Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детей подготовительной группы




Пути развития самосознания и самооценки

 

По мере того как происходит развитие ребенка, он учится понимать себя, свое «Я», давать оценку собственным качествам, то есть происходит формирование оценочного компонента самосознания - самооценки. Наиболее оптимальный вариант развития самооценки - развитие адекватной самооценки. Чем более адекватной является самооценка, тем лучше дошкольник может себя оценивать, рассчитывать на свои возможности. Адекватная самооценка оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и поведение детей подготовительной группы. Основным фактором, влияющим на становление активности, развитие самосознания и уверенности в себе, в подготовительной группе выступает общение со взрослым. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:

- выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход; организует деятельность малыша, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение;

- представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения;

- организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учитывать его желания считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых (М.И. Лисина, Д.Б. Годовикова и др.) [17, с.263].

Для того чтобы самооценка детей подготовительной группы развивалась адекватно, чтобы дошкольник научился понимать, почему результаты его деятельности оцениваются так или иначе мы предлагаем следующие методы которые ставили бы его перед необходимостью реалистически оценивать свои способности.

Подвижные игры. Для подвижной игры характерны чётко определенные границы, состязательные отношения между участниками наличие реального результата - выигрыша, обозначающего окончание деятельности, повторяемость неизменных по форме конов. Такие игры вырабатывают у детей волевые качества (выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности), умение выслушивать замечания и в соответствии с ними корректировать свои действия, умение ориентироваться в окружающей обстановке. В результате создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (настоящей и будущей), и для полноценной жизни в коллективе [3, с.22].

Непосредственная образовательная деятельность. При организации данной деятельности проводится оценка результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной деятельности. Оценка детей подготовительной группы учит видеть свои успехи, а иногда и ошибки, осознать их причины. Так же в этом возрасте к оценке и самооценке результатов своей деятельности привлекаются дети [5, с.248]. С детьми 6 – 7 лет также важно сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично и конструктивно указать на недостатки. При выполнении указанных условий положительные оценки усиливают одобряемые формы поведения, расширяют инициативу детей. А отрицательные соответствующим образом перестраивают деятельность и поведение, ориентируют на достижение требуемого результата [6, с. 187].

Чтение художественной литературы, просмотр кино или мультипликационных фильмов. Сначала оценивание других проявляется в оценке поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохой» - как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей как – бы отделяется от общего отношения к ним, начинает строиться на понимании ситуации и того значения, которые имеют эти поступки и качества. Умение сравнивать себя с другими ребенок овладевает уже в подготовительной группе, что в свою очередь служит основой правильной самооценки [7, с.32]. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Дети подготовительной группы, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого [4, с.26].

Портфолио дошкольника. В качестве одного из средств развития самооценки, мы можем рассмотреть портфолио дошкольника. Портфолио дошкольника это «копилки» личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Ведение портфолио позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопления субъективного опыта. А. Прутченков рассматривает портфолио как важный способ активизации самосознания ребенка на протяжении длительного времени «Очень важно, - отмечает А. Прутченков, - чтобы ребенок сам приложил определенные усилия к ведению портфолио, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей». Таким образом, деятельность по оформлению и ведению портфолио способствует формированию «Образа Я» ребенка, становлению рефлексивной позиции, развитию самооценки.

Родителям и педагогам необходимо знать и помнить, что все оценочные воздействия взрослого влияют на становление самостоятельности н самооценки ребенка. Для достижения более адекватной самооценки родителям и педагогам необходимо знать, что доброжелательное и нежное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности и адекватной самооценки [17, с.263].

Таким образом, мы пришли к выводу, что оценить себя детям подготовительной группы гораздо труднее чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражает возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатами других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

 


Глава 2. Практическая работа по проблеме развития самосознания детей подготовительной группы.

Практическая часть нашей выпускной квалификационной работы проводилась в подготовительной группе МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №87» г. Сыктывкара с октября 2014 г. по март 2015. МАДОУ №87 работает по программе «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой. В данной группе работают воспитатели, имеющие большой опыт воспитательно – образовательной работы: Нина Владимировна и Лилия Викторовна.

Для проведения исследования мы взяли 15 детей подготовительной группы (Приложение 1).

Практическая часть нашего исследования состоялась из трех экспериментов: констатирующего, формирующего и контрольного.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.