Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирующий эксперимент





 

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что в формирующем эксперименте необходимо:

· Развивать осознание своих личностных качеств, индивидуальности, своего имени;

· Развивать осознание своего настроения;

· Развивать умение осознавать себя во времени.

· Развивать самооценку детей;

Таким образом, целью нашего исследования на формирующем этапе является -· апробировать последовательность игр и упражнений, направленных на развитие самосознания детей подготовительной группы.

В ходе исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать игры и упражнения для развития самосознания детей подготовительной группы;

2. Продумать последовательность игр и упражнений для повышения уровня самосознания детей подготовительной группы;

3. Апробировать игры и упражнения направленные на развитие уровня самосознания у детей подготовительной группы.

Для эффективного формирующего эксперимента мы реализовывали следующие условия:

1. Подобрали игры и упражнения, продумали последовательность проведения;

2. Воспользовались готовыми занятиями (автор: Вовчук Марина Александровна), соответствующими тематике игр и упражнений;

3. Создали эмоционально – благоприятную обстановку;

4. Регулярно работали с детьми, нуждающимися в дополнительной помощи.

Для того, чтобы наша работа была более эффективной, для повышения активности детей в процессе игр, для того, чтобы им было легче оценивать себя в деятельности, совместно с играми и упражнениями были включены: этюды рисование и инсценировки. Все игры и упражнения мы сгруппировали в занятия.

На развитие самооценки нами были подобраны такие игры и упражнения, как: «Возьми и передай», «Зайки и слоники», «Волшебный стул», «Пряничная куколка», «Комплименты», «Сказочная шкатулка», «Волшебное колечко», «Волшебные зеркала», «Сказочная шкатулка»,

На осознание своих личностных качеств: «Круг честности», «Палочка-выручалочка», «Принц и принцесса», «Любимое качество»,

Осознание своего настроения: «Разыщи радость», рисование «Мое настроение», «На что похоже настроение?», «Настроение и походка», миниконкурс «Назови и покажи», этюд «Страшный зверь», этюд «Ласка»,

Осознание своих страхов: «Расскажи свои страхи», «Нарисуй свой страх», этюд «Стойкий оловянный солдатик», Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав», беседа о страхах,

Сознание своей индивидуальности: упражнение «Танец», Сочинение «Общая история»,инсценировка «Общей истории» и коллективный рисунок по той же теме.

Осознание своего имени: «Мое имя»,

Осознание себя во времени: «Рисуем себя»,

Для того чтобы наша работа проходила наиболее эффективно, мы составили перспективный план формирующего этапа (Приложение 8). Основная часть работы была проведена в форме занятий. Всего было проведено10 занятий при частоте встреч – 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 1-е и 2-е занятие – 22 м.; с 3-го по 8-е занятие – 30 минут;9-е и 10-е занятие – 35м. Все занятия проводились в игровой комнате. Комната подходила для свободного перемещения детей и рисования. Ограничения активности детей были минимальны – не покидать пределы комнаты до конца занятий. Так же не зависимо от занятий, в ходе режимных моментов, нами были проведены игры и индивидуальные беседы по длительности от 7 – 15 минут. В нашей работе привлекались 15 детей в возрасте 6 – 7 лет.



В структуру занятия входило как приветствие детей, так и прощание. Основная часть занятия проводилась в форме игры (словесные игры, игры малой подвижности), творческой деятельности (рисование, музыка, этюды) и релаксации. Структура была подобрана таким образом, чтобы детям было комфортно переходить от простой деятельности к более сложной.

Большая часть каждого занятия была уделена играм и упражнениям на развитие адекватной самооценки и Я – концепции. Первоначально нужно было начинать адаптировать детей к новой форме занятий, поэтому первое занятие было направлено на снятие барьеров в общении, формирование положительного отношения к своему «Я» (Приложение 9).Занятие, как и все остальные, началось с приветствия, в котором использовалось упражнение «Волшебный клубочек». В данном упражнении дети сидели в кругу. Мы передавали по кругу клубок ниток ребёнку, тот, наматывая нить на палец, говорил ласковое слово, доброе пожелание или ласково называл рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово». Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до взрослого. Дети с интересом отнеслись к данной части занятия. Многие ребята давали разнообразные варианты вежливых слов, говорили их с разной интонацией. Например, Арташес, повторил слово «красивый» за позади сидящей Алиной. Так же Даша повторила за Костей слово «милая». Саша Ф. держа клубок, задумалась, не зная как назвать Тимура. Но после нашей помощи, она сказала: «добрый». После проведения этой части занятия, мы решили повторить его еще пару раз, так как дети с трудом могут назвать ласковые слова по отношению к сверстникам.

Игра «Возьми и передай» была направлена на достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние. Дети встали из-за стульев в круг, взявшись за руки. Ребятам была дана установка: смотря друг другу в глаза, мимикой постараться передать положительные эмоции, радость, счастье. Чтобы детям было более понятно, мы показали пример, объясняя его словами. Все ребята показали положительные эмоции: улыбались и смеялись. Данная часть занятия у детей трудностей не вызвала.

Следующая игра «Мое имя», целью которой является: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». Сначала нами была проведена небольшая беседа. В ней говорилось, что имя – самый важный и сладкий звук на Земле, который звучит, как самая лучшая в мире музыка. Поэтому каждый раз, начиная занятия, мы приветствуем друг друга по имени. Ребятам было предложено пропеть на разные лады. Саша Е. пропела звонко свое имя. Ваня пропел свое имя басом. Ярослав и Аня затруднились, поэтому им была дана подсказка: «Ты можешь пропеть свое имя так, как звучит эхо, или как стучит барабан». После подсказки ребята с затруднением, но все же справились с заданием. Мы решили повторить его уже индивидуально с ребятами, которые затруднились. После этого с ребятами была проведена беседа, в которой дети отвечали на вопросы о своем имени (нравится ли им свое имя, хотели ли они, чтобы их называли по другому). Абсолютно все ребята хотят, чтобы их имя оставалось прежним, но назвалось в ласкательной форме. Так же Костя сказал, чтобы его звали Константином. Когда все дети ответили на поставленные вопросы, были сказаны такие слова: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня – Иван, Маша – Мария». Ребята бурно отреагировали, и каждый назвал свое полное имя.

Следующим мы провели рисование на тему «Рисуем себя», целью которого является: развивать осознание себя во времени. Учить передавать отличительные особенности себя в настоящем времени и в прошлом. В этой части занятия ребята садились за столы, перед каждым был лист бумаги расчерченный пополам. Ребятам предлагалось: «нарисуй себя так, чтобы с одной стороны листа ты был в прошлом времени, а с другой стороны нарисуйте себя в настоящем времени». Сразу же последовала череда вопросов: «Как это?», «Объясните, я не понимаю». После чего ребятам было дано четкое объяснение. С частью, где им нужно было изобразить себя настоящего, справились все, а при выполнении второй части задания ребята были в затруднении, говорили: « как я могу нарисовать себя в прошлом. Если не помню». Многие сказали: «я не могу». Эту проблему нам удалось разрешить после того, как мы детям задали несколько вопросов: вспомните, как выглядят ребята, которые младше вас, что они кушают, может быть одежда у них другого размера. Они выше вас или ниже? У вас есть младшие братья или сестры? После таких вопросов детям было легче изобразить себя в прошлом времени. Так же Алина Б. смогла самостоятельно изобразить себя. Она нарисовала себя настоящую, используя в изображении элементы одежды, прически, которая у нее была на данный момент. На втором рисунке был изображен грудной ребенок в ползунках: «Это я, когда меня мама родила». В заключении детям задавался вопрос: чем отличаются рисунки? Егор ответил, что: «на одном рисунке мы младше, чем сейчас». Остальные ребята согласились. Ярослав и Костя принимали пассивное участие на занятии. Мы заметили, что им трудно справиться с поставленной задачей. После занятия мы решили провести индивидуальную работу, в которую входила небольшая беседа о времени, а так же рисование. Ребятам было предложено спросить у родителей о том, какими они были раньше, когда были младше. Рисунки некоторых детей были включены в приложение (Приложение 9).

Одним из главных моментов в группе детей является создание положительной и благоприятной атмосферы. Для этого нами была проведена игра «Круг честности» (Приложение 18). Ее целью является: формирование социального и нравственного отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка. В данной игре мы разделили детей на две команды. Дети одной команды стояли в кругу и поднимали руки вверх – это круг честности. Вторая команда вставала в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегали и выбегали из круга честности подобно ручейку. Когда музыка остановилась, дети, образующие круг честности, опустили руки и никого не выпускали из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказали о своих честных поступках. Егор сказал: «Я сегодня спал на тихом часу». Алина Б.: «Я вчера ходила на тренировку после детского сада». После повторного проигрывания игры, Аня не смогла назвать честный поступок. После чего мы решили с ней индивидуально провести беседу, объяснить какие поступки мы можем назвать честными. После проведения игры мы пришли к выводу, что не все дети способны назвать честные поступки, долго рассуждают, вспоминают. Поэтому после индивидуальной работы мы решили еще два раза провести эту игру, чтобы у ребят полностью сложились представления о честности.

Второе занятие (Приложение 10) имело следующие задачи: развитие любознательности; эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии; снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности. Основное внимание можно уделить рисованию на тему «Мое настроение». Целью которого является: осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить. Нами был заранее приготовлен мокрый лист и акварельные краски. Ребятам была дана установка нарисовать настроение, которое они видят в себе на данный момент. Ребята с охотой приступили к заданию. На то еще могла повлиять нетрадиционная техника рисования. После выполнения рисунков дети рассказывали, какое настроение они изобразили. Артем, показывая рисунок, рассказал, что настроение у него хорошее. Антон, показывая рисунок, сказал, что у него настроение радостное настроение, от того, что ему нравится так рисовать. По поведению детей мы заметили, что ребятам понравился такой способ изображения своего настроения, ребята активно участвовали, делали анализ своим работам. Так же стало понятным, что ребята способны осознать свои эмоциональные чувства.

Третье занятие носит название «Наше настроение» (Приложение 11). Поэтому основными задачами этого занятия являются: развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия. Основной частью этого занятия мы считаем беседу о страхах. Целью беседы является: уменьшение тревожности, развивать умение осознавать свои страхи. Все ребята сидели в кругу на стульчиках. Ребятам мы задавали следующие вопросы: «Все ли страхи плохие?». Все ребята с уверенностью согласились. После чего мы задали следующий вопрос: «Бояться — это плохо или хорошо?». Ребята почти хором ответили плохо. Саша Ф. сказала, что иногда бояться хорошо. На вопрос «почему ты так думаешь?», она сказала, что иногда, когда страшно тебя жалеют. Затем ребятам задается такая ситуация: если мама боится за тебя — это плохо? Костя сказал: «это хорошо, потому что мама переживает за меня. Она хочет, чтобы со мной все было хорошо». Поэтому мы можем сказать, что Костя способен осознать страх как с хорошей, так и с плохой стороны. В итоге мы пришли к выводу, что не все дети способны осознать свое настроение, рассказать о нем. Поэтому мы решили продолжить развивать у детей представления о своем настроении в повторном проведении части данного занятия, и индивидуальных беседах.

С целью развития у детей положительного образа Я, нами была проведена игра «Пряничная куколка» (Приложение 18). Данная игра проводилась с подгруппами детей. Мы укладывали ребенка на мат. Говоря ему, что он сейчас будет «тестом». Поглаживая ребенка, приговаривали различные качества, такие как: ум, красота, здоровье и т.д. после того мы приступили к лепке куколки, делая это легкими поглаживающими движениями: «Какие ручки замечательные получились, умная стала Даша. Добавим здоровья побольше, чтобы не болела. Какая красивая куколка получилась!». Затем мы оживили куколку, со словами «Куколка живи!». После чего предложили подойти к зеркалу и посмотреть, какая чудесная куколка получилась. Так же проводилось и с остальными детьми. В ходе проведения игры, была заметна некоторая скованность детей, смущение. Подходя к зеркалу, Саша Ф., Алина С. улыбались себе, проговаривали, что кукла и в правду получилась красивая. Антон был более скован, по сравнению с другими детьми, это проявлялось в неуверенных движениях, ребенок не сразу согласился подойти к мату, но с использованием мотивации этой проблемы удалось избежать. В целом ребятам понравилась данная игра, и ребята предложили играть ее самостоятельно в игровом уголке.

Пятое занятие (Приложение 12) было запланировано для решения следующих задач: коррекция поведения с помощью ролевых игр; развитие раскованности; тренировка самоорганизации; развитие сплоченности группы. Особое внимание в данном занятие нам хочется уделить игре «Комплименты». Целью данной игры является: помочь увидеть ребенку все свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети. Было предложено встать в круг и взять друг друга за руки. Ребята глядя в глаза соседу говорили комплименты. Дети называли ласковые слова, делая перед ними приставку «мне нравится в тебе, то что ты…»: красивая, умный, хороший, добрый, отзывчивый, милая. В ходе проведения игры, мы заметили, что ребята старались выделить положительные черты каждого. Говоря фразы, улыбались друг другу. Так же мы можем выделить скромность Тимура. Он более смущенно отвечал, задумывался над ответом. Но в итоге смог сформулировать ответ и назвал комплимент. После упражнения мы обсудили с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе. Ребята сказали, что им понравилось говорить комплименты, им приятно, когда выделяют их положительные стороны. По настроению детей нам стало понятно, что упражнение им понравилось. Данную игру мы решили провести еще несколько раз в ходе режимных моментов.

Седьмое занятие запланировано для того, чтобы помочь детям выразить свою индивидуальность (Приложение 14). Так же в этом занятии мы реализовывали следующие задачи: учить высказывать свои мысли; научить адекватным способам взаимодействия – взаимопонимания; развивать умение спокойно выслушать собеседника; развитие произвольности, коммуникативных и организаторских способностей. Особое внимание на этом занятии уделялось сочинению «Общей истории». Ребятам было предложено выбрать основную тему сказки. Ребята по общему согласию выбрали тему «как мы сегодня гуляли». Используя волшебную палочку, ребята принялись сочинять. Начала сочинение Саша П.: «мы сегодня отправились на прогулку». Передала волшебную палочку Даше: «и вышли во двор детского сада». Далее продолжил Егор: « на улице была солнечная погода». После него Тимур: «мы с Костей пошли на нашу площадку». Отвечая, Тимур, задумался, не зная, что ответить. После подсказок сверстников, Тимур все-таки смог сформулировать фразу. Далее ребята сочинили небольшой рассказ. Все сказанные детьми фразы мы записали. И в заключении прочитали детям. Ребятам был задан вопрос: «Понравилась вам история?» дети согласились, сказали, что история получилась интересная и необычная. Можно выделить активное участие Егора и Вани, так как они помогали остальным ребятам. Так же можно отметить, что ребята спокойно выслушивали собеседников, было замечено взаимопонимание. Ребята старались выразить свои мысли. Выделение своей индивидуальности у детей вызвало наибольшее затруднение, так как сочинение ребят был похож более на рассказ о прогулке. После было проведено рисование по данному сочинению. Ребятам удалось четко изобразить ситуацию, которую ребята сочинили. Мы можем отметить активное участие детей в творческой коллективной деятельности, ребята фантазировали, действовали сообща.

Восьмое занятие (Приложение 15) было запланировано для развития положительной «Я» - концепции. Так же это занятие было направлено на решение следующих задач: коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности, неуверенности в себе; выявление положительных сторон личности. Наиболее активно дети участвовали при рисовании на тему: «Волшебные зеркала». Целью которого является: гармонизация и развитие здоровой «Я» - концепции. Мы предложили ребятам нарисовать себя в трех зеркалах, но не в простых, а волшебных: в первом — маленьким и испуганным; во втором — большим и веселым; в третьем — счастливым. При проведении данного упражнения, мы увидели, что дети активно принялись за его выполнение. Советовались друг с другом, задавали вопросы. В ходе проведения рисования мы заметили некоторую неуверенность Антона при рисовании себя первом зеркале. По его словам, он не может нарисовать себя, когда испуган. Эту проблему мы решили, так: после занятия с ним была проведена беседа, показаны карточки с изображением разных эмоций. Так же эта работа проводилась с Сашей Е. Ваней, Ярославом. После этого им было дано такое же задание, ребята с ним справились. Во время проведения анализа ребятам задавались такие вопросы как: Какой человек симпатичнее? На кого ты больше похож? В какое зеркало ты чаще смотришься? Большинство детей ответили: в третье зеркало. На вопрос почему? Дети сказали, что часто бывают счастливыми, или что счастливы всегда. Егор сказал, что ему нравится смотреть во второе зеркало, потому что он считает себя сильным и здоровым. Так же Ваня и Арташес поместили себя во второе зеркало, поясняя тем, что они тоже здоровы и сильны. По результатам анализа детей мы можем сделать вывод, что детям свойственно положительное отношение к себе. Все дети способны дать адекватный анализ своему рисунку. Это может свидетельствовать о том, что у детей способствует развитию здоровая «Я» - концепция.

После проведения основной части занятий, мы приступили к выполнению реализации закрепляющего этапа. Целью которого является: закреплять адекватное отношение у детей к самим себе и другим, уровень самооценки. Задачи закрепляющего этапа такие:

1. Установить гармонизацию противоречивости личности.

2. Продолжать развивать адекватную самооценку у детей.

3. Закреплять умение самостоятельно решать проблемы.

Девятое занятие (Приложение 16) было направлено на создание положительного эмоционального фона, так же помочь ощутить детям прелесть окружающего мира. Детям более интересным показалась игра «Палочка-выручалочка». Ее целью является: воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества.

Мы предложили детям встать в круг и по очереди вспомнить ситуацию, когда им нужна была помощь. У нас в руках была палочка – выручалочка. Когда дети рассказывали о своей проблеме, мы говорили: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Когда первый ребенок (Даша) рассказала о своей проблеме, мы прикоснулись к ней волшебной палочкой, и сказали, как можно ей помочь. Даша сказала, что ей трудно просыпаться утром в детский садик. Тогда мы спросили у ребят: «может, быть кто-нибудь знает, как можно разрешить эту ситуацию?». Саша Ф. подняла руку, тогда мы дали ей волшебную палочку, и попросили ей дотронуться до Даши и сказать, что она решила. Саша Ф. сказала, что Даше нужно раньше ложиться спать. Когда дети поняли суть игры, мы повторили ее со всеми ребятами. Трудной для детей оказалась ситуация Ярослава. Он сказал, что ему трудно рассказывать стихотворения наизусть. Дети долго думали, как можно такое разрешить. И в итоге Тимур сказал, что ему надо чаще играть в сценках, просить родных в помощи. После проведения этой части занятия, мы можем сказать, что дети стали лучше справляться с проблемными ситуациями. Все дети смогли сформулировать проблему, и решить ее.

Последнее занятие (Приложение 17) было направлено на закрепление умения делать правильный выбор во время сотрудничества со сверстниками. За день до проведения занятия, мы показали детям мультфильм «Просто так». Поэтому, особое внимание на этом занятии мы можем уделить внимание этюду «Просто так». Целью, которого является: закреплять умение бесконфликтного способа общения, адекватные формы поведения. Перед занятием нами был подготовлен букет цветов. В ходе проведения этюда мы предлагали детям передать этот букет цветов, но ни за какое либо дело, а просто так. Детям понравился процесс, так как когда они передавали букет, на их лице была улыбка, ребята эмоционально говорили фразу «Это тебе просто так». Например, Саша П., Алина Б., и Арташес захотели повторить и сказали, что хотят всем ребятам подарить букеты просто так. Для того, чтобы продолжить развивать у детей положительное отношение к сверстникам, мы предложили им сделать цветы из бумаги, и подарить тому, кто возможно грустен сегодня в группе, или просто так тому, кому желают нужным.

В ходе реализации перспективного плана формирующего эксперимента можно отметить некоторую скованность детей, возникшую на первых этапах занятий. Однако, при использовании упражнений, направленных на снятие напряжения, ее удалось преодолеть. Следует отметить выраженное желание ребят участвовать на занятии. На завершающих занятиях между ними установились теплые и дружеские взаимоотношения.

Таким образом, проведя формирующий эксперимент, нам удалось решить все поставленные задачи по развитию самосознания у детей подготовительной группы, и планируем проверить результат своей проделанной работы на контрольном эксперименте.

 





Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.