КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бесконфликтная дисциплина
Выполнение решения; проверка. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. Сбор предложений. Прояснение конфликтной ситуации. Конструктивное разрешение конфликтов Мне нравится, как ты решил эту задачу. Твои мысли мне всегда очень интересны.
Не надо думать, что «Я-сообщение» и другие методы, которые мы осваиваем,— это новые способы быстро добиваться практического результата. Назначение их совсем другое: установить контакт с ребенком, улучшить взаимопонимание с ним, помочь ему в обретении самостоятельности и ответственности. Как видите, цели более далекие и гораздо более общие. Конечно, бывает, что после одной вашей фразы ребенок делает то, что вы хотите. Ценно, однако, не это, а то, что он принял решение сам.
При использовании этой техники выигрывают обе стороны конфликта. Стоит сразу отметить, что этот способ основывается на двух навыках общения – активном слушании и «Я-сообщении». Сначала убедитесь, что вам удается успешно послушать ребенка и сообщить ему о своих чувствах в более простых, бесконфликтных ситуациях, и только потом переходите к более сложным случаям. Сам метод предполагает несколько последовательных шагов или этапов. Сначала перечислим их, а потом разберем каждый в отдельности. 4. Детализация решения. Итак, первый шаг: прояснение конфликтной ситуации. Сначала инструктор выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения». Следует заметить, что начинать надо именно с выслушивания ребенка. После того, как он убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие в поисках совместного решения. Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта спадает. То, что вначале казалось «простым упрямствам», начинает восприниматься родителем как проблема, заслуживающая внимания. Тогда возникает готовность пойти навстречу ребенку. Как вы помните, выслушав ребенка, нужно сказать ему о своем желании или проблеме. Это очень ответственный момент. Ребенку не менее важно узнать больше и точнее о вашем переживании, чем вам — о его. Проследите, чтобы ваше высказывание имело форму «Я-сообщения», а не «Ты-сообщения». Послать в конфликтной ситуации точное «Я-сообщение» важно еще и по другой причине: взрослому приходится задуматься, какая же именно его потребность ущемлена действиями или желаниями ребенка. Очень часто взрослый втягивается в разрешение детского конфликта в качестве посредника. Тогда конструктивный способ оказывается очень полезным. Начать нужно, конечно, с выслушивания каждой из сторон. Очень важно при этом соблюдать следующий принцип: если вы в данный момент слушаете одного ребенка, и он начинает понимать, что вы вникаете в его проблему, дайте каким-нибудь образом знать другому, что и он будет столь же внимательно выслушан. Будьте уверены, другой ребенок очень ревниво следит за тоном вашего разговора, а отсутствия выговора, миролюбивые нотки в вашем голосе могут привести его к заключению, что ваши симпатии – на стороне «противника». Поэтому, пытаясь выслушать переживания одного, хорошо взглядом, прикосновением, кивком головы посылать другому сигналы: «Да, я помню и о тебе тоже, и скоро буду готов внимательно выслушать тебя». На что нужно обращать внимание: * Вы должны находиться в ресурсном состоянии; * Во время выслушивания одной стороны не теряйте другую. Давайте знать другому, что вы тоже с ним. Для этого используйте жесты, позу, слова типа: «Сейчас я тебя тоже выслушаю»). * Если конфликт вспыхивает снова, постарайтесь физически развести партнеров: посадите их так, чтобы они не смотрели друг на друга, поместитесь между ними и т.д. * Проследите за тем, чтобы позитивное намерение каждой из сторон устраивало и вызывало положительное отношение другой стороны. (У вас всегда в запасе есть фраза: "Вы, конечно, оба хотите решать вопросы мирным, конструктивным путем').
Второй шаг: сбор предложений. Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?», или: «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с вашей точки зрения, предложение, не отвергается с места. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги. Старайтесь на этом этапе не допускать оценки поступающих предложений, говоря, примерно так: "Давай пока просто посмотрим, что можно придумать; какие варианты у нас есть? Какие еще...?". (Примечание: Сам факт вашей готовности выслушивать предложения ребенка и размышлять с ним вместе способствует установлению духа кооперативности и желанию искать конструктивное решение.) Когда сбор предложений окончен, делают следующий шаг. Третий шаг: оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Если в выборе лучшего решения участвует несколько человек, то лучшим считается то, которое принимается единодушно. Несколько важных моментов, на которые обязательно стоит обращать внимание: Во-первых, каждый участник конфликта должен быть выслушан. Во-вторых, каждый должен вникнуть в положение другого. В-третьих, между «сторонами» (в идеале) не должно возникать ни раздражения, ни обиды. В-четвертых, ребятам в этом случае представляется возможность осознать свои истинные желания. Четвертый шаг: детализация принятого решения. Необходимо оценить, какие условия необходимы для выполнения договоренностей, готовы ли все стороны к их выполнению, какие трудности еще предстоит решить. Пятый шаг: выполнение решения, проверка. По прошествии времени необходимо оценить, выполняются ли договоренности, всех ли они устраивают, нужно ли что-то изменить.
В заключение стоит отметить, что этот способ никого не оставляет с чувством проигрыша. Напротив, он приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все. Стоит также заметить, что в чрезвычайных ситуациях, когда от экстренности ваших действий зависит жизнь и безопасность ребенка, нужно, конечно, действовать энергично, не допуская возражений. Однако приказ и запрет как главные методы предотвращения любой опасности, не до конца осознаваемой ребенком, не годятся.
Немного о дисциплине и «трудных детях» Бесконфликтная дисциплина – это оптимальный способ взаимодействия с ребенком или группой детей, при котором дети понимают, зачем необходимы определенные запреты и правила и не чувствуют себя ущемленными. Создать ее, конечно, не так просто, однако нам могут в этом помочь следующие правила: 1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. 2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. 3. Требования взрослых не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. 4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. 5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественнно-разъяснительным, чем повелительным. 6. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. 7. В рамках программы Робинзонада правила проживания одинаковы для всех участников (для робинзонов и для инструкторов). Очень важно, чтобы инструктора всегда помнили об этом, и не нарушали их, оправдывая это своим «более высоким» положением. Если же нарушение все-таки случилось, стоит честно признаться в этом, чтобы не дискредитировать себя в глазах детей.
«Трудные» дети. Нам осталось обсудить самые трудные случаи, когда инструктора, по их словам, не могут справиться с ребенком, когда непослушание и конфликты на почве дисциплины становятся скорее правилом, чем исключением. «Трудными» чаще бывают подростки, но могут быть дети любого возраста. Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число «трудных» детей обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается только в помощи – и ни в коем случае не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком. Основные причины: 1. Борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, он находит свой способ – непослушание. 2. Борьба за самоутверждение. Дети очень чувствительны к ущемлению права на самостоятельность. Особенно им становится трудно, когда с ними общаются в форме указаний, замечаний и опасений. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка — отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это — главное! 3. Желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: ребенку кажется, что инструктор уделяет ему меньше внимания, чем остальным; ему не нравится обстановка в лагере/десятке/пятерке; его слишком нагружают разными поручениями и обязанностями; его интересы, как правило, не учитываются… Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание... И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности — все те же протесты, непослушание, намеренное нарушение правил. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо — пусть и вам будет тоже плохо!..» 4. Потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в десятке, а следствием будет систематическое нарушение договоренностей, в другом случае неуспехи в испытаниях могут привести к вызывающему поведению с инструкторами и т.д. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это — в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».
Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании родителей и взрослых, имеющих с ними дело, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда «трудных» детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализованности этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют. Почему же они так «неразумны»? Да потому, что не знают, как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения подростка — это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!». Может ли инструктор помочь ему? Практика показывает – вполне может, но только для этого нужно понять глубинную причину непослушания. Нужно сначала разгадать, какая из четырех эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать. Соответственно, ваши действия будут разными. Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. И все же выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться парадоксальным: инструктору нужно обратить внимание на собственные чувства. Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании и неподчинении ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт переживания родителей и воспитателей — это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка. Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своим непослушанием и выходками, то у взрослого возникает раздражение. Если подоплека стойкого непослушания — противостояние воле взрослого, то у последнего возникает гнев. Если скрытая причина — месть, то ответное чувство у — обида. Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия родитель/инструктор оказывается во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния. Как видите, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к вашему случаю. Что же делать дальше? Это, конечно, ключевой вопрос. Первый и общий ответ на него такой: постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как ждет от вас ребенок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Значит, задача взрослого — перестать реагировать на непослушание прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг. Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически. И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему ребенка: с чем, против чего или отчего он «воевал». А уж после этого гораздо легче перейти с позиции исправления на позицию помощи. Помощь в каждом случае, конечно, будет разная. Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Можно просто поговорить с ним, предложить сделать что-нибудь вместе. Стоит попробовать, и вы увидите, какой благодарностью отзовется «трудный» ребенок. Что же касается его привычных непослушаний, то их в этот период лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет. Если источник конфликтов — борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свой контроль за делами ребенка. Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Давайте еще раз посмотрим, как мы можем это делать.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |