Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ііі. Двигательные умения и навыки – основа спортивной техники. Физиологические основы формирования двигательных навыков и обучения спортивной технике




План:

1. Процесс формирования двигательного навыка. Условно-рефлекторные механизмы, как основа формирования двигательных навыков.

2. Динамический стереотип и экстраполяция двигательных навыков.

3. Фазы формирования двигательного навыка.

4. Роль обратных связей, афферентного синтеза и акцептора действия в формировании двигательного навыка.

 

Одним из сложнейших вопросов физиологии спорта является проблема формирования и управления двигательными навыками спортсменов.

Сложность управления движениями заключается в том, что при выполнении движения меняются некоторые параметры:

· может меняться число двигательных единиц, включаемых в работу

· может изменяться режим работы мышц

· изменяется скорость и сила мышечных сокращений.

 

3.1. Процесс формирования двигательного навыка:

В понимание физиологических механизмов двигательных навыков осо­бый вклад внесли отечественные физиологи - И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Н. Крестовников, Н.В. Зимкин, B.C. Фарфель и др.

Любые навыки - бытовые, профессиональные, спортивные - не явля­ются врожденными движениями. Они приобретены в ходе индивидуально­го развития. Возникая в результате подражания, условных рефлексов или по речевой инструкции, двигательные акты осуществляются специальной функциональной системой нервных центров (Анохин П. К., 1975). Дея­тельность этой системы включает следующие процессы: синтез афферент­ных раздражений (информации из внешней и внутренней среды), учет доминирующей мотивации (предпочтение действий), использование памят­ных следов (арсенала движений и изученных тактических комбинаций); формирование моторной программы и образа результата действий; внесе­ние сенсорных коррекций в программу, если результат не достигнут.

Комплекс нейронов, обеспечивающих эти процессы, располагается на различных этажах нервной системы, становясь доминантой, т. е. господ­ствующим очагом в центральной нервной системе. Он подавляет деятель­ность посторонних нервных центров и, соответственно, лишних скелетных мышц. В результате движения выполняются все более экономно, при включении лишь самых необходимых мышечных групп и лишь в те моменты, которые нужны для его осуществления. Про­исходит экономизация энерготрат.

Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах закрепляется в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов и сопро­вождающих их вегетативных реакций, образуя двигательный динамиче­ский стереотип. Каждый пред­шествующий двигательный акт в этой системе запускает следующий. Это облегчает выполнение целостного упражнения и освобождает сознание че­ловека от мелочного контроля за каждым его элементом. Роль условно-рефлекторного механизма образования двигательных навыков доказывает­ся, в частности, тем, что выработанные навыки во многом угасают при пе­рерывах в тренировке (при отсутствии подкрепления). Однако двигатель­ные навыки отличаются от классических слюнных условных рефлексов, описанных И. П. Павловым (сенсорных или рефлексов 1 рода). Навыки, в основном, представляют условные рефлексы 2 рода - оперантные или ин­струментальные условные рефлексы. В них но­вым отделом рефлекторной дуги является ее эффекторная часть, т. е. соз­дается новая форма движения или новая комбинация из ранее освоенных действий. Построение новой формы движений на основе имеющихся эле­ментов относится к явлениям экстраполяции (использования предшествующего опыта).

Представления о доминанте, функциональной системе и двигательном динамическом стереотипе легли в основу понимания механизмов формирования двигательных навыков в процессе обучения человека. Даже достаточно простые навыковые действия не являются полностью стереотипными. При многократных повторениях они могут различаться по амплитуде, скорости выполнения отдельных элементов и т. д. Как оказалось, еще больше они различаются по внутренней структуре. При выполнении спортивных упражнений в одних и тех же освоенных движениях значительно варьирует состав активных мы­шечных групп. Одни мышцы включаются в движения постоянно, а другие - лишь периодически.

Варьируют длительность фаз, мышечные усилия, последовательность включения мышц. Это позволило говорить о закономерной вариативно­сти внешних и внутренних компонентов двигательного навыка. Наличие вариаций позволяет отбирать оптимальные и отбрасывать неадекватные моторные программы, учитывать не только внешние изменения ситуации, но и сократительные возможности мышц. Вариативность особенно выражена в периоды врабатывания, перед отказом от работы и в восстановительном периоде.

Регистрация активности отдельных нейронов головного мозга показала значительную вариативность их включения в одни и те же освоенные дей­ствия. При этом между ними образуются как "жесткие" (стабильные), так и "гибкие" (вариативные) связи. Сохранение основных черт двигательного навыка в условиях изменяю­щейся внешней среды и перестроек внутренней среды организма возможно лишь при варьировании "гибких" связей в системе управления движениями. Так. хорошо освоенный навык ходьбы осуществляется при разном на­клоне туловища, переменных усилиях ног, неодинаковом составе скелет­ных мышц и нервных центров, различных вегетативных реакциях в зави­симости от рельефа дороги, качества грунта, силы встречного ветра, степе­ни отягощения, утомления человека и прочих причин. "Гибкие" элементы функциональной системы составляют основную ее часть, так как в любых условиях они обеспечивают выполнение навыка, достижение требуемого результата.

Процесс формирования двигательного навыка и его реализации включает следующие этапы:

1. Формирование элементарных двигательных актов, входящих в состав двигательного навыка.

2. Соединение элементов двигательного навыка, совершенствование техники выполнения.

3. Воспроизведение движений (без волевого контроля) – способность к автоматизированному и осознанному выполнению движений).

Пластичность ЦНС определяет и обеспечивает возможность формирования новых и все более сложных движений, обуславливает возможность формировать и совершенствовать технику сложных спортивных движений.

 

3.2. Условно-рефлекторные механизмы, как основа формирования двигательных навыков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.