Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзаменационный билет № 11




 

Вопрос № 1. Конституционный Суд Республики Беларусь как орган судебного конституционного контроля: порядок формирования, состав, компетенция, срок полномочий судей, решения Конституционного Суда Республики Беларусь.

Характерной особенностью современных демократических государств является образование в них конституционных судов как специальных органов, осуществляющих контроль за соблюдением конституционных положений в нормотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.

В соответствии с частью первой статьи 116 Конституции контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Главой государства, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики сроком на пять лет. Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.

Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь избирается Конституционным Судом Республики Беларусь из состава судей этого Суда по представлению Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного Суда Республики Беларусь предлагаются его Председателем. Лицо, предложенное для избрания на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, имеет право заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе принимается без обсуждения и голосования. Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь считается избранным лицо, получившее в результате голосования большинство голосов от полного состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов как в целом, так и их отдельных положений.

Согласно части четвертой статьи 116 Конституции и части второй статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Главы государства, любой из палат Национального собрания Республики Беларусь, Верховного либо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Правительства дает заключения:

о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;

о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

О соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, признанные согласно заключению Конституционного Суда Республики Беларусь не соответствующими Конституции или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента внесения в них соответствующих изменений и (или) дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов.

Признание нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими Конституции или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, является основанием для отмены положений иных нормативных правовых актов, основанных на таком нормативном правовом акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких правовых актов не могут применяться судами, иными органами, а также должностными лицами.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь дает заключение о наличии фактов систематического или грубою нарушения Конституции палатами Национального собрания Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить Главе государства, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов. Конституционный Суд Республики Беларусь вправе также вносить в государственные органы и иные организации другие предложения, вытекающие из его компетенции.

Конституционный Суд Республики Беларусь ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь па изученных и рассмотренных материалах.

Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» названный Суд наряду с полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей:

осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов до их подписания Главой государства;

по предложению Президента Республики Беларусь излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом Республики Беларусь нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров;

по поручению Президента Республики Беларусь дает официальное толкование декретов и указов Главы государства, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, которое является обязательным для государственных органов и иных организаций, должностных лиц и граждан;

по предложению Президиума Совета Республики принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства;

по предложениям Главы государства, любой из палат Национального собрания Республики Беларусь, Правительства излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

По поручению Президента Республики Беларусь судьи Конституционного Суда Республики Беларусь проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.

Порядок конституционного судопроизводства определяется законом. Вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь регулируются Регламентом Конституционного суда Республики Беларусь, принимаемым данным Судом.

Конституционный Суд принимает заключения и решения.

В случаях, предусмотренных статьей 116 Конституции и частями в торой и седьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, принимаются заключения.

Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

По иным вопросам, входящим в его компетенцию, Конституционный Суд Республики Беларусь вправе принимать решения.

Обращения к государственным органам могут быть переданы отдельно в форме представления или запроса.

Вопрос № 2. Порядок декларирования доходов и имущества государственного служащего.

В Законе о государственной службе в статье 23 указано, что декларацию о доходах и имуществе в соответствующий государственный орган (должностному лицу) обязаны представлять:

гражданин Республики Беларусь - при поступлении на государственную службу. При поступлении гражданина Республики Беларусь на государственную службу путем избрания декларация представляется до регистрации (утверждения) его в установленном порядке в качестве кандидата на государственную должность;

государственный служащий - при занятии другой государственной должности;

государственный служащий, его супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки), совместно с ним проживающие и ведущие общее хозяйство, - ежегодно;

государственный служащий, его супруг (супруга) и близкие родственники, совместно с ним проживающие и ведущие общее хозяйство, - в иных случаях, предусмотренных законодательными актами о борьбе с коррупцией.

Декларирование доходов и имущества граждан Республики Беларусь при поступлении на государственную службу осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 174-3 «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» (в ред. Закона Республики Беларусь от 03. 12.2009 г.).

Лица, назначенные на высшие государственные должности Республики Беларусь, иные государственные должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, их супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство, обязаны представлять ежегодные декларации о доходах и имуществе Главе Администрации Президента Республики Беларусь, который определяет декларации, подлежащие проверке в текущем году.

О результатах проведенной проверки деклараций Глава Администрации Президента Республики Беларусь докладывает Президенту Республики Беларусь ежегодно до 31 декабря.

Ежегодные декларации о доходах и имуществе представляют:

избранные в установленном порядке члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, их супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство, - Председателю Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, их супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство, - Председателю Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

избранные в установленном порядке судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, их супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство, - Председателю Конституционного Суда Республики Беларусь;

избранные в установленном порядке члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и работающие в ней на постоянной основе, их супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство, - Председателю Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

судьи хозяйственных судов областей (г. Минска), их супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство, - Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

судьи областных (Минского городского), Белорусского военного, районных (городских), межгарнизонных военных судов, их супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство, - Министру юстиции Республики Беларусь;

председатели городских (городов областного подчинения), районных Советов депутатов, их супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство, - председателям областных Советов депутатов;

председатели сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов депутатов, их супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство, - председателям районных Советов депутатов;

другие государственные служащие, их супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство, - руководителям государственных органов, в которых государственные служащие занимают государственные должности.

Лица, обязанные представлять декларации о доходах и имуществе, одновременно с представлением деклараций могут письменно изложить свои пояснения, касающиеся сведений, указанных в декларациях.

Порядок проверки и хранения деклараций о доходах и имуществе, представляемых в соответствии с Законом о государственной службе, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных актами Президента Республики Беларусь.

 

Вопрос № 3. Профессиональное развитие государственных служащих. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации, стажировка, самообразование государственных служащих.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководя­щих кадров регулируется:

Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 02.06.2009 г.);

Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 354 «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 02.06.2009 г.);

Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 275 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере управления» и др.

Основными целями подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров, а также лиц, включенных в резерв руководящих кадров, и лиц, включенных в единый перспективный кадровый резерв, являются обеспечение постоянного приобретения ими знаний в области теории и практики государственного управления, государственной идеологии, экономики, права, совершенствования управленческих умений и навыков.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководящих кадров и лиц, включенных в резервы руководящих кадров, строятся на принципах системности, научности, перспективности и дифференцированного подхода.

Ведущим государственным высшим учебным заведением в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров государственных органов (организаций) является Академия управления, которая разрабатывает учебные планы и программы, учитывающие характер и специфику работы руководящих кадров, обеспечивает дифференцированный подход к комплектованию учебных групп, выбор форм обучения, определяет профессорско-преподавательский состав.

Для обеспечения непрерывного повышения профессионального уровня руководящих кадров, в том числе назначаемых на новые должности, предусматривается обязательное повышение их квалификации.

Подготовка на первой ступени высшего образования руководящих кадров, имеющих высшее образование, занимающих должности руководителя (заместителя руководителя) государственного органа (организации), руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения государственного органа (организации), лиц, включенных в резерв, имеющих общий стаж руководящей работы не менее 5 лет и не достигших, как правило, 45-летнего возраста, осуществляется в соответствии с государственным заказом на факультете подготовки в Институте государственной службы Академии управления. Подготовка на первой ступени высшего образования в Академии управления ведется в заочной форме получения образования со сроком обучения не менее 3 лет.

Переподготовка руководящих кадров, имеющих высшее образование, занимающих должности руководителя (заместителя руководителя) государственного органа (организации), руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения государственного органа (организации), лиц, включенных в резерв, осуществляется согласно государственному заказу на факультете переподготовки в Институте государственной службы Академии управления. Переподготовка в Академии управления осуществляется в очной и заочной формах получения образования. Срок переподготовки в очной форме получения образования не должен превышать 1 года, в заочной - 1 года и 10 месяцев.

Повышение квалификации руководящих кадров, лиц, включенных в резервы руководящих кадров, лиц, организующих идеологическую работу, главных редакторов (редакторов) государственных средств массовой информации, а также руководителей молодежных общественных объединений осуществляется в соответствии с государственным заказом на факультете повышения квалификации в Институте государственной службы Академии управления. Повышение квалификации в Академии управления ведется в очной и заочной формах получения образования. Срок повышения квалификации не должен превышать трех месяцев.

Повышение квалификации проводится;

в виде ежемесячных семинаров;

по индивидуальным планам; в виде стажировок.

Стажировка может быть самостоятельным видом обучения и осуществляться в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Лицам, завершившим в Академии управления подготовку на первой ступени высшего образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом о высшем образовании.

Лицам, прошедшем переподготовку в Академии управления, при успешном прохождении итоговой аттестации выдается диплом о переподготовке высшего образования.

Лицам, прошедшим повышение квалификации в Академии управления, при успешном прохождении итоговой аттестации выдается свидетельство о повышении квалификации.

Государственные органы и иные государственные организации также организовывают самообразование руководящих кадров, лиц, включенных в резервы руководящих кадров, с учетом соответствующих методических рекомендаций, разрабатываемых Академией управления и утверждаемых Администрацией Президента Республики Беларусь.

Самообразование - целенаправленная систематическая познавательная деятельность, ориентированная на расширение возможностей личности в профессиональном самосовершенствовании и росте.

Организация самообразования кадров в сфере управления предусматривает:

планирование государственными органами и организациями процесса самообразования;

непосредственное освоение кадрами в сфере управления информационно-образовательных материалов;

оценку уровня управленческих компетентностей, достигнутого в процессе самообразования.

Вопрос № 4. Охрана и сохранение историко-культурных ценностей в Республике Беларусь.

Историко-культурное наследие - совокупность наиболее отличительных итогов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях.

Историко-культурные ценности - материальные объекты (материальные историко-культурные ценности) и нематериальные проявления творчества человека (нематериальные историко-культурные ценности), которые имеют отличительные духовные, художественные и (или) документальные стоимости, обладающие статусом историко-культурной ценности.

Государственное регулирование в сфере сохранения историко-культурного наследия осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством культуры Республики Беларусь, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами, а также другими государственными органами в соответствия с их компетенцией.

Охрана и сохранение историко-культурных ценностей в Беларуси основывается на Конституции Республики Беларусь и регулируется Законам Рэспублш Беларусь ад 9 студзеня 2006 г. № 98-3 «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 г.).

Основными направлениями государственной политики в сфере сохранения историко-культурного наследия являются:

выявление материальных объектов и нематериальных проявлений творчества человека, которые могут представлять историко-культурную ценность;

придание материальным объектам и нематериальным проявлениям творчества человека статуса историко-культурной ценности и учет историко-культурных ценностей;

сохранение и воссоздание историко-культурных ценностей.

Для обеспечения сохранения неподвижных материальных историко-культурных ценностей и их окружающей среды устанавливаются следующие зоны сохранения неподвижных материальных историко-культурных ценностей:

охранная зона;

зона регулирования застройки; зона сохранения ландшафта; зона сохранения культурного слоя.

Проект зон сохранения неподвижной материальной историко-культурной ценности, включая режимы удержания и использования них зон, разрабатывается в соответствия с законодательством республики для каждой историко-культурной ценности.

Беларусь располагает значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, градостроительства, истории, археологии, искусства, парковыми комплексами, музейными коллекциями и книжными собраниями.

В настоящий период в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь включено около 500 историко-культурных ценностей, в том числе 4 694 материальных недвижимых историко-культурных ценностей, которые включают 1 655 объектов архитектуры, 1 125-истории, 1 857 - археологии, 57 - искусства.

Материальные историко-культурные ценности, включенные в Государственный реестр, делятся на четыре категории:

0 - историко-культурные ценности, включенные или предложенные для включения в Список мирового наследия;

1 - наиболее уникальные историко-культурные ценности, художественные, эстетические и документальные достоинства которых представляют международный интерес;

2 - достопримечательные историко-культурные ценности, характеризующие наиболее отличительные черты историко-культурного наследия всей республики;

3 - историко-культурные ценности, характеризующие отличительные черты историко-культурного наследия отельных регионов республики.

Под категорией «О» в Государственном списке отмечено 9 объектов: дворцово-парковый ансамбль и комплекс монастыря иезуитов в г. Несвиже Минской области, Борисоглебская (Коложская) церковь XII в. в г. Гродно, Августовский канал в Гродненской области, церковь оборонительного типа в д. Сынковичи Зельвенского района Гродненской области. Замковый комплекс «Мир» в г. п. Мир Кореличского района Гродненской области, Дуга меридиана Струве (21 пункт) на территории Брестской области, Каменецкая башня в г. Каменец Брестской области, Спасо-Преображенская церковь в г. Полоцке Витебской области, дворцово-парковый ансамбль в г. Гомеле.

К категории «1» отнесены 42 объекта. Среди них исторические центры г. Минска и г. Гродно, Брестская крепость, комплекс иезуитского коллегиума в г. Полоцке Витебской области, ратуша и Преображенская церковь в г. Чечерске Гомельской области, Лидский замок, фрагменты Новогрудского замка и др.

К категории «2» отнесены 562 объекта. В их числе - исторические центры городов Беларуси: Бреста, Пинска, Кобрина, Полоцка, Троицкий костел в д. Ишколдь Барановичского района Брестской области, церковь-крепость в д. Мурованка Щучинского района Гродненской области, Софийский собор в Полоцке, костел Иоанна Крестителя в д. Комаи Поставского района Витебской области и др.

Наиболее значимые историко-культурные объекты Республики Беларусь включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО: замковый комплекс «Мир» в г. п. Мир Гродненской области, архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в г. Несвиже Минской области, два трансграничных объекта - Беловежская пуща и Дуга Струве. Совместно с Республикой Польша готовится досье «Августовский канал - творение человека и природы», а также собирается материал по другим знаковым объектам наследия высшей категории ценности.

В последние годы активизировались контакты с Литвой в вопросах культурного сотрудничества. Традиционно активно Беларусь взаимодействует с Россией в вопросах культуры, искусства, науки (музееведение, архивоведение, источниковедение и т. д.).

Вопрос № 5. Социальная сфера как объект государственного регулирования. Социальная политика Республики Беларусь: цели, принципы и основные направления.

Социальная сфера - это вся система жизнеобеспечения человека. Чем шире и разнообразнее социальная сфера, выше уровень ее развития, тем шире и богаче объективные возможности человека II обеспечении условий и образа его жизнедеятельности, условий формирования и удовлетворения его жизненных потребностей.

Проблемы развития социальной сферы можно рассматривать па разных уровнях организации общества: человека – первичного субъекта и объекта социальной жизни; различного рода объединений граждан, а также всего общества в лице его разнообразных организаций, учреждений и социальных институтов. Определяющая роль и решении этих проблем отводится государству, которое, будучи политической организацией общества, призвано защищать интересы и права своих граждан, способствовать оптимальному развитию условий и образа жизни членов общества, совершенствовать социальные связи и отношения между ними.

Рассматривая социальную сферу как объект государственного регулирования, заметим, что речь идет о стороне социальной сферы, касающейся удовлетворения потребностей человека, которые он, в силу объективных обстоятельств, не может обеспечить самостоятельно. В отношении потребностей, которые человек может и должен обеспечить самостоятельно, роль государственного регулирования социальной сферы сводится к созданию благоприятных условий, позволяющих ему реализовать собственные способности и возможности для решения своих проблем.

Совокупность процессов и организаций социальной сферы представляет собой социальный комплекс, в составе которого можно выделить объекты государственного регулирования:

население, трудовые ресурсы, занятость, миграция, рынок труда;

политика доходов, уровень и качество жизни населения;

социальная защита населения, борьба с бедностью, пенсионное обеспечение, социальное страхование и др.;

развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и др.).

Весь спектр задач и направлений развития социального комплекса находит отражение в социальной политике государства.

Социальная политика - это система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, нациями, отдельными социальными группами населения, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и на этой основе - на повышение эффективности функционирования экономики страны.

Социальная политика государства строится на основе принципов: целенаправленности, учета возможностей, реальности, открытости, целостности, адекватности, всеобщности и адресности.

Основная цель социальной политики в текущем пятилетии дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста

реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

Целевыми ориентирами поли гики доходов населения, обеспечивающими достижение основной цели социальной политики Республики Беларусь, являются:

рост реальных денежных доходов населения;

повышение уровня реальной заработной платы;

поэтапное повышение уровня минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий - до величины бюджета прожиточного минимума;

предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов (не более 1:6);

социальная поддержка малообеспеченных категорий населения, дальнейшее совершенствование государственной адресной социальной помощи;

совершенствование системы пенсионного обеспечения;

сокращение уровня малообеспеченности в два раза;

дальнейшее совершенствование системы поддержки семей и связи с рождением и воспитанием детей.

Повышение реальных денежных доходов населения осуществляется путем приоритетной поддержки экономически активных групп населения, создания условий для усиления трудовой мотивации работников, содействия развитию малого предпринимательства. Важным направлением является обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их груда.

Предотвращению необоснованной дифференциации населения по уровню доходов способствует дальнейшее совершенствование государственного регулирования оплаты труда по сферам и отраслям экономики.

Основной целью государственной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в надежный источник доходов и повышение ее роли как стимула трудовой активности работников.

Политика оплаты труда основывается на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использовании в реальном секторе экономики в большей степени рыночных механизмов регулирования.

Важнейшей функцией государства является обеспечение минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.

Основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства.

Приоритеты политики занятости - формирование благоприятных условий для повышения ее эффективности, преодоление дефицита рабочих мест посредством расширения инвестиционной активности за счет всех источников, снижение напряженности и поддержание стабильности в сфере социально-трудовых отношений. Основные усилия сосредоточены на реализации активных мер по обеспечению занятости населения и удержании уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5-2 % к экономически активному населению.

Главная цель социальной защиты населения - обеспечить поддержку тем, кто в силу своего социально-экономического положения не может участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находится в трудной жизненной ситуации; создать необходимые условия для повышения экономической активности населения.

Основной целью совершенствования пенсионной системы является обеспечение более высокого уровня жизни пенсионеров. Пенсионное обеспечение в стране строится на многоуровневой основе, предполагающей сочетание программ обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования. Последовательное проведение преобразований позволит без коренной ломки адаптировать пенсионную систему к изменяющимся социально-экономическим и демографическим условиям и обеспечить выполнение возложенных на нее задач.

В области народонаселения основной целью является создание предпосылок для улучшения демографической ситуации в стране. Для этого необходимо решить следующие задачи: увеличить рождаемость, снизить смертность, увеличить ожидаемую продолжительность жизни, укрепить брачно-семейные отношения и улучшить условия жизнедеятельности семьи, оптимизировать миграционные процессы. Этому будет способствовать реализация комплекса мер Национальной программы демографической безопасности Респуб­лики Беларусь.

Целью молодежной политики является создание социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий дня гражданского становления, воспитания и социальной самореализации молодежи.

Вопрос № 6. Порядок регистрации документов. Организация контроля за их исполнением. Типовые сроки исполнения документов.

Регистрация документа - запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправле­ния или получения. Следуя определению, регистрация документа - это присвоение ему регистрационного индекса (номера) и проставление его на документе с последующей записью данных о документе в журнале регистрации (регистрационной карточке). Целью регистрации является обеспечение учета, контроля и поиска документов.

Основным принципом регистрации документов является однократность, т. е. каждый документ должен регистрироваться только один раз.

Регистрации подлежат входящие, исходящие и внутренние документы, требующие учета и исполнения. Документы регистрируются независимо от способа их создания, передачи или доставки.

Соответственно, регистрационный индекс (номер) документа - цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое документу при его регистрации. Такой индекс (т. е. номер и необходимые условные обозначения) указывают место исполнения (составления) и хранения документа. Индекс входящего, исходящего и внутреннего документа, как правило, состоит из индекса дела по номенклатуре дел и регистра­ционного номера документа, например: регистрационный номер 06-10/96 входящего документа включает: 06 - индекс структурного подразделения; 10 - номер соответствующего дела по номенклатуре; 96 - индивидуальный порядковый номер входящего документа, присвоенный ему при регистрации.

На всех входящих документах проставляется регистрационный номер, фиксирующий факт и время поступления документа в организа­цию (учреждение). Место проставления штампа определено СТБ и Инструкцией по делопроизводству в государственных органах и организациях.

Исключением являются индексы распорядительных документов (постановлений, распоряжений, приказов по основной деятельности, приказов по личному составу и других документов), протоколов. Индексами распорядительных документов (приказов и распоряжений по основной деятельности) и протоколов являются их регистрацион­ные номера, которые присваиваются самостоятельно в пределах каждого вида документов. Индексы заявлений и жалоб граждан могут быть дополнены первой буквой фамилии автора документа.

Входящие документы регистрируются в день поступления, исходя­щие и внутренние документы - в день подписания (утверждения). В инструкции по делопроизводству организации (учреждения) в приложении должен быть представлен перечень документов, не подлежащих регистрации службой документационного обеспечения.

Регистрация входящих, исходящих и внутренних документов в организации осуществляется централизованно в службе ДОУ Децентрализованная регистрация документов допускается при территориальной разобщенности структурных подразделений организации. Децентрализованной регистрации подлежат также отдельные категории документов, регистрируемых в структурных подразделениях организации согласно разрабатываемому службой ДОУ и утверждаемому руководителем организации перечню документов, не подлежащих регистрации службой ДОУ (первичная и отчетная бухгалтерская документация, документация по материально-техническому снабжению и др.);

В практической деятельности, в зависимости от объема документооборота, используют две формы регистрации документов: журналы и карточки. Возможна и третья форма регистрации с использованием персонального компьютера - автоматизированная электронная. Решение о выборе формы регистрации документов в организации (карточной или журнальной) закрепляется в локальном правовом акте. Журнальная форма регистрации документов допускается в организациях с незначительным объемом документооборота (до 600 документов в год). Журналы регистрации документов ведутся по утвержденным Инструкцией по делопроизводству в государственных органах и организациях формам.

Контроль исполнения документов - совокупность действий, обеспечивающих своевременное и качественное исполнение наиболее важных входящих, исходящих и внутренних документов. Осуществляют такой контроль руководители учреждений, руководители структурных подразделений и уполномоченные ими лица. Непосредственный контроль за исполнением документов возлагается на службу документационного обеспечения управления организации (учреждения).

В структурных подразделениях организации (учреждения) контроль за исполнением документов осуществляет секретарь или лицо, ответственное за делопроизводство.

Технология контроля состоит из постановки документа на контроль, проверки своевременного доведения документа до исполнителя, предварительной проверки и регулирования хода исполнения, учета и обобщения результатов контроля исполнения документов, информирования руководителя организации (учреждения).

Контроль за исполнением документа начинается с момента постановки его на контроль. На документе, поставленном на контроль, наносится реквизит «Отметка о контроле» - знак «К» на левом поле документа на уровне заголовка к тексту или штамп «КОНТРОЛЬ» на верхнем поле документа.

Существует два вида срока исполнения документа: типовой (срок исполнения документа, установленный нормативно-правовым актом) и индивидуальный (срок исполнения документа, установленный организационно-распорядительным документом организации или резолюцией).

Документ считается исполненным и снимается с контроля руководителем после проведения исполнителем конкретной работы (подготовки ответа, составления проекта контракта, проведения делового совещания). Результаты исполнения в краткой форме записываются на самом документе (реквизит «Отметка об исполнении документа и направлении его в дело»). Также ставится отметка и в контрольно-ревизионной карточке.

Вопрос № 7. Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления (статья 108 УПК Республики Беларусь.

 

Статья 108 УПК. Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления

 

1. Лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано действующим в пределах своей компетенции органом уголовного преследования при наличии любого из следующих оснований:

1) если лицо застигнуто при совершении предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния или непосредственно после его совершения;

2) если очевидцы происшествия, в том числе и лицо, пострадавшее от преступления, прямо укажут на данное лицо как на совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние или захватят его в порядке, предусмотренном статьей 109 настоящего Кодекса;

3) если на этом лице, при нем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, на рабочем месте или транспортном средстве обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;

4) если имеются другие достаточные основания подозревать в совершении преступления лицо при условии, что оно пыталось скрыться с места преступления или от органа уголовного преследования, или не имеет постоянного места жительства, или проживает в другой местности, или не установлена его личность.

1-1. В случае отсутствия оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может скрыться от органа уголовного преследования, и при наличии письменного согласования решения о его задержании с Генеральным прокурором Республики Беларусь, Министром внутренних дел Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь - директором Департамента финансовых расследований, действующими в пределах своей компетенции, это лицо может быть задержано органом уголовного преследования.

(часть 1-1 статьи 108 введена Законом Республики Беларусь от 20.12.2007 N 290-З)

2. Задержание по основаниям, предусмотренным частями 1 и 1-1 настоящей статьи, может производиться до возбуждения уголовного дела. При этом вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен органом уголовного преследования в течение 12 часов с момента фактического задержания. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или непринятия решения о возбуждении уголовного дела в указанный срок задержанный должен быть освобожден.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 290-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Задержание по основаниям, предусмотренным частями 1 и 1-1 настоящей статьи, не может длиться свыше 72 часов с момента фактического задержания (включая срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи), по истечении которых задержанный должен быть освобожден из-под стражи либо в отношении его применена мера пресечения, предусмотренная настоящим Кодексом.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 290-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Задержание лица, подозреваемого в совершении особо тяжких преступлений, предусмотренных частью второй статьи 124, статьей 126, частью второй статьи 139, частями первой и третьей статьи 285, статьями 286, 289, частью второй статьи 356, частью третьей статьи 357, статьями 359, 360, 362, а также тяжких преступлений, предусмотренных частью второй статьи 285 и частью третьей статьи 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь, по основаниям, предусмотренным частями 1 и 1-1 настоящей статьи, не может длиться свыше десяти суток с момента фактического задержания, по истечении которых задержанный должен быть освобожден из-под стражи либо в отношении его должна быть применена мера пресечения, предусмотренная настоящим Кодексом.

(часть четвертая статьи 108 введена Законом Республики Беларусь от 04.01.2003 N 173-З; в ред Законов Республики Беларусь от 15.12.2005 N 71-З, от 20.12.2007 N 290-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае применения в отношении задержанного меры пресечения обвинение ему должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента фактического задержания, а в отношении лиц, указанных в части четвертой настоящей статьи, - не позднее двадцати суток с момента фактического задержания.

(часть пятая статьи 108 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 173-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.