Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общеразвивающие (специальные) упражнения




III. Дыхательные упражнения, тренирующие преимущественно мышцы, участвующие в акте вдоха или выдоха

В естественных условиях возникают ситуации, при кото­рых большая нагрузка падает либо на мышцы участвующие в акте вдоха, либо выдоха. Это происходит при возникнове­нии дополнительного сопротивления акту вдоха или выдоха.

Так, акт вдоха затрудняется либо при сужении отверстия для вдыхаемого воздуха (вдох через одну ноздрю, через губы сложенные трубочкой, через трубку акваланга или спирографа), либо при дополнительном давлении на грудную клетку и живот (надавливании на грудную клетку руками спереди, с боков, на переднюю брюшную стенку, давящая повязка с помощью эластического или резинового бинта, погружение в ванну, в бассейн и т. п.).

Акт выдоха затрудняется также при сужении отверстия для выдыхаемого воздуха (выдох через губы сложенные тру­бочкой, через одну ноздрю, через трубочку, опущенную в со­суд с водой, задувание свечи, выдувание мыльных шариков, надувание детских резиновых шариков и надувных резиновых игрушек различной эластич­ности, волейбольных и баскет­больных камер, кислородных подушек и других надувных предметов.

Усиление степени возрастания нагрузки возможна как пу­тем изменения степени форсирования акта вдоха или выдоха, так и путем изменения степени сопротивления акту дыхания — подбор соответствующих дыхательных упражнений с дозиро­ванным сопротивлением на выдохе или вдохе.

Акцент на вдохе при выполнении дыхательных упражне­ний, показан при пневмонии, экссудативном плеврите, тубер­кулезе легких, а также в предоперационном периоде (урано­пластика).

Акцент на выдохе при выполнении дыхательных упражне­ний, показан при эмфиземе легких, хроническом бронхите, бронхоэктатической болезни, бронхиальной астме, а также для расправления спавшегося легкого при пневмотораксе, после операций на органах грудной полости (при одновре­менном создании отсоса воздуха из межплеврального про­странства).

Общеразвивающие упражнения, влияющие на патологи­чески измененный орган или систему, приобретают специальную направленность и называются специальными. Они пред­ставляют собой искусственные сочетания естественных для человека движений, разделенных на составные элементы.

С помощью общеразвивающих упражнений можно совершенствовать общую координа­цию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движении и ловкость.

По активности выполнения общеразвивающие (специальные) упражнения делятся на активные, пассивные, в посылке импульсов к сокращению мышц, идеомоторные и рефлекторные.

Деление общеразвивающих упражнений по активности выполнения имеет большое значение для их практического использования в процедуре лечебной гимнастики.

Активные упражнения выполняются без посторонней помощи, самостоятельно, с волевым усилием. Активные упражнения широко вовлекают в реактивный ответ весь организм больного, для них наиболее характерен процесс упражнения и тренировки. Благодаря применению активных упражнений в большей степени развиваются компенсаторные механизмы и обогащается условнорефлекторная деятельность больного.

Активные упражнения бывают малой, умеренной, большой и максимальной интенсивности.

Активные облегченные упражнения (малой интенсивно­сти) совершаются в наиболее выгодных, благоприятных усло­виях с использованием факторов, облегчающих их выполне­ние, таких как:

- использование оптимальных исходных положе­ний;

- упражнения с помощью (персонала, здоровой конечности больного или специальных аппаратов);

- упражнения с предме­тами и на снарядах облегчающих их выполнение;

- снижение веса конечности путем использования упражнений в воде, на скользящих поверхностях, в гамачке, на роликовых тележках, на специальных аппаратах.

Активные облегченные упражнения используются в раннем периоде выздоровления. Они выполняются с небольшим участием больного, в том случае, когда больной не может полностью выполнить движение или значительное напряжение может повлечь осложнение. Облегченные активные упражнения применяются после параличей и парезов при тугоподвижности суставов и слабости мышц, после заболеваний и травы нервной системы, после реконструктивных операций и др.

Активные (свободные) упражнения (умеренной интен­сивности) составляют основную группу упражнений без напря­жения, с возможно полной амплитудой для данного больного и оказывают среднюю физическую нагрузку на организм. К ним относятся большинство упражнений, выполняемых из про­стых исходных положений, не требующих большого усилия, а также упражнения с предметами, незатрудняющими действия;

Активные упражнения с усилием (большой и макси­мальной интенсивности) оказывают повышенную физическую нагрузку. При их выполнении используются волевое напряже­ние, чередуемое с расслаблением, упражнения с сопротивле­нием, с отягощением и др.

Волевое напряжение создается самим больным при выпол­нении обычных упражнений, в результате чего достигается увеличение нагрузки.

Изометрические упражнения, т.е. максимальные статичес­кие напряжения мышц без движений в суставах, выполняются больными импульсивно, от 2-х до 7-ми секунд, без задержки дыхания и натуживания.

Изометрическое напряжение мышц сопровождается сдав­ливанием заложенных в них капилляров, задержкой аэробных процессов, накоплением большого количества углекислоты и появлением кислородного долга. С прекращением статического усилия компенсаторно увеличивается систолический и минут­ный объемы крови, снижается периферическое сопротивление, повышается легочная вентиляция, усиливается газообмен, повышается основной обмен, происходит генерализация про­цессов возбуждения в центральной нервной системе. Все это стимулирует пластические процессы и способствует интенсив­ному развитию мышечной массы и силы.

Эти упражнения используются при невозможности движе­ний в суставах (иммобилизация при переломах трубчатых костей), а также для быстрейшей реабилитации атрофирован­ных мышц (после параличей и парезов, иммобилизации, дли­тельного вынужденного покоя и др.).

Упражнения в статическом напряжении мышц должны обязательно сопровождаться упражнениями на расслабление. Упражнения на расслабление имеют большое значение для больного, так как они создают благоприятные условия для отдыха нервной системы и работающих мышц, способствуют снижению тонуса мышц и сосудов, в результате чего улучша­ется крово- и лимфообращение, активизируются процессы вы­деления углекислоты и утилизации кислорода, повышаются трофические процессы в мышцах, улучшается их эластичность. Эти упражнения применяются при спастических параличах и парезах, облитерирующем эндартериите, гипертонической болезни, эмфиземе легких и бронхиальной астме, при болезнях органов пищеварения, печени, желчных путей, обмена веществ и др.

Упражнения в сопротивлении способствуют повышению нагрузки, поскольку занимающемуся приходится преодоле­вать противодействие, оказываемое методистом, самим боль­ным или соупражняющимся.

Эти упражнения вызывают значительную ответную реак­цию со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем, повышают обмен веществ, поэтому они приме­няются при гипотонии и дистонии мышц, после параличей, парезов, контрактур, при миокардиодистрофии, при нарушении обмена веществ.

Упражнения с отягощением достигаются при использовании веса занимающегося (путем усложнения исходного положе­ния), гимнастических предметов и снарядов, специальных механотерапевтических аппаратов и др.

Изменение исходного положения существенно влияет на степень усилия при выполнении физических упражнений. От исходного положения зависит в каких группах мышц и в тканях каких частей тела происходят местные изменения фи­зиологических процессов.

Исходные положения, изменяющие положение центра тяжести тела и отдельных его частей, позволяют уменьшить или увеличить количество и напряжение мышц, выполняющих перемещение той или иной части тела. Величина и вес перемещаемых частей тела определяют массу вовлекаемых в движение мышц и необходимые для этого мышечные усилия. Им соответствует интенсивность изменений вегетативных функций и трофики. Некоторые исходные положения позволяют получить локальное воздействие упражнений на деятельность и положение тех или иных внутренних органов или на опреде­ленные части опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, соответственно величине и весу переме­щаемых частей тела и направлению движений изменяется количество вовлекаемых мышц-синергистов, интенсивность их напряжения и суммарное влияние движения на кортикально-вегетативные сдвиги в организме.

Упражнения с предметами (со снарядами). Воздействие упражнении с предметами на организм и их лечебное влияние усиливаются в сравнении с аналогичными упражнениями без отягощения за счет веса снаряда, удлинения рычага перемещаемой части тела, увеличение инерционных сил, возникающих при маховых и маятникообразных движениях, услож­нения требований координации движений и т. п.

Эти упражнении способствуют ускорению регенеративных процессов, развитию силы в атрофированных мышцах, вос­становлению функции в травмированных суставах, коррекции позвоночника, тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Они применяются при гипотонии мышц, после пара­личей и парезов и других заболеваниях и повреждениях нерв­ной системы и опорно-двигательного аппарата, при слабости сердечной мышцы.

Для выполнения упражнений с отягощением чаще всего используются гимнастические палки, булавы, обручи, эспан­деры, скакалки, мячи резиновые различных размеров, волей­больные, баскетбольные, набивные (от 1 до 5 кг); гантели (от 1 до 5 кг) разборные и пружинные, резиновые бинты, гимнастические шесты, скамьи и др.

Упражнения на гимнастических снарядах используются чаще всего в форме смешанных и чистых упоров, висов, под­тягиваний и т.п., характеризующихся большой интенсивно­стью их общего воздействия. Эти упражнения могут приме­няться для разнообразия упражнений, увеличения общей нагрузки или для избирательного действия на отдельные части опорно-двигательного аппарата, на функцию тех пли иных внутренних органов и т.д.

Для выполнения этих упражнений ча­ще всего используются следующие гимнастические снаряды: стенка, скамья, кольца, бревно, лестница, мат, а также меди­цинская кушетка, стул, табурет, коврик и др.

Упражнения на механотерапевтических аппаратах. В практике восстановительного лечения используются раз­личные виды аппаратов (маятниковые, блоковые, импровизи­рованные и приводимые в движение с помощью мотора), ко­торые применяются главным образом при стойких двигатель­ных нарушениях на поздних этапах лечения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата и нервной сис­темы.

Основными показаниями для назначения механотерапии являются стойкие контрактуры, ограничения подвижности суставов в поздние сроки после травм, после перенесенного артрита, а также после длительной иммобилизации.

Упражнения на механотерапевтических аппаратах хорошо дополняют лечебную гимнастику и обеспечивают повышение лечебного эффекта за счет лучшей локализации действия упражнений, более точной дозировки нагрузки, увеличения растягивающего влияния или интенсивности напряжения мышц и т.д. В отдельных случаях аппараты позволяют выполнять пассивные движения или движения с помощью.

Упражнения на координацию движений характерны не­обычными или сложными сочетаниями различных движений. Основными моментами, создающими более сложную согласо­ванность движений, являются: одновременное действие мышц-синергистов и мышц-антагонистов при выполнении однотип­ных движений в одних и тех же суставах, введение разных на­правлений при выполнении упражнений и различного ритма их, включение большого количества мышечных групп, участву­ющих в упражнении и использование предметов, применяемых в лечебной физкультуре.

Следует отметить, что сложность упражнения на развитие координации движений находится в прямой связи с количест­вом неодинаковых элементов, составляющих упражнение.

Упражнения на развитие координации движений приме­няются при заболеваниях центральной и периферической нерв­ной систем, а также при других нарушениях координации. Они исправляют и развивают функцию движения в суставах, совершенствуют координацию и ритмичность движении, точ­ность и быстроту реакции, восстанавливают двигательные на­выки и повышают эмоциональность.

Упражнения в равновесии характеризуются:

- перемещением вестибулярного анализатора в различ­ных плоскостях;

- изменениями величины площади опоры;

- перемещением общего центра тяжести тела по отноше­нию к опоре.

Эти упражнения активизируют не только вестибулярные, но и тонические, стато-кинетические и вегетативные рефлексы.

Являясь по преимуществу упражнениями, тренирующими вестибулярный аппарат, упражнения в равновесии использу­ются в лечебной физкультуре при болезнях и травмах вести­булярного аппарата, при болезни Меньера, при сосудистых заболеваниях головного мозга, при гипертонической болезни с вестибулярными нарушениями, при вестибулярных невро­зах, рассеянном склерозе, после сотрясения головного мозга и др.

При подготовке к вставанию больного после длительного постельного режима упражнения в равновесии содейству­ют восстановлению рефлекторной регуляции вегетативных функций, происходящих при смене положения тела. Общее воздействие аналогично соответствующим по интенсивности упражнениям с дозированным силовым напряжением.

Корригирующие упражнения применяются в целях исправ­ления, а в отдельных случаях профилактики различных де­формаций грудной клетки, позвоночника, стоп и т. п.

Наиболее характерно для них исходное положение, опре­деляющее строго локальное воздействие и соответствующее сочетание силового напряжения и растягивания.

Местное и общее воздействие корригирующих упражнений определяется суммарным влиянием растягивания, дозирован­ного силового напряжения, воздействием на функции отдель­ных органов и носит по преимуществу трофический характер.

Пассивные упражнения выполняются без волевого уси­лия больного, с посторонней помощью (методиста, специаль­ных аппаратов или здоровой конечностью самого больного). Они применяются в тех случаях, когда больной не может са­мостоятельно выполнять движения или тогда, когда самостоя­тельное выполнение движения может привести к осложнениям. При выполнении этих упражнений достигаются крайние поло­жения в суставах, улучшается эластичность мышечно-связочного аппарата, активизируются трофические процессы в тканях.

Пассивные упражнения используются при параличах, па­резах, тугоподвижности в суставах, различных нарушениях двигательной активности на почве заболеваний и травм нерв­ной системы.

Пассивные упражнения, как добавочная форма воздейст­вия, развивают компенсаторные возможности организма, улучшая условно-рефлекторную деятельность и способствуют «проторению» путей к двигательным центрам коры головного мозга.

Идеомоторные упражнения сопровождаются эфферентной импульсацией со стороны цент­ральной нервной системы. Они являются – процессом, реально протекающим в организме и во многом имитирующим процес­сы, происходящие при реальном выполнении того же движе­ния, но с меньшей затратой энергетических ресурсов. Эти дви­жения целесообразно применять в тех случаях, когда боль­ной не может или ему нельзя выполнять активных движений, а также тогда, когда необходима тренировка, а многократ­ное повторение реальных движений утомительно для больно­го. Выполнение идеомоторных упражнений нередко сопровож­дается значительной активизацией вегетативно-трофических функций организма, повышением обменных процессов, появ­ление утомления, которое уменьшается при урегулировании ритма и глубины дыхания.

В связи с тем, что идеомоторные упражнения неизбежно приводят к значительному возбуждению сердечно-сосудистой, дыхательной нервной и других систем, а также и переутомле­нию, применение этого метода при лечении тяжелых больных неприемлемо. Однако, у больных средней тяжести, именно раннее выполнение воображаемых движений, компенсируя отсутствие реальных движений, должно способствовать быст­рейшей реабилитации больного. Идеомоторные упражнения препятствуют угасанию динамического двигательного стерео­типа.

В качестве задания больному следует рекомендовать толь­ко хорошо знакомые движения, которые целесообразно вы­полнять в соответствующей обстановке, позволяющей сосредо­точиться на их выполнении.

Упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц тренируют двигательные клетки коры головного мозга, улучшают проводимость импульсов но центробежным нервам, пред­отвращают угасание двигательного динамического стереоти­па. Эти упражнения вызывают в мышцах, на которые они направлены, рефлекторное расширение кровеносных сосудов, повышение трофических процессов и нормализацию тонуса нервно-мышечного аппарата. Целесообразно сочетание упраж­нений в посылке импульсов к сокращению мышц с пассив­ными упражнениями, что приводит к «встречному проторению» путей по центробежным и центростремительным нервам. Ука­занные упражнения находят применение при невозможности выполнения активных движений, при параличах и парезах, при снижении психофизического тонуса, при недостаточности кро­вообращения II-Б, III степени.

Рефлекторные упражнения основаны на использовании врожденных двигательных рефлекторных реакций. Они применяются в физическом воспитании детей раннего возраста в пе­риод, когда безусловные двигательные рефлексы не угасли (преимущественно в первые 3 - 5 месяцев). Эти же упражне­ния значительно шире применяются в лечебной физкультуре при заболеваниях детей раннего возраста и в более поздних периодах при задержке и неравномерности психомоторного развития. Не рекомендуется использовать те рефлексы, кото­рые по возрасту имеют тенденцию к угасанию.

Прикладные упражнения способствуют овладению основ­ными двигательными навыками, в основе которых лежат ес­тественные способы передвижения человека, преодоление пре­пятствий, метание и др.

К прикладным упражнениям относятся разновидности ходьбы, бега, прыжков, лазания, переползания, метания, лов­ли, плавания, гребли, передвижения на лыжах, коньках, ве­лосипеде и, условно, трудотерапия.

Прикладные упражнения являются важными средствами реабилитации больных и применяются в следующих формах:

1. Разновидности ходьбы. Ходьба в настоящее время яв­ляется наиболее доступным и распространенным видом физи­ческих упражнений. Она направлена на активизацию режима больного и полноценное использование благоприятных условий внешней среды. Ходьба способствует оздоровлению, сти­мулирует процессы кровообращения, дыхания, обмена ве­ществ, укрепляет в основном мышцы ног и таза, но вовлекает в работу мышцы всего тела. Ритмичные чередования напря­жения и расслабления мышц при ходьбе создают благоприят­ные условия для успокоения организма, в то же время ходь­ба, производимая в быстром темпе, оказывает значительную физическую нагрузку, тренируя и развивая адаптационные механизмы выздоравливающего.

Таким образом, ходьба, легко поддаваясь дозировке, мо­жет служить важным средством общего физического разви­тия и адаптации больного к физическим нагрузкам бытового и производственного характера.

В лечебной физкультуре используются следующие формы ходьбы:

а ) лечебная ходьба по ровной трассе - дозируется расстоя­нием (от 5 до 5000 метров), временем прохождения дистан­ции, темпом, ритмом продвижения, количеством интервалов для отдыха и их продолжительностью;

б) корригирующая ходьба направлена на устранение на­рушений, обучение и совершенствование правильной методи­ки ходьбы;

в) терренкур - дозированные восхождения - применяют преимущественно в условиях санатория как на ку­рортах, так и во внекурортной обстановке. Маршруты терренку­ра проходят с использованием восхождений преимущественно под углом от 3°до 10°, хотя местами допускаются и под углом до 15°. Величина физической нагрузки в терренкуре зависит от длины маршрута (обычно 500, 1500 и 3000 м), рельефа местности и угла подъема, количества остановок. При поль­зовании любым маршрутом нельзя спешить, а ходить следует в спокойном темпе, равномерно дыша. Перед остановкой необ­ходимо сделать несколько глубоких дыханий. Терренкур находит широкое применение при заболеваниях внутренних органов и показан всем больным, которым путем дозированного упражнения необходимо расширить функцио­нальную приспособляемость организма к физическим нагруз­кам: при компенсированном кровообращении, недостаточности кровообращения I степени, понижении функции внешнего дыхания на почве легочного туберкулеза, пневмосклероза и других причин, при ожирении и др.

Ходьба дозируется по степени «разгрузки» нижних конеч­ностей от веса тела больного за счет использования костылей, палки, ходилок, манежа и т.п. по темпу и длине шагов, по времени, затраченному на выполнение упражнений, по релье­фу трассы, площади опоры и ее высоты. Она направлена на восстановление опороспособности и механизма походки, улуч­шение подвижности суставов и укрепление мышц нижних ко­нечностей, формирование компенсации, активирование веге­тативных функций и восстановление адаптации к нагрузкам различной интенсивности. Ходьба может проводиться по спе­циально расчерченной «следовой» дорожке, по косой повер­хности (для исправления варусной и вальгусной постановки стоп) и т. д.

По темпу прохождения дистанции различают следующие виды ходьбы:

- медленная ходьба - 60-80 шагов в минуту или 3-3,5 км в час;

- средняя ходьба – 80-100 шагов в минуту или 3,5-4 км в час;

- быстрая ходьба - 100-120 шагов в минуту или 4-5 км в час;

- очень быстрая - 120 и более шагов в минуту или 5 и бо­лее км в час.

Прогулки проводятся в темпе 2-3 километра в час. Марш­рут пешеходной экскурсии составляет до 15 километров в день.

г) прогулки, пешеходные экскурсии и ближний туризм - применяются в комплексе с другими курортно-санитарными мероприятиями. Представляя значительные нагрузки, они используются преимущественно в целях восстановления общей адаптации больных к производственно-бытовым условиям;

д) спортивная ходьба используется преимущественно в ви­де порядковых (строевых) упражнений в процедурах гигие­нической и лечебной гимнастики (построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания, упражнения для ор­ганизации внимания).

2. Разновидности бега и прыжков. Различают бег гимнас­тический и с препятствиями, прыжки в высоту, в длину, в глубину и подскоки.

По сравнению с ходьбой бег и прыжки являются более динамичными движениями, оказывающими значительную на­грузку на нервно-мышечную, сердечно-сосудистую и дыхатель­ную системы, повышающими обмен веществ. В лечебной физкультуре они не нашли широкого применения из-за скоростно-силового характера и сложности выполнения. Исключение со­ставляют подскоки и бег трусцой — упражнения, в которых полет тела чередуется с быстрым приземлением. Они выпол­няются на носках, пружинистыми движениями, слегка сгибая колени. Подскоки выполняются на месте, с продвижением, со скакалкой на двух и одной ноге. Эти упражнения применяют­ся с целью повышения обмена веществ, стимулирования пе­ристальтики кишечника и низведения камня при мочекамен­ной болезни (в период ремиссии).

3. Лазание производится по вертикальному или наклон­ному канату, шесту, лестнице и гимнастической стенке при помощи рук и ног. Оно используется для увеличения подвиж­ности в суставах конечностей, развития силы мышц и с целью коррекции позвоночника.

4. Ползание применяется в лечебных целях из положения на четвереньках и по-пластунски. Исходное положение на чет­вереньках характеризуется разгрузкой позвоночника от дей­ствия силы тяжести и максимальной мобилизацией его под­вижности. Оно используется для коррекции искривлений по­звоночника при компрессионных переломах позвоночника, при аномалиях в положении внутренних органов (желудка, почек, матки), для растягивания плевральных и внутрибрюшных спаек и т. д.

5. Метание и ловля — хорошие средства физического раз­вития, оказывают всестороннее воздействие на организм, спо­собствует формированию ловкости, быстроты, глазомеру, со­вершенствуют координацию движений, воспитывают тонкое и точное мышечное чувство, укрепляют всю мускулатуру. В этом упражнении используются мячи разного размера и веса, в том числе набивные, палки, кольца, обручи и другие пред­меты, которые могут способствовать восстановлению захваты­вания и удержания, ликвидации контрактур и тугоподвижности суставов, растягиванию плевральных спаек, мобилизации подвижности диафрагмы и др. Метание и ловля вызывают положительные эмоции.

6. Плавание и упражнения в воде характерны сочетанным воздействием движений и среды, в которой они выполняются. Нахождение в воде значительно повышает теплоотдачу и об­мен веществ, предъявляет повышенные требования к системе внешнего дыхания и гемодинамики. При этом создаются ус­ловия для облегчения движений резко ослабленными атрофичными или паретичными мышцами, исправления деформа­ций позвоночника, восстановление адаптации к нагрузкам различной интенсивности, восстановления и повышения общей выносливости и закаленности организма

7. Гребля на прогулочных и спортивных судах с подвиж­ной скамейкой позволяет оказывать чрезвычайно большое влияние на организм. Гребля способствует укреплению мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног, создает зна­чительную нагрузку на систему кровообращения и дыхания, повышает обмен веществ, вызывает ритмичную смену внутрибрюшного давления. Ионизированный воздух, смена пейзажей и впечатлений. вызывают положительные эмоции и благотворно влияют на организм выздоравливающего.

Гребля применяется для тонизирования сердечно-сосудис­той системы, повышения обмена веществ, улучшения внешнего дыхания, подвижности плевры и диафрагмы, увеличения подвижности в суставах, опороспособности нижних конечнос­тей, укрепления ослабленных мышц конечностей, туловища, тазового дна и промежности, стимулирования перистальтики кишечника и повышения обшей тренированности больного.

8. Передвижение на лыжах всесторонне развивает и укрепляет организм, повышает работоспособность и выносли­вость, содействует закаливанию и служит превосходным от­дыхом для нервной системы. В лечебной физкультуре пере­движение на лыжах применяется для тонизирования обмена, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепле­ния мышц и улучшения подвижности суставов, особенно, пос­ле травматических повреждений.

9. Катание на коньках предъявляет большие требования к координации движений и вестибулярному аппарату, вызы­вает значительное повышение вегетативно-трофических функ­ций, в связи с чем их использование в лечебной физкультуре ограничено. В основном они применяются для тренировки вес­тибулярного аппарата и координации движений.

10. Езда на велосипеде — упражнение с большим диапазо­ном лечебных воздействий. Ритмичное сотрясение резко сти­мулирует перистальтику кишечника. Езда на велосипеде зна­чительно усиливает вегетативно-вестибулярные реакции. Она применяется в завершающей фазе лечения при остаточных нарушениях опорно-двигательного аппарата после травм и операций, при ожирении, для тренировки сердечно-сосудис­той и дыхательной систем, при гипоплазии женской половой сферы, при слабовыраженных нарушениях координации дви­жений и функции вестибулярного аппарата.

11. Трудотерапия — (лечение трудом) применялась на практике русскими врачами-клиницистами М.Я. Мудровым, Г.А. Захарьи­ным, А.А. Остроумовым и др. Это активный метод восстановле­ния трудоспособности больного. В основе трудотерапии лежит систематическая тренировка бытовых и производственных движений, восстановление утраченных двигательных навыков. Тру­дотерапия нормализует психику больного, стимулирует функ­ции пораженной системы (органа) и является важной составля­ющей в общей системе реабилитации больных. В трудотерапии применяют различные виды деятельности: работа в саду и ого­роде (зимой в оранжерее), уборка помещений, плетение, шитье, столярные и слесарные работы, лепка и др.

В настоящее время трудотерапия приобретает важное значе­ние в реабилитации больных. Для проведения трудотерапии необходимы хорошо оборудованные специальные помещения. В связи с комплексным характером реабилитации кабинеты тру­дотерапии должны располагаться вблизи зала для ЛФК, бассей­на, массажного кабинета, физиотерапии. В стационаре трудоте­рапия осуществляется как в условиях палаты, так и в специаль­но оснащенных кабинетах (мастерских и пр.).

Применение трудотерапии в системе реабилитации зависит от клинических особенностей заболевания, динамики репаративных процессов и преследует цель предупреждения развития вто­ричных патологических изменений в тканях опорно-двигатель­ного аппарата, ограничивающих двигательную функцию. Мето­дика использования трудовых процессов построена на основе физиологии трудовых движений. В результате повреждений и различных ортопедических заболеваний, патологии центральной нервной системы, позвоночника у больных развиваются тяже­лые функциональные расстройства, нарушающие трудоспособ­ность, что нередко приводит к инвалидности. По данным врачебно-трудовой экспертизы, причиной снижения и утраты тру­доспособности больными является не только тяжесть поврежде­ний и заболеваний, но и несвоевременно и нерегулярно проводи­мое реабилитационное (восстановительное) лечение, а также не­полное использование всех средств реабилитации, предназначен­ных для восстановления и развития временно утраченных функ­ций больного.

Практика показывает, что раннее применение трудотерапии и других реабилитационных средств позволяет восстановить пол­ностью (или частично) трудоспособность больного, способствует приобретению им трудовых и бытовых навыков по самообслу­живанию и помогает избежать инвалидности.

Задачи трудотерапии:

- восстановление утраченных функций путем применения дифференцированных видов труда;

- восстанов­ление профессиональных и бытовых навыков (самообслужива­ние, передвижение и др.);

- социальная реинтеграция (трудоуст­ройство, материально-бытовое обеспечение, возвращение в тру­довой коллектив);

- оказание общеукрепляющего и психологичес­кого воздействия на организм больного.

При применении трудотерапии нужно учитывать анатомо-физиологические особенности пациента, а подбор движений должен быть основан на характере заболевания и особенностях его тече­ния, что определяет дозировку, сложность и исходное положение при выполнении трудовых процессов (упражнений). Упражнения должны выполняться длительно, систематически, с постепенно возрастающей нагрузкой. Следует избегать упражнений (опера­ций), которые могут привести к закреплению порочного (ненуж­ного для данной профессии) двигательного стереотипа.

Трудовая терапия имеет два основных направления: занятие трудом и терапия трудом.

Занятие трудом — это заполнение свободного времени больного рисованием, лепкой, изготовлением сувениров, улучшаю­щих психоэмоциональное состояние находящегося в больнице.

Терапия трудом — использование с лечебной целью раз­личных трудовых процессов, трудовых операций.

Различают три основные формы терапии трудом: восстанови­тельная трудовая деятельность, направленная на предупрежде­ние двигательных расстройств или восстановление нарушенных функций; трудотерапия, направленная на общее укрепление, поддержание функционального состояния и трудоспособности в случае длительного течения заболевания; производственная трудо­терапия, подготавливающая больного к профессиональному тру­ду (деятельности), осуществляемая в близких к производству условиях (на станках, тренажерах, стендах и пр.).

Выделяют три группы трудовых операций (упражнении):

- трудотерапия в облегченном режиме (картонажные работы, сматывание ниток, изготовление игрушек из поролона, марлевых масок и др.);

- трудотерапия, вырабатывающая (развивающая) силу, выносливость мышц рук (лепка, работа рубанком, напиль­ником и др.);

- трудотерапия, вырабатывающая (развивающая) тонкую координацию движений пальцев, повышение их чувстви­тельности (вязание, плетение, печатание и др.).

При значительном движении двигательной функции руки (рук) используют специальные приспособления для ее поддерж­ки при выполнении работы (лямки, подвешивание и пр.). Под­бор упражнений проводится на основе динамической анатомии, физиологии труда. Кроме того, трудовые процессы (упражне­ния) назначают с учетом профессии больного, его возраста, функ­циональных нарушений и др.

При стойких, необратимых дефектах опорно-двигательного аппарата (ампутации, анкилозы и др.) трудовая терапия направ­лена на выработку у больного компенсаторных (компенсирован­ных) возможностей (функций) неповрежденной конечности.

Общеукрепляющая трудовая терапия является средством повышения физической работоспособности. Под влиянием тру­довых занятий улучшается психоэмоциональное состояние боль­ного и функция опорно-двигательного аппарата.

При постельном режиме больным назначают работу по вяза­нию, плетению, лепке, шитью, рисованию и др.

Ходячие больные в состоянии заправить кровать, убрать по­мещение, территорию, они могут работать в мастерских, цветоч­ных оранжереях и т.д.

Производственная трудовая терапия связана с работой на различных станках. Она дает возможность ориентировать больного на работу по прежней специальности или получение новой специальности.

В ходе трудотерапии больной приобретает психологическую и физическую подготовку к своей трудовой деятельности. Для пациента создаются условия, близкие к производственным, про­веряется остаточная трудоспособность больного, его работоспособность, происходит восстановление ряда временно утраченных больным профессиональных навыков (умений).

Трудовая терапия должна быть дифференцированной на раз­ных этапах реабилитации. По подбору упражнений и нагрузке она подразделяется по величине нагрузки (интенсивности вы­полнения манипуляций), подбору манипуляций и пр.; по дости­гаемому освоению манипуляций (движений); по локализации воздействий на опорно-двигательный аппарат.

Нагрузка в дозировании трудовых процессов (навыков) осу­ществляется подбором веса рабочего инструмента, исходным положением (позой), продолжительностью выполнения манипуля­ций, подбором захвата рукоятки инструмента, специальными приспособлениями к инструментам и бытовым приборам (лож­ка, бритва и др.).

В процессе трудовой терапии осуществляется постепенный переход от пользования инструментами, облегчающими вовле­чение больной конечности в работу, к обычным инструментам. Для удержания руки в удобном положении применяют подставки, приспособления для фиксации предплечья, инструментов и пр. В трудотерапии используют различные виды манипуляций с инструментами, на стендах и пр., способствующих восстановлению объема движений в суставах, силе мышц рук, выработке тонкой координации движений пальцев и повышению их чувствитель­ности.

Дозирование нагрузки в трудотерапии на всем этапе восстановительного лечения проводится контроль за его эффективностью. Это дает возможность вносить коррективы в ра­боту. Дозировка нагрузки определяется состоянием здоровья больного, этапом реабилитации, объемом функциональных на­рушений и др. Одним из методов дозировки в трудотерапии яв­ляется время (продолжительность) выполнения трудовой мани­пуляции или работы, объем работы, вес инструмента, режим труда, характер выполняемой работы, рабочая поза и др.

Трудотерапия должна сочетаться с ЛФК, массажем, коррек­цией положением (лечение положением). Перед трудотерапией проводится комплекс ЛФК и массажа (самомассажа) продолжи­тельностью 5—8 мин, а сама трудотерапия занимает 30 - 45 мин ежедневно или через день.

12. Райттерапия - использование верховой езды в качестве формы ЛФК, обладает уникальной способностью одновременного положительного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу человека. Больной, ограниченный в движениях, не способный полноценно общаться с окружающим миром, обреченный на заточение в четырёх стенах, подружившись с большим грациозным животным, обретает уверенность в себе, преодолевает страх перед одиночеством, трудностями, меняет отношение к самому себе и окружающему миру. Этот вид реабилитации позволяет изменять нагрузку в широком диапазоне. Своеобразие езды на лошади в сидячем положении, благодаря которому при свободной езде человек испытывает меньшую нагрузку, чем при ходьбе. В то же время ему приходится приводить в действие различные группы мышц, чтобы сохранить равновесие, и следовать сообразно движениям лошади. Райттерапия может быть применима для реабилитации больных с разными стадиями гипертонической болезни, недостаточностью кровообращения, при ортопедических заболеваниях, травмах и т.д.

13. Музыкотерапия. Физиологическое действие музыки основано на связи звука с ощущением движения (акустико-моторный рефлекс). При этом следует учитывать характер музыки, её мелодию, ритм и др. Так, между ритмом движений и ритмом внутренних органов (сердце, легкие) имеется тесная связь, осуществляется тесная связь по типу моторно-висцеральных рефлексов. Также необходимо учитывать, что нервная система и связанная с ней мускулатура обладает способностью «усвоения ритма». Ритмические изменения, существующие во внешней среде, могут вызывать адекватные ритмические изменения в функции различных систем организма. Музыка, как ритмических раздражитель стимулирует физиологические процесса организма не только в двигательной, но и в вегетативной сфере. Музыка обладает также способностью растормаживать моторные центры. Хорошая музыка, придаёт больному бодрость, настраивает психику, улучшает самочувствие.

Игры в лечебной физкультуре занимают значительное место и пользуются неизменной любовью почти всех больных. Игры воспитывают и развивают внимательность, выносли­вость, ловкость, быстроту, силу, и главное, что ценно в лечеб­ном процессе, пробуждают положительные эмоции.

Различают следующие формы игр в зависимости от нагрузки:

а). Игры на месте (настольные): шашки, шахматы, домино, лото, настольный «футбол», «баскетбол», «хоккей», бильярд и др.

Они не оказывают значительного действия на сердечно­-сосудистую и дыхательную системы, а, вызывая положитель­ные эмоции, отвлекают от болезненных ощущений и пережи­ваний;

б) малоподвижные игры: крокет, кегельбан, серсо и др., они слегка тонизируют сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы и умеренно повышают обмен веществ;

в) физкультурные аттракционы; набрасывание колец, «снайпер», «рыболов» и др. умеренно тонизируют вегетативные функции, вызы­вая положительные эмоции;

в) подвижные игры условно делятся на некомандные («Кошки и мышки», «Третий лишний», «Волк во рву» и др.), командные («День-ночь», «Ворона-воробей» и др.) и переход­ные к спортивным («Мяч капитану», «Защита крепости» и др.). Они оказывают значительное воздействие на вегетативные функции, вызывая положительные эмоции;

г) игры на местности (на лугу, в лесу, на воде, на снегу и др.), значительно повышают психофизический тонус и ока­зывают закаливающий и оздоровительный эффект;

д) спортивные игры (по упрощенным правилам) малый и большой теннис, бадминтон, городки, волейбол и элементы баскетбола. Они оказывают весьма значительную нагрузку на весь организм и применяются в период выздоровления.

ЛФК применяется на всех этапах реабилитации, как в острых периодах болезни (инфаркт миокарда, острая пневмония), так и на завершающих, постстационарных и санаторно-курортных, успешно сочетается как с медикаментозной терапией, так и различными физическими методами лечения.

ЛФК показана всем больным с самых ранних стадий болезни, а также при снижении физической работоспособности ниже среднего уровня (1,5 ВТ/мин/кг массы тела) у практически здорового человека, когда формируется симптомокомплекс, характеризующийся одышкой при умеренной физической нагрузке, снижением профессиональной работоспособности и быстрой утомляемости, неприятными ощущениями в области сердца, головокружением, похолоданием конечностей, склонностью к запорам, болями в спине вследствие функциональной недостаточности и "мышечно-связочного" корсета, нарушением сна, снижением концентрации внимания, повышенной нервно-эмоциональной возбудимостью, относительно ранними признаками старения.

Противопоказаниями являются заболевания в острой или подострой стадии при тяжелом состоянии больного; психические заболевания, затрудняющие контакт с больным; тяжелые органические заболевания ЦНС; злокачественные новообразования; болезни сердечно-сосудистой системы: аневризма сердца и крупных сосудов, ИБС с частыми приступами стенокардии, перенесенный острый инфаркт миокарда, недостаточность кровообращения, нарушения ритма сердца, гипертоническая болезнь II-III стадии; тяжелые формы бронхоэктатической болезни; заболевания печени и почек с явлениями недостаточности функции; болезни эндокринной системы при выраженном нарушении функции; болезни органов движения с резко выраженным нарушением функции суставов и болевым синдромом; тромбофлебиты и частые кровотечения любой этиологии; глаукома.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.