КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инструменты работы с контекстом
Под инструментами работы в контексте Робинзонады мы понимаем определенные действия или бездействия инструктора (начальника), которые являются частью технологии Педагогической Поддержки и характеризуются следующими параметрами:
Список инструментов:
Можно также выделить некоторые более частные методы, задачи и навыки инструктора: Подбор индивидуального способа сопровождения участника в его опыте Беседа, искусство задавать вопросы (прояснение, уточнение) Умение давать грамотную обратную связь Позитивное переформулирование неудачного опыта (рефрейминг) Совместное планирование деятельности Сопровождение ребенка в зоне риска Анализ ребенком собственной деятельности Разрешение конфликтов
Многие из этих инструментов подразумевают под собой использование различных навыков и умений психологической поддержки и сопровождения ребенка в его опыте. Для некоторых из них просто не представляется возможным дать какой-то общий алгоритм, поскольку в большинстве случаев необходимо действовать «по ситуации», учитывая опыт и особенности конкретного ребенка. Для того чтобы облегчить задачу освоения всех премудростей работы в контексте, в этой главе мы последовательно рассмотрим некоторые психологические методики и техники и продемонстрируем, каким образом их можно использовать как инструменты работы с участниками Робинзонады для достижения общей цели программы. В первой части этой главы будут даны «общие» психологические принципы и методики, которые эффективно используются психологами, педагогами и воспитателями при работе с детьми и взрослыми, во второй части мы рассмотрим некоторые специфические для Робинзонады проблемы и приемы.
Прежде чем перейти к описанию конкретных методик и принципов работы с детьми, хочется напомнить об основных целях и ценностях программы Робинзонада. Базовой ценностью является признание уникальности каждого участника, его право на осознание и воплощение собственных желаний. Инструктора и начальники программы работают на то, чтобы ребенок: ¨ Умел осознавать собственные желания («хочу») ¨ Научился их реализовывать ¨ Научился преодолевать все сложности на пути при достижении своего «хочу».
Для этого мы создаем на программе ситуации, когда участнику необходимо: ¨ Осознание себя, своих желаний и мотивов, своего опыта ¨ Действие в ситуации неопределенности ¨ Выход за пределы себя, своего опыта, возможность испытать себя в чем-то совсем новом ¨ Создание договоренностей с другими участниками
Теперь мы постепенно перейдем непосредственно к инструментам работы с участникам, которые помогут решить многие из обозначенных выше задач. Первоочередной задачей инструктора на программе является установление контакта с участником и сопровождение его в приобретении и осознании нового собственного опыта. Для того, что грамотно работать с детьми на программе, вовсе не обязательно иметь высшее психологическое образование. Тем не менее, желательно знать основные этапы развития ребенка, отличительные особенности и общие характеристики возраста, понимать, на что стоит обращать внимание в первую очередь. Подчас это необходимо, чтобы не требовать от участников невозможного. Для каждого возраста актуальны разные задачи и цели. Так, например, было бы глупо требовать от трехлетнего ребенка длительного внимания и концентрации – у него просто-напросто еще не сформированы те структуры, которые впоследствии позволяют с легкостью выполнять эти требования. Не стоит забывать, что каждый участник – уникальная личность, со своими особенностями, способностями, интересами, способами взаимодействия, «багажом» собственного жизненного опыта. То, что одному дается с легкостью и без проблем, для другого является весьма сложной задачей; кто-то способен полностью обеспечить себя и других, а кому-то требуется постоянный контроль. Это не значит, что этот ребенок «хуже» - он просто другой, у него несколько иначе протекает развитие. В самом начале смены инструктор должен определить, какой способ взаимодействия оптимально подойдет каждому из участников, каковы особенности и возможности каждого робинзона.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |