Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

McClelland, D.С Personality. New York: Dryden, 1951, с. 446. 1 страница




Взаимосвязь волевой и мотивационной составляющих, их проявление в учебной деятельности студентов

1.3.1. Взаимосвязь воли и мотивации

Еще в XVIII веке философы говорили о связи мотивационной составляющей личности с волевой, о детерминированности воли мотивами и побуждениями, которые вызывают различные действия и поступки. Так, например, Т. Гоббс, английский философ, проблему волевого поведения сводит к представлениям о произвольной и непроизвольной регуляции поведения. Гоббс утверждает, что случаях, когда возникают разные чувства и стремления к чему-либо, появляется необходимость совершить выбор того или иного действия. Такая необходимость выбора, которая возникает в процессе размышлений и обдумываний, порождающее непосредственно действие, по Т. Гоббсу было названо волей. Воля обусловлена побуждениями и мотивами, определяющиеся потребностями и знаниями о возможных способах удовлетворения этих потребностей [24].

Главным в работах английского философа Д. Пристли в рамках проблемы воли было мнение о том, что детерминантами стремлений и желаний являются мотивы и побуждения, то есть волевые проявления имеют основания в виде мотивов. Д. Пристли говорил о том, что не во всех случаях у человека возникает желание действовать при обнаружении необходимого предмета, то есть инициатором действий могут стать не только внешние объекты, но внутренние импульсами [56].

В. Виндельбандт считает воля включает хотения, желания и страсти. Сущность воли автор определяет, как совокупность желаний и мотивов, которые являются составной частью личности в целом [15].

А. Бэн первичность воли видит в том, что человек способен к необдуманным движениям, поэтому он определяет волю как хотение, которое соединяется с движением. Автор полагает, что с развитием воли развивается и мотивация, также проводит четкую связь между обсуждаемыми понятиями, при изменении силы мотива изменяется степень проявления волевых действий. Что касается мотивов, А. Бэн отмечает, что они складываются в качестве чувств удовольствия и страдания [13].

Неслучайно Е. П. Ильин заметил, что невозможно отрицать связь между волей и мотивацией. Автор отмечает, что волевые проявления могут войти в противоречие с желаниями субъекта и прекратить активность, а могут поспособствовать дальнейшему развитию действий и поступков. Кроме того, волевые действия могут стать инициатором для проявления активности человека, или наоборот, могут быть поводом для прекращения конкретного действия. Е. П. Ильин приходит к мнению, что некоторые психологи начали сводить мотив к воле, говоря о их синонимичности [37]. Автор делает вывод: «Не всякая причинная обусловленность поведения может считаться мотивом, а только та, которая связана с внутренними побуждениями человека». [37, 17].

Г. И. Челпанов, связывая волю и мотивацию, говорил, что волевой акт состоит из трех компонентов – желание, стремление и усилие. Волевое действие Челпанов характеризовал как борьбу мотивов, функцию воли он определял, как выбор, как принятие решения о действии [70]. Другой крупный отечественный психолог К. Н. Корнилов разделял мнение Челпанова и отмечал, что составной частью волевых действий всегда является мотив [44]. Также хотения, влечения и желания человека связывал с волей и волевыми актами в своих трудах Н. Н. Ланге. Он понимал хотение как влечение, которое переходит в действие и сопровождается чувством активности этих действий [45].

Л. С. Выготский считал волю разновидностью произвольной мотивации. Выготский писал, что свобода воли совсем не означает свободу от мотивов. У автора существовало положение, которое заключалось в том, что изменение содержания действия будет менять мотив к нему. Выбор человека из возможных вариантов зависит от него самого, от внутренних стимулов, а не от внешних обстоятельств [19].

Связь мотивации и воли была исследована А. Н. Леонтьевым. А. Н. Леонтьев рассматривал дифференциацию и развитие мотивационной сферы личности в связи с процессом произвольного поведения. Автор утверждает, что цели и содержание мотива в произвольном действии не являются тождественными [47].

С. Л. Рубинштейн говорил о воле как о произвольной мотивации, которая проявляются с появлением потребностного побуждения, это означает, что началом волевых действий становятся потребности. С. Л. Рубинштейн отмечал, что в волевом акте побуждения реализуются в виде опосредованной осмысленной цели, а не в виде непосредственного спонтанного стимула [58]. Так автор пишет по этому поводу: «Будучи в своих первоначальных истоках связано с потребностями, волевое действие человека никогда, однако, не вытекает непосредственно из них. Волевое действие всегда опосредовано более или менее сложной работой сознания — осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как цели» [58, 589].

По мнению П. И. Иванова, произвольные волевые действия берут свое начало от мотивов [36]. Л. И. Божович (как и для Л. С. Выготского) воля становится составной частью и механизмом реализации мотивационных проявлений. По Л. И. Божович, воля – высшая психическая функция в сфере мотивации, протекающая под контролем интеллекта, которая формируется вследствие развития потребностей человека. Автор отмечает, что у человека существует способность регулировать волевые действия в соответствии с намерениями, ранее поставленными целями, даже несмотря на общественные ценности [12].

В своих трудах В. А. Иванников сводит волевые проявления к произвольной мотивации, выражающиеся в умении преодолевать трудности, совершая целенаправленные поступки и действия [35]. Связывая проблему воли с мотивационной составляющей личности В. А. Иванников отмечает, что воля берет свое начало тогда, когда находится недочет в побуждениях, вызывающих определенные действия. Автор полагает, что преодоление трудностей проходит эффективнее, в случае, когда более слабый и незначительный мотив можно соединить (либо поменять) с более значительным и сильным. Например, спортсмен посвящает победу своему сыну, тем самым увеличивает силу мотива. В данном случае мотив набирает новую мощь и силу [32].

Кроме того, И.М. Сеченов связывал волю с мотивацией. Автор отметил, что человеку нужна веская причина для того чтобы он начал что-либо делать и проявил силу воли, эту причину автор назвал мотивом. Сеченов выделяет моральный элемент волевой составляющей личности, участвующий в волевых актах нравственного компонента мотива [61]. Сеченов определяет волю как «деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того и другого, и часто наперекор даже чувству самосохранения» [61, 117].

Н. Ах в своих работах выявил связь между силой мотива и степенью осознания предмета мотивации. Данную связь автор назвал законом специальной детерминации воли. Сила мотива зависит от фиксации способности и привлекательности предмета воздействия. В случае сильной мотивации степень вероятности происхождения какого-либо нежелательного случая или явления может быть снижена неоправданно. Потенциально возможный успешный результат увеличивает силу мотива. Также сила мотива может зависеть от проблемности ситуации, привлекательности объекта, от поощрения или наказания, от ситуации конкуренции [1].

Е. П. Ильин утверждает, что, изучая волевую составляющую личности, невозможно не затрагивать мотивационную, и наоборот, так как они составляют единое целое в человеческой психике. Воля и мотивация составляют основу одной и той же проблемы – механизмов осмысленного разумного поведения. Ильин отмечает, что необходимо говорить не только о тождественности воли и мотивации, а о том, что мотивация является составной частью воли, то есть автор рассматривает мотивацию с точки зрения произвольной сознательной волевой регуляции. Ильин считает, что функциями воли становятся побуждение человека к деятельности, выбор способов и средств реализации побуждения, контролирование протекания действий, преодоление возникших препятствий [38].

П. В. Симонов не отождествлял волю и мотив, полагая, что воля считается особенным механизмом действия, а не господствующей потребностью, которая является основой мотивации [62].

Взаимосвязь воли и мотивации обсуждали из давних времен и будут еще обсуждать в будущей. Ведь, изучая волю, ты неизбежно сталкиваешься с вопросами мотивации, а изучая причины активности человека, приходиться иметь дело с волевыми проявлениями. Мнение ученых по этому поводу расходиться, одни отождествляют волю и мотивацию, другие – разделяют, но остаются при мнении, что воля, как бы то ни было, участвует в мотивационных процессах. Поэтому тот факт, что невозможно отрицать связь между волей и мотивацией известен давно и многим, так как оба феномена входят в состав такого явления как механизмы сознательного целесообразного поведения.

 

1.3.2. Проявления воли в учебной деятельности студентов

Изучение волевой сферы студентов в учебной деятельности вызывает интерес тем, что период студенчества становится решающим фактором реализации юноши как личности. Будучи студентом личность выдерживает огромные нагрузки – студент в интенсивной форме осваивает профессиональные навыки и способности, начинает заниматься научной деятельностью. Для успешного выполнения намеченных задач важным является умение быстро преодолевать трудности, умение владеть собой, настойчивость, организованность, упорство, целеустремленность, решительность.

Студента овладевает желание стать самостоятельным и обособиться, к этому он прикладывает много усилий, студент становится социально активным, в результате чего укрепляются характер и темперамент. Вследствие этого, в студенческом возрасте сама особенность деятельности влияет на уровень сформированности и развития волевой сферы, само включение в нелегкую учебную структуру является серьезным испытаниям для воли.

В данный период юноши проходят главнейший этап формирования личности – процесс индивидуализации (целостное развитие личности по К. Юнгу) и социализации (освоение человеком социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения и т.д.). Кроме того, студенческий возраст предполагает не только развитие человека в качестве целостной социальной личности, но и как творческой и физически развитой. В период студенчества личность активно участвует в творческих конкурсах и мероприятиях, принимает участие в спортивных состязаниях и соревнованиях.

Б. Г. Ананьев отмечал, что студенческий возраст один из важнейших этапов развития, так как в этот период человек созревает как личность, у него формируется самосознание, укрепляются характерологические качества происходит становление нравственных и этических норм – личность принимает функции зрелого человека [6].

И.А. Зимняя выделяет следующие особенности изучаемого возраста: активное проявление социальной деятельности, стремление к автономности и независимости, довольно высокий уровень образованности и интеллектуальности, высокая степень учебной мотивации [31].

Проблема психологических исследований студенческого возраста многообразна и обширна. Но на сегодняшний день недостаточно исследований, посвященных изучению волевой сферы студента, не изучена проблема становления волевой сферы личности студента, факторов и условий, влияющих на формирование воли.

Е. К. Фещенко исследовал волевые качества студентов и обнаружил связи между оценками своей настойчивости, упорства и терпеливости, из которых автор сделал вывод, что студенты склонны преувеличенно оценивать свою волю [67].

Е. Л. Михайлова, проведя исследование, показала различие волевой регуляции трудолюбивых студентов и ленивых. Последние характеризовались низкой степенью развития волевой регуляции – они отличались низким уровнем учебной мотивацией, низкой степенью сформированного планирования, были неуверенные в своих силах, им было сложно завершить начатое дело, четко и правильно распределять нагрузку [53].

В. И. Селиванов отмечает, что не малую ценность представляют результаты исследования волевой регуляции, в которым выявлены связи между
развитием мотивационной и развитием волевой сферы личности. Воля человека состоит в очень тесной зависимости от его системы мотивов и побуждений [60].

Б. М. Теплов в своих трудах отмечает, что «преодолеть трудности человек может только в том случае, если знает, во имя чего он это делает» [63,193]. То есть, изменив мотивацию к какой-либо деятельности, есть возможность изменить эффективности волевых проявлений человека [63].

К. И. Корнилов пишет, что развитие воли происходит через воспитание и обучение, в ходе этих процессов формируются морально-этические воззрения, развивается логические мышление, укрепляются убеждения, позиции личности по отношению к окружающей действительности, развивается идеологическое воспитание. К. И. Корнилов отмечает, что волевые проявления не даны человеку от рождения, а формируются в процессе жизнедеятельности, в ситуациях, когда волевые действия необходимы [44].

Таким образом, развитие волевой регуляции в студенческом возрасте тесно связано с целостным развитием всей личности, в частности с мотивационной сферой (о которой подробнее поговорим в следующем параграфе). На этом этапе развития студент в большинстве случаев завершает формирование волевых качеств и свойств. Волевые качества переходят в категорию черт характера в зависимости от многих обстоятельств и условий – степень завершенности становления волевых качеств, самовоспитание и воспитание, типологические особенности. На данном этапе развития юноша реализуется как целостная личность и приобретает готовность к дальнейшей взрослой жизни.

 

1.3.3. Проявления мотивации в учебной деятельности студентов

Наряду с волевой сферой не менее значимой проблемой становится вопрос о мотивационной составляющей в структуре личности студента. Изучение мотивационной сферы студента вызывает огромный интерес, поскольку в связи с ежегодным возрастанием количества желающих получить образование появляется необходимость изучения факторов и условий, влияющих на учебную мотивацию, необходимость изучения механизмов воздействия для повышения эффективности учебной деятельности.

В учебном пособии «Возрастная и педагогическая психология» говорится о необходимости уделять особое внимание мотивам учебной деятельности, так как благодаря им студент приобретает профессиональные умения и навыки, формирует профессионализм [21].

По мнению И.А. Зимней, ведущим мотивов ученой деятельности студентов является познавательные мотивы. Главной задачей студента является расширение знаний и опыта, овладение способами и приемами будущей профессии, стремление создать логическую картину мира, дальнейшее применении полученных знаний и фактов в реальной жизни [31].

По моему мнению, кроме познавательных и профессиональных мотивов немаловажное значение для эффективной учебной деятельности имеют мотивы самореализации, мотивы творческой реализации, мотивы личного престижа. Потребность в реализации себя как личности, реализации планов и целей, добиться успеха, возможность развиваться в профессиональном и творческом плане, предоставляющая образовательное учреждение, укрепляют и приумножают мотивы самореализации и творческой реализации. В данном случае студент проявляет оригинальность и уникальность в способах действия и в конечном результате учебной деятельности. Кроме того, в этот период создаются благоприятные условия для увеличения мотивов личного престижа – появляется возможность проявлять себя как активный студент, проявлять лидерские качества, стремиться стать лучшим среди однокурсников.

П. М. Якобсон выдвинул классификацию мотивации учебной деятельности. Первым типом мотивации, по Якобсон, стали «отрицательные» мотивации. Суть данной мотивации состоит в том, что началом побуждения студента к обучению становится не его желания, а внешние обстоятельства. То есть юноша учиться лишь для того, чтобы избежать неприятностей в виде, например, отчислений или выговоров. Студент неохотной посещает учебное заведение, с нежеланием выполняет задания, процесс обучения дается ему нелегко. Такой мотив необходимости в большинстве случаев не приводит к успехам в профессиональной деятельности, а чаще всего юноши так и не получают образование. Второй вид мотивации имеет, в отличии от предшествующей, благоприятное влияние на эффективность получения профессии извне. Таковым считаются воздействие общества на сознание студента в том плане, что юноша несет ответственность за свое будущее, он испытывает чувство долга за всю страну. Кроме того, Якобсон относит к этому виду мотивацию достижения успеха, в основе которой лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха, умение преодолевать трудности, умение справляться с неудачами, уверенность в себе. Третья разновидность называется мотивация учебной деятельности, суть которой заключается в побуждении учиться, исходящее от самого юноши. Студент желает получать новые знания, заинтересован к приемам и способам самостоятельного получения умений и навыков, ориентирован на изучение и познание различных стороны своей будущей профессиональной деятельности, на достижение успехов в будущей профессии, готов реализоваться как профессионал в данной специализации [74].

В трудах А. Н. Печникова и Г. В. Мухиной отмечается, что доминирующими мотивами учебной деятельности студентов становятся мотивы «познавательные», «профессиональные» и «личного престижа» и «прагматические» (мотив, направленный на получение диплома). Авторы, проведя исследование, сделали следующие выводы: на первом курсе основным мотивом становится «профессиональный», на втором курсе ведущим является мотив «личного престижа», на третьем и чет­вертом курсах оба мотива принимают роль ведущего, на четвертом курсе обучения мотивы сменяются на «прагматический». По мнению авторов, особое значение на эффективность учебной деятельности оказывают мотивы «профессиональные» и «познаватель­ные». студентов [54].

М. В. Вовчик-Блакитная утверждает, что у юноши, поступившего в образовательное учреждение, в первую очередь появляется потребность реализовать себя как студент, то есть главным является мотив самоутверждения. Юноша проявляет свою активность, создает дружественные связи, налаживает контакт с преподавателями. На втором месте – познавательный мотив, который заключается в самостоятельном приобретении знаний, направленности на усвоение способов и приемов добывания знаний, способах регулирования и рационального устройства своей учебной деятельности. А на третьем месте в иерархии мотивов студента расположились профессионально-практические мотивы. Их суть в том, что студенты обладают ориентированностью на изучение и познание различных стороны своей будущей профессиональной деятельности, на достижение успехов в будущей профессии, они готовы реализоваться как профессионалы в данной специализации [16].

Ф. М. Рахматуллина в своих исследования выявила общесоциальные мотивы, суть которых заключалась в осознании студентом важности получения высшего образования. Рахматуллина отмечает, что доминирующим мотивом на протяжении всего обучения является профессиональный мотив. Второе место на первом курсе занял познавательный мотив, а на третьем курсе вместо него появляется общесоциальный мотив. На протяжении всего обучения на четвертом месте располагается прагматический мотив [57].

Таким образом, учебная мотивация представляет собой совокупность сложных и взаимодополняющих мотивов, таких как познавательный, профессиональный, прагматический, мотив личного престижа, мотив самоутверждения, мотив творческой реализации. Мотивационные проявления студента могут иметь характер внешних мотивов (в ситуации конкуренции рождается мотивация) и внутренних мотивов (истинные желания и стремления студента).

 

Выводы к первой главе

Проблема воли широко разработана как в зарубежной философии и психологии, так в отечественной психологии. Все подходы к объяснению феномена воли имеют место быть и отражают различные стороны данного понятия, не противоречат, а дополняют друг друга. Интерес к данной проблематике возник уже с древних веков, когда о воле говорили для объяснения формирования действия (Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, Л. Г. Гегель). Существует множество других трактовок волевого поведения человека: волю сводили к произвольности (У. Джемс, И. М. Сеченов, Л.С. Выготский, Л. М. Веккер, В. А. Иванников), к свободному выбору (Дж. Локк, В. Франкл, В. М. Аллахвердов), к преодолению трудностей (Н. Ах, В. И. Селиванов, В. А. Иванников), к принятию решений (Л.С. Выготский), к психической регуляции (Р. Ассаджиоли, М. Я. Басов). Только учитывая всевозможные особенности воли, изложенные авторами, можно дать следующее определение понятию «воля». Воля — это произвольная сознательная регуляция человеком своей деятельности и своего поведения, выражающаяся в умении преодолевать препятствия (внутренние и внешние), совершая целенаправленные поступки и действия. В целом же воля определяется как внутренняя энергия человеческого сознания, входящие в состав целеустремленные ориентации означают направленность на осуществление определённой работы. Волевые проявления выражаются в способности человека действовать для реализации собственных стремлений, потребностей, желаний. Данное понятие имеет связь также с привлечением внутренних ресурсов человека для преодоления препятствий, воплощая в жизнь поставленные цели.

Мотивационная сфера личности подробна изучена в зарубежной и отечественной психологии. Еще с древности великие мыслители говорили о человеческой активности и их детерминированности (Демокрит, Гераклит, Платон, Сократ, Аристотель, Лукреций). Все подходы по изучению проблемы мотивации можно разделить на два направления. Первый подход заключается в том, что мотивация представляется как совокупность мотивов и факторов, которые определяют направление поведения (В. Д. Шадриков, В. Г. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, К. Левин, В. Г. Асеев, Т. О. Гордеева, М. Ш. Магомед-Эминов). Второе направление – как динамичный механизм или процесс (В. А. Иванников, И.А. Джидарьян, С. Л. Рубинштейн, А. А. Файзуллаев).

Мнение ученых по поводу взаимосвязь воли и мотивации разделяется на два направления, одни отождествляют волю и мотивацию, другие – разделяют, но остаются при мнении, что воля, как бы то ни было, участвует в мотивационных процессах. Поэтому тот факт, что невозможно отрицать связь между волей и мотивацией – известен давно и многим, так как оба феномена входят в состав такого явления как механизмы сознательного целесообразного поведения.

Развитие волевой и мотивационной сферы личности студента играет огромную роль в становлении юноши как целостной личности. На данном этапе развития студент в большинстве случаев завершает формирование волевых качеств и свойств, они переходят в категорию черт характера. Мотивация учебной деятельности представляет собой совокупность сложных и взаимодополняющих мотивов (познавательный, профессиональный, прагматический, мотив личного престижа, мотив самоутверждения, мотив творческой реализации), от которых зависит успешность становления студента профессионалом в своей специализации.


Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи волевой и мотивационной составляющих в структуре личности студентов-юристов

2.1. Организация исследования и описание использованных методик

В исследовании принимали участие 40 студентов-юристов 3 года обучения юридического факультета КФУ, гендерный признак не учитывался.

Исследование производилось в один этап, в первой половине дня. 50 студентам-юристам были розданы методики, в которой они указывали имя (ник), возраст и пол. Возраст студентов варьировал от 20 до 22 года. Мной были объяснены специфика данных методик, и оглашены некоторые правила проведения данного рода исследований. Время для прохождения было неограниченным, в целом исследуемые справились с заданиями за 20-25 минут. Студенты были достаточно спокойны, уверенны, не задавали много уточняющих вопросов. Из 50 розданных анкет только 40 оказались полностью заполненными.

В исследовании используются следующие методики:

1. Тест «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова [55]. Тест составлен для изучения характеристики проявления силы воли, с помощью которого получен показатель «уровень силы воли» (см. Приложение 1).

2. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана [55]. Тест-опросник предназначен для исследования процессов волевого самоконтроля и волевой регуляции. Опросник направлен на выявление умения справляться со своими действиями, состояниями, чувствами и переживаниями, позволяет определить на сколько человек способен владеть собой в различных ситуациях. Кроме того, опросник направлен на выявление уверенности человека в себе, степени его активности, эмоциональной устойчивости, самостоятельности, реалистичности взглядов (см. Приложение 2). Тест-опросник позволяет получить следующие показатели:

- показатель «общая шкала волевой саморегуляции», характеризующийся мерой овладения собственным поведением в различных ситуациях;

- показатель «настойчивость», которая свидетельствует о силе намерений человека;

- показатель «самообладание», характеризующийся уровнем произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний.

3. «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса (Тест/Опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха) [34]. При описании методики, Т. Элерс обращал внимание на то, что люди, с преобладанием высокой мотивацией к успеху чаще всего выбирают среднею или низкую степень риска, они обходят стороной возможность высокого риска. При сильной мотивации к успеху человек менее надеется на возможный успех, но прикладывает больше сил для ее достижения, нежели тот, кто не привык прилагать много сил достижения успеха (см. Приложение 3). С помощью данной методики получен показатель «уровень мотивации к успеху».

4.«Методика для диагностики учебной мотивации студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина [34]. Методика была модифицирована В. Г. Леонтьевым и Н.Ц. Бадмаевой, ими были добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения (см. Приложение 4). Методика позволяет получить следующие показатели:

- показатель «коммуникативные мотивы»;

- показатель «мотивы избегания»;

- показатель «мотивы престижа»;

- показатель «профессиональные мотивы»;

- показатель «мотивы творческой самореализации»;

- показатель «учебно-познавательные мотивы»;

- показатель «социальные мотивы».

Для обработки данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки эмпирических данных, разработанный на факультете психологии. Анализ полученных результатов включал в себя: сравнение степени выраженности показателей (сравнение по средней арифметической), анализ корреляционных зависимостей.

 

2.2. Интерпретация и обсуждение результатов исследования

На основе выраженности показателей волевых и мотивационных проявлений, в группе исследуемых обнаружена однородность (см. Приложение 5):

1. 97,5% студентов-юристов по показателю «уровень силы воли» имеют средние значения, то есть большинство исследуемых обладают средней силой воли, в различных ситуациях действуют по-разному, иногда проявляя уступчивость и податливость, а иногда – настойчивость и упорство;

2. 87,5% исследуемых по показателю «общая шкала волевой саморегуляции» имеют средние значения, что свидетельствует о том, что большинство студентов-юристов имеют средне выраженную волю, поступки в основном реалистичны и взвешены, в целом неплохо рефлексируют личные мотивы и реализуют возникшие намерения;

3. 85% студентов-юристов по показателю «настойчивость» имеют также средние значения, что говорит о том, что большинство испытуемых стремятся к выполнению намеченной цели, но не всегда это у них это получается, для них характерно стремление подчинить им свое поведение, в то же время, не теряя гибкости поведения;

4. 67,5% исследуемых по показателю «самообладание» имеют средние значения, что свидетельствует о том, что большинство студентов-юристов обладают в целом внутренним спокойствием, они скорее уверенны в себе, готовы к восприятию нового, неожиданного нежели спонтанны и импульсивны;

5. 65% студентов-юристов по показателю «мотивация к успеху» имеют также средние значения, что говорит о том, что большинство можно охарактеризовать как не отдающие предпочтение рискованности, чаще всего им свойственны уверенность в себе и в своих силах, инициативность, активность, ответственность и настойчивость, упорство в достижении цели, целеустремленность;

6. 100% исследуемых по показателю «профессиональные мотивы» имеют высокие значения, что свидетельствует о том, что учебная мотивация всех студентов-юристов имеет сильную направленность на профессиональное поведение в целом, студенты ориентированы на различные стороны будущей профессиональной деятельности, на достижение успехов в будущей профессии, они готовы реализоваться как профессионалы в данной специализации;

7. 77,5% студентов-юристов по показателю «учебно-познавательные мотивы» имеют также средние значения, что говорит о том, что большинство испытуемых направлены на самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков, их отличает стремление к усвоению способов и приемов добывания знаний, способов регулирования и рационального устройства своей учебной деятельности.

Опишем связи между показателями внутри одной методики (см. Приложение 6):

По тесту-опроснику «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова иЕ.В. Эйдмана показатели «общая шкала волевой саморегуляции» и «настойчивость» связаны сильной прямой связью. Это говорит о том, что чем выше волевая саморегуляция, то есть умение человека быть спокойным в любых ситуациях, уверенность в себе, стойкость и устойчивость стремлений, рассудительность, хорошо развитая рефлексия личных мотивов, чувство долга перед другими, способность правильно распределять силы и умение контролировать свои действия, тем выше настойчивость испытуемого, то есть стремление человека доводить до конца все начинания, работоспособность, деятельность, стремление к выполнению намеченного, упорство, уважение социальных норм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.