Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О контексте программы




 

По сложившейся традиции все смыслы, ценности и особенности программы Робинзонада заключаются в кратком, но емком и многозначном понятии контекст. И прежде чем переходить непосредственно к контексту программы, хотелось бы прояснить смысл, который мы вкладываем в этот термин.

Согласно толковому словарю русского языка контекст это – совокупность различных факторов, необходимых для понимания, объяснения какого-либо явления действительности.

В основе контекста Робинзонады лежит общечеловеческая и культурная ценность - уникальность каждого человека, возможность выбирать свой путь исходя из своей уникальности, а такжеряд принципов, которые являются критериями проявления основной ценности программы.

Уникальность каждого человека – это его неповторимость, неподражаемость, единственность, непохожесть. Это врожденная данность. Это воплощение предназначения, которое может знать и чувствовать только сам человек. Человека ведет по жизни его предназначение, и он выбирает свой собственный путь и отвечает за последствия своего выбора. Уникальность проявляется во всем: в способностях, сознании, особенностях тела, чувствительности, речи, в выборе собственного пути из множества имеющихся вариантов, в представлении человека о себе, в собственном опыте. Одна из основных задач программы – поддержка уникальности каждого участника, его собственного Я. На протяжении всей программы мы даем возможность каждому ребенку быть таким, каким ему хочется быть в текущий момент времени.

Как было сказано выше, критериями проявления ценности программы являются основные принципы контекста Робинзонады. Всего их двенадцать.

· Свобода выбора. На программе нет четкого режима дня, существует лишь множество вариантов, чем можно заняться в данный момент времени, и участник имеет возможность выбирать, что именно он хочет делать сегодня, завтра, сейчас. Ребенок имеет возможность выбирать различные варианты уже из предложенных или же придумать свой собственный, исходя из своих личных желаний и потребностей. Свобода выбора не ограничивается категорией «а чем мне сейчас заняться?», участники выбирают с кем жить в палатке, что готовить сегодня на обед и кто будет этим заниматься (и будет ли вообще), с кем идти на остров и что туда брать, каким образом строить отношения с окружающими. Инструктор ограничивает рамки выбора для себя, участников и команды только объективными рамками (безопасность, условия среды и т.д.) – нет субъективных, придуманных самим инструктором, ограничений свободы выбора. Свобода выбора инструктора и команды ограничены еще рамками созданных до смены договоренностей с начальником и координатором, так что, чтобы этот принцип работал на программе относительно команды, важно чтобы эти договоренности создавать грамотно.

 

· Безопасность собственная и окружающих. Безопасность бывает разная: физическая (здоровье) и психологическая (внутренний, душевный комфорт). Суть принципа заключается в обеспечении максимальной безопасности - как физической, так и психологической. Причем отслеживают безопасность на программе не только инструктора, но и сами участники. Обеспечивать физическую безопасность (свою собственную и всех окружающих) помогают правила проживания и правила техники безопасности. Соблюдение всех правил участниками и инструкторами дает максимальную гарантию физической безопасности. Отслеживать же психологическую безопасность, как свою, так и окружающих, гораздо труднее. Не существует четко прописанных инструкций, что для участника является психологическим комфортом, так как каждый человек индивидуален и критериями нарушения психологической безопасности в этом случае являются ощущения или чувства инструктора и самого участника

· Осознанность. Осознанность – очень емкое понятие. Это и понимание того, что, зачем, почему я делаю в данный момент времени, видение последствий моего действия и причин полученного результата, а также это видение собственной уникальности и уникальности других людей. Осознание того, что именно участник хочет получить от программы – первый шаг для достижения ожидаемого. Анализ действий, предвидение возможных последствий, понимание причин полученных результатов, понимание того, что сейчас важнее, принятие осознанных решений, осознанность по отношению к себе, к своим проявлениям – все это дает возможность придти к желаемому результату, причем придти самому.

· Ответственность. Принцип ответственности подразумевает получение и принятие результата, последствий своего выбора, готовность принять последствия и готовность как-то работать с последствиями.Инструктор принимает результат своих действий, готов отвечать за них перед собой и перед другими, способен их анализировать и корректировать (если потребуется). Точно так же (в рамках безопасности) он доверяет участнику ответственность за его выбор, предоставляет возможность принять и осознать последствия этого выбора. И если я решил, что буду делать именно так, то я отвечаю за свои действия и последствия этих действий, я не просто выбрал что-то наугад, а прикинул возможные варианты развития событий, последствия, к которым может привести мой выбор. Ответственность должна быть не только по отношению к себе, к своим действиям, но и по отношению к другим и в каких-то случаях и за других. То есть нужно учитывать, как мои действия отразятся на других; если мы что-то взялись делать вместе, то я отвечаю за себя перед ними (я сделаю то, что от меня зависит, максимально хорошо и поддержу других, если это потребуется).

· Договор и договоренности. На программе основным способом совмещения интересов разных людей является договор и создание договоренностей. Причем в первую очередь инструктор умеет совмещать свои собственные интересы с интересами всех участников программы и учит этому умению робинзонов. При создании договоренностей учитываются мнения и пожелания обеих сторон и каждый участник договора принимает ответственность за выполнение созданных договоренностей. В случае нарушения договора есть возможность передоговориться.

· Уважение к потребностям участника. На программе выстраивание и проведение процессов происходит в согласии с потребностями участников. Существует некий перечень мероприятий, необходимых для дальнейшего взаимодействия участников и инструкторов, а также для нормального проживания на программе (такие мероприятия как общий сбор, инструктаж по технике безопасности и правил проживания и т.д.). А также существует ряд предполагаемых мероприятий и процессов, которые собственно и составляют основу программы (испытания, острова). Однако, как уже говорилось ранее, на программе нет четкого режима дня и всей программы в целом. Перед началом дня происходит прояснение потребностей участников и планирование дня идет в зависимости от запросов ребенка. Причем зачастую возникают совершенно неожиданные, спонтанные решения и именно в этом заключается «изюминка» каждой смены.

· Партнерство как приоритетная позиция. На протяжении всей программы инструктор по отношению к участникам находится в партнерской позиции (исключения составляют случаи, связанные с безопасностью). Создание доверительных отношений, восприятие инструктора не как учителя или наставника, а как партнера, открывает для участника ряд дополнительных возможностей. В этом случае, при возникновении сложностей ребенок с большей вероятностью сможет поделиться с инструктором своей проблемой и опасениями, может рассчитывать на поддержку инструктора, а не на контроль. Партнерская позиция инструктора – залог того, что ребенок сможет почувствовать себя равноправным соавтором процессов, происходящих на программе; это дает ему ощущение собственной значимости, самостоятельности и, как следствие, помогает полнее прочувствовать собственную уникальность. Отношения «на равных» дают большой простор для совместной деятельности, помогают ребенку раскрыться, лучше понять себя и других.

· Право на риск. Вызов. Выход за рамки. На Робинзонаде участник зачастую попадает в ситуации, в которых он раньше не был и которые являются для него совсем новыми и неожиданными. Порой такая ситуация может стать для него проблемой. В этом случае у ребенка есть несколько вариантов. Первый – поступить так, как он обычно поступает при возникновении сложностей (например, оставить все как есть или переложить решение проблемы на другого (в частности, инструктора)). Второй вариант – попробовать решить проблему самому. В этом случае для решения проблемы приходится выходить из зоны комфорта, и к тому же всегда есть риск, что он не справится, и полученный результат не будет соответствовать желаемому. Однако у участника появляется возможность получения нового опыта решения подобных вопросов. На любом этапе важна постоянная поддержка инструктора и сопровождение участника в проблеме.

· Обратная связь. На протяжении всей программы участник испытывает множество различных чувств и эмоций, причем как позитивных, так и негативных. Важно создать условия, при которых ребенок сможет поделиться своими чувствами, состояниями и переживаниями с инструктором. Обратная связь инициируется по запросу или же с разрешения участника и выводы делаются только на основе сказанного самим ребенком, инструктор не дает собственных интерпретаций.

· Безоценочность. Суть принципа заключается в том, что инструктор не дает оценок действиям, результатам действий, мыслям, чувствам, поступкам участников по критериям хорошо/плохо. В этом случае, его отношение складывается только исходя из целесообразности и эффективности для той цели, которую ставит перед собой участник. Инструктор может обсуждать это с ребенком и высказывать свое мнение только для того, чтобы помочь участнику наиболее оптимально способом достичь своей цели, основываясь на том, как это видит сам участник.

· Успешность. На программе участник много учится, пробует делать то, что до этого не умел и в итоге получает те или иные результаты. Важно поддерживать его в достижении результатов, обращать внимание на его успехи и победы, делать акценты на те успехи, которые он сам не заметил. Инструктор поддерживает успех участников, сравнивая его прошлые результаты с нынешними. Для создания ситуации успеха неприемлема соревновательность и победа над другими.

· Естественность. Здесь подразумевается ненадуманность в организации и проведении процессов. Этот принцип отчасти перекликается с принципом уважения к потребностям участника. Как говорилось выше, планирование дня происходит исходя из запросов и потребностей участников, и именно это ведет к осознанию ребенком важности и полезности данного процесса лично для него и окружающих. Прояснение и проговор целей и смысла любого мероприятия дает возможность ребенку соотнести данный процесс со своими целями, и в этом случае у него не возникает вопроса «а для чего это собственно проводилось и для чего это нужно лично мне».

 

Главным создателем и хранителем контекста является инструктор. Инструктор живет и строит свои отношения исходя из ценности и основных принципов на протяжении всей программы, 24 часа в сутки – как с участниками, так и со всей командой инструкторов.

 

Для лучшего понимания, что же такое контекст программы, как его можно воплощать в жизнь и доносить до участника, как нужно вести себя инструктору непосредственно на смене, мы вкратце опишем, на что стоит обращать внимание на разных этапах смены. Это даст вам возможность «вживую» прочувствовать, что же скрывается за словами «работа с контекстом».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.