Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзаменационный билет № 4




 

Вопрос № 1. Избирательная система Республики Беларусь. Референдум. Виды референдумов.

Выборы и проведение референдумов составляют основные формы проявления современной демократии, посредством которых граждане преимущественно реализуют свое право на управление государством.

Под избирательной системой в широком смысле понимается порядок формирования представительных органов государства, включающий в себя принципы и условия участия граждан в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок осуществления выборов.

Избирательная система в Республике Беларусь охватывает порядок выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и избираемых членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов.

Правовую основу избирательной системы, референдума составляют Конституция, Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. № 370-3 (в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 г.) (далее - Избирательный кодекс) и иные акты законодательства, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Избирательной системе посвящен ряд статей Конституции, в том числе статьи 5, 38, 64-72. Конституционными принципами белорусской избирательной системы являются: всеобщие, свободные, равные выборы, при прямом или косвенном избирательном праве при тайном голосовании.

Согласно статье 64 Конституции всеобщность выборов депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, заключается в том, что право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. При этом в соответствии с Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. и с учетом статьи 11 Конституции Республики Беларусь, а также Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г Избирательный кодекс предоставил гражданам Союзного государства - гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Республике Беларусь, - право в порядке, предусмотренном названным Кодексом, участвовать и выборах депутатов местных Советов депутатов. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.

Конституция и Избирательный кодекс установили возрастные цензы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности. Возрастной ценз депутата и других лиц – требование закона, согласно которому право избираться и быть избранным предоставляется по достижении определенного возраста. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов можно быть по достижении 18 лет, кандидатом в депутаты Палаты представителей – 21 года, кандидатом в члены Совета Республики – 30 лет, кандидатом в Президенты – 35 лет.

Свобода выборов выражается в том, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Подготовка и проведение выборов проводится открыто и гласно (статья 65 Конституции). Участие в выборах право гражданина, а не обязанность. Участие в выборах является добровольным делом каждого гражданина. Никто не имеет права оказывать воздействие па гражданина с целью понудить его к участию в выборах, а также воздействовать па его волеизъявление.

Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов (один избиратель один голос). Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах па равных основаниях (статья 66 Конституции). Для этого Избирательным кодексом установлен ряд гарантий, в том числе создание равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов в соответствии с нормами представительства. При выборах Президента Республики Беларусь вся страна представляет собой один округ

Выборы депутатов и Главы государства являются прямыми: они избираются гражданами непосредственно и какое-либо утверждение избранных народом представителей не требуется. При используемой в республике мажоритарной избирательной системе избранным считается кандидат, получивший установленное законом большинство голосов избирателей по избирательному округу, где он баллотируется. Вместе с тем Конституция (статья 91) предусматривает избрание большинства членов Совета Республики без использования процедуры прямых выборов: на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и г. Минска от каждой области и г. Минска тайным голосованием избираются по восемь членов Совета Республики.

Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается (статья 68 Конституции). Этот принцип обеспечивается также рядом мер, в том числе наличием кабин или комнат для тайного голосования на избирательных участках, анонимностью голосования. Во время голосования избирателя в кабине или комнате для тайного голосования не допускается присутствие кого бы то ни было.

Избирательный процесс это урегулированная правом деятельность участников избирательных правовых отношений по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления, представленная в виде относительно самостоятельных и логически следующих друг за другом стадий (этапов). Можно выделить следующие стадии (этапы) избирательного процесса: назначение выборов; образование избирательных комиссий; образование избирательных округов; образование избирательных участков; составление списков избирателей; выдвижение кандидатов; предвыборная агитация; голосование; подсчет голосов и установление результатов выборов; официальное опубликование результатов выборов. В случае необходимости могут появиться и дополнительные (факультативные) стадии (этапы): второй тур голосования; назначение повторных выборов.

Расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств. В предусмотренных законом случаях расходы на подготовку и проведение выборов могут осуществляться за счет средств организаций и граждан.

Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного положения. В качестве других положительных особенностей белорусской модели демократии следует отметить и возможность отзыва членов Совета Республики и депутатов. Данное право, отсутствующее у граждан многих государств, должно обеспечивать тесную связь представителя народа с избравшим его населением. Голосование об отзыве депутата проводится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Согласно Избирательному кодексу референдум (народное голосование) является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Статьей 73 Конституции предусмотрено проведение республиканских и местных референдумов для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни. В основе данной классификации лежит такой признак, как территориальные границы проведения референдума.

По юридической силе актов, выносимых на всенародное голосование, выделяются обязательные или консультативные решения референдумов.

Решения, принятые в порядке обязательного референдума, обладают наивысшей юридической силой по сравнению с решениями, принятыми любыми государственными органами. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.

Консультативный референдум позволяет выяснить мнение граждан по тому или иному вопросу. Решение консультативного референдума имеет рекомендательный характер для государственных органов.

На республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь, кроме тех, которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; вопросов, связанных с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Главы государства и палат Национального собрания Республики Беларусь; вопросов о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии, о помиловании.

Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Президент после внесения па его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум. Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума. Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Главой государства.

На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. При пом на местный референдум не выносятся вопросы, которые не выносятся на республиканский референдум, вопросы, имеющие значение для республики в целом, вопросы, урегулированные законодательными актами (Конституцией, иными законами, в том числе кодексами, указами и декретами Президента Республики Беларусь), а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя. Принятые местным референдумом решения подписываются руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

В соответствии со статьей 75 Конституции и статьей 126 Избирательного кодекса право инициативы на проведение местного референдума принадлежит местным представительным органам и гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета. Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10 процентами граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 76 Конституции референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдумах участвуют обладающие избирательным правом граждане Республики Беларусь. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняли участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовали более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Подготовка и проведение референдума на территории республики, области, города, района, района в городе, поселка, сельсовета осуществляется соответствующими комиссиями по референдуму.

Вопрос № 2. Кадровые реестры государственных должностей в Республике Беларусь, порядок их ведения.

 

В целях повышения эффективности работы с кадрами, улучшения системы учета, подбора, подготовки и расстановки кадров создаются кадровые реестры государственных должностей (далее - кадровые реестры).

В соответствии с частью второй статьи 8 Закона о государственной службе кадровый реестр – система учета государственных должностей государственных органов Республики Беларусь.

В Республике Беларусь ведутся кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, кадровый реестр Правительства Республики Беларусь, кадровые реестры областных и Минского городского исполнительных комитетов (часть третья статьи 8 Закона о государственной службе).

В кадровые реестры включаются:

высшие государственные должности Республики Беларусь: Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь, Управляющий делами Президента Республики Беларусь;

иные государственные должности, назначение (согласование назначения) на которые осуществляется соответственно Президентом Республики Беларусь, Премьер-министром Республики Беларусь, председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Перечни высших государственных должностей Республики Беларусь, иных государственных должностей, подлежащих включению в кадровые реестры, утверждаются соответственно Президентом Республики Беларусь, Премьер-министром Республики Беларусь, председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Ведение кадровых реестров включает в себя: утверждение перечней государственных должностей; сбор и изучение данных о кандидатах па государственные должности.

При назначении на государственные должности, включенные и кадровые реестры, в соответствии с законодательством осуществляется формирование сведений о кандидатах, необходимых для реализации их должностных полномочий.

Формирование сведений о кандидатах на государственные должности осуществляется Правительством Республики Беларусь, Администрацией Президента Республики Беларусь, Государственным секретариатам Совета Безопасности Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией.

Перечень сведений о кандидатах на государственные должности, срок изучения материалов о кандидатах на государственные должности, обстоятельства, подлежащие изучению о кандидатах на государственные должности, порядок допуска кандидатов на государственные должности к государственным секретам, порядок хранения сведений о кандидатах на государственные должности и обращения с этими сведениями устанавливаются Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

При формировании сведений о кандидатах на государственные должности, включенные в кадровые реестры, запрещается сбор информации о личной жизни кандидатов или членов их семей, других близких родственников, а также сведений об их вероисповедании и принадлежности к политическим партиям, другим общественным объединениям, преследующим политические цели, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами.

 

Вопрос № 3. Субъекты и объекты государственной кадровой политики.

 

В демократическом государстве субъектами выработки и реализации кадровой политики становятся многие социально-правовые институты: государственные, общественные, хозяйственные и предпринимательские структуры, самостоятельно хозяйствующие субъекты, органы местного самоуправления и др.

Под субъектом государственной кадровой политики (в организационно-управленческом плане) понимается носитель определенных законом полномочий, прав и ответственности в выработке и реализации государственной кадровой политики, активный участник кадровых процессов. Каждому субъекту соответствует свой объем функций и полномочий, ограниченный статусом данного субъекта и «границами» объекта управленческого регулирования (кадры аппарата государственного учреждения, хозяйственной или общественной структуры). В данном случае речь идет о функциях, правах, обязанностях органа власти, партии, хозяйственной структуры.

Таким образом, субъекты государственной кадровой политики - государственные органы, являющиеся носителями определенной законодательством компетенции в системе государственного управления.

Государство выступает главным (но не единственным) субъектом кадровой политики. Государственная кадровая политика формируется государством, учитывает и выражает интересы человека, социальных групп и слоев, всего народа. Каждой ветви власти как субъектам кадровой политики Конституцией Республики Беларусь и законами делегируются определенные функции: Национальное собрание Республики Беларусь придает кадровой политике легитимный характер, законодательно закрепляет ее основы и принципы; исполнительные органы формируют и реализуют ее на практике; судебная власть и прокуратура контролируют соблюдение законности в работе с кадрами; Президент Республики Беларусь, реализуя предоставленные Конституцией полномочия, определяет задачи и основные направления государственной кадровой политики, назначает высших должностных лиц.

Государственно-управляющее воздействие на общество реализуется только через совокупность государственных органов, а само государство выступает как консолидирующий субъект управления и государственной кадровой политики и как система организационно-правовых форм, составляющих ее субъектов управления.

Работу' с кадрами проводят все субъекты государственной, хозяйственной, общественной деятельности, но с учетом официально признанных целей, приоритетов, принципов, требований. Они определяют задачи работы с кадрами, разрабатывают кадровые программы (отрасли, объединения, партии, региона и др.). Уточняются и определяются объекты и рамки воздействия субъектов кадровой политики, поскольку каждый из них имеет относительно узкий, специфический объект регулирования.

Под объектом государственной кадровой политики понимается го, на что направлена предметно-практическая деятельность субъекта: человеческие ресурсы, кадры или их отдельные категории и группы; кадровые процессы и отношения. Государство как консолидированный субъект управления, как система организационно-правовых форм, составляющих субъектов управления, в качестве объекта воздействия имеет все кадры общества, все трудовые ресурсы, многие кадровые процессы.

Таким образом, объекты государственной кадровой политики - это процессы формирования, использования и развития кадрового потенциала государственных органов и организаций, учреждений, отраслей экономики, других сфер деятельности, а также общественных организаций.

В кадровой политике используется ряд понятий для обозначения объекта управления, к числу которых относятся: человеческие ресурсы, трудовые ресурсы, рабочая сила, персонал, кадры.

Для четкого определения объекта кадровой политики необходимо рассмотреть данные понятия, что имеет важное значение для разработки кадровой политики как системы управления людьми в масштабах государства, региона, отрасли или отдельной организации.

Каждому объекту соответствует определенный объем функций и полномочий, как правило, ограниченный статусом субъекта и границами объекта управленческого регулирования (кадры аппарата государственного учреждения, хозяйственной или общественной структуры).

Решение текущих и перспективных задач любого общества связано с определяющей ролью человеческого фактора. Человеческий фактор представляет собой главный компонент общественного развития, который образуется посредством участи людей в процессе создания материальных и духовных ценностей, оказания социально необходимых услуг.

Человеческие ресурсы - это обобщающий итоговый показатель человеческого фактора общественного развития. Выделяются следующие основные аспекты изучения человеческих ресурсов:

индивидуально-психологический (уровень личности);

социально-психологический (уровень коллектива);

социологический или социально-экономический (уровень общества и его подструктур).

Таким образом, человеческие ресурсы представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность в производстве материальных и духовных благ, и являются обобщающим показателем человеческого фактора развития общественного производства. При этом различают человеческие ресурсы организации, региона, отрасли, страны и, соответственно, различные уровни управления человеческими ресурсами, что находит отражение в конкретной кадровой политике (предприятия, министерства, государства).

Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория - это совокупность носителей функционирующей и потенциальной рабочей силы и тех отношений, которые возникают в процессе ее воспроизводства (формирования, распределения, использования).

Различие между понятиями «рабочая сила» и «трудовые ресурсы» усматривается в том, что трудовые ресурсы имеют количественные и социально-демографические рамки, а рабочая сила их не имеет.

Трудовые ресурсы - это часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в определенной сфере, общественно полезной деятельности.

Рабочая сила также является социально-экономической категорией. Она непосредственно соединена со средствами производства и воссоединена с личностью. Носителями единичной рабочей силы являются все трудоспособные члены общества, фактические или потенциальные работники производственной и непроизводственной сферы хозяйства всех категорий (рабочие, служащие, специалисты, руководители).

Рабочая сила представляет собой способность к труду, совокупность физических и духовных способностей человека, используемых в производственной деятельности.

Персонал - это весь личный состав учреждения, предприятия, организации или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам (например, обслуживающий персонал). Персоналом называют постоянных и временных работников, представителей квалифицированного и неквалифицированного труда.

Кадры - это социально-экономическая категория, характеризующая человеческие ресурсы предприятия, региона, страны. Под кадрами понимается состав работников, состоящих в трудовых отношениях с органами государственного управления, предприятием, организацией. Кадры представляют собой и объект, и цель кадровой политики, реализация которых предполагает: формирование, распределение и рациональное использование квалифицированных работников, занятых в производственных и непроизводственных отраслях общественного производства.

Таким образом, наиболее обобщающим понятием объекта кадровой политики являются человеческие ресурсы. Данное понятие, в зависимости от уровня реализации кадровой политики, может экстраполироваться на различные объекты социального управления - человеческие ресурсы страны, региона, отрасли, предприятия и т. д.

Вопрос № 4. Дебюрократизация государственного аппарата – Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2.

 

Республика Беларусь динамично развивается во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Высокие результаты, достигнутые в различных отраслях народного хозяйства, являются следствием совместных усилий государства, общества и каждого человека. И направлены они на то, чтобы сделать достойной жизнь наших граждан. Недаром на третьем Всебелорусском народном собрании девизом нынешнего пятилетия провозглашено построение государства для народа. Поэтому основной целью органов государственной власти является проведение такой политики, реализация таких проектов, которые бы последовательно улучшали качество жизни людей, максимально облегчали решение вопросов, с которыми повседневно сталкиваются граждане.

Однако отдельные негативные факты проявления бюрократизма в деятельности государственного аппарата значительно снижают возможность движения вперед. Проявляемые некоторыми чиновниками формализм, волокита, бумаготворчество, неуважение к людям, безразличие к их судьбам и потребностям, о чем свидетельствуют поступающие на рассмотрение Главы государства обращения граждан, подрывают их доверие государству. Такое положение дел недопустимо.

В целях дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата, улучшения работы с гражданами Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» (далее -Директива № 2) установлено:

считать состояние работы с гражданами одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов. Руководителям государственных органов обращать особое внимание на обеспечение внимательного, ответственного, доброжелательного отношения работников к гражданам. По каждому случаю формализма, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к людям проводить проверку и при подтверждении соответствующих фактов привлекать виновных к ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности;

государственным органам, их должностным лицам при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования и «отсебятины» при применении. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан;

пересмотреть режим работы структурных подразделений и должностных лиц государственных органов, осуществляющих прием граждан и (или) выдачу им справок и других документов, определив его в удобное для населения время. Прием граждан в рабочие дни должен начинаться не позднее 8 часов или завершаться не ранее 20 часов, а также осуществляться по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетом количества и специфики обращений. Директивой № 2 предложено внедрять в практику: предварительную запись граждан на прием в государственные органы по телефону или с помощью электронных средств связи, а также карточки обслуживания граждан, в которых указываются время и место обслуживания, должность, фамилия и имя обслуживающего работника. При изменении согласованного порядка приема соответствующий государственный орган должен уведомить об этом гражданина;

предварительное консультирование граждан конкретным работником (работниками) государственного органа;

исключение случаев необоснованного вызова граждан в суды, прокуратуру, органы внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, Комитета государственного контроля, налоговые, таможенные и иные государственные органы, их нахождения в указанных органах сверх установленного законодательными актами времени, а также сверх времени, необходимого для производства процессуальных действий;

расширение практики использования телефонных «горячих пиний», регулярного проведения должностными лицами государственных органов выездных приемов граждан, встреч с населением по месту жительства и в коллективах работников.

Директивой № 2 устанавливается, что государственные средства массовой информации в трехдневный срок уведомляют государственные органы об опубликованных в соответствующих периодических изданиях либо о прозвучавших в программах теле- и радиоканалов материалах о невыполнении работниками таких органов требований законодательства по работе с гражданами. Руководители государственных органов обязаны в месячный срок рассмотреть такие материалы и принять меры по устранению допущенных нарушений и причин, их порождающих, а также привлечь виновных в этом к ответственности. Коллективные обращения 30 и более граждан в государственные органы (к должностным лицам) по вопросам, входящим в компетенцию этих органов (лиц), подлежат рассмотрению с выездом на место нахождения объекта, являющегося предметом обращения, если иное не вытекает из этого обращения. По каждому факту нарушения таких требований, истребования от граждан документов, предоставление которых не предусмотрено законодательством об административных процедурах, необоснованного отказа в выдаче справок или других документов, неправомерного взимания платы за их выдачу, а также нарушения сроков выдачи справок либо иных документов привлекать виновных к ответственности.

Директивой № 2 предлагается оптимизировать отчетно-статистическую деятельность. Перечень и формы ведомственной отчетности утверждаются руководителями указанных органов ежегодно до 1 декабря года, предшествующего отчетному. Расширение перечня ведомственной отчетности в течение года допускается в случае, если это вытекает из законов, решений и поручений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь. В формах ведомственной отчетности должны быть определены:

а) исчерпывающий перечень субъектов, от которых потребуется информация;

б) периодичность ее представления;

в) круг субъектов, которым она представляется.

Директивой № 2 рекомендовано Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому уделить особое внимание: изучению организации работы с обращениями граждан за выдачей справок и других документов на основе заявительного принципа одного окна и принимать необходимые меры по корректировке соответствующих актов законодательства;

упрощению административных процедур, в том числе путем сокращения количества документов, необходимых для их совершения;

обеспечению максимально полного информирования граждан об использовании заявительного принципа одного окна, в том числе через средства массовой информации и сеть Интернет;

повышению квалификации работников государственных органов, деятельность которых непосредственно связана с работой с гражданами;

унификации функций структурных подразделений государственных органов с целью максимального сокращения количества должностных лиц, участвующих в рассмотрении обращений граждан в рамках соответствующей административной процедуры.

Учитывая важность борьбы с бюрократизмом, Президент Республики Беларусь обратился к Советам депутатов всех уровней, профсоюзным, молодежным, женским, ветеранским и другим общественным объединениям, иным организациям с просьбой оказывать активное содействие в реализации положений данной Директивы.

Вопрос № 5. Бюджетное регулирование экономики в Республике Беларусь.

 

Бюджет является центральным звеном в финансово-кредитной системе. Он представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В нем объединяются все основные финансовые институты - различные виды доходов и расходов. По сути, бюджет - это годовой финансовый план формирования и использования денежных средств государства или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельских советов). Он разрабатывается в форме баланса и состоит из двух частей: доходы и расходы.

Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местной бюджеты как самостоятельные части.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение в области хозяйственного, культурного строительства и обороны.

Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств на уровне местного управления и самоуправления. К ним относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские - городов районного подчинения), базового (районные и городские - городов областного подчинения) и областного.

Республиканский бюджет, бюджеты областей и г. Минска в совокупности образуют консолидированный бюджет республики.

Бюджет выполняет три основные функции:

фискальную - создание финансовой базы функционирования государства;

экономическую - реализация экономической политики государства, стимулирование развития экономики;

социальную - перераспределение доходов, решение проблем социального развития.

Государство через бюджет может регулировать рыночную экономику. С этой целью в процессе формирования и использования доходов и расходов применяются различные методы.

Важнейшими регуляторами в рамках бюджетного регулирования являются:

уровень централизации средств в бюджете;

соотношение между республиканским и местными бюджетами;

дефицит бюджета;

соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами;

структура государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования.

Вопрос № 6. Организационные документы: особенности подготовки, оформление обязательных реквизитов.

К организационным документам относятся уставы, положения, инструкции, штатное расписание и другие документы.

Организационные документы реализуют нормы административ­ного и гражданского права, являются правовой основой деятельности учреждения и строго обязательны для исполнения.

Эти документы проходят обязательно процедуру утверждения:

1) непосредственно руководителем (с проставлением грифа утверждения);

2) распорядительным документом (постановлением, решением, приказом или распоряжением);

3) заседанием коллегиального органа (дается ссылка на протокол заседания) - и действуют до утверждения новых.

В случае реорганизации деятельности учреждения (его структурных подразделений) разрабатываются новые организационные документы.

Устав (положение) - разновидность учредительного документа юридического лица либо нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Уставы - это сложные документы, структура и содержание которых, как правило, определяются самими разработчиками (с учетом требований законодательства к тому, какие нормы должны быть раскрыты в уставах отдельных организаций (предприятий)).

Текст устава разбивается структурно на примерные разделы:

общие положения (определяют задачи и цели создаваемой организации);

организационное единство (структурные подразделения, их взаимосвязи);

регламент деятельности (формы управления, права обязанности должностных лиц);

финансово-материальная база (определение размеров основных и оборотных средств, источники, порядок распоряжения средствами и ценностями);

отчетная и ревизионная деятельность; порядок ликвидации и ответственность по делам организации. Структура текста положения: общие положения; цели и задачи; функции;

права и обязанности; руководство;

взаимоотношения с другими подразделениями.

Положения бывают индивидуальными и типовыми.

В общем случае положения разрабатываются по указанию руководителей организаций или по инициативе руководителей структурных подразделений: исполнитель составляет проект положения, затем его подписывает руководитель структурного подразделения, деятельность которого регламентируется, визируется вышестоящим руководителем, которому подчиняется данное подразделение, а также юридическим отделом. Проект положения представляется на утверждение руководителю предприятия. Положение об органи­зации утверждается распорядительным документом вышестоящей организации.

Датой положения является дата утверждения документа, если в тексте не указана другая дата.

Структура текста положения и его формуляр унифицированы в УСОРД.

Инструкция - нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений. Такие общественные отношения, как правило, раскрывают организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности организаций, должностных лиц и граждан.

Инструкции издаются в целях разъяснения применения законодательных актов, распорядительных документов по запоминанию и ведению документов (например, бухгалтерских, отчетных и др.).

Все инструкции можно разделить на две основные группы:

инструкции, регламентирующие порядок выполнения какого-либо процесса, в осуществлении которого принимают участие исполнители (должностные лица; подразделения);

должностные инструкции, указывающие функции, права, обязан­ности, ответственность должностных лиц.

Инструкция состоит из нескольких разделов. Каждый раздел является логически законченной частью документа.

Текст инструкции носит характер указаний, рекомендуются четкие формулировки с распорядительными словами: «должен», «имеет право», «не допускается», «запрещается» и т. д. Текст излагается от третьего лица или в безличной форме.

Предполагается, что на основе должностных инструкций в дальнейшем составляются профессиограммы, описывающие основные требования к работнику по конкретной специальности, а также квалификационные карты, карты компетенции («профессиональные портреты», или профили идеальных работников). Должностные инструкции не заменяют собой профессиограммы.

Штатное расписание - документ, разрабатываемый согласно Уставу организации и закрепляющий должностной и численный состав предприятия.

Штатное расписание утверждается руководителем организации (предприятия). Оформляется, как правило, на общем бланке организации (предприятия) в виде таблицы.

Указывается перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладов, надбавках и месячном фонде заработной платы. В грифе утверждения указывается общая штатная численность организации (предприятия) и месячный фонд заработной платы.

Структура и штатная численность - это документ, который закрепляет наименования всех структурных подразделений, должностей и количество штатных единиц каждой должности организации (учреждения).

Этот документ утверждается, как правило, руководителем вышестоящей организации в том случае, когда у руководителя подчиненной организации отсутствуют полномочия самостоятельно определять структуру организации и численность ее сотрудников.

Оформляется на основе унифицированной формы на общем бланке организации (предприятия) с указанием реквизитов: наименование организации, название вида документа, дата, место составления или издания, гриф утверждения, визы, подпись, печать.

Текст этого документа оформляется чаще всего в виде таблицы.

Регламент - нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

Регламент работы коллегиального или совещательного органа определяет:

статус коллегиального или совещательного органа; порядок планирования работы;

порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании; внесение материалов на рассмотрение;

порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;

ведение протокола заседания;

оформление решений коллегиального или совещательного органа;

порядок доведения решений до исполнителей;

материально-техническое обеспечение заседаний.

Регламенты обсуждаются в процессе подготовки на заседаниях коллегиального органа и согласовываются с юридической службой, подписываются руководителем организации или руководителем коллегиального органа, утверждаются коллегиально.

Вопрос № 7. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность (статья 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

 

Статья 27 УК. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

 

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:

1) убийство (статья 139);

2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

5) изнасилование (статья 166);

6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);

7) похищение человека (статья 182);

8) кражу (статья 205);

9) грабеж (статья 206);

10) разбой (статья 207);

11) вымогательство (статья 208);

12) угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);

(в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2006 N 147-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);

14) захват заложника (статья 291);

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);

16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);

17) хищение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (статья 327);

(в ред. Закона Республики Беларусь от 20.12.2007 N 291-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) хулиганство (статья 339);

19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);

20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);

21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).

(п. 21 части второй статьи 27 введен Законом Республики Беларусь от 04.01.2003 N 173-З)

3. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 05.05.2010 N 123-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.