Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответы на вопросы билетов по квалификационному экзамену для лиц, впервые поступающих на государственную службу 3 страница




Указом Президента Республики Беларусь от 6 ноября 2003 г. 489 утверждено Положение о проведении аттестации государственных служащих, которым предусмотрены порядок, основания, сроки проведения аттестации государственных служащих, ее последствия, и полномочия государственного органа по результатам аттестации.

Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 354 «О работе с руководящими кадрами в системе государственных Челнов и иных государственных организаций» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 02.06.2009 г.) утверждено соответствующее Положение, которым определены порядок организации и основные направления работы с руководящими кадрами государственных органов и иных государственных организаций, их резервом, за исключением руководящих кадров государственных органов системы обеспечения безопасности Республики Беларусь.

Указами Президента Республики Беларусь регламентируется организация учебной, научной и организационно-методической базы государственной службы, определяются основные направления деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Эти вопросы регламентируются Указом от 2 июня 2009 г. № 275 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере управления». Следует иметь в виду, что на отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства.

Вопрос № 3. Правое регулирование государственной кадровой политики Республики Беларусь.

Правовую основу государственной кадровой политики составляют Конституция Республики Беларусь, трудовое и социальное законодательство, а также соответствующие ратифицированные международные правовые акты.

Правовая база в виде нормативных актов определяет порядок работы с кадрами, продолжительность и формы их подготовки, модели подготовки, а также критерии требований, предъявляемые к кадрам государственного управления. Особое место в нормативном правовом обеспечении формирования кадров для органов государственного управления принадлежит разработке и реализации государственных стандартов подготовки и дополнительного профессионального последипломного образования (для переподготовки и повышения квалификации государственных служащих).

Следуя логике развития нормотворческого процесса по конкретизации конституционных основ государственной кадровой политики, Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 г. № 399 была утверждена Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь, принятие которой обусловлено необходимостью реализации стратегического курса на формирование социально ориентированной рыночной экономики, более глубокой интеграции страны в мировую экономическую систему, совершенствования механизма управления обществом на основе сочетания методов государственного и рыночного регулирования, использования современных организационных, информационных, социальных и политических технологий.

Концепция государственной кадровой политики - основополагающий документ, содержащий в себе наиболее общие правовые нормы. Ее развивают, дополняют, совершенствуют в министерствах и иных органах государственного управления. Общее руководство процессом реализации Концепции государственной кадровой политики осуществляется Администрацией Президента Республики Беларусь и главным управлением кадровой политики. Конкретные меры по руководству этим процессом предусмотрены соответствующим распоряжением Главы Администрации Президента.

Принят целый ряд законов, указов, постановлений, в той или иной степени регулирующих вопросы реализации государственной кадровой политики, которые можно условно подразделить на три группы; определяющие общие правила регулирования трудовых отношений; определяющие статус высших должностных лиц государства; определяющие специфику прохождения государственной службы.

В соответствии с Конституцией и иными нормативными правовыми актами Президент Республики Беларусь осуществляет целый ряд полномочий, затрагивающих вопросы осуществления государственной кадровой политики. Он назначает или дает согласие на назначение ряда высших должностных лиц государства, утверждает структуру и штатную численность республиканских государственных органов, назначает руководителей республиканских органов государственного управления.

В целях реализации государственной кадровой политики принят ряд нормативных правовых актов.

1. Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. № 644 «Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 05.03.2010 г.).

Указом утверждены:

Перечень высших государственных должностей Республики Беларусь;

Перечень должностей руководящих работников государственных органов и иных организаций, включаемых в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;

2. Указ Президента Республики от 2 ноября 2000 г. № 577 «О некоторых мерах по совершенствованию работы с кадрами в системе государственных органов» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 25.05.2010 г.).

Указ принят в целях дальнейшего совершенствования государственной кадровой политики, обеспечения интересов национальной безопасности в системе государственных органов. Указом утверждается Положение о порядке формирования и проверки данных о кандидатах на должности и лицах, занимающих должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь.

Положением определяется порядок формирования и проверки данных в отношении кандидатов на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, а также проведения проверки ежегодных деклараций о доходах и имуществе лиц, занимающих должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, их супруга (супруги) и совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство.

3. Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 354 «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 02.06.2009 г.).

Указом утверждено Положение об организации работы с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций.

В резерв руководящих кадров включаются граждане, принявшие участие в конкурсном отборе и рекомендованные конкурсной комиссией для зачисления в кадровый резерв, а также государственные служащие, уволенные в результате ликвидации государственного органа, сокращения численности работников или штата. Кроме того, Положение предусматривает создание перспективного кадрового резерва из студентов вузов и специалистов в возрасте до 31 года, имеющих лидерские и организаторские качества, способных к управленческой деятельности в государственных органах.

4. Указ Президента Республики Беларусь от 17 марта 2005 г. № 139 «Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу».

Указ принят в целях формирования высокопрофессиональных управленческих кадров государственных органов и иных государственных организаций. Указом установлено, что для лиц, впервые поступающих на государственную службу, проводится квалификационный экзамен. Указом утверждается Положение о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу. Вопросы квалификационного экзамена составляются с учетом требований знания Конституции Республики Беларусь, а также основ государственной службы, государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, государственного регулирования экономики и делопроизводства.

Помимо перечисленных нормативных правовых актов, носящих достаточно широкий характер и распространяющихся на многие государственные органы и организации, Глава государства в пределах своей компетенции издает указы, регулирующие деятельность каждого конкретного государственного органа. Как правило, им утверждается структура, штатная численность и положение о деятельности государственного органа. В них содержатся нормы, определяющие права и обязанности тех или иных должностных лиц, в том числе руководителя государственного органа.

В целом же следует признать, что президентский уровень правового регулирования государственной кадровой политики наиболее значимый с точки зрения определения основных направлений деятельности государства. Именно здесь формируются основные положения, на основании которых строят свою деятельность государственные органы в области реализации государственной кадровой политики.

Реализация государственной кадровой политики на уровне министерств и комитетов - это наиболее широкая группа нормативных актов, регулирующих реализацию государственной кадровой политики. Она включает сотни правовых документов, изданных в развитие и в соответствии с законами, декретами и указами Главы государства, постановлениями Правительства.

Правовое регулирование государственной кадровой политики может быть систематизировано и по другим основаниям. По сферам применения можно выделить вопросы:

совершенствования организационной структуры государственных органов и ее влияния на эффективность деятельности кадров;

подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров;

распределения и перераспределения полномочий должностных лиц в тех или иных условиях деятельности государственных органов и организаций на различных уровнях;

квалификационных требований, предъявляемых к кадрам;

финансирования;

гарантий социально-правовой защищенности должностных лиц и иных мер стимулирования их деятельности и т. д.

Правовое регулирование в любой области общественной жизни - процесс постоянный. Поэтому ныне существующую систему нормативных правовых актов нельзя считать устоявшейся. Ее совершенствование должно осуществляться централизовано с учетом концептуальных положений кадровой политики.

Вопрос № 4. Директива Президента Республики Беларусь - указ программного характера.

 

В качестве указов программного характера можно рассматривать следующие Директивы Президента Республики Беларусь:

Директива от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;

Директива от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата»;

Директива от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства».

В Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 23 апреля 2009 г. Президент страны А. Г. Лукашенко отметил: «...вдумчивая и самоотверженная работа каждого на своем рабочем месте, дисциплина и порядок в государстве позволят не только минимизировать последствия трудного периода, но и поднять отечественную экономику на качественно новый уровень, обеспечить достойную жизнь народа. На это нацелены Директива № 1 и Директива № 2...». В послании зафиксировано: «...особое внимание надо уделить выполнению Директивы № 3, направленной на энергосбережение и рациональное использование всех видов материальных ресурсов. Экономия становится не просто обязательным принципом хозяйствования, но и важнейшим требованием национальной безопасности страны...».

По мнению Президента Республики Беларусь, директивы «...стали настоящей «подушкой безопасности», потому что регламентируют три основных принципа устойчивого функционирования страны: дисциплина и правопорядок, дебюрократизация жизни страны, экономия и бережливость. Разве не эти же постулаты сейчас кладутся в основу антикризисных программ самых развитых держав мира? Жизнь со всей убедительностью показала, что директивы были своевременными и необходимыми. Именно благодаря принятым мерам Беларусь последней среди стран вошла в мировой кризис. По должна первой из него выйти - в этом главная задача!..».

Вопрос № 5. Критерии экономической и социальной эффективности национальной экономики.

Как экономическая категория эффективность функционирования экономики отражает отношения по поводу достижения желаемого результата и произведенными при этом затратами. Именно эффективность в наибольшей степени характеризует уровень экономического развития страны, прямо или косвенно отражая качество, состояние и уровень использования всех видов ресурсов, вовлеченных в процесс производства.

Повышение эффективности производства - главное требование к государственному регулированию экономики и важнейшая качественная характеристика производства, отражающая уровень развития производительных сил и степень обеспечения потребностей общества.

Эффективность может рассчитываться на различных уровнях: на уровне национальной экономики, отдельных регионов, отраслей, предприятий, организаций, фирм, домохозяйств, а также на уровне отдельных предпринимательских проектов. При оценке эффективности национальной экономики как макроэкономической системы следует исходить из двух важнейших составляющих: экономической эффективности и социальной приемлемости. Это говорит о том, что выбор эффективной стратегии устойчивого экономического развития должен основываться на реальной ресурсной базе Республики Беларусь и приносить экономическую выгоду всему обществу. Повышение эффективности общественного производства направлено на получение лучшего конечного результата на уровне всего народного хозяйства. В конечном счете оценка эффективности функционирования белорусской экономики должна быть связана с динамикой благосостояния народа, основанной на последовательном подъеме производительных сил республики.

В наиболее обобщенной форме конечный результат общественного производства в количественном и качественном отношении характеризуют темпы роста ВВП на душу населения.

Наибольшую значимость при оценке экономической эффективности общественного производства имеют следующие критерии (показатели):

производительность труда в экономике в целом, по отдельным отраслям и сферам, по видам деятельности; фондоотдача;

материалоемкость ВВП, производимых товаров и услуг.

Агрегированный показатель, характеризующий эффективность функционирования национальной экономики в целом, пока не разработан в силу определенных трудностей сведения воедино многочисленных и равноправных показателей, характеризующих ту или иную сторону общественного производства. Попытки его создания сводятся к сопоставлению совокупных результатов труда за год (ВВП, НД) с совокупными затратами всех факторов производства, произведенными в соответствующем году.

Социальная эффективность, как правило, оценивается показателями, характеризующими уровень жизни населения. К ним относятся ВВП на душу населения, структура использования ВВП, особенно структура расходов на конечное потребление (личных потребительских расходов).

Для анализа уровня жизни используются также такие показатели, как: потребительская корзина, прожиточный минимум, реальная заработная плата, средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление надушу населения основных продуктов питания в калориях и протеиновом содержании, численность учащихся и студентов на 10 тыс. населения, доля расходов на образование к ВВП; а также показатели, характеризующие развитие сферы услуг (число врачей на 10 тыс. населения, число больничных коек на 1 тыс. населения, обеспеченность жильем и т. д.).

В последние годы для определения качества жизни применяется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), используемый как альтернатива ВВП для измерения социально-экономического развития страны. Он позволяет оценить характер и приоритеты в развитии страны, дать наглядное сравнение ее достижений.

ИРЧП представляет собой интегральный показатель человеческого развития, состоящий из трех компонентов: долголетия, образованности и уровня жизни.

Вопрос № 6. Унификация и стандартизация документов. Бланки документов.

Для правильного понимания делопроизводства необходимы единообразные подходы к нему, которые позволят корректно трактовать информацию, готовить документы и организовывать процессы делопроизводства. Для этого широко используют тесно связанные между собой процессы унификации и стандартизации.

Унификация документов проводится в целях упорядочения деятельности в области документации, сокращения количества применяемых документов, типизации их форм, снижения трудоемкости их обработки, достижения информационной совместимости различных систем документации по одноименным и смежным функциям управления, более эффективного использования оргтехники и для получения положительных результатов деятельности всех заинтересованных сторон.

Объекты унификации: формы документов и состав включаемых в них реквизитов; системы документации; тексты документов; виды и разновидности документов.

У нас в стране разработаны унифицированные системы документации (далее» УСД) системы документации, созданные по единым правилам и требованиям, содержащие информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности. УСД устанавливаются Общегосударственным классификатором Республики Беларусь 010-95 «Унифицированные документы» (далее - УСОРД).

Унифицированные формы документов разрабатываются и утверждаются государственными органами. Они обязательны для применения во всех учреждениях, организациях, предприятиях независимо от формы собственности. Министерство здравоохранения Республики Беларусь разрабатывает формы медицинских документов, Национальный статистический комитет - формы первичной учетной и отчетной документации, Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь - систему организационно-распорядительной документации и т. д.

Определение таких унифицированных систем, их назначение и состав устанавливаются специальными стандартами.

Стандартизация документов является формой юридического закрепления проведенной унификации и уровня ее обязательности. Именно стандартами, в частности, обеспечивается методическое и организационное единство в области разработки, применения и ведения унифицированных форм документов. Согласно статье 20 Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-3 «О техническом нормировании и стандартизации» (в ред. Закона от 15.07.2008 г. №407-3) государственные стандарты являются добровольными для применения (носят рекомендательный характер).

С точки зрения делопроизводства важно следующее:

в состав УСД входит Унифицированная система организационно-распорядительной документации (далее - УСОРД) с выделенными видами документов и унифицированными формами этих документов (например, приказ о приеме на работу). Документ, подготовленный на основе унифицированной формы, включенной в ОКУД, обозначается реквизитом «Код формы документа» в правом углу верхнего колонтитула;

УСОРД установлена Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (далее -СТБ 6.38-2004), введенном в действие с 1 июля 2005 г. постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 21 декабря 2004 г. № 69:

с целью совершенствования документационного обеспечения управления путем унификации состава и форм управленческих документов, технологий работы с ними постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. №4 утверждена Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь (далее - Инструкция по делопроизводству).

Проведенная унификация и стандартизация обеспечили единообразие в подготовке и оформлении документов в организациях и на предприятиях разных форм собственности. В частности, закреплено следующее:

каждый документ состоит из элементов, которые называются реквизитами. Различные документы имеют разный набор реквизитов;

реквизиты располагаются в документе двумя способами -продольным или угловым;

любая организация (предприятие) разрабатывает и использует бланки (т. е. стандартные листы бумаги с воспроизведенными на них реквизитами, содержащими постоянную информацию, и местом, отведенным для переменной информации) следующих видов: бланк для письма на двух языках с продольным расположением реквизитов и общий бланк. На основе общего бланка молено изготовить бланк конкретного вида документа, что целесообразно в случае, если таких документов в организации проходит более 200 в год;

стандарт СТБ 6.38-2004 закрепил лишь один вариант схемы расположения реквизитов - угловой, схема расположения реквизитов для бланка письма или общего бланка с продольным расположением реквизитов не приведена.

Вопрос № 7. Понятие преступления (статья 11 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

 

Статья 11 УК Республики Беларусь. Понятие преступления

 

1. Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.

2. Преступление признается оконченным с момента совершения деяния.

3. Преступление, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части настоящего Кодекса, признается оконченным при фактическом наступлении этих последствий.

4. Не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 5671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.