КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экзаменационный билет № 7
Вопрос № 1. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь: порядок формирования, структура, компетенция, срок полномочий, досрочное прекращение полномочий, решения палат Парламента.
Согласно статье 90 Конституции Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Его основной функцией является принятие законов. Кроме законодательной функции, Парламент обладает некоторыми контрольными функциями за деятельностью исполнительной власти (вправе отказать в доверии Правительству, имеет право на получение информации об исполнении законов и о ходе исполнения республиканского бюджета). В соответствии со статьей 90 Конституции Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Двухпалатная структура Парламента позволяет представлять в нем интересы избирателей и интересы областей. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с Избирательным кодексом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Всего в Парламенте 64 члена Совета Республики. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи. Выборы нового состава палат Парламента назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента. В соответствии со статьей 95 Конституции Палаты собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней. Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней. Палата представителей, Совет Республики в случае особой необходимости могут быть созваны на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня. Внеочередные сессии созываются указами Президента. Согласно статье 105 Конституции порядок деятельности Палаты представителей, Совета Республики, их органов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики определяется регламентами палат, которые подписываются председателями палат. Совместные заседания Палаты представителей и Совета Республики могут проводиться в случаях: заслушивания обращения Президента с посланием к Парламенту; проведения парламентских слушаний; ответов Правительства на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики; обсуждения совместных обращений, деклараций и заявлений палат Национального собрания; в других случаях по решению Палаты представителей и Совета Республики. Согласно статье 103 Конституции заседания палат являются открытыми. Палаты, если этого требуют интересы государства, могут принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава. На основании статьи 96 Конституции Палата представителей и Совет Республики формируют ряд органов, избирают из своего состава на заседании каждой из палат соответственно Председателя Палаты представителей и его заместителя. Председателя Совета Республики и его заместителя, Палата представителей и Совет Республики из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат. Постоянные комиссии создаются для ведения законопроектной деятельности, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат. Все депутаты и члены Совета Республики обязаны входить в состав постоянных комиссий, за исключением Председателей палат и их заместителей. Депутаты Палаты представителей также вправе объединяться в депутатские группы для коллективного обсуждения и высказывания мнений по законопроектам и иным вопросам, подлежащим ведению Палаты представителей, для реализации предвыборных программ. Для обеспечения деятельности палат Национального собрания создаются рабочие органы палат соответственно Секретариат Палаты представителей и Секретариат Совета Республики, действующие на основе положений, утверждаемых постановлениями палат Национального собрания. Работники секретариатов являются государственными служащими. Штатная численность секретариатов палат Национального собрания устанавливается Президентом Республики Беларусь, структура секретариатов – председателями палат Национального собрания. Основные полномочия Палаты представителей закреплены в статье 97 Конституции. Согласно данной статье Палата представителей: 1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; 2) рассматривает проекты других законов; 3) назначает выборы Президента; 4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; 5) заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству; 6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; 7) по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности; 8) принимает отставку Президента; 9) выдвигает большинством от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности; 10) отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей. Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией. Основные полномочия Совета Республики закреплены в статье 98 Конституции. Совет Республики: 1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений или дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов; 2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; 3) избирает шесть судей Конституционного Суда; 4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; 5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; 6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законодательством; 7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности; 8) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение. Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией. Срок полномочий Парламента - четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Согласно Конституции правом роспуска палат Парламента обладает Президент (пункт 3 статьи 84). В соответствии с частью третьей статьи 93 Президент вправе прекратить полномочия Палаты представителей или Совета Республики, а также обеих палат одновременно. Юридические основания для роспуска палат Парламента закреплены в статье 94 Конституции. Так, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия па назначение Премьер-министра (часть первая статьи 94). Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. Но есть ли систематическое или грубое нарушение Конституции в действиях палат, определяет Конституционный Суд, который дает об этом свое заключение. Только на основании заключения Конституционного Суда Президент вправе распустить палаты Парламента (часть вторая статьи 94). Решения по этим вопросам Президент Республики Беларусь принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат. В частях четвертой и пятой статьи 94 Конституции предусматриваются определенные гарантии деятельности палат Парламента. Так, палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний. В соответствии со статьей 104 Конституции решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. I Установления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений. Решения палат считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство от полного состава палат, если иное не предусмотрено Конституцией. Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрине являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава. Палаты Парламента как раздельно, так и совместно вправе принимать обращения, декларации и заявления по какому-либо важному политическому вопросу, но все они оформляются в виде постановлений.
Вопрос № 2. Классы государственных служащих. Порядок присвоения классов.
В порядке, предусмотренном Законом о государственной службе и другими законодательными актами, государственным служащим, занимающим соответствующие государственные должности, в процессе прохождения государственной службы присваиваются классы государственных служащих. Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих. Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, 12-й класс является низшим. Государственным должностям Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Палаты представителей национального собрания Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, управляющего делами Президента Республики Беларусь и их заместителей, а также председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов соответствует высший класс государственного служащего. Министрам Республики Беларусь может быть присвоен высший класс государственного служащего в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Присвоение классов осуществляется: Президентом Республики Беларусь - в отношении руководящих работников республиканских органов государственного управления, председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом Республики Беларусь; Премьер-министром Республики Беларусь – в отношении государственных служащих республиканских органов государственного управления, назначаемых Правительством Республики Беларусь, в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Присвоение классов осуществляется при назначении их на должность; председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов – в отношении председателей городских, районных исполнительных комитетов, а также глав местных администраций при утверждении их в должности или при назначении их на должность соответственно. Присвоение классов иным государственным служащим осуществляется на основании заявления государственного служащего или представления его руководителем комиссией по присвоению классов соответствующего государственного органа. Комиссии по присвоению классов создаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь. Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению Республиканских референдумов, Конституционным судом Республики Беларусь, Верховным Судом Республики Беларусь и Высшим Хозяйственным судом Республики Беларусь, Прокуратурой Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами, областными и Минским городским Советами депутатов, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Решения комиссий по присвоению классов принимаются большинством голосов их членов и утверждаются решениями, приказами, распоряжениями и иными актами соответствующих государственных органов, принявших решения о назначении, избрании, утверждении государственных служащих на должности. Каждой должности государственного служащего соответствуют определенные классы. Соотнесение классов государственных служащих и государственных должностей устанавливается Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Указом Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2004 г. 58 «О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26.08.2008 г.) установлено соотнесение классов государственных служащих и государственных должностей в некоторых государственных органах (организациях) и в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах. Присвоение классов государственных служащих производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса. Приоритетное значение при этом имеет занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс государственного служащего (на основании перечня должностей, соответствующих классам государственных служащих, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь). В отдельных случаях за примерное исполнение служебных обязанностей, за особые заслуги очередные классы могут присваиваться до истечения существующего срока, без соблюдения очередности, а также выше положенного по занимаемой должности. Досрочное повышение в классе может быть не более чем на один класс. Лицам, принимаемым на государственную службу впервые, класс служащего государственного аппарата присваивается, как правило, не ранее чем через 6 месяцев. При наличии стажа государственной службы соответствующий класс государственного служащего присваивается не позднее одного месяца с момента назначения на государственную должность. Срок, по истечении которого присваивается очередной класс по занимаемой должности, для государственных служащих, имеющих 12-10-й класс, составляет не менее одного года, 9-7-й класс - не менее двух лет, 6-4-й классы - не менее трех лет. Присвоение очередных классов государственным служащим, имеющим иные классы, сроком не ограничивается. Государственным служащим, которым присвоено звание «Герой Беларуси», награжденным орденами и медалями Республики Беларусь и СССР, за исключением юбилейных медалей Республики Беларусь и СССР, и государственным служащим, которым присвоены почетные звания Республики Беларусь и СССР, может быть присвоен класс (кроме высшего) на один выше по сравнению с классом, предусмотренным перечнем государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих. Досрочное повышение в классе (но не более чем на один класс) возможно за особые заслуги. О присвоенном классе вносится запись в трудовую книжку государственного служащего. В случае ненадлежащего исполнения государственным служащим должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также совершения действий, не соответствующих нормам служебной этики, он может быть понижен в классе, но не более чем на один класс. Понижение либо восстановление в классе лиц данной категории осуществляется в порядке, установленном для присвоения им классов. Государственные служащие, имеющие дисциплинарные взыскания, не представляются к присвоению очередного класса до снятия этих взысканий в соответствии с законодательством. При переходе государственного служащего по собственному желанию на низшую должность, возвращении на государственную службу, с которой он ранее уволился, выходе в отставку или уходе на пенсию за ним сохраняется присвоенный класс.
Вопрос № 3. Резерв кадров государственных служащих: понятие, цель и порядок формирования, организация работы с резервом, исключение из резерва кадров.
Порядок организации и основные направления работы с резервом кадров государственных служащих и руководящими кадрами определены в Законе Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 02.06.2009 г.). В государственных органах создается резерв кадров государственных служащих для занятия вакантных государственных должностей (за исключением должностей, занятие которых осуществляется путем избрания). Главной целью формирования резерва является учет наиболее достойных, высококвалифицированных лиц, непрерывно повышающих свой профессиональный уровень, обладающих соответствующими морально-нравственными качествами, способных работать на руководящих должностях. Резерв кадров формируется кадровой службой государственного органа из числа руководящих работников и квалифицированных специалистов нижестоящего уровня. В резерв кадров государственных служащих включаются: граждане, принявшие участие в конкурсном отборе и рекомендованные конкурсной комиссией для зачисления в кадровый резерв; государственные служащие, уволенные в результате ликвидации государственного органа, сокращения численности или штата работников. В резерв кадров государственных служащих не включаются государственные служащие, достигшие: пенсионного возраста; предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе. Порядок формирования и организации работы с резервом кадров государственных служащих определяется Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Граждане, включенные в резерв, при прочих равных условиях с другими претендентами на занятие государственной должности обладают преимущественным правом на занятие соответствующей государственной должности. Граждане, включенные в резерв, могут быть приняты на государственную службу на время выполнения обязанностей временно отсутствующих государственных служащих, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется место работы (службы). При этом граждане, принятые из резерва на государственную службу на время выполнения обязанностей временно отсутствующих государственных служащих, остаются в списке резерва и пользуются всеми правами включенных в резерв. Выдвижение кандидатов в резерв осуществляется руководителями государственных органов, организаций, уполномоченными должностными лицами. Руководитель государственного органа несет персональную ответственность за качественный состав резерва. Зачисленный в резерв кандидат имеет право: первоочередного направления на учебу, курсы повышения квалификации, стажировку; выполнять в установленном законодательством порядке функции отсутствующих должностных лиц; исполнять обязанности руководящих работников, должности которых являются вакантными. Из резерва исключаются граждане: назначенные на должность, не считая назначения в качестве замещающих временно отсутствующих государственных служащих; в случае прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты; подавшие заявление об исключении из резерва по собственному желанию; умершие, объявленные умершими или признанные безвестно отсутствующими в установленном законодательством порядке; которым установлена инвалидность I или II группы.
Вопрос № 4. Основные формы и методы идеологической работы.
Идеологическая работа (в узком понимании термина) – реализация на практике концептуальных положений идеологии. В широком смысле термина - целенаправленная деятельность людей, умственная и физическая, руководящая и исполнительная, творческая и рутинная, содержанием которой является производство идей, учений, теорий, концепций и доктрин, их нормативно-правовое закрепление, систематизация и доведение до сознания различных категорий граждан с помощью разнообразных форм, средств и методов. Таким образом, целью идеологической работы является формулирование и реализация идеологии. В. А. Мельник считает, что «субъектами формирования и носителями тех или иных идеологий являются различные социальные субъекты - индивиды, группы, классы, общности и всевозможные объединения людей». Главное место в сознании госслужащего должна занимать государственная идеология, полнота восприятия которой напрямую зависит от эффективности идеологической работы. Идеологическая работа, с одной стороны, является деятельностью, связанной с формированием базовой системы ценностей, с другой - определением тактики и стратегии, переводящих идеологические нормы и ценности на язык политических решений и действий. Одной из важнейших задач государственной идеологической работы является формирование у граждан чувства ответственности за судьбу своего государства. Организация идеологической работы в трудовом коллективе обязательно выстраивается с учетом знания общей характеристики коллектива, его состава по возрасту, полу, образованию, трудовой деятельности коллектива в контексте социально-экономического развития Республики Беларусь, изучения ценностных ориентации членов коллектива и факторов, влияющих на их формирование. Идеологический работник должен иметь представление о методах и механизмах идеологического воздействия. Вербальные методы идеологического воздействия применяются при проведении таких форм идеологической работы, как дискуссия, лекция, беседа, встреча с руководителями разных уровней и т. д. Визуальные методы идеологического воздействия многообразны: они воплощены в плакатах, политической карикатуре, видеоматериалах, организации и оформлении демонстраций, митингов. В практике визуальные и вербальные методы идеологического воздействия часто выступают в комбинируемом виде. Например, районные и городские фестивали патриотической песни, празднование важнейших событий и т. д. Пропаганда и агитация имеют ключевое значение в реализации идеологии. Функционирование, успех пропаганды, в первую очередь, выражается в игре на эмоциях, установках и предрассудках, которыми люди уже обладают. Успех идеологической работы напрямую зависит от того, насколько объективны наши представления об уровне сознания людей, их социальных чувствах, настроениях, ценностях и ориентациях. Превращение взглядов и настроений людей в убеждения происходит в ходе идеологического воздействия. Методы идеологического воздействия делятся по психологическим механизмам на убеждение и внушение, а по психологической направленности - на рациональные и эмоциональные. В идеологической работе должен учитываться весь сложный механизм взаимодействия рационального и эмоционального в человеческом восприятии. Особое место в практике идеологической работы с населением республики занимает единый день информирования (ЕДИ). При этом особое внимание идеологов обращается не только на количество встреч, но и на анализ их качества, восприятия людьми. Участие в подготовке и проведении дней информирования и последующий анализ их эффективности - лучший способ повышения квалификации идеологических кадров. Цель дня информирования - разъяснить людям политику государства, рассказать о планах, перспективах развития страны, области, района. Единый день информирования важен для стабильного, предсказуемого протекания политического процесса в стране, для развития политической культуры населения. Среди прочих форм идеологической работы можно выделить такие, как: лекция; изучение мнения членов трудового коллектива (перед принятием управленческих решений); идеологическая экспертиза, которая должна соотнести последствия принимаемых решений с идеологическими принципами белорусского государства. Идеологическая работа призвана помочь людям понять смысл и необходимость принимаемых решений, разницу между сиюминутными и перспективными интересами; прием работников предприятия по личным вопросам; наглядная агитация (должна нести актуальную, обновляемую информацию); проведение подписки на периодические издания играет важную роль в формирование ценностных установок личности, влияет на ее политическое поведение и политическую культуру; массово-политические мероприятия сочетают в себе все виды идеологического воздействия, являясь самой сложной и ответственной формой идеологической работы; организация работы клубов и объединений по интересам, кроме решения конкретных задач идеологической работы, способствует формированию гражданского общества. При организации идеологической работы в органах и организациях, на предприятиях, в трудовых коллективах целесообразно комплексно использовать все формы и методы информационно-идеологического воздействия, шире применять возможности Интернета и интранет-сетей, не ограничивать работу рамками только своего коллектива, но стремиться к систематическому и полномасштабному обмену опытом работы с другими организациями. Это позволит не только оптимизировать идеологическую работу в рамках региона, отрасли, республики, но и будет способствовать формированию открытого демократического общества.
Вопрос № 5. Ценовая политика Республики Беларусь. Правовые основы государственного регулирования цен и тарифов.
Одно из главных мест в системе государственного регулирования экономики занимают цены. Цена - денежное выражение стоимости единицы товара. Именно цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации. В ценах перекрещиваются интересы государства, производственных коллективов и потребителей. Для оптимального сочетания этих интересов, стимулирования с помощью цен технического прогресса и повышения эффективности производства, достижения сбалансированности спроса и предложения необходимы постоянное совершенствование системы ценообразования, поиски путей и методов наиболее полного использования цен в решении социально-экономических задач, стоящих перед нашей республикой. Формирование и регулирование цен основано на использовании традиционных, преимущественно экономических инструментов денежно-кредитной, валютной, налогово-бюджетной и таможенной политики. Монетарные методы ценового регулирования дополняются активным воздействием государства на инфляцию издержек, связанных с производственными затратами. На современном этапе ценовая политика Республики Беларусь направлена на формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения; качества и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, стабильного роста жизненного уровня населения страны. При этом ценовая политика базируется на рациональном сочетании свободных и регулируемых цен. Основными задачами, которые решаются в области ценовой политики, являются: закрепление позитивных тенденций по дальнейшей стабилизации ценовой ситуации в республике, недопущению опережающего роста цен по сравнению с ростом доходов населения; формирование ценовых пропорций, способствующих осуществлению нормальных воспроизводственных процессов; совершенствование механизмов ценового регулирования, переход на регулирование цен и тарифов преимущественно экономическими методами, создание барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных цен, прежде всего в отраслях естественных монополий и базовых отраслях экономики; поэтапное сокращение бюджетных субсидий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на оказание транспортных услуг населению в увязке с ростом доходов населения; сужение сферы прямого государственного ценового регулирования; создание механизма, ориентированного на расширение рыночных механизмов ценообразования; регулирование внутреннего уровня цен с учетом цен в сопредельных странах для защиты экономических интересов республики; предупреждение и пресечение нарушений ценового и антимонопольного законодательства. Работа в области регулируемого ценообразования направлена на поэтапное сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования в отдельных отраслях экономики, где на протяжении ряда лег сложились определенные перекосы и диспропорции. Сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования в жилищно-коммунальном хозяйстве, на пассажирском транспорте предполагается осуществлять за счет проведения комплекса мер по снижению себестоимости предоставления данных видов услуг, уменьшению числа льготных категорий граждан, повышения уровня возмещения населением затрат в увязке с решением вопросов роста доходов и адресной поддержки малообеспеченных слоев населения. Что касается сельскохозяйственной продукции, регулирование ценообразования будет направлено на сокращение диспаритетного обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, улучшение финансового состояния сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей, недопущение ценовых перекосов на различные группы продуктов. Кроме того, в области ценообразования в республике в соответствии с Программой действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства будет проводиться поэтапная работа по сближению подходов к ценовому регулированию, унификации нормативно-правовых актов Республики Беларусь и Российской Федерации. Правовой основой государственного регулирования цен и республике является Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-3 «О ценообразовании» (в ред. Закона Республики Беларусь от 31.12.2009 г.), определивший границы ценового государственного регулирования, сферы применения свободных и регулируемых цен, права и обязанности как государства, так и юридических лиц в области ценообразования.
Вопрос № 6. Документы по личному составу: виды и особенности оформления.
Совокупность документов, в которых зафиксированы вопросы подбора и расстановки кадров, этапы трудовой деятельности сотрудников (их прием, перевод, увольнение), называется документацией по личному составу (кадрам, персоналу). Такие документы фиксируют сведения, необходимые для осуществления гражданами права на труд, образование, пенсионное обеспечение и т. д., так как закрепляют трудовые отношения работников и работодателя, подтверждают трудовой стаж граждан, являются доказательством при разрешении индивидуальных трудовых споров. В состав документов по личному составу входят документы различного функционального назначения: организационные документы (например, штатное расписание, правила трудового внутреннего распорядка, коллективный договор, должностные инструкции); распорядительные документы (приказы или распоряжения, решения или постановления по личному составу - о приеме на работу, о переводе, об увольнении и др.); справочно-информационные документы (докладные или объяснительные записки, представления, протоколы заседаний конкурсных, экзаменационных и аттестационных комиссий и т. д.); первичные учетные документы (например, личная карточка формы Т-2). К оформлению документов по личному составу (кроме общих требований, предъявляемых к оформлению организационно-распорядительных документов) предъявляются общие требования в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4: Ст. 90. В документах не допускаются текстовые выделения в виде подчеркивания и печатания вразрядку. Прописными буквами печатаются... фамилии работников в текстах приказов по личному составу. Ст. 98. Приказы и распоряжения, издаваемые в организациях, подразделяются на три вида: по основной деятельности; по личному составу; по административно-хозяйственным вопросам; постановления и решения - на два: по основной деятельности и по личному составу. Не допускается объединение в одном распорядительном документе вопросов основной деятельности и по личному составу. В приказах и распоряжениях по личному составу основание издания документа указывается в конце каждого пункта. Если основание для издания нескольких пунктов документа является единым, оно указывается в конце текста. В приказах и распоряжениях по личному составу распорядительная часть начинается словом, точно обозначающим предписываемое действие («ПРИНЯТЬ», «ПЕРЕВЕСТИ», «УВОЛИТЬ» и др.). Распорядительное слово «ПРИКАЗЫВАЮ» может использоваться в текстах сложных по структуре приказов по личному составу. Пункты распорядительной части сложных по содержанию приказов и распоряжений по личному составу располагаются в следующей последовательности: прием на работу, перевод (перемещение), увольнение и т. д. Распорядительные документы по личному составу регистрируются отдельно от документов по основной деятельности и по административно-хозяйственным вопросам. Распорядительные документы по личному составу, для которых актами законодательства Республики Беларусь установлены разные сроки хранения (например, 3 года, 75 лет и т. п.), регистрируются также отдельно. Регистрационным индексом распорядительного документа (приказа, распоряжения) по личному составу является порядковый регистрационный номер, присваиваемый ему в пределах делопроизводственного года, дополненный литерой «к» (для документов 75-летнего срока хранения) или «л» (для документов 3-летнего срока хранения) Оформление документов по личному составу имеет также некоторые особенности, характерные именно для Республики Беларусь. Например, в Российской Федерации действуют унифицированные формы документов по личному составу, которые имеют табличную трафаретную форму и просты в заполнении (например, формы приказов о приеме Т-1, переводе Т-5, увольнении Т-8). В нашей стране ситуация сложнее. До настоящего времени типовые формы первичной учетной документации по труду, действовавшие в Советском Союзе, не переработаны и не утверждены. Исключение составляет форма примерной записки об отпуске. Таким образом в последний раз формы первичной учетной документации были утверждены в 1989 г. Государственным комитетом СССР по статистике (в 1990 г была переработана форма Т-2 «Личная Карточка работника»). Применение типовых унифицированных форм первичной учетной документации в настоящее время практически невозможно, за исключением примерной формы записки об отпуске, а также личных карточек Т-2 и Т-4, необходимость ведения которых регламентируется рядом нормативных правовых актов. В частности, п. 16 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников установлено, что наниматель обязан знакомить владельца трудовой книжки с каждой вносимой в нее записью под распнем в личной карточке формы Т-2 (личная карточка формы Т-2 является самостоятельным документом и в состав личного дела не входит) В состав личного дела работника (совокупности документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой Деятельности) включаются следующие документы по личному составу: внутренняя опись документов личного дела; дополнение к личному листку по учету кадров; личный листок по учету кадров; автобиография; копии документов об образовании, повышении квалификации переподготовке; заявление о приеме на работу; копия (выписки) приказа (распоряжения, решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность), а также иные документы отдельных категорий работников. Соответственно, на практике при оформлении приказов (распоряжений) о приеме, переводе или увольнении работников применяют не унифицированные типовые формы Т-1, Т-5 или Т-8, действовавшие ранее в СССР, а формы, содержащие в УСОРД или Альбоме форм организационно-распорядительных документов.
Вопрос № 7. Хулиганство (статья 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Статья 339 УК. Хулиганство
1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство).
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |