Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представления о волевой составляющей в структуре личности




1.1.1. Философское и психологическое представление о воле в зарубежных источниках

Еще с давних времен умы ученых были заняты проблемой воли, волевой регуляцией поведения и деятельности, что вызывало споры и дискуссии между ними. В античной философии это понятие раскрыто в рассуждениях ученика Платона, древнегреческого философа Аристотеля. По его мнению, понятие «воля» было введено для объяснения формирования действия, основанного не на хотениях человека, а на разумном решении о его реализации. Аристотель в своих трудах упоминал, что воля возникала в разумной части души через слияние разумного решения, обладающей побудительной силой, со стремлением [7].

Р. Декарт, французский философ, математик и физиолог, в отличие от Аристотеля, определяет волю как умение души образовывать желание и определят мотивацию к любому действию человека, не объясняемое на основе рефлекторного принципа. Основную функцию воли ­Декарт раскрывает, как борьбу со страстями для создания побуждения к избранным действиям, используя при этом разум [26].

И. Кант в своих трудах определял «общую волю» как единство желаний индивидов, то есть воля принадлежит всему народу, а не определенному лицу [40]. Кант объясняет, что общая воля является не просто совокупностью волеизъявлений индивидов, а новым качественным состоянием, происходящим из связи данных желаний. Достигать цели возможно не при проявлении инициативы отдельно взятых людей, а только при единении граждан в организации [41].

В своей философии немецкий философ Л. Г. Гегель отмечает неразрывность мышления и воли и объявляет волю как продукт духа. Гегель пишет, что воля не есть некая особая сущность, которая существует в человеке вместе с мышлением, исключая мышления невозможна и воля [22].

Л. Фейербах, выдающийся немецкий философ-материалист, продолжил развивать точку зрения Гегеля. Фейербах не считал тождественными мышление и волю, но связывал их отношением друг к другу как от общего к частному. Автор утверждал, что не существует мышления без воли, не отделяя их друг от друга, считал, воля должна быть одной из составляющих мышления, иначе мышление приобретало бы пустой и мертвый вид. Субъект стремится удовлетворить некое желание по отношению какого-либо предмета, при этом желанный предмет вызывает ощущение. Начальной точкой проявления воли, Фейербах считал, ощущение, если оно отсутствует, то там нет воли [66]. Воля, считал Фейербах, может быть присуща только человеку, «ибо что такое воля, как не желающий человек?» [66, 580].

Некоторые философы проблему воли сводили к проблеме свободного выбора действия. Так по Дж. Локку, в волевых актах поведение человека не имеет свободный характер, оно подчинено необходимости. Говоря о свободе Локк отмечает, что оно состоит «именно в том, что мы можем действовать или не действовать согласно нашему выбору или желанию» [29, 259].

Интересный подход к пониманию проблемы воли в немецкой философии был у А. Шопенгауэра. Воля определяется как общая способность человека к активности, которая присуща всем людям. Воля и действие Шопенгауэр сводил к единому целому, считая, что эти два состояния не объединены связью причинности, а предоставляются нам двумя отличными способами. Действие тела, по его мнению, не что другое как нацеленный на объект акт воли [66].

Первым в истории психологии научным экспериментальным исследованием воли стали труды Н. Аха. Волевой акт, как считал Н. Ах, имеет связь с преодолением трудностей и имеет два момента: феноменологическую и динамическую. Феноменологическая включает четыре стороны: образный (ощущение напряжения), предметный (представление цели действия), актуальный (наиболее значимая часть волевого акта), момент состояния (переживание сложности усилия). Динамическая сторона представляет собой успех реализации действия [9].

В. Вундт связывал волевые проявления с аффективными процессами. Волевые действия без участия аффекта, как считает В. Вундт, в целом невозможны. Каждый волевой акт сопровождается слабо или сильно выраженными чувствами и эмоциями, которые образуют аффект. В. Вундт отмечает, что аффективной процесс отличается от волевого, тем что последнее имеет завершение в виде некого действия [17].

В. Франкл отмечает, что на человека на протяжении всей жизни воздействуют какие-либо физические причины, но «человечность человеческого поведения» определяется субъективными основаниями. Именно они становятся детерминацией выбора действия человека. Но, по мнению Франкла, свобода выбора не всегда является произвольной, это «свобода для», а не «свобода от». Основываясь на этом, В. Франкл вывел такую формулу: «свобода, несмотря на детерминизм». Автор пишет, что человек вполне свободно может занимать позицию по отношению внутренних и внешних условий, но не может свободным от этих условий. Именно от человека зависит овладеет ли он внешними и внутренними условиями, или же они будут владеть им, то есть данные условия не определяют поведение и действия человека полностью. Кроме того, автор, делает акцент на связи воли с поиском смысла жизни, которая является одной из ее функций [68].

Р. Ассаджиоли рассматривает функцию воли в виде регуляции остальных психических процессов (мышление, эмоции, желания, воображение, память). Воля занимает главенствующее место в системе личности [2].

Следующее понимание воли было предложено У. Джемсом. Волевые проявления он трактовал как вторичные продукты. Волевые проявления являются желаемые заранее, человек заранее к ним стремимся, а потому они совершаются с предвидением того, чем они должны быть. Следовательно, считал Джемс, волевые или произвольные движения должны быть вторичными, а не первичными продуктами (функциями) нашего организма [27].

Таким образом, в зарубежной философии и психологии представления о воли довольно разнообразные. Так Аристотель ввел понятие «воля» для объяснения формирования действия, основанного не на хотениях человека, а на разумном решении о его реализации. Р. Декарт определял волю как умение души образовывать желание и определять мотивацию к любому действию человека. Некоторые философы отмечали неразрывность мышления и воли, говоря о том, что не существует мышления без воли (Л. Фейербах Л. Г. Гегель). Дж. Локк проблему воли сводил к проблеме свободного выбора действия. Н. Ах провел первое психологическое научное экспериментальное исследование воли и определил, что воля имеет связь с преодолением трудностей. В. Вундт связывал волевые проявления с аффективными процессами, по его мнению, воля сопровождается слабо или сильно выраженными чувствами и эмоциями. Р. Ассаджиоли считал волю главным психическим процессом и определил функцию воли как регуляцию мышления, эмоций, желания, воображения, памяти и т.п. У. Джемс считал, волевые или произвольные движения должны быть вторичными, а не первичными продуктами (функциями) нашего организма.

 

1.1.2. Представление о воли в отечественной психологии

В отечественной психологии было немало попыток раскрыть механизм и сущность воли, определить место этого понятия в структуре личностной сферы.

«…Хотя существовало немало попыток игнорировать понятие воли — исключить его из научного психологического словаря, передать его в ведение философии или вовсе объявить «несуществующим», — авторы серьезных теорий и подходов считали необходимым обращаться к обсуждению проблем воли в рамках своего категориального аппарата» - пишет в своих трудах Гиппенрейтер Ю.Б. [23,15].

Н.С. Ефимова делает акцент на том, что волевые проявления свойственные только человеческому роду. Волевые проявления берут начало с развития сознания и процесса коллективного труда. Волевые действия детерминируются влиянием окружающего мира, они имеют рефлекторный характер. Н. С. Ефимова отмечает, что в ходе всей сознательной жизни человек ставит перед собой множество задач, которые он склонен достичь. Для этого необходимо пройти через условия преодоление трудностей, то есть через интенсивную работу умственных, физических сил, мобилизацию волевых усилий. По ее словам, воля представляет собой систематизированное понятие, которое обозначает единство психических процессов, действий, подчиненных общей функциональной цели – сознательному и преднамеренному руководству поведением и деятельностью человека [30].

Рассуждая об истоках воли, М.И. Еникеев отмечает, что воля возникает при общении ребенка со взрослым. Ребенок сначала действует согласно внешнему приказу, а по мере овладения речью, начинает сам давать себе речевые команды [29].

И. М. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга» выступал против волюнтаризма, рассматривая волевое (произвольное) поведение как рефлекторное, не только как детерминированное. Сеченов обосновывается тем, что «так как человек волен поступать и согласно своим мыслям, и желаниям, и наперекор им, — значит, между ним и поступками должна стоять особая свободная сила, которая и называется волей» [61, 259].

Проблему воли Л.С. Выготский также связывал со свободой принятия решения и говорил, что чаще всего человеку свойственно совершать выбор, который является основной частью волевого акта и волевого действия [20]. Л. С. Выготский утверждал, что волевое, или произвольное, поведение имеет общественный, социальный характер по своему происхождению, и считал, что волевой человек больше расположен к повиновению [19].

По мнению Л. М. Веккера, волевая регуляция осуществляется при участии таких ценностей, как интеллектуальная, общесоциальная и эмоционально-нравственная. Само понятие «воля» автор не считает синонимичным с произвольностью, а лишь определяет ее как высшую форму произвольной регуляции деятельности и поведения [14].

В. И. Селиванов также не сводит волевую регуляцию к произвольной, считая ее одной из форм. Для преодоления возникших трудностей необходимы произвольные сознательные волевые усилия, которые составляют основу волевой регуляции, в свою очередь связанные, по мнению В. И. Селиванова, только с сознательно-волевой напряженностью [59]. В. И. Селиванов пишет: «Основная особенность волевой регуляции заключается в сознательной мобилизации личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий» [59, 15].

В. А. Иванников раскрывал проблему воли, с одной стороны, как волевую регуляцию в рамках преодоления трудностей, с другой стороны, связывал волю с мотивационной составляющей личности. В. А. Иванников отмечает, что воля берет свое начало тогда, когда находится недочет в побуждениях, вызывающих определенные действия. Автор полагает, что преодоление трудностей проходит эффективнее, в случае, когда более слабый и незначительный мотив можно соединить (либо поменять) с более значительным и сильным. Например, автогонщик усиливает свою мотивацию тем, что, если он выиграет в гонках, весь гонорар перечислит в благотворительный фонд. В данном случае мотив приобретает новую силу и мощь [32]. Так же в других своих трудах Иванников сводит волевые проявления к произвольной мотивации, выражающиеся в умении преодолевать трудности, совершая целенаправленные поступки и действия [35].

В. М. Аллахвердов проблему свободы выбора и свободы воли считает очень серьезной проблемой как в психологии, так и в философии. Автор говорит, что по мнению гуманистов, человек становится человеком только в тогда, когда он становится свободным. Следовательно, в случае признания человека свободным, его поведение становится недетерминированным, оно не подлежит естественнонаучному объяснению. Но в случае отказа в признании человека свободным напрашиваются другие проблемы – поведение человека становится автоматическим, человек превращается в машину. Таким образом, автор делает вывод, что проблема объяснения поведения и деятельности не решается ни при признании свободы воли человека, ни при провозглашении строгого детерминизма [5].

К проблеме воли обращается в своих работах и Рубинштейн Л.С., говоря о волевом действии как о конфликте, совершающемся в условиях внутренних противоречивых тенденций. Конфликт обнаруживается в расхождении между желаемой задачей, которой в данный момент владеет человек, и нежелательными последствиями или трудностями, которые возникнут после осуществления стоящей перед ним задачи [58]. Так же Рубинштейн отмечает, что «…изучение волевого акта непосредственно переходит в изучение действия, или, вернее, изучение волевого акта – это и есть изучение действия в отношении способа его регуляции» [58, 520].

М. Я. Басов первым исследовал волю как вид психической регуляции поведения. Он дал следующее определение воли – это психический механизм, с помощью которого регулируются все психические функции, эти психические функции перестраиваются и реорганизуются в соответствии с актуальной потребностью. Личность способна владеть своими душевными состояниями лишь тогда, когда в структуре личности существует регулятивный фактор, который Басов назвал волей. Именно этот волевой фактор Басов сводит к вниманию, говоря о том, что внимание регулирует чувствование, восприятие, движения и мышление. По мнению автора, воля придает направление мыслям и действиям, а не побуждает их [10].

Понимание воли у В. К. Калина связано с управлением: «Воля… – это система механизмов сознания, обеспечивающая самоуправление функциональной структурой психики и уровнем ресурсных затрат в деятельности и поведении, в отдельных действиях и поступках» [39, 54].

Д. Н. Узнадзе объясняет механизм воли таким образом, что началом возникновения действия, поведения или деятельности становится не актуальная необходимость, а совершенно другие потребности. Мотивом к любому действию этот автор связывает с наличием намерения или установки на действие. Установка, о которой говорит Узнадзе, создаваемая в сознании как мыслимая ситуация, возникает при принятии человеком решения и задействования волевого усилия. Лежащие в основе принятия решения волевые установки представляют собой потребности человека, они испытываются в момент «здесь и сейчас» [64].

В целом же воля определяется как внутренняя энергия человеческого сознания, входящие в состав целеустремленные ориентации означают направленность на осуществление определённой работы. Волевые проявления выражаются в способности человека действовать для реализации собственных стремлений, потребностей, желаний. Данное понятие имеет связь также с привлечением внутренних ресурсов человека для преодоления препятствий, воплощая в жизнь поставленные цели. Для воплощения в жизнь любых идей, желаний и стремлений необходима способность к волеизъявлению, которая является неотделимой частью человеческой психики. Обладающий волей человек обладает сильными чертами характера, умеет проявлять своё «Я». Безвольность и слабохарактерность говорят о том, что поступки человека зависят от внешних обстоятельств, а не от него самого, вследствие чего, это приводит к отсутствию самореализации личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.