Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзаменационный билет № 3




 

Вопрос № 1. Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Ограничение прав и свобод личности.

В связи с тем, что в демократическом государстве достоинство и ценность человеческой личности представляют особую значимость, Конституция уделяет особое внимание правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

Конституцией в соответствии с действующими для Республики Беларусь международно-правовыми актами обеспечиваются все основные гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и формируются основные обязанности, связанные с обладанием человеком и гражданином правами и свободами в современном демократическом обществе, которые обеспечиваются государством.

При этом регламентации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина посвящен не только раздел II Конституции («Личность, общество, государство»), но также и ряд других положений Конституции, включая статьи 2 и 115. Это обусловлено тем, что права, свободы и обязанности личности, условия их осуществления определяют основу политического режима государства.

В этой связи государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21 Конституции), обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности (статья 59 Конституции).

Следует отметить, что в науке права нет единого подхода к определениям терминов «права» и «свободы». В этой связи зачастую они рассматриваются как синонимы.

Права и свободы можно классифицировать по различным признакам.

Так, с учетом особенностей правого статуса личности можно выделить права и свободы: 1) человека и 2) гражданина.

Провозглашая права и свободы человека, Конституция обеспечивает правовую защиту человека вне зависимости от его гражданства, например, гарантируя право на жизнь (статья 24 Конституции). При этом права и свободы гражданина охватывают весь спектр прав и свобод человека, а также дополнительно права, проистекающие из принадлежности человека к гражданствам одного или нескольких либо государств (их административно-территориальных единиц), либо международных организаций, например, Союзного государства, ЕС (например, право избирать депутатов в соответствующие представительные органы). С учетом того, что гражданство Союзного государства сформировано после издания Конституции Республики Беларусь и регламентируется преимущественно нормами международного права, в Конституции Республики Беларусь непосредственно права и свободы гражданства Союзного государства не регулируются, термин «гражданин» применим, как правило, только в отношении граждан Республики Беларусь. При этом, исходя из того, что Республика Беларусь является унитарным государством, законодательные акты не предусматривают гражданств административно-территориальных единиц и не закрепляют права, свободы или обязанности, соответствующие таким гражданствам.

Также традиционной является классификация по сферам проявления человеческой деятельности на гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и иные права и свободы.

К числу гражданских (личных) нрав и свобод обычно относят права и свободы, непосредственно связанные с личностью, которые неотделимы от статуса человека, так как без такой предпосылки любые другие права и свободы утрачивают смысл, например, права на жизнь (статья 24), ее достойный уровень (статья 21), свободу, неприкосновенность и достоинство личности (статья 25), свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (статья 33). Они особо значимы, являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными нравами каждого человека и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству или имущественным, профессиональным или иным качествам человека.

Политические права Конституция предоставляет исходя из наличия признака гражданства. Например, согласно статье 38 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямою пли косвенного избирательного права при тайном голосовании; статья 39 развивает это положение, указывая, что граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах.

Экономические права непосредственно связаны с участием человека в экономических отношениях, имеют особое значение и, как правило, не связаны с гражданством, включая право собственности (статья 44) и другие права экономического характера. Эти права особо отражены в частях второй, четвертой и восьмой статьи 13 Конституции, которая составляет один из основных элементов основ конституционного строя.

Социальные права связаны с трудовым участием человека в общественной жизни и социальным обеспечением в широком смысле. Например, всем лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование, а также право на отдых (статьи 42 и 43), гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (статья 45), право на жилище (статья 48). Эти права конституционно гарантируются не всеми государствами, в отличие от Республики Беларусь, являющейся социальным государством (статья 1).

К числу прав в сфере культуры относится ряд прав и свобод, связанных с удовлетворением духовных потребностей личности, обеспечением ее культурного статуса, в том числе право на образование (статья 49), право пользоваться родным языком, выбирать язык общения, свобода выбора языка воспитания и обучения (статья 50), право на участие в культурной жизни, свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания (статья 51).

Также стало традиционным деление прав и свобод человека и гражданина по способу реализации - индивидуальные (например, предусмотренное статьей 28 Конституции право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь) и коллективные (например, право на свободу объединений, статья 36 Конституции).

С реализацией данных прав сопряжен ряд обязанностей, проистекающих из условий Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. В этой связи гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (статья 2 Конституции). В частности, каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (статья 53), беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (статья 54), охранять природную среду (статья 55). Каждый гражданин Республики Беларусь обязан принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56). Особый статус священного долга имеет обязанность гражданина по защите Республики Беларусь (статья 57). При этом, подтверждая особую значимость прав, статья 58 Конституции установила, что никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами Республики Беларусь, либо к отказу от своих прав.

Это обусловлено тем, что согласно статье 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (статья 21). Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

Статья 60 Конституции гарантирует каждому право обращаться за защитой своих прав и свобод в суд. С целью защиты прав, свобод, чес 1п и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать и судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, в иных организациях и в отношениях с должностными лицами и иными гражданами. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается. Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Согласно части первой статьи 10 Конституции гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

Однако права и свободы человека и гражданина не могут быть абсолютными. Обеспечение баланса интересов всех находящихся на территории Республики Беларусь лиц невозможно без взаимного ограничения их прав и свобод. Согласно общему правилу статьи 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. При этом в соответствии со статьей 63 Конституции осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом.

В то же время при осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24 (право на жизнь), части третьей статьи 25 (никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам), статье 26 (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность) и статье 31 Конституции (каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом). Гарантом прав и свобод человека и гражданина является Глава государства (статья 79 Конституции).

Вопрос № 2. Понятие и правовой статус государственного органа, государственной должности и государственного служащего.

Понятия государственного органа, государственной должности, государственного служащего являются одними из базовых категорий института государственной службы.

В соответствии со статьей 3 Закона о государственной службе государственный орган - образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.

Под государственными органами понимаются также государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими.

Государственная должность – должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом о государственной службе и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определением для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа (статья 4 Закона о государственной службе).

Должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях технического обслуживания и обеспечения деятельности этого органа в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом, не относятся к государственным должностям.

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования (статья 5 Закона о государственной службе).

Можно выделить следующие основные признаки, характеризующие государственного служащего:

1) это гражданин данного государства. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть государственными служащими в Республике Беларусь;

2) занимает определенную государственную должность, т. е. должность, предусмотренную Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами, либо должность, учрежденную в установленном порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа;

3) наделен соответствующими полномочиями, которые зависят от функций и задач государственного органа, в котором он работает;

4) выполняет служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов или других предусмотренных законодательством источников финансирования, являющиеся оплатой его труда.

Государственные должности предусматриваются в штатном расписании государственного органа. В штатное расписание в соответствии со структурой государственного органа включаются все государственные должности согласно их наименованию в кадровых реестрах.

Государственная должность устанавливается только в государственных органах, поэтому не являются государственными служащими служащие государственных предприятий, учреждений, организаций в том числе учреждений здравоохранения, культуры, образования и др.)

Несмотря на особое положение государственных служащих по сравнению с другими категориями лиц, занятыми определенной работой в различных организациях, государственные служащие являются наемными работниками, выполняющими государственные Функции. Возникновение, изменение и прекращение отношений государственной службы осуществляются согласно действующим правовым предписаниям, которые имеют государственно-правовой и административно-правовой характер и в то же время относятся к трудовому праву. Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора или контракта, заключаемого и установленном трудовым законодательством порядке. После назначения на должность для государственных служащих возникают [рудовые отношения, на которые распространяются основные положения Трудового кодекса.

Государственные служащие входят в штат государственного органа, выполняют трудовую функцию по определенной одной или нескольким должностям, профессиям, специальностям соответствующей квалификации, подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, существующим в государственном органе. Назначение на должность оформляется приказом (распоряжением) соответствующего должностного лица государственного органа и является оформлением поступления на государственную службу в соответствии с заключенным с ним контрактом – видом трудового договора.

 

Вопрос № 3. Приоритетные направления и принципы государственной кадровой политики Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 г. № 399 была утверждена Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 г.).

Системность и всеобъемлемость Концепции проявляется в отражении основных направлений государственной кадровой политики, ее основных приоритетов по сферам жизнедеятельности общества, а также определении механизма реализации государственной кадровой политики. Вся система кадровой политики в республике должна строиться на этих принципиальных положениях. Концепцией предусмотрено достижение целей, задач и приоритетов государственной кадровой политики путем совершенствования механизма ее реализации, в частности, нормативно-правового, организационно-методического, информационного, материально-технического, финансового обеспечения.

Государственная кадровая политика ориентирована, прежде всего, на сохранение, эффективное использование созданного кадрового потенциала страны и его развитие в соответствии с требованиями национальной безопасности в условиях интеграции экономики республики в мировую хозяйственную среду.

Основными направлениями государственной кадровой политики являются:

формирование современных требований к кадрам различных сфер деятельности и уровней управления;

подбор кадров с учетом их профессиональных и нравственно-психологических качеств;

формирование действенного резерва руководящих кадров и организация планомерной работы с ним;

совершенствование форм и методов оценки деятельности кадров;

мотивация эффективного труда, рациональное использование кадров, создание благоприятных условий для их работы и профессиональной карьеры;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Принципы государственной кадровой политики - это фундаментальные, научно обоснованные и, в большинстве случаев, законодательно закрепленные положения, на основе которых строится и функционирует государственная кадровая политика.

При выявлении принципов государственной кадровой политики и их анализе следует иметь в виду, что кадровая политика не может быть оторвана от процессов качественного изменения содержания и характера трудовой деятельности человека, а также перспектив развития общества. Она, в конечном счете, нацелена на то, чтобы обеспечить разумное использование всех профессиональных возможностей каждого человека, формируемых у него с учетом достигнутого уровня развития и разделения общественного труда.

Государственная кадровая политика должна базироваться на общих, базисных принципах, регулирующих кадровые процессы в целом, специфических принципах, регулирующих кадровый потенциал в отдельной сфере, и частных принципах, регулирующих функционирование отдельных элементов кадрового процесса.

Общие, базисные принципы - это принципы, регулирующие кадровые процессы в целом: научность, конкретно-исторический подход, профессионализм и компетентность, нравственность, законность, демократизм, преемственность, сменяемость, равная социальная доступность, открытость и др.

Специфические принципы - это принципы, действующие в отдельной кадровой сфере, например, в государственной службе. Они зафиксированы в Законе Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 02.06.2009 г.).

Частные, регулирующие отдельные элементы кадрового процесса, принципы способствуют активизации человеческого фактора.

Реализуя общие, специфические и частные принципы кадровой политики, государство может обеспечить конструктивность своей роли в решении кадровых проблем, но при этом не выступать монополистом. Оно призвано создавать условия, которые всемерно способствовали бы развитию инициативы, предприимчивости, ответственности кадров, давали бы им большую свободу в выборе кадрового потенциала.

Вопрос № 4. Укрепление общественной безопасности и дисциплины – Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1.

Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее - Директива № 1) направлена на укрепление дисциплины и правопорядка как важнейших основ обеспечения общественной безопасности, ускорения социально-экономического развития страны, улучшения жизни людей.

В целях укрепления общественной безопасности и дисциплины Директивой № 1 Совету Министров Республики Беларусь, республиканским и местным органам государственного управления, другим государственным органам и организациям предписано:

организовать во всех коллективах и по месту жительства граждан обучение действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

включить в перечень критериев оценки работы руководящих кадров всех уровней показатели состояния трудовой и исполнительской дисциплины, обеспечения безопасного труда в возглавляемых ими отраслях, областях, городах, районах и организациях;

обеспечивать безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть, за причинение государству, юридическим или физическим лицам имущественного ущерба, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, а с руководителями - за необеспечение должной трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо за непривлечение виновных лиц к ответственности, установленной законодательством;

регулярно анализировать практику реагирования на обращения граждан. По выявлении фактов бюрократизма и волокиты, нарушения порядка рассмотрения обращений, определенного законодательством, незамедлительно принимать к виновным лицам меры материального и административного воздействия.

Директива № 1 акцентирует внимание на необходимость принятия следующих решений:

о повышении персональной ответственности руководителей за выпуск и реализацию продукции, не соответствующей требованиям стандартов, неосуществление мер по соблюдению производственной дисциплины;

об усилении контроля за качеством разрабатываемой проектно-сметной документации, строительства, ремонта и реконструкции объектов производственного и социально-бытового назначения;

о возмещении материального ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства, непринятия надлежащих мер по защите жизни и здоровья людей;

о повышении безопасности дорожного движения и надежности эксплуатации транспортных средств, ответственности должностных лиц за незаконную регистрацию автотранспортных средств и необоснованную выдачу водительских удостоверений;

об усилении ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения;

об увеличении платы за пользование природными ресурсами и оказание воздействия на окружающую среду, расширении применения мер стимулирования природоохранной деятельности.

Исходя из этого, в соответствии с положениями Директивы № 1, перед государственными органами поставлены следующие задачи:

разработать и осуществить дополнительные организационные, режимные и иные меры, обеспечивающие безопасность перевозок пассажиров, особенно воздушным, железнодорожным транспортом и в Минском метрополитене (Комитету государственной безопасности, Министерству внутренних дел совместно с Министерством транспорта и коммуникаций, Государственным комитетом по авиации. Белорусской железной дорогой и Минским горисполкомом);

усовершенствовать методику проверок субъектов предпринимательской деятельности, усилить внимание к предупреждению правонарушений в реальном секторе экономики и социальной сфере (Комитету государственного контроля Республики Беларусь);

систематически освещать организаторскую и воспитательную работу по повышению трудовой и исполнительской дисциплины, наведению общественного порядка, по профилактике пьянства и алкоголизма, в том числе среди участников дорожного движения; исключить пропаганду жестокости, насилия и других аморальных проявлений (Министерству информации, печатным и электронным средствам массовой информации).

С целью оздоровления общества, укрепления правопорядка, усиления могущества и авторитета нашей страны, а также учитывая общественную важность предотвращения потерь, вызванных безответственностью, равнодушием и снижением нравственных норм, Президент Республики Беларусь обратился к Советам депутатов всех уровней, Федерации профсоюзов Беларуси, Белорусскому республиканскому союзу молодежи активнее участвовать во внедрении системы государственных социальных стандартов, решительнее защищать права тружеников, в том числе в негосударственных организациях, оказывать содействие в борьбе с пьянством, строго контролировать рациональное использование природных и энергетических ресурсов, охрану окружающей среды; к коллективам работников, всем гражданам содействовать реализации положений Директивы № 1, неукоснительно выполнять требования законодательства.

Вопрос № 5. Основные принципы и направления государственного регулирования экономики в Республике Беларусь.

Система государственного регулирования должна строиться на основе определенных объективных требований - принципов.

Во-первых, она должна быть адекватна условиям функционирования и состоянию развития экономики на соответствующем историческом этапе. Так, формируясь в условиях переходного периода, она должна учитывать многообразие форм собственности, многоукладность экономики, высокую долю государственного сектора, быть адекватной реальным возможностям производства и т. д.

Во-вторых, она должна строиться на комплексном подходе, который предполагает, что механизм регулирования охватит с разумной степенью «погружения» все экономические и социальные процессы, всю гамму оборотов и кругооборотов общественного производства и в равной степени будет работать на всех уровнях управления.

В-третьих, государственное регулирование должно представлять собой целостную систему, состоящую из взаимозависимых и взаимоувязанных элементов, частей, подсистем, которые и образуют целостность, единство.

Для любой системы, в том числе и системы государственного регулирования экономики, характерны:

организованность, которая проявляется во взаимосвязях и взаимоотношениях между ее элементами;

иерархичность и многоуровневость (национальная экономика, экономика регионов, сфер, отраслей, предприятий и т. д.) построения и функционирования системы, что предопределяет необходимость координации низких уровней системы со стороны более высокого уровня, с одной стороны, с другой -- деятельность высшего уровня определяется результатами деятельности всех подсистем более низкого порядка; поэтому и свойства системы, результаты ее функционирования определяются как отдельным элементом, так и всей их совокупностью;

неразрывное единство с внешним окружением и средой, предопределяющее их взаимоотношения.

К важнейшим принципам государственного регулирования экономики следует также отнести нижеперечисленные.

Принцип единства экономики и политики. Политика, являясь организационно оформленной системой интересов соответствующих общностей людей, выражает их отношения между собой и к государству, направления деятельности государства, обеспечивающие реализацию этих интересов. Так как экономические интересы являются определяющими по сравнению со всеми другими, политика представляет собой концентрированное выражение экономики. Обеспечивая приоритетное начало в управлении экономикой, политика задает направления ее функционирования.

Принцип единства централизма и самостоятельности. Принимаемые государством решения должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы с тем, чтобы воздействовать на них в нужном для общества направлении. Следует отметить, что соотношение между централизмом и самостоятельностью может меняться в зависимости от конкретных исторических условий, под влиянием внешних и внутренних факторов.

Принцип научности предполагает, что регулирующее воздействие государства на развитие экономики должно исходить из сущности, содержания и форм проявления законов развития природы и общества; опираться на достижения науки и техники во всех областях знаний; использовать достоверную и адекватную предъявляемым требованиям информационную базу; обеспечивать единство стратегических и тактических решений.

Принцип эффективности требует, чтобы принимаемое управленческое решение приносило лучший результат при наименьших затратах в процессе его реализации.

Принцип сочетания общих и локальных интересов основан на приоритете интересов более высокого уровня и органической увязке интересов различных классов, слоев, групп и отдельных членов общества.

Основные направления государственного регулирования экономики Республики Беларусь сводятся к реализации:

бюджетно-налоговой политики (обеспечение финансовой и социальной стабильности; повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для стабильного экономического роста и позитивных структурных изменений в экономике, снижение налоговой нагрузки, повышение эффективности и прозрачности управления государственными финансами);

денежно-кредитной политики (обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений);

ценовой политики (формирование ценового механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, повышение конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках, создание условий для повышения эффективности функционирования отраслей экономики).

Вопрос № 6. Система организационно-распорядительной документации. Общая характеристика и особенности оформления.

 

Деятельность учреждения, организации, предприятия отражается в различных документах, которые взаимосвязаны и составляют системы документации, применяемые в определенной сфере. Можно назвать множество систем документации, которые классифицируются по различным признакам (территориальному, функциональному, уровню управления и т. п.).

Выделяют функциональные системы документации - организационно-распорядительную, плановую, отчетно-статистическую и др., т. е. присущие всем органам управления.

Системы документации, отражающие деятельность органов отраслевого управления (министерств, ведомств), принято считать отраслевыми.

Можно дать классификацию систем документации, соотношение которых в делопроизводстве разных учреждений неодинаково; организационные документы; распорядительная документация; справочно-информационные документы и справочно-аналитическая документация; плановая документация; отчетно-статистическая документация; документация по личному составу; бухгалтерская документация.

Перечень можно дополнить и другими группами документов: договорная документация, протокольная документация коллегиальных органов управления, налоговая, документация по социальной защите (для соответствующих организаций).

Организационно-распорядительная документация входит в состав других, так называемых специальных систем (кадровая, бухгалтерская документация и др.). К сожалению, на практике во многих случаях различные группы документов работают по своим правилам, не объединенным едиными принципами.

Основные требования к порядку оформления служебных документов, относящихся к категории организационно-распорядительной документации, основаны на законодательных актах и изложены в нескольких основных нормативных документах и стандартах, в частности:

в Инструкции но делопроизводству - применяется в организациях всех форм собственности, на ее основе каждая организация разрабатывает собственную локальную инструкцию по делопроизводству;

Инструкции по оформлению документов с использованием компьютерных технологий в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, утвержденной постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 24.07.2003 г. № 27 (далее - Инструкция по оформлению документов с использованием компьютерных технологий);

СТБ 6.38-2004.

Положения СТБ 6.38-2004 распространяются на организационно-распорядительные документы, которые подразделяются на три группы:

организационные - положения, уставы, инструкции, правила и др.;

распорядительные - приказы, постановления, распоряжения, решения, указания и др.;

справочно-информационные - акты, докладные и объяснитель­ные записки, письма и др.

Положения, содержащиеся в стандарте СТБ 6.38-2004, зачастую не отличаются четкостью и допускают многовариантность в оформлении, положения же Инструкции по оформлению документов с использованием компьютерных технологий более четки и конкретны, однако применяются лишь в государственных органах и государственных организациях, подчиненных Совету Министров.

До 2009 г. основные вопросы регламентации делопроизводства определялись Примерной инструкцией по делопроизводству от 23 мая 1995 г. № 13, утвержденной приказом Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь, разработанной на основе государственного стандарта СТБ 6.38-1995. В связи со вступлением в силу нового стандарта СТБ 6.38-2004 была разработана и утверждена Министерством юстиции Республики Беларусь Инструкция по делопро­изводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4. Но во всех этих документах можно обнаружить некоторые неувязки и противоречия в требованиях к оформлению документов.

СТБ 6.38-2004 и другие перечисленные документы определяют 32 реквизита организационно-распорядительных документов, входящих в УСОРД, а также правила и требования к оформлению каждого реквизита.

Вопрос № 7. Категории преступлений (статья 12 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

 

Статья 12 Уголовного кодекса. Категории преступлений

 

1. Преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления, не представляющие большой общественной опасности, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие.

2. К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание.

3. К менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше шести лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 N 227-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. К тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двенадцати лет.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 N 227-З)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. К особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного заключения или смертной казни.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 N 227-З)

(см. текст в предыдущей редакции)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 4257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.