трехморфемные)? 2. Из скольких морфем в типичном случае состоят знаменательные слова в современном английском языке? К какому структурному языковому типу относится современный английский язык, принимая во внимание одноморфемный состав английского слова? 3. Понятие лексической категории «Лексическая категория — это класс однородных лексических единиц, обладающих общей семантикой (сема «обобщения»), образующих некоторое общелексическое понятие и имеющих свое материальное выражение в данном языке». Лексическая категория в качестве единицы сопоставления языков на лексическом уровне должна удовлетворять всем тем критериям, которые предъявляются к единицам типологического сопоставления на других уровнях языковой структуры. Вспомните эти критерии. 4. Типология словообразовательных систем. Понятие типа словообразования 1. В.Д. Аракин в «Сопоставительной типологии скандинавских языков» писал: «Словообразование представляет собой особую систему средств и способов, составляющую один из компонентов структуры всякого языка и, следовательно, имеющую самое непосредственное отношение к его типологической характеристике» (с. 72). Какие способы используют современный английский и русский языки для образования новых лексических единиц? 2. Под «типом словообразования» В.Д.Аракин понимает устойчивую совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков, которые характерны для каждого из упомянутых способов словообразования. Эти признаки, играющие роль критериев понятия «тип словообразования», вытекают из самой сущности словообразования как особой подсистемы языка. Соответственно, содержанием предлагаемых критериев являются: состав компонентов, образующих структуру слова; число компонентов (аффиксальных морфем), которые способна присоединять корневая морфема; позиция дополняющей морфемы по отношению к основной (корневой). Какие основные аффиксальные типы лексем можно выделить в современном английском и русском языках? Раздел II. Типология средств словопроизводства 1. Суффиксальный тип лексем Односуффиксальные существительные Состав суффиксальных морфем, английских и русских, образующих односуффиксальные существительные, дает возможность обнаружить в материале обоих языков сходные лексико-семантические модели. Какие это модели? Перечислите их. А. Модели со значением лица, выражающие лексическую категорию «деятель, исполнитель действия» 1. Выделите в перечисленных ниже английских и русских производных существительных, представляющих наиболее продуктивные модели, суффиксы деятеля. Англ.: dancer, reader, jumper, baker, conductor, smoker, traveler, wander, driver, reporter, skipper, prisoner, treasurer, walker, weaver, trainer, socialist. Русск.: танцовщик, читатель, прыгун, пекарь, проводник, курильщик, надзиратель, ходок, ткачиха, абитуриентка, певица, растеряха, курсистка, футурист, чтец, переплетчик. Б. Модели со значением предмета 2. В нижеперечисленных английских и русских производных существительных выделите суффиксы со значением предметности. Англ.: breaker (в значении «вал»), elevator, carrier, eraser, holder, drier, knocker, layer, slider (в значении «движок»), stopper, sander (песочница), drawing, piping. Русск.: купальник, умывальник, паяльник, нагреватель, распылитель, загородка, хлопушка, сторожка, кормушка, столешница, тычинка, дубинка. Сравнение моделей, выражающих категорию предметности, с моделями, выражающими категорию деятеля, в материале каждого из сопоставляемых языков обнаруживает тождественные суффиксальные элементы. Назовите их. В чем состоит их синкретизм. В. Модели со значением отвлеченных понятий обнаруживают примерно то же соотношение в обоих языках; и в английском и в русском материале они достаточно многочисленны. 3. Приведите собственные примеры для иллюстрации наиболее продуктивных моделей данной группы. Г. Модели, выражающие эмоциональную оценку Сопоставление моделей этой группы в обоих языках показывает их резкое несоответствие с точки зрения количественного состава, а также функциональных и семантических возможностей в каждом из языков. 4. Образуйте от следующих русских существительных слова с суффиксами, выражающими эмоциональную оценку: стул, стол, слеза, корзина, рука, здоровье. Суффиксальные формы, образованные от упомянутых существительных, содержат наиболее употребительные в русском языке уменьшительно-ласкательные суффиксы. Возможно ли в английском языке построить эквивалентные по значению лексемы с аналогичным словообразовательным значением? 5. Сравните: борода — бородища; волк — волчище; голос — голосина; дом — домина. В чем своеобразие количественно-оценочных значений перечисленных слов? 6. Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы английского языка вам известны? Приведите примеры слов, образованных при помощи таких суффиксов со значением: 1) лица; 2) животных; 3) предметов. Выделите английские субстантивные модели с эмоциональным значением.
Односуффиксальные прилагательные Наиболее продуктивными моделями образования односуффиксальных прилагательных в обоих языках являются отсубстантивные модели. 7. Какой разряд прилагательных (качественные, относительные) представлен полнее в современном английском языке? При помощи единиц какого уровня восполняет английский язык малочисленность разряда относительных прилагательных? Какая морфологическая форма существительных восполняет отсутствие притяжательных прилагательных? 8. Переведите на английский язык следующие атрибутивные словосочетания: аленький цветочек, бледненькое личико, кругленький чайничек, молоденький лесок, старенький рюкзачок, свеженький огурчик. Сохраняют ли английские прилагательные при переводе эмоционально-оценочное значение русских лексем, связанное с вхождением в их состав уменьшительно-ласкательных суффиксов? Имеются ли среди адъективных суффиксов английского языка такие, которые выражают эмоциональную оценку? 2. Префиксальный тип лексем В каком из двух языков однопрефиксальный подтип представлен более широко с точки зрения охвата им разных частей речи? Для какой части речи в русском языке наиболее актуален префиксальный способ словопроизводства? Сравните: сыпать — насыпать (на- + R); пить — выпить (вы- + R); прятать — запрятать (за- + R); лить — полить (по- + R); мыть — обмыть (об- + R); сушить — осушить (о- + R); ревновать — приревновать (при- + R). Какую грамматическую функцию выполняет словообразовательный элемент в перечисленных глагольных формах? Чем компенсирует английский язык отсутствие префиксальных образований в данном случае? Вспомните средства выражения значения перфектности в современном английском языке. 3. В английском языке однопрефиксальный подтип охватывает модели отсубстантивных существительных, отглагольных глаголов и отадъективных прилагательных. Остановимся на рассмотрении наиболее продуктивных английских префиксов: глагольного префикса re- романского происхождения и исконного адъективного префикса un-. А. Сравните английские префиксальные глаголы, образованные при помощи префикса re-, с семантически эквивалентными русскими формами: Readjust - перестраивать Rearrange - переделывать пере- + R Recount - пересчитывать Refuel re- + R - заправлять за- + R Refresh - освежать о(об)- + R Remarry - вновь жениться воз- + R Replace - поставить обратно а) Установите обобщенное значение лексико-семантической модели re- + R. б) Какой из русских префиксов является наиболее частотным аналогом английского префикса re-? в) К каким способам выражения обсуждаемого словообразовательног означения прибегает русский язык в случае невозможности использования префиксального средства? г) В каком из двух языков словообразовательное значение повторного действия имеет более отвлеченный характер, а словообразовательная морфема, его выражающая, отличается большей массовидностью? Б. Среди адъективных префиксов английского языка наиболее продкутивным явялется префикс un-. Untidy - неопрятный Unkind - недобрый не- + R Unfair - нечестный Unnecessary un- + R - ненужный Unclouded - безоблачный Unconscious - бессознательный без (о)- + R Undeniable - бесспорный
Сравните английские прилагательные, образованные при помощи этого префикса, с русскими прилагательными аналогичных значений. а) Установите обобщенное значение английского префикса un-. б) Какой из семантически эквивалентных русских префиксов отличается наибольшей продуктивностью? Сопоставление одних из самых продуктивных английских и русских префиксальных форм может свидетельствовать о том, что английские префиксы обладают более обобщенным значением и более широким охватом лексических единиц сравнительно с русскими, что говорит о типологичности для современного английского языка моделей с этими суффиксами. Раздел III. Типология безаффиксального словообразования Наряду с другими способами словообразования безаффиксальное словообразование является средством пополнения словарного состава языка. Однако удельный вес этого способа словообразования в разных языках неодинаков, а степень его распространенности является очень важным типологическим показателем для языка. Следуя логике этого термина, безаффиксальное словообразование должно характеризовать собой такой способ образования новых слов в языке, в котором не принимают участия словообразовательные аффиксы. Однако в этом случае в английском языке такие, например, абсолютно разные способы, как 1) обратное словообразование (ср.: beggar — to beg, editor — to edit); 2) сокращение (ср.: doctor — doc, microphone — mike); 3) звукоподражание (ср.: cuckoo, cock-a-doodle-doo), и некоторые другие оказываются объединенными в одну группу- Если же под безаффиксальным словообразованием понимать такой способ образования новых слов, в котором «основным процессом служит переосмысление лексем при сохранении той же структурной формы»[3], то для этого способа в англистике имеется синонимичный термин — конверсия. При этом переосмысление, происшедшее по конверсии, «сопровождается изменениями нового слова по парадигме той части речи, где образовалась новая лексема, и, соответственно, выполнением тех синтаксических функций, которые свойственны данной части речи». 1. Какой способ образования новых слов в языке называется конверсией (безаффиксальным словообразованием)? Можно ли утверждать, что во время словообразования путем конверсии одно и то же слово «мигрирует из одной части речи в другую»? Аргументируйте свой ответ. Докажите, что driver — ехать и driven — поездка — два различных слова, а не одно слово, выступающее то в роли глагола, то в роли имени существительного. 2. Можно ли считать, что все нижеследующие омонимы современного английского языка образовались путем конверсии? I II answer – to answer anger – to anger love – to love broom – to broom drop – to drop crowd – to crowd end – to end interview – to interview call — to call spy — to spy smoke — to smoke waltz — to waltz drink — to drink water — to water 3. Какие части речи наиболее подвержены конверсии в английском языке? 4. Можно ли рассматривать нижеследующие образования по модели А + (N) -> N в английском и русском языках как изоморфные?
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |