Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика проведения процедуры лечебной гимнастики




Занятие должно состоять из вводной, основной и за­ключительной частей.

В вводной части осуществляется подготовка к упражнени­ям, которые решают лечебные задачи в основной части. С этой целью применяются простейшие гимнастические и прикладные уп­ражнения. Могут использоваться движения бытового самообслужи­вания: откидывание одеяла, снимание нательной рубахи, надевание костюма для занятий и пр. При групповых занятиях включаются ходьба и перестроения, с тем чтобы соответствующим образом раз­местить занимающихся.

В вводной части можно использовать тонизирующее влияние условных раздражителей: строго определенного времени проведе­ния занятий (рефлекс на время), проветривания палаты перед занятием, выяснения у больного его самочувствия, ознакомления с показателями температурного листа, выполнения некоторых объ­ективных обследований (подсчет пульса, определение кровяного давления, осмотр повязки) и т. п. Воздействие условных раздражи­телей используется только тогда, когда этому не препятствуют кли­нические данные (тяжелое общее состояние, опасность учащения пульса, повышения кровяного давления или возникновение пара­доксальных реакций и т. п.). Если формирование условных рефлек­сов нежелательно, занятия проводятся в то время, когда больной не утомлен предшествующим врачебным осмотром, лечебными ма­нипуляциями и т. д.; помещение проветривается не непосредственно перед занятием; данные о состоянии больного берутся у лечащего врача или дежурной сестры; объективные-обследования проводятся в самом необходимом объеме (например, определение пульса у больного в раннем послеоперационном периоде).

Когда при проведении мероприятий по охранительному тормо­жению растормаживание в целях подготовки к проведению занятий нежелательно, в вводной части используются хорошо знакомые эле­ментарные упражнения, характерные стойкими автоматизмами, простейшие дыхательные упражнения и движения конечностей (на­пример, при применении снотворных и обезболивающих средств после резекции желудка).

Если нужно создать положительный эмоциональный фон для занятий, можно использовать игровые упражнения.

Вводная часть занимает от 15 до 25% времени, отводимого на все занятие.

В основной части занятия решаются ведущие задачи ле­чебного использования физических упражнений. Подбор, последова­тельность и особенности проведения упражнений должны обеспе­чить наилучший лечебный результат. Например, основными задачами занятия с больным, перенесшим операцию на желудке и находящимся на постельном режиме, будут: общетонизирующее воздействие, нормализация нарушенной функции дыхания и активи­зация перистальтики кишечника.

В основной части используются элементарные гимнастические упражнения, вовлекающие в работу мышцы пояса верхних конеч­ностей, спины и-нижних конечностей, дыхательные упражнения, упражнения для мышц брюшного пресса с малой нагрузкой. После­довательность проведения этих упражнений устанавливается с уче­том наиболее эффективного совместного влияния их.

Основная часть занимает от 50 до 70% всего времени, отводимо­го на занятие.

В заключительной части должно обеспечиваться закреп­ление последействия упражнений, примененных в основной части. Например, при необходимости продлить умеренное усиление всех вегетативных функций организма используются простейшие гимна­стические упражнения с несколько меньшей нагрузкой, чем в основ­ной части; при необходимости продлить стимулирующее воздейст­вие упражнений основной части на перистальтику кишечника в заключительной части гимнастические упражнения сочетают с углубленным диафрагмальным дыханием и т. д.

Если желательна более быстрая нормализация значительно по­вышенных вегетативных функций, используется медленная, спокой­ная ходьба в сочетании с ритмичным углубленным дыханием, уп­ражнения, вовлекающие в работу мышцы туловища и ног, выполня­емые в медленном, спокойном темпе, упражнения, улучшающие кровообращение дистальных отделов конечностей (особенно рацио­нально в условиях постельного режима) и т. д. Такой подбор упражнений может понадобиться, например, для больного, перенес­шего операцию на сердце, или с разрешающимся воспалением легкого.

При выраженном утомлении вовлеченных в патологический про­цесс групп мышц в заключительной части занятия используются упражнения в расслаблении, упражнения для мышц, симметрично расположенных относительно утомленных, упражнения для мышц ног при утомлении мышц пояса верхних конечностей и т. п. Все уп­ражнения выполняются в медленном или среднем темпе.

Если необходимо снизить значительно повысившееся в ходе за­нятий эмоциональное возбуждение, применяются простейшие уп­ражнения «на внимание», упражнения с необычной координацией движений и т. п., мобилизующие вторую сигнальную систему и тор­мозные процессы.

Заключительная часть занятия может быть ограничена выпол­нением 2—3 упражнений, может быть достаточно длительной, зани­мая до 25% всего времени, — например, при использовании подвиж­ных игр.

При проведении занятий физическими упражнениями необходи­мо регулировать колебания вегетативных функций, или кривую фи­зиологической нагрузки. Для характеристики физиологической кривой процедуры используются результаты наблюдений за пульсом. Измене­ниям частоты пульса в известной мере адекватны сдвиги в дыха­тельной системе и в обмене веществ. Характер колебаний кривой физиологической нагрузки должен соответствовать задачам занятия и клиническим данным. Например, при проведении заня­тия с больным, недавно перенесшим операцию на сердце, подъем пульса не должен превышать 15—20% по отношению к исходным данным покоя. Наибольший подъем пульса желателен в середине занятия или в конце второй трети его. В отдельных случаях целе­сообразно перемещение пика подъема ближе к началу или к концу основной части занятия (например, при необходимости адаптиро­вать больного к быстрым повышениям нагрузки или совершенство­вать у него процесс реституции после нагрузки).

Существенное значение имеет плотность нагрузки, которая опре­деляется временем фактического выполнения упражнений, исчисля­емым в процентах ко времени, затраченному на занятие в целом. Плотность нагрузки связана с оптимальностью перерывов между отдельными упражнениями. В занятиях лечебной физической куль­турой используется малая (15 - 20%) или средняя (30 - 40%) плот­ность. Высокая плотность нагрузки допускается при необходимости значительно повысить энерготраты и восстановить общую выносли­вость и тренированность (например, в санаторно-курортных усло­виях).

Регулируются также суммарные энерготраты. Величина их опре­деляется задачами занятий и клиническими данными. Например, «сумма» физиологической нагрузки в первые дни занятий у больно­го с инфарктом миокарда должна быть минимальной. Если необхо­димо восстановить адаптацию к бытовым, производственным и спортивным нагрузкам у выздоравливающего, «сумма» физиологи­ческой нагрузки должна быть значительной.

Существенна кривая изменений эмоционального тонуса. Жела­тельно, чтобы подъемы ее соответствовали подъемам физиологиче­ской нагрузки. При осторожной дозировке нагрузки допустим лишь небольшой подъем эмоциональной кривой в вводной части, который следует поддерживать на протяжении всего занятия. По специаль­ным показаниям в отдельных частях занятий кривая эмоциональ­ной нагрузки может быть выше кривой физиологической нагрузки (например, за счет игрового метода проведения упражнений). Эмо­циональная кривая может характеризоваться многочисленными подъемами и спадами, если стоит задача бороться с чрезмерной эмоциональной лабильностью больного.

В практике лечебного применения физических упражнений отдифференцировались занятия лечебной гимнастикой, гигиенической гимнастикой, лечебной ходьбой, спортивными упражнениями и др. Каждое из них обладает своими особенностями.

Занятие лечебной гимнастикой проводится с соблю­дением всех трех частей основной схемы (подготовительной, основной и за­ключительной). Используются гимнастические упражнения и (в меньшей мере) прикладно-спортивные. Занятия могут проводить­ся с отдельными больными или с группой больных, имеющих одно­родные заболевания. Минимальная длительность – 12 - 15 минут, максимальная (при групповых занятиях) – 45 - 60 минут.

Если в занятии решается одна основная задача и небольшое чис­ло вспомогательных лечебных задач, подготовительная и заключительная части могут быть укороченными.

Разновидностью сокращенного занятия является самостоятель­но выполняемое больным задание. В задании решается одна-две ле­чебные задачи. В основную часть включается заранее разученный несложный комплекс специально подобранных упражнений, в том числе прикладные и бытовые движения. Упражнения могут быть локально действующими. Вводная и заключительная части в зада­нии мало выражены. Проведение заданий требует полноценного предшествующего усвоения упражнений, сознательного отношения больного, периодического контроля со стороны медицинского персо­нала. Общая длительность задания - 10 - 15 минут.

Занятие гигиенической гимнастикой - разновид­ность занятий с преимущественным использованием общеразвивающих упражнений. Все его части укорочены. Длительность за­нятия - 15 - 20 минут.

Занятие лечебной ходьбой проводится по общей схеме занятий. В отдельных случаях ходьба сочетается с гимнастически­ми упражнениями (движениями рук, реже туловища и ног, дыхательными упражнениями). Основная часть в зависимости от лечеб­ных задач и клинических данных может состоять из различных вариантов ходьбы с разгрузкой (на «ходилках», с костылями, с пал­ками); упражнений, направленных на восстановление нормального механизма походки или формирование наиболее полноценных ком­пенсаций нарушенной ходьбы; дозированной ходьбы с целью вос­становления адаптации к ходьбе или с целью лечебного воздейст­вия преимущественно на сердечно-сосудистую систему, на обмен веществ и т. д. Дозировка нагрузки осуществляется за счет изме­нения степени опорной разгрузки, числа шагов в минуту, длины шагов, проходимого расстояния.

Вариантом лечебной ходьбы с дозировкой являются прогулки. Они используются для закрепления лечебного эффекта, достигну­того в занятиях лечебной гимнастикой или лечебной ходьбой, и в целях быстрейшего восстановления общей адаптации больных к производственно-бытовым условиям.

Занятия спортивными упражнениями или спортив­ными играми (гребля, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лы­жах, катание на коньках, игра в волейбол, теннис и др.) проводятся по типовой схеме. Основная часть занятия решает ведущие для дан­ного больного задачи лечебного применения физических упражне­ний. Продолжительность занятий может доходить до 90 минут и более.

Разновидностями занятия спортивными упражнениями являются спортивные игры и тренировки. Спортивные игры — эпизодически применяемая форма занятий (преимущественно в санаторно-курортной обстановке). Они в основном обеспечивает тонизирующее влияние и восстановление адаптации к мышечным нагрузкам. В них не выражен ни элемент изучения техники упраж­нения, ни элемент систематической тренировки. Отдельные части занятия при этом мало выражены. Дозировка осуществляется за счет интенсивности нагрузки и продолжительности занятия.

Спортивные тренировки проводятся с больными, занимавшимися тем или иным видом спорта, при ликвидации остаточных наруше­ний отдельных функций для закрепления сформированных постоян­ных компенсаций и для восстановления общей тренированности. Тренировки проводятся преимущественно в санаторно-курортных условиях по типовой схеме занятий и могут завершаться соревно­ваниями.

В санаторно-курортных условиях могут использоваться с лечеб­ной целью также пешеходные, лыжные, водные и другие кратковре­менные туристские походы.

К средствам лечебной физической культуры относятся строго дозированные физические упражнения, применяемые на фоне естественных факторов природы, физиобальнеотерапия и массаж.

Дозированные физические упражнения подразделяются на три основные группы: гимнастические, прикладные и игры. В свою очередь гимнастические упражнения представлены дыхательной и общеразвивающей группой упражнений. Дыхательные классифицируются как статические и динамические, в зависимости от типа дыхания (грудное, диафрагмальное и полное), а также специальные, среди которых выделяют упражнения, тренирующие мышцы вдоха и выдоха, дренажные и вентилирующие дыхательные упражнения. Общеразвивающие (специальные) упражнения делятся на активные, пассивные, рефлекторные, идеомоторные упражнения и упражнения в посылке импульса.

Дыхательные упражнения улучшают и активизируют функ­цию внешнего дыхания, кровообращения, обмена веществ, деятельность системы пищеварения. Они способствуют сни­жению утомления после тяжелых физических упражнений, оказывая нормализующее действие на деятельность сердечно-­сосудистой и дыхательной систем. Поэтому дыхательные упражнения являются обязательной составной частью комплексов физических упражнений в процедурах лечебной и гигиенической гимнастики.

Различают три типа дыхания: преимущественно грудное, диафрагмалъное и полное. Наиболее физиологическим является полное глубокое ды­хание, при котором одновременно участвует диафрагма и вся грудная клетка.

Дыхательные упражнения по характеру делятся на статические и динамические. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения рук, ног и туловища. Они используются для обуче­ния больного правильному выполнению грудного, диафрагмального и полного дыхания.

Динамические дыхательные упражнения выполняются в сочетании с общеразвивающими упражнениями для рук, ног и туловища. При этом вдох производится одновременно с выпрямлением туловища, ног и подниманием или отведением в стороны рук, т.е. в момент наибольшего объема грудной клет­ки. При выполнении динамических дыхательных упражнения целесообразно ритм общеразвивающих движений сочетать с ритмом дыхания. Необходимо помнить о том, что при силовых статических напряжениях дыхание затрудняется, а при упражнениях с натуживанием происходит задержка дыхания. Специальные дыхательные упражнения направлены на вос­становление, исправление или совершенствование патологи­чески измененной структуры или функции дыхательного аппарата. Они условно делятся на три группы:

I. Дыхательные упражнения, улучшающие вентиляцию от­дельных долей или всего легкого.

II. Статические и динамические дренажные дыхательные упражнения.

III. Дыхательные упражнения преимущественно трениру­ющие мышцы, участвующие в акте вдоха или выдоха.

Упражнения, тренирующие мышцы выдоха, могут быть ис­пользованы для расправления спавшегося легкого (пневматоракс). При этом возможно использование надувных резино­вых игрушек и других предметов (волейбольных камер, рези­новых подушек, матрацев и т. п.), давление в которых по закону Паскаля распространяется на все стенки замкнутого сосуда с одинаковой силой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.