Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзаменационный билет № 5




Вопрос № 1. Принцип разделения властей: сущность и законодательное закрепление в Республике Беларусь.

Одним из древнейших принципов устройства демократического и правового государства является принцип разделения властей, применявшийся еще со времен Древней Греции.

Егосуть заключается в том, что при единстве системы государственной власти законодательная, исполнительная и судебная функции государственной власти распределяются между различными государственными органами, независимыми друг от друга, но находящимися в тесной взаимосвязи и взаимодействии между собой. Разделение властей имеет целью не допустить концентрации власти в руках одного органа и возможного злоупотребления ею. При этом существует разделение властей не только по горизонтали, как указано выше, но также и по вертикали, например, на республиканском и местном уровнях.

Условно в упрощенном виде можно отметить, что при разделении функция законодательной власти состоит в определении базовых правил поведения общества, исполнительная власть обеспечивает непосредственную реализацию этих правил, а судебная власть обеспечивает регулирование споров, возникших в обществе в ходе правоприменительной деятельности.

Необходимое существования принципа разделения властей определялась в трудах Аристотеля, Марсилия Падуанского и др. Особое теоретическое развитие этот принцип приобрел в период борьбы с абсолютизмом в трудах Дж. Локка и Ш.Л. Монтескье. В настоящее время этот принцип является общепризнанным во всех демократических государствах и закреплен конституционно. Как показал исторический опыт, отказ от принципа разделения привел ряд государств к диктатуре и массовым нарушениям прав человека. Только при такой организации власти возможна свобода личности.

В статье 6 Конституции указывается, что государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Президент Республики Беларусь в соответствии со статьей 79 Конституции, являясь Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между этими органами.

Следует отметить, что некоторые государственные органы с особым статусом нельзя отнести ни к одной из традиционно выделяемых ветвей власти. К их числу, в частности, относятся Совет Безопасности Республики Беларусь, Администрация Президента Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, органы прокуратуры, Комитета государственного контроля, Национальный банк, Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Данные органы наделены особыми полномочиями в надзорной, контрольной, финансовой и иных сферах и, как правило, непосредственно подчиняются Главе государства.

На отнесение государственных органов к той или иной ветви власти непосредственно указывает Конституция. Так, согласно статье 90 Конституции Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Таким образом, в Парламенте объединено непосредственное представительство населения в лице депутатов от различных избирательных округов и территориально-административное представительство, учитывающее функционирование системы государственных органов, что позволяет функционировать Парламенту как представительному органу в сфере законодательной власти. Он реализует свои полномочия преимущественно путем принятия законов как нормативных правовых актов, закрепляющих принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Как представительный орган Парламент вправе также решать отдельные вопросы, связанные с освобождением от должности и смещением с должности Президента Республики Беларусь.

В случаях и порядке, определенных статьей 101 Конституции, законодательную власть может осуществлять Президент Республики Беларусь путем издания декретов, имеющих силу закона. Это обусловлено тем, что Президент Республики Беларусь представляет весь народ Республики Беларусь, являющийся единственным источником государственной власти и носителем суверенитета. Данные полномочия проистекают из того, что Глава государства избирается всем народом, а не представителями отдельных территориальных групп населения.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления (статья 106 Конституции). Правительство руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти и в своей деятельности подотчетно Главе Государства и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Конституцией, Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 31.12.2009 г.) (далее - Закон «О Совете Министров Республики Беларусь»), актами Президента Республики Беларусь Правительство наделено широкими полномочиями по регулированию социально-экономической и иных сфер развития республики.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Правительство формируется Президентом.

Согласно статье 106 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданскою, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводств. В настоящее время она осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, созданными в соответствии с законами Республики Беларусь, и строится на принципах территориальности и специализации.

К общим судам относятся: районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды; областные (Минский городской), Белорусский военный суды; Верховный Суд Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-3 (в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 г.) (далее – Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей) и другие законодательные акты подробно регулируют организацию и деятельность общих судов. Данные суды осуществляют уголовное и гражданское, а также административное судопроизводство в пределах своей компетенции.

К хозяйственным судам относятся: хозяйственные суды областей (города Минска); Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др. Отношения, связанные с образованием и деятельностью хозяйственных судов, которые осуществляют хозяйственное и частично административное судопроизводство, регулируются Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и другими законодательными актами.

Особый статус имеет Конституционный Суд, который в соответствии с частью первой статьи 116 Конституции осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции палатами Парламента.

Судебная власть взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

 

Вопрос № 2. Условия и порядок поступления на государственную службу Основания для отказа в приеме на государственную службу.

Статья 39 Конституции Республики Беларусь предусматривает право равного доступа граждан Республики Беларусь к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой.

В Законе о государственной службе сказано, что право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным Законом о государственной службе, иными законодательными актами о государственной службе (статья 34).

В соответствии со статьей 27 Закона о государственной службе поступление на государственную службу осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами путем назначения, утверждения либо избрания. Назначение, утверждение либо избрание на государственную должность оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку. Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное испытание. Для лиц, впервые поступающих на государственную службу, проводится квалификационный экзамен в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Закон о государственной службе устанавливает квалификационные требования, предъявляемые при поступлении на государственную службу:

соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;

необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;

владение государственными языками Республики Беларусь;

знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Другие квалификационные требования, предъявляемые к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей, помимо вышеперечисленных, могут устанавливаться иными актами законодательства.

Определение государственной службы как профессиональной деятельности требует установления соответствующих требований к знаниям и квалификации государственных служащих

При поступлении на государственную службу и заключении руководитель государственного органа или уполномоченное им лицо обязаны потребовать, а претендент на должность государственной службы обязан предъявить ряд документов, которые перечислены в Законе о государственной службе, в частности-

личное заявление;

личный листок по учету кадров;

паспорт, документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);

трудовую книжку за исключением впервые поступающих на работу;

диплом или иной документ о соответствующем образовании, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется-

декларацию о доходах и имуществе-

медицинское заключение о состоянии здоровья (для занятия отдельных государственных должностей, перечень которых определяется законодательными актами).

Прием на государственную службу без предъявления вышеперечисленных документов не допускается.

Закон о государственной службе устанавливает, что при наличии определенных обстоятельств гражданин не может быть принят на государственную службу. Основания для отказа в приеме на государственную службу перечислены в статье 33. Такими основаниями являются;

признание гражданина в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным*

лишение судом права занимать государственную должность и течение определенного времени;

наличие подтвержденного медицинским заключением заболевания, входящего в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;

отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей;

близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

отсутствие гражданства Республики Беларусь;

представление заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;

непредставление декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

увольнение государственного служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия;

наличие судимости;

иные случаи, установленные законодательными актами.

По просьбе гражданина ему представляется в письменной форме информация о причинах отказа в принятии на государственную службу.

Закон о государственной службе предусматривает следующие способы замещения должностей в государственных органах: назначение, утверждение либо избрание. С гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт.

Способы замещения государственной должности: назначение, утверждение, избрание.

Способы замещения должностей зависят от категорий и групп государственных должностей.

Назначение на должность государственной службы может быть обусловлено проведением конкурса на занятие государственной должности, а для лиц, поступающих на государственную службу впервые, - сдачей квалификационного экзамена.

Для обеспечения подбора компетентных, высокопрофессиональных работников законодательством о государственной службе установлен особый порядок приема на государственную службу.

Указом Президента Республики Беларусь от 17 марта 2005 г; № 139 «Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу» для указанных лиц предусмотрено обязательное проведение квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится с целью установления соответствия уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, впервые поступающих на государственную службу, современным требованиям эффективной работы в государственных органах.

При приеме на государственную службу руководитель государственного органа может устанавливать предварительное испытание.

 

Вопрос № 3. Механизмы реализации государственной кадровой политики.

Качество процесса формирования кадров государственного управления зависит от реализации требований, предъявляемых к государ­ственной кадровой политике и механизму ее реализации.

Внутренняя организационная структура системы формирования кадров государственного управления определяется целями и приоритетными направлениями кадровой политики, а также ее принципами.

Механизм реализации государственной кадровой политики - комплекс правовых норм, принципов, форм, методов и средств, обеспечивающих эффективность подбора и расстановки кадров, их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Достижение целей, задач и приоритетов государственной кадровой политики требует совершенствования механизма ее реализации, в частности, нормативно-правового, организационно-методического, информационного, материально-технического, финансового обеспечения.

Актуализация нормативно-правовой базы предполагает совершен­ствование действующих и разработку новых законодательных актов, регламентирующих приоритетные задачи и функции государственных органов и учитывающих современные информационные технологии

в кадровой работе.

Организационно-методическое обеспечение государственной кадровой политики предусматривает:

создание систем и методик прогнозирования потребности в квалифицированной рабочей силе всех сфер жизнедеятельности общества;

координацию действий субъектов кадровой политики государства;

разработку программ кадрового обеспечения отраслей экономики, административно-территориальных единиц, органов государст­венного управления и развитие системы последипломного образова­ния кадров на базе ведущих высших учебных заведений;

разработку и использование современных кадровых технологий в области подбора, расстановки, продвижения, оценки и трудовой мотивации кадров;

расширение сети научных, инновационных и консультационных организаций в области работы с кадрами, развитие системы ее психоло­гического сопровождения.

Информационное обеспечение государственной кадровой поли­тики предусматривает создание единого информационного простран­ства, способствующего эффективному взаимодействию субъектов формирования и реализации кадровой политики. Основными направ­лениями информационного обеспечения государственной кадровой политики являются:

определение состава и структуры информации, необходимой для принятия эффективных решений в области формирования кадрового потенциала государственного управления;

создание республиканской информационной мониторинговой системы учета и анализа управленческого кадрового потенциала, подготовки и использования кадров, а также единого банка данных резерва кадров.

Материально-техническое и финансовое обеспечение государственной кадровой политики предполагает:

организацию прогнозирования и планирования потребности в материальных и финансовых ресурсах для обеспечения эффективной работы государственного аппарата, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов государственного управления, самоуправления, отраслей экономики, других сфер деятельности;

развитие материально-технической базы учреждений последиплом­ного образования;

определение источников и порядка финансирования кадровых программ с использованием средств республиканского и местных бюджетов, а также средств предприятий и организаций, образуемых за счет хозяйственной деятельности.

 

Вопрос № 4. Экономия и бережливость как главные факторы экономической безопасности государства – Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3.

В Республике Беларусь за истекшее десятилетие создана эффективная и динамично развивающаяся экономика, ориентированная на неуклонный рост благосостояния и повышение качества жизни граждан. Последовательно осуществляется курс на инновационное развитие страны. За годы независимости сформирована современная социальная инфраструктура. В республике, оставшейся после распада Советского Союза без источников энергетических и сырьевых ресурсов, проведена большая работа по внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Вместе с тем пока не создана целостная система экономии материальных ресурсов, что снижает конкурентоспособность экономики, эффективность использования всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования. Энергоемкость валового внутреннего продукта в Беларуси в полтора - два раза выше, чем в развитых государствах со сходными климатическими условиями и структурой экономики. Высока и материалоемкость отечественной продукции. Недостаточно полно используются вторичные ресурсы и отходы производства.

Руководители органов государственного управления и иных организаций не осуществляют должного контроля за бережным хранением и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов, не всегда выявляют резервы по снижению энерго- и материалоемкости производства. На низком уровне ведется работа по вовлечению в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии: леса, воды, ветра, подземного тепла, солнечной энергии и др.

Экономное расходование тепла, электроэнергии, природного газа, воды и других ресурсов не стало нормой жизни для каждой белорусской семьи, каждого человека. Не искоренены факты вандализма и подъездах многоквартирных жилых домов, придомовых территориях и детских площадках, в других общественных местах и на транспорте. Как следствие, государство несет громадные непроизводительные расходы по поддержанию в надлежащем состоянии объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

Все эти факторы и обусловили принятие Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства» (далее - Директива № 3).

В целях укрепления экономической безопасности государства Директивой № 3 ставится задача руководителям государственных органов всех уровней управления организовать жесткий контроль за рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов, снижением удельных материальных затрат на единицу выпускаемой продукции при одновременном росте производства и его модернизации.

Совету Министров Республики Беларусь поставлены задачи:

обеспечить снижение энергоемкости валового внутреннего продукта в 2010 г. не менее чем на 31 %, в 2015 г. не менее чем на 50 %, в 2020 г. не менее чем на 60 % к уровню 2005 г.;

обеспечить в 2012 г. не менее 25 % объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии и в 2015 г. вовлечение в топливный баланс бурых углей белорусских месторождений.

Предусмотрен комплекс мер по экономии и бережливому использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов во всех сферах производства и в жилищно-коммунальном хозяйстве:

создание новых и укрепление квалифицированными кадрами имеющихся служб по нормированию топливно-энергетических и материальных ресурсов;

введение в бизнес-планы развития организаций раздел «Энергосбережение», предусматривающий снижение энергоемкости выпускаемой продукции, максимальное использование местных видов топлива, включая вторичные энергоресурсы;

оснащение в 2007-2008 гг. всех квартир (индивидуальных домов) приборами индивидуального учета расхода холодной и горячей воды за счет средств граждан, кредитных ресурсов и собственных средств организаций жилищно-коммунального хозяйства;

начиная с 2007 г ставится задача организовать переход на энергоэффективный метод проектирования и строительства зданий, широкое применение при этом отечественных энерго- и ресурсосберегающих конструктивных элементов, материалов и энергосберегающих инженерных систем;

внедрение инновационных проектов, направленных на использование новых источников энергии и нетрадиционных ресурсов углеводородного сырья, в том числе на реализацию в 2008-2010 гг. пилотных проектов по производству пеллет (гранул из отходов деревообработки) с последующим системным развитием такого производства, начиная с 2007 г. принимать меры по увеличению объемов выращивания быстрорастущей древесины для топливных нужд.

Большое внимание уделяется вопросам стимулирования экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, в частности:

считать выполнение показателей по экономии ресурсов, увеличение использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также вторичных энергоресурсов важнейшими критериями оценки работы руководителей государственных органов и иных государственных организаций, установить зависимость оплаты их труда от выполнения показателей по экономии ресурсов, увеличения использования местных видов топлива;

предусматривается разработка эффективного механизма морального и материального стимулирования экономии и рационального использования топливно-энергетических и материальных ресурсов, обеспечение его внедрения в государственных органах, иных государственных организациях.

Директивой № 3 определяется комплекс мер по пропаганде среди населения повсеместной экономии и бережливости. С этой целью инициируется:

издание наглядной агитации, учебно-методических пособий, детской познавательной литературы по вопросам экономии и бережливости, увеличение количества соответствующей тематической информации в сети Интернет;

пропаганда опыта передовых коллективов республики, обеспечивающих строгий режим экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, выпуск конкурентоспособной продукции с меньшими затратами;

принятие мер по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области энерго- и ресурсосбережения;

призыв к соблюдению жесткого режима экономии и бережливости всех граждан страны, специалистов всех уровней, общественных организаций и объединений.

Директивой № 3 предусмотрено установление эффективного контроля за рациональным использованием топливно-энергетических п материальных ресурсов. В частности, Комитету государственного контроля ставится задача осуществлять целевые проверки соблюдения государственными органами и иными организациями законодательства по рациональному использованию ресурсов, привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в нанесении ущерба государству, бесхозяйственности и расточительстве; совместно с Прокуратурой, Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Государственным комитетом по имуществу, Государственным комитетом по стандартизации усилить контроль за соблюдением государственными органами, должностными лицами и иными работниками организаций режима экономии и бережливости, рационального использования топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования.

 

Вопрос № 5. Денежно-кредитный механизм государственного регулирования в Республике Беларусь: основные направления, цели, задачи, приоритеты.

 

Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет денежно-кредитное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом.

Денежно-кредитное регулирование является традиционным иважнейшим инструментом косвенного регулирования экономики.

Цель денежно-кредитного регулирования - поддержание покупательской способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.

Основная составляющая денежно-кредитного регулирования - кредит, который выполняет следующие функции:

расширяет рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливаются наличными денежными средствами;

перераспределяет свободные денежные средства между хозяйствующими субъектами;

обеспечивает экономию издержек обращения;

ускоряет концентрацию и централизацию капитала.

Денежно-кредитная система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал и организует переток его из одних секторов экономики в другие, создает и определяет инвестиционный климат ивлияет на инвестиционную активность, задает «правила игры» в денежно-кредитном обращении, определяет структуру производства исовокупность спроса, влияет на составляющие экономического равновесия.

Денежно-кредитное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка страны. В Республике Беларусь это Национальный банк, который, воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т. д.

Выделяют следующие направления денежно-кредитного регулирования:

контроль над банковской системой;

регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии; регулирование государственного долга.

В Республике Беларусь последовательно осуществляется переход к преимущественно рыночным методам регулирования денежно-кредитных отношений. В качестве регулирующих инструментов используются традиционные:

выпуск государственных ценных бумаг (облигаций, векселей, акций);

операции на открытом рынке;

процентная ставка (учетная ставка или ставка рефинансирования), по которой коммерческие банки приобретают кредитные ресурсы у Национального банка Республики Беларусь;

нормы обязательных резервов или резервные требования к коммерческим банкам (величина процента отчислений в резервный фонд центрального банка от величины привлеченных коммерческими банками средств);

регуляторы банковской деятельности (уставный фонд, нормативы ликвидности, платежеспособности и др.).

Кроме того, используются и меры административного воздействия.

На современном этапе политика Национального банка направлена на поддержание курса белорусского рубля к доллару США, формирование золотовалютных резервов. От величины золотовалютных резервов напрямую зависит возможность корректировки куров иностранных валют относительно национальной в интересах страны.

Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе являются: обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы; содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений; снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики.

 

Вопрос № 6. Распорядительные документы: особенности подготовки, оформление обязательных реквизитов.

Одна из форм исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов и организаций (учреждений, предприятий) -издание распорядительных документов, посредством которых решаются важнейшие вопросы управления.

В соответствии с действующим законодательством и компетен­цией органы управления издают следующие распорядительные документы: приказы, распоряжения, решения, постановления, указания.

Приказы и распоряжения, издаваемые в организациях, подразде­ляются на три вида:

1) по основной деятельности;

2) по личному составу;

3) по административно-хозяйственным вопросам;

Постановления и решения, издаваемые в организациях, подразделяются на два вида:

1) по основной деятельности;

2) по личному составу.

В одном распорядительном документе объединение вопросов основной деятельности и но личному составу не допускается.

Текст распорядительного документа, как правило, состоит из констатирующей и распорядительной частей.

В констатирующей части излагаются цели, задачи, причины, факты, послужившие основанием для издания распорядительного документа.

При издании распорядительного документа на основании (во исполнение) нормативного правового акта Республики Беларусь или распорядительного документа вышестоящей организации констатирующая часть должна содержать ссылку на этот документ с указанием его наименования, даты, регистрационного индекса и заголовка.

Констатирующая часть в распорядительном документе может отсутствовать, если распорядительная часть не нуждается в обосно­вании.

Распорядительная часть приказа начинается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», распоряжения, указания - «ОБЯЗЫВАЮ» или «ПРЕДЛАГАЮ», постановления - «ПОСТАНОВЛЯЕТ», «ПОСТАНОВИЛИ», решения - «РЕШИЛ», «РЕШИЛА», «РЕШИЛИ».

Распорядительное слово печатается прописными буквами от границы левого поля, без кавычек и пробелов. Слово «ПРЕДЛАГАЮ» используется в случае, если исполнителя нельзя обязать выполнять действия, не входящие в его обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

При оформлении распоряжений распорядительное слово может отсутствовать. В этом случае в конце констатирующей части ставится двоеточие, а исполнитель (должностное лицо или структурное подразделение) указывается в дательном падеже.

Распорядительная часть распорядительного документа заканчива­ется указанием должностного лица, ответственного за контроль исполнения всего документа или его отдельных пунктов. Отсутствие указания об ответственном за контроль лице означает, что контроль за исполнением документа будет осуществлять руководитель, от имени которого он издан. Не допускается использование формулировки «Контроль за исполнением приказа оставляю за собой».

В распорядительный документ не следует включать пункт: «Приказ довести до сведения...». Перечень должностных лиц или структурных подразделений, подлежащих ознакомлению с распорядительным документом, указывается в листе ознакомления, прилагаемом к проекту документа, либо оформляется на оборотной стороне последнего листа документа.

При необходимости ознакомления с содержанием документа всех работников организации пункт «Приказ довести до сведения всех работников» обязателен.

Проекты распорядительных документов подлежат согласованию с исполнителями и заинтересованными должностными лицами (визированию). В обязательном порядке распорядительные документы согласовываются с юридической службой организации. Согласованный проект документа представляется на подпись руководителю, от имени которого он издается.

Дата в приказе, распоряжении, указании проставляется лицом, его подписавшим. Датой приказа, распоряжения, указания является дата подписания. Датой постановления, решения является дата заседания коллегиального органа, принявшего решение. Дата в постановлениях, решениях печатается или проставляется от руки.

Следует разграничивать понятия «приказ республиканского органа государственного управления» и «приказ организации».

Приказ республиканского органа государственного управления - правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Приказ организации - локальный нормативный правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед данной организацией.

Приказы издаются также в случаях, когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подведомственных организаций, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий. Приказы издаются только при необходимости. Изменения, дополнения, отмены приказов производятся только приказами.

Отметки о наличии приложений как отдельного реквизита в приказах нет. В тексте приказа при упоминании сведений, зафиксированных в приложении, в скобках указывают: «Приложение 1», если их несколько, а если одно, то «См. Приложение», а на самом документе-приложении делается отметка в правом верхнем углу.

Выписка из приказа - копия части документа. В выписке берется только та часть текста, которая нужна для работы. Констатирующая часть пишется полностью (если она есть).

Распоряжение - локальный правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации (коллегиального органа государственного управления) или его заместителем для решения оперативных вопросов основной деятельности.

Издание распоряжений не допускается в случаях, когда необходимо документально оформить управленческое решение по основным принципиальным задачам, стоящим перед организацией. В этих случаях должны издаваться постановления, решения, приказы.

Распоряжения являются подзаконными актами и делятся на две группы: распоряжения общего, длительного действия и распоряжения, касающиеся конкретного вопроса, отдельного случая.

Решение - это, в общем случае, правовой акт, принимаемый коллегиально исполнительными и распорядительными органами, а также коллегиальными органами, имеющими совещательные функции.

Необходимо учитывать, например, что решения органов местного управления и самоуправления являются нормативными правовыми актами, принимаемыми местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения, и имеют обязательную силу на соответствующей территории. Решения коллегиальных органов, имеющих совещательную силу, будут иметь рекомендательный характер.

В распорядительной части решений указывают наименование органа, принимающего решение, затем слово «РЕШИЛ(И)» прописными буквами на отдельной строке.

Решение подписывают председатель и секретарь коллегиального органа, они не вправе изменять содержание текста.

Постановление - правовой акт, принимаемый коллегиально органами государственной власти и управления.

Различают:

1) постановления, которыми решаются организационные вопросы деятельности комиссии, комитетов (вопросы, связанные с созданием органа, распределением обязанностей между членами; утверждение плана) и постановления, адресуемые для исполнения другим органам, предприятиям, учреждениям, должностным лицам;

2) постановления, обязательные для исполнения, и постановления рекомендательного характера («Предложить», «Рекомендовать»...).

Указание - локальный правовой акт, издаваемый руководителем организации по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения правовых актов.

В качестве утверждающего документа указание не допускается использовать.

 

Вопрос № 7. Виды наказаний (статья 48 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

 

Статья 48 УК. Виды наказаний

 

1. К лицам, совершившим преступления, применяются следующие основные наказания:

1) общественные работы;

2) штраф;

3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

4) исправительные работы;

5) ограничение по военной службе;

6) арест;

7) ограничение свободы;

8) направление в дисциплинарную воинскую часть;

9) лишение свободы;

10) пожизненное заключение;

11) смертная казнь (до ее отмены).

(в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2006 N 147-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Кроме основных наказаний, к лицам, совершившим преступления, могут применяться следующие дополнительные наказания:

1) лишение воинского или специального звания;

2) конфискация имущества.

3. Общественные работы, штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве не только основного, но и дополнительного наказания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.162 сек.