КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные методические принципы лечебной физкультуры
1. Постепенность возрастания нагрузки: а) от легкого к трудному. Всегда необходимо начинать с легчайших упражнений и постепенно переходить к более трудным и труднейшим (если нет противопоказаний); б) от простого к сложному. Если рост функциональных возможностей и адаптационных способностей больного позволяет усложнять упражнения, то к ним подходят через простые, путем постепенного усложнения; в) от известного к неизвестному. Применяя средства лечебной физкультуры (гимнастические, прикладные упражнения, игры и др.), следует идти от известных, хорошо знакомых элементов к менее известным, менее знакомым и, наконец, совершенно неизвестным; г) от привычного к непривычному. У каждого человека наряду с полезными навыками, хорошими привычками, имеется много вредных или бесполезных, с которыми надо бороться. Есть навыки, которые необходимо приобретать и тренировать; д) от обычного к необычному. Не каждый человек умеет выполнять нагрузки бытового и производственного характера с максимальным эффектом, но путем тренировок этого можно достигнуть и необычное становится обычным. е). От спорадического к систематическому. 2. Систематичность - краеугольный камень правильной методики, обеспечивающий успех в достижении поставленной цели. Все средства и формы лечебной физкультуры только тогда дают максимальный эффект, если они проводятся бесперебойно, непрерывно, систематически. 3. Последовательность — это строгое выполнение всех методических правил. 4. Возрастающая нагрузка - (в курсе лечения) - назначение очередного режима двигательной активности возможно после стойкой адаптации больного к физическим нагрузкам предыдущего режима. В процедуре лечебной гимнастики нагрузка порастает в основной части и снижается в конце процедуры. При этом соблюдаемся принцип постепенности повышения и понижения нагрузки. Однако, на протяжении курса лечения нагрузка впроцедурах постепенно возрастает. 5. Индивидуализация при назначении режима двигательной активности. Режим двигательной активности должен назначаться исходя из индивидуальных особенностей течения заболевания у конкретных больных: общего состояния, степени отклонения функциональнее показателей от должных величин, интенсивности реабилитации и адаптации больного к физическим нагрузкам и процедуре лечебной гимнастики, которая рассматривается как естественная функциональная проба с дозированной физической нагрузкой. 6. Эмоциональность — стремление перевести больного из угнетенного, равнодушно-безразличного состояния в состояние повышенного тонуса, некоторой эйфории, жизнерадостности, активности, бодрости и интереса к окружающему. Поэтому процедура лечебной гимнастики должна оказывать на больного психогигиеническое и психотерапевтическое воздействие. 7. Целеустремленность. Процессы реабилитации протекают интенсивнее, если упражнения выполняются с четко определенной целью — целенаправленно. 8. Учет целостности организма. В процессе проведения процедуры лечебной гимнастики и всего курса лечения необходимо учитывать направленность воздействии не только на патологически измененный орган, систему, но и на весь организм в целом. Для этого необходимо сочетать специальные упражнения с общеразвивающими, дыхательными и паузами для отдыха. 9. Регулярный учет эффективности. Об эффективности лечебной физкультуры принято судить по тем изменениям, сдвигам в состоянии организма, которые можно получить по субъективным и объективным показателям. Из субъективных критериев наиболее часто пользуются следующими: сон, аппетит, самочувствие, настроение, боль, работоспособность, психологический тонус. Из объективных критериев применяются очень многие, причем различные при различных заболеваниях. Наиболее часто используются следующие: температура, антропометрия, углометрия, гемодинамические показатели (пульс, артериальное давление, дыхание, показатели осциллографии, оксигемометрии, плетизмографии, электробаллистофонокардиографии и др.), показатели внешнего дыхания, (спирометаболографии, оксиспирографии, оксигемографии, ренгенокимографии и др., показатели функции органов пищеварении (анализы желудочного и кишечного содержимого, рентгенография, электрогастрография и др.). анализы крови, мочи, мокроты и др.), различные функциональные пробы сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем. Дозирование физической нагрузки в ЛФК. Под дозирование физической нагрузки в ЛФК следует понимать установление суммарной дозы «величины» физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и какого-либо комплекса (процедура лечебной гимнастики, прогулки и др.) Основными критериями дозировки нагрузки при проведении занятий ЛФК являются: 1. Продолжительность процедуры, курса лечения. 2. Количество упражнений; количество повторений; 3. Выбор исходных положений (лежа, сидя, стоя, в движении, облегченных, затрудненных и др.). 4. Выбор темпа движений (медленный, нормальный, быстрый, ускоренный, предельный). 5. Выбор характера упражнений (но анатомической локализации - простые, сложные, облегченные, отягощенные, привычные, непривычные и т.д.). 6. Выбор характера нагрузки (принцип рассеянности или концентрации физической нагрузки, её нарастание или убывание, равномерность или прерывистость и т.д.). 7. Выбор степени напряжения нервно-мышечной системы, которая достигается двумя путями: волевыми усилиями и путем отягощения (весом собственного тела, введением упражнений с предметами, на снарядах, с соупражняющимися, в сопротивлении, на координацию и др.) 8. Выбор амплитуды (малая, средняя, большая). 9. Выбором ритма (привычный, непривычный). 10. Использованием эмоциональности, облегчающей выполнение упражнений. 11. Регуляцией соотношения между специальными, обще-развивающими, дыхательными упражнениями и паузами для отдыха. Спокойное глубокое дыхание с удлиненным выдохом способствует более быстрой нормализации сердечной деятельности. Исходные положения. При проведении процедуры лечебной гимнастики возможно применение различных исходных положений: Лежа: на спине, на боку, на животе, на функциональной кровати. Сидя: полусидя, сидя на кровати, сидя на стуле с опорой па спинку стула или без опоры. Стоя: основная стойка, стоя с опорой или без нее, стоя на четвереньках, на коленях и др. В движении: шагом (на носках, на пятках, на наружном или внутреннем своде стопы, скрестно, приставным шагом, в полуприседе, прыжками, со сменой направления), и бегом (бег трусцой, семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра, с захватыванием голени, с выбрасыванием прямых ног вперед или назад, скрестно, приставными шагами, со сменой направления и др). Для определения адекватности физической нагрузки функциональным возможностям больного выводится физиологическая кривая процедуры лечебной гимнастики и ее плотность.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |