Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эти три положительных результаты можно обнаружить (любой из них или сразу все) при удачном активном слушании ребенка уже в ходе беседы




 

Порой от тех, кто только начинает учиться этому методу, можно услышать подобные переживания: «Вы утверждаете, что активное слушание помогает понять и почувствовать проблему ребенка, поговорить с ним по душам. В то же время вы учите нас способу или методу, как это делать. Учите строить фразы, подыскивать слова, соблюдать правила… Какой же это разговор по душам? Получается сплошная техника, к тому же неудобная, неестественная. Слова не приходят в голову, фразы получаются корявые, вымученные. И вообще нечестно – мы хотим, чтобы ребенок поделился самым сокровенным, а сами применяем к нему какие-то способы».

Такие или приблизительно такие возражения приходится слышать часто на первых двух-трех занятиях по освоению этой техники. Но постепенно переживания взрослых начинают меняться. Обычно это случается после первых удачных попыток вести беседу с ребен­ком по-другому. Успех окрыляет взрослых, они начинают иначе относиться к «технике» и одновременно замечают в себе что-то новое. Они чув­ствуют, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Получается так, что «техника» активного слушания оказывается средством преображения взрослых и родителей. Мы думаем, что «применяем» ее к де­тям, а она меняет нас самих. В этом — ее чу­десное скрытое свойство.

Что же касается беспокойства отно­сительно искусственности, «приемов» и «техни­ки», то преодолеть его помогает одно сравнение.

Хорошо известно, что начинающие балерины часы проводят в упражнениях, далеко неестественных с точки зрения наших обычных представлений. Например, они разучивают позиции, при которых ступни ставятся под различными уг­лами, в том числе под углом 180 градусов. При таком «вывернутом» положении ног ба­лерины должны свободно держать равновесие, приседать, следить за движениями рук… И все это нужно для того, чтобы потом они танцевали легко и свободно, не думая уже ни о какой технике.

Так же и с навыками общения. Они в начале трудны и порой необычны, но, когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.

 

Конечно, пользоваться активным слушанием нужно не всегда. Когда ребенку «хоть бы что», а вы переживаете, то ситуация как раз про­тивоположна той, которую мы имели в виду до сих пор. Как в этом случае реагировать, мы об­судим дальше. Когда же ребенок, переполненный впечатлениями, говорит «не закрывая рта», все, в чем он нуждается,— это в вашем присутствии и внимании. Этот способ называется «пассивным слу­шанием» — пассивным, конечно, только внешне. Здесь употребляются короткие фразы и слова, меж­дометия, просто мимические знаки, говорящие о том, что вы слушаете и отзываетесь на детские чув­ства: «Да-да...», «Ага!», «Неужели?», «Расскажи еще...», «Интересно», «Ты так и сказал!», «Вот-вот...», «И что же?», «Замечательно!», «Ну надо же!..» и т. п.

Не начинайте активно слушать ребенка, если у вас мало времени. От начатых и прерванных попыток слушать ребенка тот может получить только разочарова­ние. Хуже всего, если хорошо начавшийся разго­вор резко обрывается старшим.

Порой может показаться, что активное слушание – это способ добиться от ребенка того, что вы от него хотите. Совсем нет, активное слушание – это путь установления лучшего контакта с ребенком, способ показать, что вы безусловно его принимаете со всеми его отказами, бедами, переживаниями. Для появления такого контакта может понадобиться некоторое время, в течение которого ребенок убедится, что вы внимательно относитесь к его проблемам. Если же, напротив, он заподозрит, что вы рассчитываете каким-то новым способом воздействовать на него «в свою пользу», то сопротивление вашим попыткам только возрастет.

 

В основе новых навыков общения, которыми мы пытаемся овладеть, лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребен­ка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, от­каз от родительской позиции «сверху». Очень важно научиться слышать собственные ошибки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.