Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие самосознания и самооценки детей подготовительной группы




Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание - понимание того, что ребенок собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем это отношение выражается (Мухина B.C.) [9, с. 159]. С развитием самосознания у ребенка начинают складываться первые представления о самом себе; возникают устойчивые формы социального взаимодействия, моральные и социальные нормы своей культуры усваиваются на столько, что становится возможным самостоятельное построение актов поведения [18, с. 166]. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т.е в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих свойствах накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе [18 с.216].

В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 6 - 7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый - это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно сравнить себя запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки [18, с.223].

Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как-бы со стороны. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).

По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к самому себе оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те, или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценки. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других людей. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает уже в подготовительной группе, и это служит основой правильной самооценки [9, с. 159 - 160]

Принятие того, как ребенка вербально обозначают другие, определяет еще один аспект самосознания - «Я и мое имя». Все качественные или сравнительно ласкательные или порицающие имена, которые даются в детстве взрослыми, производят эффект «указателя» в самопроявлениях ребенка. С. Крайг указывает, что представления человека о самом себе даже в детском возрасте должны быть согласованными, иначе произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей [12, с.226 - 227].

У детей подготовительной группы продолжает развиваться важный показатель самосознания - осознание своих переживаний. Ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. Его эмоции и чувства можно было бы передать так: «мне радостно», «мне взгрустнулось». В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Так же у детей данной группы начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания - осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствие вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нем самом с течение времени, ребенок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей. У детей 6-7 лет складывается способность осознать и будущее. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определенные преимущества.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени открытие для себя своих переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновении «личного сознания» (Д.Б. Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений с взрослым (то есть теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький). Этот процесс происходит благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. У ребенка возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника [18, с.221].

У детей подготовительной группы интенсивно формируются такие категории образа «Я» ребенка, как самоотношение, самовосприятие и самооценка. Образ «Я» для ребенка 6 - 7 лет является неосознанной и слабо вербализированной характеристикой. Именно в это время чрезвычайно важно для дошкольника представление о нем других детей и значимых взрослых, которые выступают в качестве «зеркала». Оценка своих поступков и действий составляется на основе позитивных или негативных высказываний родителей, мнения сверстников. Как правило, ребенок легко рассказывает о том, какой он хороший, опираясь на высказывания родителей [11, с.38].

На основе знаний и мыслей о себе у дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Развитие такого важного компонента самооценки, представляет собой сложный, многоуровневый процесс. В ходе развития личности появляются новые виды самооценки. Формированию, которых способствует то, что на каждом возрастном этане ребенок занимает различные места в системе социальных отношений. Возраст ребенка предъявляет определенные требования к его поведению системе норм и правил поведения, определенные социальные ожидания.

Самооценка ребенка может быть заниженной, адекватной и завышенной. Ребенок с заниженной самооценкой чаще всего обладает высокой тревожностью, неуверенностью, агрессивными тенденциями поведения. В последнем случае агрессия является компенсацией на критику, упреки, которые занижают самооценку ребенка. Причем если ребенок компенсатор агрессивен, то это не «выравнивает» его самооценку, а лишь приводит к тому, что окружающие оценивают его как самовлюбленного, самодовольного, самоуверенного. При заниженной самооценке ребенок нерешителен, обидчив, замкнут, он не верит в свои силы. Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых.

При завышенной самооценке у ребенка отсутствует самокритичность, он преувеличивает свои достоинства, не принимает замечаний в свой адрес, что может стать конфликтной ситуацией в группе. Ребенок, у которого завышенная самооценка, стремится прервать собеседника. Он это делает потому, что хочет показать свое превосходство, получить одобрение и высокую оценку своих особенностей и результатов активности. Однако он встречает совсем иную реакцию, что приводит к нарушению взаимоотношений. Далее ребенок пытается еще более превзойти своих сверстников, но получает еще большее отвержение. Ребенок, у которого завышенная самооценка, может дружить с пассивным, неуверенным в себе ребенком потому, что тот его слушает и позволяет удовлетворять потребность в доминировании. Второй же ребенок может поддерживать отношения только потому, что он не способен их прервать. Если ребенок с неадекватной самооценкой нашел себе дополнительного партнера, то это не исправит его самооценку, но будет лишь способствовать развитию каких- либо, скорее негативных, свойств личности. Такие дети не имеют некоторых поведенческих навыков общения, необходимых для нормального взаимодействия со сверстниками, то необходимо обучить его различным приемам общения, показать, какие фразы приводят к ссоре, какие могут отвести от неё. Завышенная самооценка у ребенка бывает связана с завышенными требованиями к окружающим. Ели окружающие его люди не отвечают этим требованиям, то ребенок начинает капризничать, проявлять агрессию в отношении сверстников или взрослых. Если ребенок не находит поддержки и одобрения, то негативные отношения с окружающими людьми и некоторые свойства темперамента, такие как, высокая эмоциональность и активность, могут способствовать формированию эмоциональной неуравновешенности, неуправляемости эмоциональных реакций [7, с.28 - 32].

Лишь адекватная самооценка обеспечивает ребенку правильное отношение к своим успехам и неудачам (начало самокритичности), к их одобрению или неодобрению. Такой ребенок принимает замечания педагога, осознавая их справедливость, признавая возможное нарушение им правил или наличие ошибок в своей работе. Он умеет считаться с замечаниями сверстников, учитывает их мнение, спокойно воспринимает их отрицательные оценки, сохраняя уверенность в себе [2, с.60].

Дети подготовительной группы оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребенок может даже в определенной степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослого, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий. Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влиянию.

До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 6 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число собственных оценок. При условии развитого опыта общения дети 6 -7 лет не только знает о своих умениях, но и имеет некоторые представления о познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успехи и неудачу.

Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5 - 7 лет. Дошкольники этого возраста обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких- либо нравственных качеств. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников. В 6 - 7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения. Большинство детей этого возраста правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др. В 6 - 7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности и оценивает их правильно. У него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

к 7 годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он заменяет, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже. На 7-м году жизни у ребенка намечается дифференциация двух аспектов самосознания - познание себя и отношение к себе. Так при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе («Нравлюсь») или при общей положительной оценке «Хороший» - сдержанное эмоционально-ценностное отношение («Нравлюсь себе чуть-чуть») [18, с.220 - 223].

Важное место в оценке сверстников в любом возрасте занимают их деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а так же нравственные качества. В группе детского сада существует система ценностей, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя.

Причина неадекватной самооценки состоит в том, детям в подготовительной группе сложно признать, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать это некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среду других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.

Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижениях. Это происходит в силу некоторых причин. Р.Х. Шакуров показал, что ребенок, приписывает себе определенные качества, не всегда понимает значение соответствующего слова, а осознает только его оценочный смысл: таким быть хорошо. Кроме того, дошкольник не может в полной мере разобраться в своей психической жизни и осознать свои качества или свойства. Поэтому дети часто гордятся качествами, которыми обладают в незначительной степени. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку [18, с.223].

В решении задач нравственного воспитания большое место занимает формирование у детей подготовительной группы представления о нормах морали. Причем эти представления должны найти свое применение в практической жизни, служить средством регуляции поведения ребенка, его отношения к окружающим, ибо только при таком условии они не останутся лишь «знаемыми, но не действительными» (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович).

Исследования показывают, что дети 6-7 лет начинают осознавать особенности своих поступков, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих. «В результате такого усвоения, - пишет А.В. Запорожец, - ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные» [1, с.60].

Нормально развивающемуся ребенку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение «Я - хороший». Однако дошкольник более объективно может оценить результат деятельности сверстника, нежели разглядеть недочеты о своей работе. Дети подготовительной группы уже понимают, что умеют делать, а что не умеют; осознают не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения; они способны понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, осознанно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит их интересам. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость [3, с.29].

Итак, можно сделать вывод, что уже в подготовительной группе, у детей складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность мотивировать самооценку. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника, что помогает ему оценивать самого себя. Появляется осознание себя во времени и личное сознание. Дошкольник осознает свои физические возможности умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические’ процессы.

Для того чтобы помочь детям подготовительной группы осознанно подходить к оценке сверстников и самого себя, мы предлагаем использовать некоторые методы, которые подробно мы опишем в следующем пункте плана.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.