Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзаменационный билет № 6




 

Вопрос № 1. Президент Республики Беларусь: порядок избрания, правовой статус, компетенция, срок полномочий, досрочное прекращение полномочий, решения Президента Республики Беларусь.

 

В Республике Беларусь должность Президента Республики Беларусь как Главы государства введена Конституцией 15 марта 1994 г.

Порядок выборов Президента Республики Беларусь регулируется, прежде всего, Конституцией (статья 81) и Избирательным кодексом.

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого и избирательного права при тайном голосовании.

Конституция Республики Беларусь определила и требования, которым должен соответствовать кандидат на должность Президента Республики Беларусь (статья 80). Так, он должен быть гражданином Республики Беларусь по рождению. Согласно статье 8 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу названного Закона. При этом наличие у кандидата ранее существовавшего гражданства БССР не требуется. Второе требование Конституции – возраст кандидата в Президенты не может быть менее 35 лет. Следующее требование – обладание и избирательным правом. Также кандидат на должность Президента должен постоянно проживать в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее 70 дней со дня открытия вакансии.

Право выдвигать кандидата на должность Президента имеют граждане Республики Беларусь. Выдвижение осуществляется инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек. Члены инициативной группы должны собрать в поддержку кандидата в Президента не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

Президент считается избранным, если за него проголосовали более половины граждан Республики Беларусь, участвовавших в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал такого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, Избранным считается кандидат, получивший при повторном голосовании более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании.

Президент вступает в должность после принесения присяги. С момента принесения присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.

Президент Республики Беларусь является Главой государства и в этой связи наделен широкими полномочиями, связанными с деятельностью государственных органов всех ветвей власти. На Президента возлагается обязанность обеспечивать преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществлять посредничество между органами государственной власти в случае спора по поводу их полномочий.

Президент также является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, олицетворяет собой единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Президента можно классифицировать на несколько групп.

Президент и Парламент. Президенту в соответствии с Конституцией (пункт 1 статьи 84) принадлежит право назначать очередные и внеочередные выборы в Палату представителей и Совет Республики.

Пункт 3 статьи 84 Конституции устанавливает, что Президент Республики Беларусь распускает палаты Парламента в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Эти полномочия могут предотвратить политический кризис, сохранить стабильность в государстве.

На основании пункта 14 статьи 84 Конституции Президент обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики. Президент имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением.

Президент обладает правом законодательной инициативы.

На основании пункта 24 статьи 84 Конституции Президент подписывает законы, имеет право в порядке, предусмотренном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей.

Президент и исполнительная власть. Президент обладает правом назначения Премьер-министра с согласия Палаты представителей (пункт 6 статьи 84 Конституции).

В соответствии с пунктом 7 статьи 84 Конституции Президент определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов.

Президент в соответствии с пунктом 15 статьи 84 Конституции имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, отменять его акты (пункт 25 названной статьи).

Глава государства также образует, упраздняет и реорганизует консультативно-совещательные и иные органы при Президенте, Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления (пункт 5 статьи 84 Конституции).

Президент Республики Беларусь на основании пункта 4 статьи 84 Конституции назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

В соответствии со статьей 84 Конституции с согласия Совета Республики Глава государства назначает на должность Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка, председателей Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, судей Верховного и Высшего Хозяйственного судов. Инициативно Президент назначает шесть судей Конституционного Суда, судей иных судов, Председателя Комитета государственного контроля, руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус. Президент также назначает и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией. При этом Глава государства вправе принимать решения об освобождении от должности указанных должностных лиц, включая судей.

Президент в соответствии с пунктом 27 статьи 84 Конституции формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, назначает па должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности. Согласно пункту 28 названной статьи Глава государства также является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил.

Президент Республики Беларусь вводит на ее территории в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики, осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Президент вправе непосредственно или через создаваемые им органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления. Он вправе приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Статьи 87 и 88 Конституции предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Президента. Согласно статье 14 Закона Республики Беларусь от 21 февраля 1095 г. № 3602-ХП «О Президенте Республики Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 6.10.2006 г.) должность Президента считается вакантной в случаях: отставки, досрочного освобождения Президента от должности; смещения Президента или его смерти.

Согласно статье 87 Конституции Президент может в любое время подать в отставку. Отставка принимается Палатой представителей.

Согласно части первой статьи 88 Конституции Глава государства может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться при рассмотрении в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента. При смещении Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

Согласно статье 85 Конституции Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Как правило, нормативные правовые акты Главы государства, принимаемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы, издаются и форме указов. Президент Республики Беларусь вправе издавать также указы, не носящие нормативного характера (о назначении на должность, о принятии в гражданство, о награждении, о помиловании и д.р.). В целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение, Глава государства издает указы программного характера – директивы.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Распоряжение Президента Республики Беларусь – правовой акт ненормативного характера, если иное не предусмотрено Главой государства, рассчитанный на осуществление конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий (создание комиссии и др.).

Акты Президента обязательны для исполнения на всей территории Республики Беларусь. Статья 137 Конституции устанавливает, что в случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

 

Вопрос № 2. Контракт с государственным служащим. Содержание и условия контракта. Основания для прекращения контракта.

 

Закон о государственной службе установил, что с гражданами, поступающими на государственную службу, руководителем соответствующего государственного органа заключается контракт на срок не менее одного года (статья 30).

Порядок и условия заключения контрактов с государственными тужащими установлен Положением о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2003 г. № 1271 (в ред. постановления Совмина от 24.05.2010 г.).

Контракт – это трудовой договор, заключенный в письменной фирме на определенный срок, содержащий в отношении вопросов поступления, прохождения и прекращения государственной службы особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде (статья 30 Закона о государственной службе).

Контрактная форма найма позволяет более эффективно управлять процессом отбора, закрепления и карьерного продвижения сотрудников. Контракт дает возможность предусмотреть права и обязанности, конкретизировать отдельные условия применительно к конкретному государственному служащему. Контракт содержит все те же условия, что и трудовой договор, и служит основанием для возникновения трудовых отношений между государственным служащим и государственным органом.

С помощью контракта на государственной службе:

конкретизируются взаимные права, обязанности, ответственность сторон;

обеспечиваются наиболее благоприятные условия для профессиональной деятельности;

индивидуализируются общие нормы прохождения службы на всех ее этапах применительно к общей и профессиональной подготовке государственного служащего, стажу его службы, служебному опыту, личностным качествам;

гарантируется социальная защищенность государственного служащего, выражающаяся в том, что предусмотренные законодательством льготы и компенсации будут ему предоставлены своевременно и в полном объеме.

Сторонами контракта являются государственный служащий и государственный орган, от имени которого выступает руководитель этого государственного органа.

Закон о государственной службе в части 5 статьи 30 устанавливает, что с лицами, назначаемыми на высшие государственные должности, депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющими свои полномочия на профессиональной основе, председателями местных Советов депутатов, а также судьями контракт не заключается.

Контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, один экземпляр передается государственному служащему, другой хранится в государственном органе.

В соответствии с Положением о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими в контракте должны быть указаны в качестве обязательных следующие сведения и условия:

1) дата подписания;

2) данные о государственном служащем и нанимателе. К этим данным относятся: наименование и место нахождения государственного органа, должность, фамилия и инициалы должностного лица, уполномоченного подписывать контракт с государственным служащим, имя (фамилия, собственное имя, отчество) гражданина, поступающего на государственную службу;

3) место работы, должность государственного служащего. Под местом работы понимается конкретный государственный орган, с которым заключается контракт, расположенный в определенной местности на день заключения контракта;

4) срок действия контракта;

5) основные права сторон;

6) основные обязанности и ответственность сторон.

Закон о государственной службе предусматривает основания для прекращения контракта. Контракт прекращается в случаях: истечения срока действия; соглашения сторон;

иных случаях, предусмотренных Законом о государственной службе.

Контракт может быть расторгнут досрочно:

по инициативе нанимателя или требованию государственного служащего при невыполнении или ненадлежащем выполнении одной из сторон условий контракта;

в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством о труде;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Изменение условий, продление или перезаключение контракта на новый срок производится по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством о труде, о государственной службе и специальными законодательными актами.

Вопросы, не предусмотренные контрактом, регулируются законодательством о труде.

Контракт может быть изменен только с согласия сторон. По истечении срока по соглашению сторон контракт может быть продлен или перезаключен.

Контракт заключается на срок не менее одного года. Конкретный срок контракта определяется по соглашению сторон.

Контракт подписывается сторонами и хранится у каждой и из сторон.

Контракт является основанием для издания решения, приказа, распоряжения, иного акта соответствующего государственного органа, должностного лица о назначении государственного служащего на должность.

Контракт вступает в силу со дня его подписания или иного указанного в нем срока.

Особый порядок заключения контрактов установлен с гражданами, назначаемыми на государственные должности и освобождаемыми от должностей Президентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами. Особенности заключения контрактов установлены и для государственных служащих, включенных в кадровые реестры Правительства, областных, Минского городского исполнительных комитетов.

 

Вопрос № 3. Квалификационные требования, предъявляемые к государственному служащему.

 

Определение государственной службы как профессиональной деятельности требует установления соответствующих требований к знаниям и квалификации государственных служащих.

Должности государственных служащих устанавливаются Квалифи­кационным справочником «Государственные должности государст­венных служащих», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 октября 2003 г. № 135 (в ред. постановления Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 15.01.2010 г.).

Справочник является техническим нормативным правовым актом, регламентирующим наименования государственных должностей, долж­ностные обязанности государственных служащих и предъявляемые к ним квалификационные требования. Справочник служит основой при разработке должностных инструкций государственных должно­стей и обеспечивает единство при определении должностных обязан­ностей государственных служащих и предъявляемых к ним квали­фикационных требований, решение вопросов подготовки, повышения квалификации, подбора, расстановки и использования государст­венных служащих в соответствии со специальностью и квалификацией.

Квалификационные характеристики устанавливаются по каждой государственной должности и состоят из четырех разделов.

1. Сложность выполняемых функций. В этом разделе учитывается объективное свойство труда, которое отражает его внутреннее содержание и характер трудового процесса и определяется объемом знаний и умений работника, необходимым для выполнения соответствующей работы.

2. Должностные обязанности. Приводится перечень функций, которые могут быть полностью или частично поручены государственному служащему, занимающему соответствующую государственную должность. В Справочнике они изложены в общем, укрупненном виде.

3. Квалификационные требования. Определены профессионально-квалификационные требования к уровню и профилю профессиональной подготовки государственных служащих, необходимые для выполнения его обязанностей, и требования к стажу работы.

4. Государственный служащий должен знать:

5. Конституцию Республики Беларусь;

Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», основные права, гарантии, обязанности, ответственность государственного служащего;

законодательство, регламентирующее и (или) регулирующее соответствующую сферу деятельности;

общую социально-экономическую политику и ситуацию в республике, концепцию развития региона, отрасли;

основы теории и практики управления, социально-психологи­ческие аспекты управления, особенности управленческого труда, действующую структуру государственных органов в республике, регионе;

основы идеологии белорусского государства;

современные технологии достижения поставленной цели, методы организации управленческого труда и обработки информации с исполь­зованием современных средств коммуникации и связи, компьютера;

научные и практические вопросы соответствующей области знаний, исходя из сферы деятельности структурного подразделения, а также в определенной мере смежные с основной деятельностью;

отечественный и зарубежный опыт по решению соответствую­щих проблем;

государственные языки Республики Беларусь.

Эти требования являются едиными для всех квалификационных характеристик государственных должностей.

Кроме требований к знаниям, перечисленным выше, государст­венный служащий должен обладать рядом личностных деловых качеств:

организаторские способности (умение рационально использовать рабочее время, организовать труд подчиненных, четко ставить перед ними задачи, координировать, регулировать и контролировать их работу, рационально делегировать им права, полномочия и ответст­венность);

способность обеспечить расстановку кадров с учетом их квалифика­ционного потенциала и деловых качеств; своей манерой поведения и стилем руководства обеспечить нормальный социально-психологи­ческий климат в коллективе (эти качества касаются руководителя);

чувство высокой ответственности за качественное и своевре­менное выполнение должностных обязанностей;

необходимые морально-этические качества, эмоциональная устой­чивость, тактичность и доброжелательное отношение при контактах с гражданами и решении их личных вопросов.

Государственный служащий также должен проявлять:

дисциплинированность и исполнительность;

инициативность и самостоятельность в работе, новаторство, внутреннее побуждение к новым, более эффективным формам деятельности, готовность принимать на себя при необходимости дополнительные функции, ответственность за принимаемые решения;

принципиальность и смелость, способность принимать оперативные решения при изменяющихся социально-экономических, политических, производственных ситуациях.

К государственному служащему предъявляются также требования по умению лаконично, аргументировано, четко и в логичной последовательности излагать устно и письменно мысли; вести деловую переписку.

В квалификационных характеристиках государственных должностей приведены основные виды работ, характерные для той или иной государственной должности, исходя из установленного в государственных органах разделения и кооперации труда. Конкретный перечень должностных обязанностей государственных служащих, а также их права и ответственность закрепляются в должностных инструкциях, которые разрабатываются и утверждаются в установленном порядке соответствующим государственным органом.

Требования, предъявляемые к деловым и личностным качествам руководящих кадров, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2004 г. № 759 «О критериях оценки работы руководящих кадров республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома» (в ред. постановления Совмина от 16.12.2008 г.).

В качестве основных требований к оценке личностных качеств руководящих кадров предлагается использовать следующие блоки:

нравственные качества;

интеллектуальные качества;

лидерство;

психофизиологические черты личности; коммуникативные и культурологические черты личности; организаторские способности.

Уровень развития деловых качеств руководителя необходимо соотносить с критерием «результаты работы», который включает оценку результатов производственной деятельности, уровень и качество выполнения поставленных задач, индивидуальных заданий.

В числе нравственных качеств целесообразно рассматривать и оценивать: честность, преданность делу, настойчивость в реализации решений, принципиальность, умение открыто признавать свои ошибки, сдержанность (умение сдерживаться в сложной эмоциональной обстановке), гибкость и адаптивность (умение настраиваться на любую работу), надежность, обязательность (внутренняя настроенность на выполнение своих обещаний), самокритичность, объективность в оценке действий и поступков работников, устойчивость работоспособности, коллективизм.

Интеллектуальные качества личности могут быть охарактеризованы:

аналитическим мышлением;

гибкостью ума;

стратегичностью мышления;

концептуальностью видения;

способностью обучения;

общей эрудицией.

Лидерство как качественная характеристика личности может быть оценена посредством:

способности к постановке целей и задач деятельности и нахождению путей их достижения;

самостоятельности в определении методов решения управленческих задач;

активирования подчиненных.

Психофизиологические черты личности могут быть охарактеризованы через:

степень устойчивости настроения и интересов;

стрессоустойчивость;

работоспособность;

уровень самоконтроля и степень уравновешенности при контакте как с руководством, так и с работниками коллектива.

Коммуникативные и культурологические черты личности оцениваются посредством следующих качеств:

уровня культуры речи и общения;

степени общительности и умения находить контакт с окружающими (дипломатичность);

умения выслушивать и учитывать мнения, предложения, советы, идеи сотрудников, компетентных специалистов;

отношения к отклонениям от норм общественной морали; умения держаться (манера); отношения к здоровому образу жизни. Организаторские качества:

умение организовать групповое взаимодействие; конструктивность в разрешении конфликтных ситуаций; гибкий, ситуативный стиль руководства; делегирование полномочий.

 

Вопрос № 4. Национальные интересы Республики Беларусь на современном этапе.

 

Под национальными интересами понимаются официально выраженные или осознанные потребности общества (народа), направленные на обеспечение благоприятных условий для его развития. Государство является наиболее эффективным инструментом реализации интересов общества. Именно поэтому выявление, формулировка и реализация национальных интересов - основная задача государства.

Национальные интересы определяются характером исторических процессов, геополитическими условиями, внутренней и международной ситуацией, вероятностными или возможными угрозами.

На уровне государственной политики национальные интересы, являясь важным элементом Концепции национальной безопасности, представляют собой важный социально-политический ресурс, непременное условие для решения внешнеполитических задач и проблем развития страны.

Внутренняя политика белорусского государства нацелена на реализацию таких национальных интересов, как обеспечение безопасности личности и общества в целом, сохранение политической стабильности, поступательное развитие общества и государства.

Внешняя политика является центральной темой реализации национальных интересов государства на международной арене.

Основными принципами внешнеполитического курса страны являются:

миролюбие;

диалог вместо конфронтации;

планомерность, последовательность, постепенность;

отсутствие территориальных претензий к другим государствам и защита территориальной целостности белорусского государства;

Союз с Россией, формирование «пояса добрососедства» с сопредельными странами;

многовекторное сотрудничество.

Каждый из вышеуказанных принципов наполняется конкретным содержанием в результате реализации государственной политики.

Ученые Академии управления при Президенте Республики Беларусь отмечают: «Стратегическим вектором белорусской внешней политики, важнейшим внешнеполитическим приоритетом является развитие отношений с Российской Федерацией. Центральное место

России как главного стратегического союзника и партнера Беларуси обосновывается, в первую очередь, волей белорусского народа, выраженной на всенародных референдумах. Россия является основным внешнеполитическим и внешнеэкономическим партнером Беларуси».

Многовекторная внешняя политика проявляется не только в укреплении и развитии Содружества Независимых Государств, что обусловлено общностью как совместных интересов, так и проблем. Многовектороность внешней политики позволила Беларуси открыть для себя новых стратегических экономических и политических партнеров, союзников. Страны Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки проявили заинтересованность в белорусских товарах, технологиях, специалистах и сами выразили желание более тесно сотрудничать с Беларусью и ее предприятиями.

Национальные интересы Республики Беларусь в области внешней политики включают в себя геополитические, экономические, военно-политические и региональные интересы.

Основные задачи белорусского государства на международной арене вытекают из названных выше стратегических целей. Среди этих задач:

создание благоприятных внешних условий для поступательного развития Беларуси, подъема ее экономики, повышения благосостояния граждан, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала страны;

укрепление международных позиций, отвечающих интересам Беларуси как европейского государства;

воздействие с учетом своего положения и возможностей на формирование многополярного, стабильного, справедливого и демократического миропорядка, основанного на общепризнанных нормах международного права;

формирование «пояса добрососедства» по периметру белорусских границ;

всесторонняя защита прав и интересов белорусских граждан и юридических лиц за рубежом;

донесение правдивой информации о стране, содействие позитивному восприятию Беларуси в мире, популяризация культурных и духовных ценностей белорусского народа за рубежом.

Таким образом, главная задача обеспечения национальных интересов - это создание и поддержание наиболее благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны.

Внешние благоприятные условия зависят от: конкретно-исторической ситуации в мировой политике; конъюнктуры мирового рынка;

способности страны адекватно участвовать в международном общении.

Средства решения этой главной, константной задачи по созданию благоприятных внешних условий определяются ее направленностью во внешнюю сферу, а по степени приоритетности распределяются следующим образом:

политические средства;

экономические средства;

военные средства;

дипломатические средства;

идеологические средства.

Таким образом, национальные интересы Республики Беларусь представляют собой систему действий государства во внешней сфере, направленных на стабильное развитие модели социально ориентированного государства, рост национальной экономики и благосостояния белорусского общества в целом.

 

Вопрос № 5. Налоги, сборы и пошлины в системе государственного регулирования Республики Беларусь: понятия, виды.

 

Налоги, сборы и пошлины являются основой формирования доходов государственного бюджета. Они осуществляются в виде платежей, взимаемых с юридических и физических лиц в установленном порядке.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

В зависимости от взимающего органа налоги подразделяются на государственные и местные; по использованию - на общие и целевые.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные Налоговым кодексом Республики Беларусь либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

Общие налоги используются на финансирование текущих и капи­тальных расходов государственных и местных бюджетов. Целевые налоги имеют целевое назначение (отчисления в пенсионный фонд, дорожные фонды, на социальное страхование).

По характеру взимания налоговых ставок выделяют прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог. При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода; при регрессивном - понижается по мере снижения дохода; при пропорциональном - остается неизменной независимо от размера дохода. Ставка твердого налога устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода.

В зависимости от характера взимания и способа уплаты налоги подразделяют на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся уплачиваемые непосредственно из прибыли (дохода) или из заработной платы работающих (налоги на прибыль, недвижимость, подоходный налог с граждан). Косвенные налоги включаются в себестоимость продукции, их фактическими плательщиками являются покупатели (налог на добавленную стоимость, акцизы, плата за землю). В налоговых поступлениях госбюджета Республики Беларусь преобладают косвенные налоги (около 70 %).

Прямые налоги активно воздействуют на интересы производителей или отдельных граждан, так как являются прямым вычетом из их доходов. Близки к ним по действию некоторые косвенные налоги: плата за землю, налоги за пользование природными ресурсами. Они хотя и включаются в себестоимость продукции, но в зависимости от степени использования природных ресурсов влияют на доходность производства.

Косвенные налоги - налог на добавленную стоимость и акцизы - предназначены, в первую очередь, для формирования финансовых ресурсов государства. Они расширяют базу налогообложения, так как их бремя перекладывается на потребителей. Эти налоги воздействуют на интересы граждан через цены на товары.

Манипулируя налогами, налоговыми ставками и льготами, государство воздействует на объем и структуру потребительского спроса, распределение и использование прибыли и тем самым влияет на экономическую конъюнктуру, характер воспроизводства, темпы экономического развития. Налоговое перераспределение национального дохода влияет на положение различных слоев общества.

В структуре доходов консолидированного бюджета на 2010 г. налоговые доходы включают:

налоги на доходы и прибыль - подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на доходы, сбор на развитие территории;

налог на собственность - налог на недвижимость, земельный налог, налог на незавершенное строительство;

налоги на товары (работы, услуги) - налог на добавленную стоимость, налоги с продаж, другие налоги, сборы и выручки от реализации товаров (работ, услуг), акцизы, налог на приобретение автомобильных транспортных средств, налоги и сборы на отдельные виды деятельности, налог за владение собаками, сбор за проезд автомобильных транспортных средств, регистрационные сборы, экологический налог;

налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности - таможенные сборы, ввозные таможенные пошлины, прочие сборы и поступления от внешнеэкономической деятельности, оффшорный сбор;

другие налоги и налоговые доходы, сборы (пошлины).

 

Вопрос № 6. Информационно-справочные документы: особенности подготовки, оформление обязательных реквизитов.

 

Большинство документов, создаваемых учреждениями, являются информационно-справочными. Эти документы содержат информацию о фактическом положении дел, служащую основанием для принятия решений, издания распорядительных документов. Они носят вспомогательный характер по отношению к организационно-распорядительной документации и не являются обязательными к исполнению. Информация, содержащаяся в них, может побуждать к действию либо быть принята к сведению.

К этому виду документов относятся: акты, докладные, служебные и объяснительные записки, справки, доверенности, письма, телеграммы, телефонограммы, факсограммы и т. д.

Справка - информационный документ, содержащий описание и (или) подтверждение тех или иных фактов служебного или биографического характера. Справка содержит констатацию каких-либо фактов без мнения автора о существе излагаемых вопросов.

В зависимости от содержания и целевого назначения справки делятся на служебные и личные.

В зависимости от адресата справки делятся на внутренние (адресуются руководителю организации и оформляются на стандартных листах бумаги формата А4 или А5) и внешние (адресуются руководителю вышестоящей организации, сторонней организации или частному лицу и оформляются на общем бланке или стандартных листах бумаги формата А4 или А5 с использованием углового штампа).

Внешние справки подписываются руководителем организации, внутренние - их составителями. Справки, за содержание которых несут ответственность несколько лиц, подписываются всеми составителями.

При необходимости служебная справка может заверяться печатью. В обязательном порядке печатью организации заверяются личные справки.

Текст служебной справки может оформляться в виде таблицы, делиться на пункты, подпункты, иметь пояснения и ссылки.

Датой справки является дата ее подписания.

Докладная записка - информационный документ, адресуемый вышестоящему руководителю в порядке прямого подчинения и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя.

В зависимости от содержания и целевого назначения докладные записки делятся на инициативные (внесение предложений, изложение просьбы, фактов, явлений) и отчетные (о ходе, состоянии, завершении работ, выполнении поручений, планов, о результатах командировки, проверки и т. д.).

В зависимости от адресата докладные записки делятся на внутренние и внешние. От адресата зависит оформление записки.

Внутренние докладные записки адресуются руководителю организации и оформляются на стандартных листах бумаги формата А4 или А5 (с воспроизведением машинописным способом реквизитов документа). Внешние докладные записки адресуются руководителю вышестоящей организации и оформляются на общем бланке.

Внутренние докладные записки подписываются их составителями, внешние - руководителем организации.

Датой докладной записки является дата ее подписания.

Объяснительная записка- документ, 1) поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, программы, отчета и т. д.) или 2) объясняющий причины нарушения трудовой дисциплины, невыполнения какого-либо поручения.

Без его получения на работника нельзя накладывать дисциплинарные взыскания.

Объяснительные записки, являющиеся приложением к основному документу, поясняющие и дополняющие его, оформляются на общих бланках. Подписывает такую записку руководитель.

Объяснительная записка, где объясняются причины поведения, поступки, ситуации, составляются отдельными работниками. Как и внутренние докладные записки, они могут оформляться рукописным способом на стандартном листе бумаги. Подписываются такие записки составителями, воспроизводятся те же реквизиты что и во внутренней докладной записке.

Акт - документ, составляемый комиссией (уполномоченными лицами или должностным лицом), подтверждающий установленные факты (акты проверок, инвентаризации, несчастных случаев, приема-передачи материальных ценностей и др.).

Дата акта должна соответствовать дате актируемого события и проставляться должностным лицом, подписавшим документ.

Текст акта состоит из вводной части (основание для составления акта; перечисления лиц, составивших акт и присутствовавших при этом), и констатирующей части (цели и задачи актирования; краткое описание проделанной работы (ее сущность, характер, методы, сроки), установленные факты; могут излагаться выводы, рекомендации и предложения составителей по установленным фактам; в том числе в распорядительной форме с указанием сроков исполнения предписываемых действий).

Акт подписывается всеми лицами, принимавшими участие в его составлении. При подписании акта указывается распределение обязанностей членов комиссии без указания их должностей. Первой проставляется подпись председателя комиссии, подписи членов комиссии располагаются в алфавитном порядке.

Лица, имеющие замечания по содержанию акта, подписывают его с отметкой «Замечания прилагаются».

Акты, предписывающие выполнение определенных действий, подлежат утверждению. Акт утверждается должностным лицом, чей распорядительный документ (устное распоряжение) явился основанием для составления акта.

Письмо - обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемое в связи с особым способом передачи текста (пересылка по почте и другим каналам связи).

Письмо должно составляться в том случае, когда невозможно решить вопрос другими способами (личная беседа, телефонный разговор).

В зависимости от содержания различаются следующие разновидности служебных писем: письма-запросы, письма-ответы, письма сопроводительные, рекламационные, гарантийные, напоминания, извещения, приглашения и др.

Письма оформляются на специальных бланках для писем формата А4 и А5 в зависимости от объема письма. Если письмо не превышает пяти-семи строк, его оформляют на бланке формата А5 (заголовок не пишется, текст на компьютере печатается через интервал «точно» 14 пунктов). Название вида документа - письмо - не пишется. Для писем применяются, как правило, бланки с продольным расположением реквизитов на двух языках.

Служебные письма оформляются на специальном бланке для письма организации, имеют реквизиты: адресат, заголовок к тексту, текст, отметку о наличии приложений, подпись, отметку об исполнителе.

Письмо оформляется в двух экземплярах (факс - в одном). Первый экземпляр - на бланке (отправляют адресату), второй - на обычном листе бумаги (в дело).

К тексту письма могут прилагаться иные документы. В этом случае после текста (через 1,5-2 межстрочных интервала) оформля­ется реквизит «Отметка о наличии приложения».

Исходящие письма должны быть завизированы заинтересован­ными должностными лицами, визы проставляются на лицевой стороне последнего листа второго экземпляра письма, который остается в организации (на предприятии).

Письма подписываются руководителями организации и ее структурных подразделений согласно их компетенции и распределению обязанностей, закрепленных в локальных правовых актах организации.

Датой письма является дата его подписания.

Протокол - документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях. По полноте освещения хода заседания они делятся на: 1) протоколы полной формы; 2) протоколы краткой формы; 3) протоколы сокращенной формы.

Протокол составляется секретарем заседания (секретарем постоянно действующего коллегиального органа) на основании рукописных, стенографических, аудио - или других записей хода заседания, а также документов, подготовленных к заседанию (повестки дня, текстов и тезисов докладов, проектов решений и др.).

Заголовком к тексту протокола являются название конкретного вида заседания, наименование коллегиального органа (если орган не имеет своего бланка) и вопрос (тема) заседания, если он один.

Датой протокола является дата проведения заседания.

Текст протокола делится на вводную и основную части.

Если количество присутствовавших на заседании членов коллегиального органа более 15 человек, то список присутствовавших составляется отдельно и прилагается к протоколу с проставлением соответствующей отметки.

Список приглашенных составляется отдельно и прилагается к протоколу с проставлением соответствующей отметки, если количество приглашенных более 10 человек.

В протоколах полной формы после указания присутствовавших и приглашенных следует повестка дня.

Основная часть протокола полной формы строится по схеме «СЛУШАЛИ - ВЫСТУПИЛИ - РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)» отдельно по каждому рассматриваемому вопросу.

В протоколе краткой формы повестка дня не оформляется. Основная часть протокола краткой формы строится по схеме «СЛУШАЛИ - РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)» без текста выступлений. В разделе «СЛУШАЛИ» записываются вопросы повестки дня, в разделе «РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)» - принятые решения.

В протоколе сокращенной формы после каждого вопроса повестки дня записываются принятые по нему решения.

Постановляющая часть протокола заканчивается указанием лица, ответственного за контроль исполнения решений или отдельных пунктов решений.

Протокол совещания подписывается председателем (председательствующим на заседании) и секретарем.

 

Вопрос № 7. Отличие кражи от грабежа (ст.ст. 205, 206 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

 

Статья 205. УК Кража

 

1. Тайное похищение имущества (кража).

 

Статья 206. Грабеж

 

1. Открытое похищение имущества (грабеж)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.216 сек.