Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие самосознания и самооценки




Одной из главных задач, которые ныне решаются российскими и зарубежными психологами, является формирование нового человека. Сердцевину этого процесса составляет всестороннее развитие личности. Изучение личности не заканчивается изучением ее психических свойств - темперамента, мотивов, способностей, характера. Завершающий этап - изучение самосознания личности. Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Как говорил С.Л. Рубинштейн «изучение личности завершается раскрытием самосознания личности». Становление самосознания включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. Так же одним из базовых свойств индивидуальной личности является самооценка. Благодаря этому свойству формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Как говорилось ранее, одной их проблем является формирование нового человека. Человек - с одной стороны биологическое существо, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудится, познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его. С другой стороны, человек - общественное существо. Отвлекаясь от биологической природы, мы рассматриваем такое понятие как личность, т.е. общественное и социальное существо, имеющее достаточный уровень социальной зрелости. Личность выражает себя определенным уровнем сознания и самосознания. Что думает человек об окружающем мире, насколько богаты, разнообразны и глубоки его знания, что радует и печалит его, в какой степени он осознает свои потребности, возможности и обязанности, свои достоинства и недостатки - все это характеризует его как личность. Сознание личности - это ее знание о мире и о себе, а также активное отношение к окружающей действительности. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», - писал К. Маркс. Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Так же самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе.

З. Фрейд считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшая часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, дают возможность проникнуть в неё По' с.59].

На сегодняшний день не существует единого общепринятого определения личности но, несмотря на все различия между собой, в главном они не противоречат друг другу. Итак, в дальнейшем, говоря о «личности», мы будем иметь в виду, что личность - это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения [13, с.25].

Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения [17, с.352]. Личность включает в себя темперамент, способности, особенности эмоционально - волевой сферы, и характер. Но все-таки сущность личности - это ее ценностные ориентации, ее мотивационная сфера, ее система социальных отношений и установок, в том числе обязательно и самоотношение [13, с.25]. Отметим три важнейшие психологические характеристики личности:

1) Устойчивость свойств личности (относительное постоянство психического склада, что, в частности, позволят предвидеть поведение личности в той или иной ситуации).

2) Единство личности (личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение).

3) Активность личности (многообразная и многосторонняя деятельность, направленная на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание)).

Личность очень сложное целое. Но в этом сложном целом можно выделить три блока:

1) Направленность личности, система её отношений к окружающему миру (мотивы, потребности, чувства, интересы).

2) Возможности личности, психологические предпосылки успешности её деятельности (способности).

3) Стиль, психологические особенности поведения личности (темперамент и характер). Личность характеризуется тем, как действует человек, и почему он действует так, а не иначе [8, с.46 - 47].

Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей. По мнению Н.И. Непомнящей, ценность есть тот исходный и необходимый человеческий механизм, который обусловливает стремление, направленность человека к максимальной самореализации в той сфере жизни, которая наиболее значима для него. Описанием личности и событий её жизни в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «жизненные цели», «ценности» и т.п.

Наиболее известными представителями подхода к личности являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс. Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделённым сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, её цели и ценности. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые человек ставит и должен решать, следующие: кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть? Для человека его личность выступает как «Я» - как центр его внутренней жизни. «Я» мы понимаем как центр личности и ее самосознания. «Я» является центральной организующей, интегрирующей и регулирующей инстанцией психики. «Я» осуществляет свои функции на сознательно - подсознательном уровне, причем ее структура по существу не поднимается на уровень сознания [12, с.211]. Я «присваивает» всё, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, сознательно принимает на себя ответственность за них в качестве их автора и творца (С.Рубинштейн) [15, с. 178]. Образ «Я» складывается в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на воспитание данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает собственному поведению. Я - концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Я - концепция, т.е. система представлений человека о самом себе, в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с «Я - концепцией» может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера его счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой [10, с.62].

По мнению У. Майшела, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

1. Способности человека, т.е. то, что ои состоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.

2. Когнитивные стратегии - способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3. Ожидания - оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.

4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение.

5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, но уже проверенному опытом плану [10, с.58].

Способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки обычно включены в структуру личности. Благодаря специальным процедурам, разработанным в психоанализе, 3. Фрейд предлагает следующую структуру личности:

«Оно» - собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. Действует с принципом удовольствия.

«Я» - сознание. Ориентируется на принцип реальности.

«Сверх Я» - представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. Руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями [10, с.59].

А.А. Налчаджян отмечает, что структура личности состоит из следующих компонентов:

1 - «Я», центр личности;

2 - Я - концепция, или самосознание «Я», которое состоит из устойчивых Я - образов;

3 - ситуативные или оперативные Я - образы;

4 - свойства личности (черты характера, способности и т. п.).

Все вышеперечисленное является «сферами» личности, вся их структура центрирована вокруг «Я».

Г А. Урунтаева включает в структуру самосознания когнитивный эмоциональный и волевой компоненты. К.К. Платонов предлагает рассматривать структуру в следующем виде: самопереживание (самочувствие), самоотношение и самопознание, куда входят уровень притязаний и самооценка. По мнению И.С. Кона, процесс познания человеком самого себя осуществляется на разных уровнях развития, а представления о самом себе складываются у индивида в определенный образ «Я». Л.Д. Олейник называет в структуре самосознания самочувствие самопознание, самооценку, самокритичность, самоконтроль и’ саморегуляцию [20].

Эмоционально - ценностное отношение к себе составляет эмоциональные переживания, в которых отражается отношение личности к тому, что она делает, узнает, понимает. Оно может протекать в виде непосредственных эмоциональных реакций и в виде оценочных суждений [18, с.209]. Стремясь, избавится от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя защитные механизмы. Вот некоторые из них:

1. Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает глаза» прибегает к отрицанию её существования или старается снизить серьезность возникшей для его «Сверх - Я» угрозы.

2. Подавление. Блокирование со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх - Я». Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам.

3. Рационализация. Разумное оправдание любых поступков и действий противоречащих нормам, вызывающих беспокойство. Приемы рационализации: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать, нежеланием это делать; б) оправдание совершенного нежелательного действия объективными сложившимися обстоятельствами.

4. Формирование реакции. Скрытие от самих себя мотивов собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.

5. Проекция. Собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

6. Интеллектуализация. Попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем её как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

7. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Если эти и другие защитные механизмы не срабатывают то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например в сновидениях, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до патологических [10, с.60 - 61].

Одним из основных структурных компонентов личности является самосознание. Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.Л. Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Работы И.С. Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще и социально - психологические, историко - культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли многие новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии [16, с.3].

В настоящее время существует множество понятий самосознания. Остановимся на некоторых. Урунтаева Г.А дает следующее определение самосознания. Самосознание - осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниями и мыслями [17, с.355].Самосознание - относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. По мнению Л.С. Выготского, самосознание - это социальное сознание, перенесенное внутрь. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. А.Г. Спиркин считает что, самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни [1 с.94].

Проанализировав определения некоторых авторов, в дальнейшем, говоря о «самосознании», мы будем иметь в виду определение которое дал Спиркин А.Г. Как считал B.C. Мерлин, самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя особые компоненты:

1. Сознание своей тождественности.

2. Сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала.

3. Осознание своих психических свойств и качеств.

4. Систему социально - нравственных самооценок [16, с.187].

Результат самопознания и самоотношения влекут за собой организацию личностью своего поведения - процесс саморегулирования [18 с.209]. Л. Столяренко выделяет 4 уровня развития самосознания:

- непосредственно - чувственный (уровень простейшего самопознания, обеспечивающего самоощущение процессов в организме, психических состояний);

- личностный (уровень переживаний о себе как личности, которой присущи сильные и слабые стороны);

- интеллектуально - аналитический (уровень осознания содержания собственных мыслительных процессов через самонаблюдение и самоанализ);

- целенаправленно-деятельный (симбиоз предыдущих уровней с выходом на мотивированное поведение через самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение) [9, с. 159]

Самосознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка. Она включает не только знания о себе, но и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка адекватна если человек критически, правильно оценивает свои возможности. Неадекватная самооценка бывает завышенной и заниженной соответственно переоценке или недооценке себя.

Понятие самооценки, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его Я - концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане [13, с.29].

Самооценка - оценка личностью себя (своей внешности, способностей личностных качеств и т.д.) [17, с.355].Самооценка - представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя, качеств и чувств, достоинств и недостатков. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

По мнению Спиркин А.Г, самооценка есть «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание. К.К. Платонов предлагает следующее определение самооценки, - это критическая позиция индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей.

Как полагает Бороздина Г.В., самооценка - это специальная функция самосознания, не сводимая ни к «образу Я», ни к самоотношению, но полагающая их. Такие авторы, как А. Маслоу и К. Роджерс, говорят о том, что «Я» - образ - это некая глобальная самооценка. «Я» - образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным [10, с.59].

На сегодняшний день не существует единого общепринятого понятия самооценки но, несмотря на все различия между собой, в главном они не противоречат друг другу. Итак, в дальнейшем, говоря о «самооценке», мы будем иметь в виду следующее понятие: самооценка - внутренняя позиция личности по отношению к самой себе и к отдельным своим качествам с точки зрения собственной системы ценностей и перспектив самореализации. От самооценки во многом зависят выбор жизненных целей, активность и успехи в преодолении трудностей [15, с. 195].

Психологические процессы самооценки Я - концепции имеют отличия.

Я - концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Часть Я - концепции может быть окрашена положительно и отрицательно. Часть может быть нейтральной. Тот факт, что у человека темные волосы и тихий голос, входит в его Я - концепцию, но свойства эти не рассматриваются как хорошие или плохие [18, с. 176 - 177].

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я - концепции. Когнитивная составляющая – это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная - это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая - это то, как человек в действительности поступает [10, с.62].

Во многом от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающей социальной средой, людьми, его требовательность к себе, самокритичность, отношение к неудачам, успехам, проблемам. Она тем самым влияет на дальнейшее развитие личности, эффективность любой деятельности. Основным критерием оценивания выступает зачастую система личностных смыслов (ценностей). Базовые функции самооценки:

1) защитная (обеспечивающая определенную стабильность, независимости личности);

2) регуляторная (на ее основе происходит личностной выбор, решение вытекающих из него задач);

3) отображающая (отражает реальное отношение индивида к самому себе;

4) развивающая (служит толчком для дальнейшего саморазвития);

5) эмоциональная (дает возможность чувствовать себя удовлетворенно своей личностью, характерными качествами) [19, с. 156].

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я - концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, какие он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным - возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и прочее. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида [14, с.99].

Психологи разделяют общие и частные самооценки. Общая самооценка выражает степень принятия самого себя как личности. Принять себя - значит признать себя достойным любви и уважения таким, какой есть, доверять своей внутренней природе, своим возможностям. Уровень общей самооценки выражается в эмоциональном самочувствии, аутосимпатии, базовом чувстве уверенности в себе. Частные самооценки относятся к отдельным качествам, свойствам, способностям, возможностям, состояниям. Частные самооценки человека чаще всего акцентируют физическую привлекательность и здоровье, интеллектуальные возможности и компетентность. Общая и частные самооценки относительно независимы друг от друга и одновременно взаимосвязаны, что обеспечивает самооценке личности определенную гибкость [15, с. 195 - 196].

Анализ литературы показал, что самосознание представляет сложнейшее интегративное свойство личности. Восприятие человеком различных сторон своего «Я» организуются в более или менее объективную и устойчивую «Я - концепцию». Это динамическая система представления индивида о себе, включающая в себя различные индивидные, личностные характеристики, свойства человека как субъекта разнообразных деятельностей - познания, общения, труда, а также самооценку, отражающую степень развития у индивида различных характеристик своего «Я» и связанных с ним переживаний. Самооценка является необходимым компонентом развития самосознания. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на деятельность человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка, представляющая собой сложное системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития.

Описанием проблемы развития самосознания и самооценки детей дошкольного возраста мы остановимся подробнее во втором пункте плана Поскольку самосознание и его важнейший компонент - самооценка формируется в дошкольном возрасте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.