Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические навыки инструктора Робинзонады




Окончательная ценностно-смысловая проверка.

Алгоритм конкретизации цели.

Работа с целями (конкретизация и оформление цели)

Очень часто ребенок сам не может осознать и сформулировать, что же он на самом деле хочет. Иногда за его сиюминутными действиями и желаниями стоит нечто большее, некая цель, до которой сам он «добраться» не может. Наша задача – помочь ему найти и осознать эту цель, сопроводить его в поиске собственного решения.

1. Что ты хочешь? (желаемое состояние).

Следить (помогая переформулировать), чтобы в ответах:

- Цель определялась в позитивных терминах (без частицы «не»).

- Достижение цели зависело от участника и было выполнимо.

- Описание/показ основывались на сенсорных данных. ("Что другие и ты сам увидишь, услышишь, почувствуешь?")

- Цель имела осуществимый масштаб (Например: "В какой именно области ты хотел бы быть успешным прежде всего?")

- Была прояснена конечная цель: "Что это тебе даст?" (Иногда конечная цель показывает что есть другие, более успешные пути).

2. Как ты узнаешь, что достиг этого?

- Должны быть конкретные и полученные в той обстановке свидетельства.

3. Где, когда, с кем ты хочешь этого?

- Адекватность обстановке.

- Сенсорная обусловленность. (Что в ситуации включит это новое поведение или состояние?).

4. Экология: "Как достижение желаемого повлияет на другие аспекты твоей жизни?"

- Задай себе вопрос: "Не принесет ли твоя помощь ему какой-либо вред?" Спроси его: "Как это может повлиять на жизнь близких?" и т.п.

5. "Что тебе мешает осуществить это сейчас?"

- Описание должно основываться на сенсорных данных.

6. "Какие ресурсы у тебя уже есть?"

- Описание/показ на основе сенсорных данных.

7. "Какие дополнительные ресурсы тебе нужны?"

8. "Как ты собираешься этого достичь?"

- Спроси, есть ли другие пути (чем больше, тем лучше).

- Дробление на шаги ("Что ты мог бы уже сейчас сделать, чтобы начать двигаться к этой цели?", "Какой следующий шаг?").

- "Действительно ли цель стоит того, чтобы к ней стремиться?"

 

 

Основные принципы позиции инструктора на «Робинзонаде»

Создание атмосферы доверия и открытости.

Она может быть создана, если инструктора и участники живут вместе, в одних условиях, общими событиями, в которых и у детей, и у взрослых могут возникать одинаковые проблемы – то есть все участники программы существуют в едином поле сознания и детско-взрослой событийной общности. Инструктор, благодаря своему опыту, способен решать возникающие проблемы своим уникальным способом, а ребёнок пока нет. Задача инструктора – дать ребенку шанс найти свой собственный путь решения проблем.

Нельзя дать точного алгоритма – как создать доверительную атмосферу в десятке или в лагере. Пожалуй, основным фактором, помогающим в этом, будет открытость самих инструкторов. Нужно дать ребенку понять, что он вам интересен, разговаривать с ним о том, что интересно ему. При этом не стоит забывать, что дети все очень разные – кто-то готов сразу «распахнуть душу» любому инструктору, кому-то сначала нужно приглядеться, освоиться, оценить ситуацию. В течение первых дней смены инструкторам надо работать на то, чтобы как можно лучше узнать всех детей, понять, что им может быть интересно, чем их можно «зацепить». Сами инструктора при этом должны быть максимально доброжелательны, открыты и искренни (нельзя забывать, что дети очень остро чувствуют фальшь и наигранность). Не бойтесь делиться с участниками своим опытом, переживаниями, проблемами – глядя на вас, они поймут, что сами могут поступать также. Очень важно поддерживать их в этом, помогать раскрыться. Нужно мягко пресекать насмешки и возможные издевки со стороны других участников, при этом обязательно прояснять с «зачинщиками» их истинные цели – возможно, самим задирам не хватает внимания, и это выливается в подобное поведение. Не бойтесь говорить о своих чувствах, в том числе и негативных (нужно обязательно делать это в форме «Я-высказывания»), ни в коем случае не бойтесь признавать свои ошибки – признав прилюдно свою неправоту, вы добьетесь гораздо большего доверия и уважения, чем ставя себя на позицию «сверху».

Поддержка развития и «проживание».

Инструктор «сопровождает» ребёнка в его опыте: он поддерживает ребёнка в проблемных ситуациях, консультирует его (если был запрос), проясняет его желания и чувства. Именно для этого и быть созданы доверительные, партнёрские отношения. Инструктор может сопровождать, консультировать, если необходимо – подстраховать робинзона в поиске своего уникального решения и радости от достижения результата. Используя уже изученные техники активного слушания, конкретизации цели, разрешения конфликтов и переформулирования проблемы вы поможете ребенку наиболее полно осознать свой опыт и возможности.

Свобода выбора (самоопределение).

Это одно из важнейших понятий, смысл которого важно донести до ребёнка, привести его к осознанию этого смысла для себя и к пониманию, что его выбор - это только его собственный опыт и ответственность.

При работе с выбором инструктору важно быть гибким, вариабельным, работать на прояснение и поддержку выбора ребёнка. Для этого при работе с какой-то проблемой, для решения которой нужно сделать выбор, инструктор должен держать в голове несколько вариантов решения, но не навязывать свое видение ребенку, а двигаться вместе с ним в прояснении видения самого ребенка. Необходимо, чтобы и ребёнок увидел несколько вариантов и преимущества/недостатки каждого.

Ответственность.

Ответственность – это оборотная сторона «свободы выбора». Если ребенок решил, что будет поступать именно так, он должен четко осознавать последствия своих действий и нести за них ответственность. Здесь важно работать именно на прояснение возможных последствий и изменение своего поведения в соответствии с ними – например, если действия ребенка могут нанести кому-то вред, то ему стоит задуматься, можно ли поступать именно так. При этом нужно стараться, чтобы впоследствии ребенок начинал сам, без помощи инструктора, просчитывать различные варианты и их последствия. Также важно разобраться «по результату», как и что получилось, что не получилось и почему, как это можно улучшить в будущем.

 

При соблюдении всех этих принципов необходимо помнить о важнейшем, базовом принципе программы Робинзонада – соблюдении безопасности участников. Работая на программе, инструктору важно распознать, может ли ребёнок сам отвечать за свою физическую и психологическую безопасность, и в зависимости от этого строить дальнейшую с ним работу.

 

 

Правила и договоренности

У ребенка есть право жить по своим правилам. Но на Программе мы создаем возможность договориться о том, как мы будем жить все вместе. Если мы не можем договориться, то мы становимся чужими друг другу и не можем продолжать Программу.

Правила и договоренности также ограничивают риск и способствуют сохранению. Безопасности каждого участника.

 

ПРАВИЛА – это глобальные договоренности, одинаковые и для робинзонов, и для инструкторов, и для начальников.

Правила на Робинзонаде одинаковы для всех и основаны в первую очередь на принципе безопасности и комфортности совместного проживания. Важно донести это до каждого участника в максимально понятной форме, чтобы всем стало ясно, что правила не ограничивают их свободу «просто потому что так захотелось инструкторам», а необходимы для их же комфорта и безопасности.

Алгоритм работы при нарушении правил

↓ ПРАВИЛО ↓
ВЫПОЛНЯЕТСЯ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ
1. Разговор Инструктора с Участником ↓
2. Разговор Инструктора с Участником и группой ↓
3. Общелагерный разговор

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.