Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы разработки нового товара




При анализе концепции маркетинга значительная роль принадлежит такому понятию, как товар. Ведь именно товар должен удовлетворять определённые потребности личности и общества совокупностью своих качеств [18].

Понятие нового товара в маркетинге и его критерии

Товар − сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, то есть способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет. В большей части литературы по маркетингу подчёркивается не столько роль товара в его обмене на деньги, сколько возможность его использовать, потреблять: "Товар - это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность" или же "Мы называем товаром всё, что может удовлетворить нужду или потребность, и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления" или "Товар - это комплекс полезных свойств вещи".

В настоящее время не только отельные исследователи, по-разному трактуют понятие "товар", вкладывая в него различное содержание.

Товар является одним из элементов комплекса маркетинга, наряду с ценой, методами распространения и продвижения.

Товар в маркетинге рассматривается в техническом, экономическом и психологическом аспектах:

− в технологическом аспекте под товаром понимается объект, обладающий разнообразными физическими, химическими и прочими техническими свойствами и описываемый параметрами, отражающими уровень этих свойств.

− в экономическом аспекте товар является материальным и нематериальным объектом, обладающим определенным потенциалом полезности и удовлетворяющим тем самым потребности потребителей.

− в психологическом аспекте товар рассматривается как комплекс представлений потребителя, существующий в его индивидуальном воображении как имидж продукта.

Эти три стороны рассматриваются и представляются на рынок в комплексе и определяют конкурентоспособность продукта.

Основными составляющими товара являются:

− набор физических и потребительских свойств (материал, вес, цвет, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкция, наличие дефектов);

− сопутствующие товары (шнурки для ботинок, диски для компьютеров)

− марочное название;

− упаковка;

− сопутствующие услуги;

− гарантии;

С точки зрения маркетинга, товар характеризуется тремя основными свойствами:

1. Предназначен для удовлетворения конкретных потребностей.

2. Производится определенным производителем для продажи.

3. Приобретается потребителем по сложившейся на рынке цене.

При создании товара разработчику необходима, оценивать свой продукт, учитывая три различных уровня:

−товар по замыслу (полезность, ее идея);

−товар в реальном исполнении (свойства, качество, марочное название, упаковка, внешнее оформление);

−товар с подкреплением (поставка, кредит, монтаж, гарантии, послепродажное обслуживание).

Данное определение подчеркивает товарную новизну продукта. Здесь важен сам факт появления товара, который не имеет полных аналогов на данном рынке и пользуется спросом. При этом границы рынка также служат критерием новизны.

В настоящее время широко используются две классификации товаров. Согласно одной, основанной на характере потребления, выделяются три категории товаров:

− товары краткосрочного пользования, т. е. товары, которые используются один или несколько раз;

− товары длительного пользования, т. е. товары, которые используются многократно;

− различные услуги, т. е. действия, которые приносят потребителю пользу и удовлетворение и являются объектом продажи.

Кроме того, маркетологи делят товары и услуги на два более широких класса, принадлежность к которым определяется типом потребителя, - речь идет о товарах широкого потребления и о товарах производственного назначения.

На поведении покупателя предусматривает три категории товаров:

− повседневного спроса;

− тщательного выбора;

− особого спроса;

− пассивного спроса.

Товары повседневного спроса - это товары и услуги широкого потребления, которые потребители покупают часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение и собственно покупку. Обычно такие товары недороги и приобретать их можно практически повсеместно. Они могут быть подразделены на товары импульсивного спроса (покупаемые в результате порыва) и товары, не требующие усилий для поиска и выбора.

Товары тщательного выбора - приобретаются не столь часто; потребитель затрачивает много времени и сил на сбор сведений о товаре, а также но сравнение различных марок с точки зрения их пригодности, качества, цены и внешнего оформления. Товары тщательного выбора, как правило, требуют определенных усилий для их поиска в одном или нескольких магазинах, до тех пор, пока подходящий товар не будет найден.

Товары особого спроса - это товары широкого потребления, обладающие уникальными характеристиками или принадлежащие к определенной марке, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия. Но эти усилия связаны не с их поиском, а с принятием решения о покупке. На потребителя особых товаров, после принятия решения о покупке, практически никакие другие факторы не оказывают влияния.

Товары пассивного спроса - это товары широкого потребления, о которых потребитель либо не знает, либо знает, но, как правила, не задумывается об их покупке.

Разработка товара включает в себя определение тех выгод, которые будет предлагать этот товар. Такие выгоды передаются с материальными свойствами товара - такими как:

− качество;

− характеристики;

− внешнее оформление.

Принимаемые по поводу этих свойств решения имеют особенное значение, поскольку они во многом формируют реакцию потребителя на данный товар. Товар, включающий в себя эти свойства, вызывает доверие у потребителя, если они соответствуют их положению.

Непременным условием превращения изделия в товар является высокий уровень качества. По мнению маркетологов, качество - это то, что рынок считает качеством. В этом аспекте товар можно рассматривать как сумму элементов:

Товар = изделие + необходимое качество изделия + комплекс обслуживающих, обеспечивающих ограничивающих элементов + комплекс элементов маркетинга.

Потребителя интересует необходимый уровень качества изделия, т.е. параметры надёжности, экономичности, эргономичности, эстетичности, функциональных характеристик и других элементов, которые являются составляющими понятия «качество».

Также неоднозначно в науке даётся определение понятию "новый товар". Без всестороннего раскрытия данного понятия вряд ли возможно следить и правильно оценивать процессы обновления ассортимента, удовлетворения спроса. Слово "новый" в русском языке многозначно. Соответственно под "новинкой" понимается и товар другого сорта, и товар, недавно появившийся на рынке, и неизвестный ранее продукт. Такая многозначность понятия - отражение реально существующего многообразия свойств и характеристик нового товара. Известны не менее пятидесяти трактовок понятия "новый товар". Они имеют в основном либо узкую одностороннюю направленность, либо, напротив, носят абстрактный характер. Уязвим для критики и подход, при котором товар считается новым до тех пор, пока его потребление не достигнет половины уровня рациональной нормы, равно как и попытка установить конкретный срок, в течение которого товар следует считать новым.

Маркетинг целиком и полностью зависит от потребителя, от его потребностей и запросов, поэтому предприятие просто вынуждено изменять свою товарную стратегию, создавая новые товары. Прежде всего следует определить какой товар может называться новым:

− Товар, который не имеет аналогов на рынке, который является практическим воплощением научного прорыва естественно называется новым товаром.

Таких товаров на рынке очень мало, примером могли служить аппараты копирования и сканирования и беспроводная сотовая связь.

− Товар, который имеет качественное отличие от своего предшественника товара-аналога.

− Товар новый для определенного рынка. Например, посудомоечные машины являлись товарами рыночной новизны.

− Старый товар, уже бывший на рынке, но нашедший себе новое применение.

Конечно, предприниматель рискует, начиная исследования нового товара, так как не знает, окупятся ли его затраты. На такой случай и существует служба маркетинга, которая помогает предпринимателю снизить риск до минимума, предлагая правила для создания нового товара и таким образом, повышая прибыль и эффективность предприятия.

Можно определить три основных подхода к определению понятия "новый товар". Исходит из временного критерия: к новым относят любое вновь выпускаемое изделие. Критерий новизны в этом случае - не качественное своеобразие изделия, а время его освоения и производства. Основан на требовании выделения критерия отличия нового товара от его аналогов и прототипов. В качестве такого критерия предлагают использовать принцип порождения и/или удовлетворения товарами ранее неизвестной потребности. Близка к этой точка зрения, согласно которой новым товаром следует считать лишь изделие, удовлетворяющее принципиально новые потребности. [26].

Новым товаром называют также любое прогрессивное изменение, отличающее товар от ранее известных. Эти изменения могут затрагивать сырьё, материалы, конструкции, технологии, внешнее оформление и др. Базируется на следующей посылке: надо исходить не из единственного критерия, а из определенной их совокупности, характеризующей те или иные стороны новизны товара. Приведённые систематизации выявляют общий для многих классификаций такого рода недостаток - смешение критериев и оснований. В них включены различные критерии - временные, чисто производственные и качественные. Особую сложность вызывает вычленение чётких критериев новизны. Для формулирования общего определения новизны необходимо чётко разделить и выделить такие понятия, как "новое изделие", "новый товар" и "новый предмет потребления". Новым изделием можно считать такое серийное или массовое изделие, производство которого впервые освоено предприятием.

Потребность человека в новизне предметов материального мира вызывает необходимость учета такого критерия, как потребительская новизна.

Термин "новый товар" не стандартизирован. К определению термина можно подходить с позиции различных субъектов опенки конкурентоспособности и представителей наук. Главным субъектом является потребитель. Именно ему принадлежит решающее слово в оценке качества, так как именно он, "голосуя рублем", устанавливает соответствие цепи полезности товара.

При определении термина необходимо учитывать, что потребность человека в новшестве предполагает нужду в: 1) товарах, удовлетворяющих новые потребности, в частности в товарах с новыми функциями и областями применения; 2) улучшении потребительских свойств существующих товаров. Исходя из этих двух элементов новизны можно определить новый товар.

Новый товар ˗ это новый продукт, поступивший на рынок и отличающийся от существующих товаров сходного назначения каким-либо изменением потребительских свойств. Данное определение подчеркивает товарную новизну продукта. Здесь важен сам факт появления товара, который не имеет полных аналогов на данном рынке и пользуется спросом. При этом границы рынка тоже служат критерием новизны. Новым предметом потребления следует считать новый товар, поступивший в сферу потребления, имеющий по сравнению с существующим более высокий потребительский уровень качества и обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей. Тем самым подчёркивается потребительская новизна вещи. Существующий критерий в данном случае - появление и удовлетворение новой потребности или, по крайней мере, нового, более эффективного способа удовлетворения уже имеющейся потребности. Приняв данные положения за исходные, новые товары, с точки зрения маркетинга, можно классифицировать по степени новизны изделия. Товар, который имеет весомое качественное усовершенствование по отношению к товарам-аналогам, имеющимся на рынке. Например, на рынок выпускаются лазерные звуковоспроизводящие диски, которые замещают уже существующие традиционные грампластинки. Товар, который уже был на рынке, после чего был усовершенствован так, что его свойства принципиально не изменились. Примером могут служить фотоаппараты с автоматической системой выдержки и расстояния, телевизоры на батарейках. Товар рыночной новизны, то есть новый - только для данного рынка. Например, услуги кабельного телевидения, широко распространённые на западе, в России могут быть отнесены к новому виду услуг. Старый товар, успешно нашедший себе новую сферу применения.

Внедряя на рынок новые товары, предприятие обычно пытается достичь следующих целей:

· расширить сбыт, увеличить рыночную долю;

· уменьшить зависимость предприятия от реализации одного товара или одной ассортиментной группы;

· эффективно использовать существующую систему товародвижения;

· создать и поддерживать образ инновационной фирмы, имидж растущего предприятия;

· в определенной степени избежать конкурентной борьбы, поскольку товары рыночной новизны в течение определенного времени не имеют товаров-конкурентов.

В маркетинге широко используется термин "рыночная новизна", когда: а) освоенные промышленностью товары продвигаются на новый рынок (страны, регионы страны); б) представляются потребителю новым способом (например, с применением элементов стимулирования продажи).

На рис. 1.2. представлена классификация новых товаров, в которой на первой ступени товары разделены по степени новизны на два класса: первый - товары нового вида, второй - обновленные товары.

Товары нового вида

 

Обновленные (улучшенные) товары

Товары, удовлетворяющие существующие принципиально другим способом

 

Товары с улучшенными свойствами

 

 
 


 

Товары, удовлетворяющие принципиально новые потребности

 

Товары, удовлетворяющие новые потребности, выполняющие новые функции, с новой комплектацией

 

 
 

 


Рис.1.2. Классификация новых товаров на ОАО «Молочный мир»

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Товары первого класса исходя из оригинальности представляют продукцию более высокой степени новизны. Наивысшую степень новизны имеют мировые новинки. В рамках каждого класса товары подразделяются на подклассы исходя из элементов новизны. Рассмотрим каждый класс новых товаров. Предваряя комментарии, укажем, что новизна как составляющая конкурентоспособности строго привязана в определенному периоду времени.

Товары нового вида − товары, удовлетворяющие принципиально новые потребности или удовлетворяющие уже существующие потребности принципиально другим способом. По существу это пионерные товары; именно они позволяют компании продвигаться на рынок семимильными шагами [32].

Рассматривая второй подкласс, существующие потребности могут удовлетворяться новыми способами за счет радикальных изменений в конструкции, сырьевой базе и технологии. Например, в свое время для удовлетворения потребности в записи и воспроизведении звуковых сигналов за счет совершенствования конструкции аппаратуры и носителей информации были созданы: а) граммофоны и патефоны, а затем электропроигрыватели, воспроизводящие звуковые сигналы с грампластинки; б) магнитофоны, воспроизводящие звук с магнитной ленты; в) лазерная аппаратура, воспроизводящая звук с оптического диска; г) аппаратура, воспроизводящая звук с жесткого диска.

В производстве одежды элементом новизны являются принципиально новые материалы.

Обновленные товары представляют продукцию более низкой степени новизны. Если взять такой элемент новизны, как изменение потребительских свойств, то в основу деления товаров с улучшенными свойствами можно положить согласно такой достаточно объективный критерий, как весомость изменяемых (улучшаемых) свойств.

Можно выделить три основных подхода к определению понятия «новый товар».

1. Исходит из временного критерия: к новым относят любое вновь выпускаемое изделие. Критерий новизны в этом случае — не качественное своеобразие изделия, а время его освоения и производства.

2. Основан на требовании выделения критерия отличия нового товара от его аналогов и прототипов. В качестве такого критерия предлагают использовать принцип порождения и/или удовлетворения товарами ранее неизвестной потребности.

3. Базируется на следующей посылке: надо исходить не из единственного критерия, а из определенной их совокупности, характеризующей те или иные стороны новизны товара. При этом можно выделить, например, четыре уровня новизны товара:

˗ изменение внешнего оформления при соблюдении существующих потре­бительских свойств;

˗ частичное изменение потребительских свойств за счет совершенствова­ния основных технических характеристик, но без принципиальных изме­нений технологии изготовления;

˗ принципиальное изменение потребительских свойств, вносящее сущест­венные изменения в способ удовлетворения соответствующей потребности;

˗ появление товара, не имеющего аналогов.

Для формулирования общего определения новизны необходимо четко разделить и выделить такие понятия, как «новое изделие», «новый товар» и «новый предмет потребления».

Новый товар — это новый продукт, поступивший на рынок и отлича­ющийся от существующих товаров сходного назначения каким-либо изме­нением потребительских свойств.

Новым предметом потребления следует считать новый товар, поступив­ший в сферу потребления, имеющий по сравнению с существующим более высокий потребительский уровень качества и обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей.

Степень новизны (Н) изделия может быть определена по формуле:

(1.1)

где — число баллов, характеризующее новизну анализируемого изделия по всем параметрам;

— сумма высших рангов новизны изделия.

Таким образом, качественно новым можно считать изделие, которое в соответствии с предложенным методом расчета имеет новизну 70% и более. Изделия, обладающие новизной на уровне 20—70%, могут быть названы изделиями нового вида. Изделия со степенью новизны менее 20% относятся к изделиям незначительной новизны, не влияющей существенно на их качество.

Проанализировав разную интерпретацию нового товара можно прийти к выводу что, фирма может разработать новый товар разными способами, то есть либо модернизируя свой старый товар либо разрабатывая новый или изменяя только упаковку. Также существует и разная интерпретация и определения товара, но в целом смысл определения дается один и тот же.

Разработка концепции нового товара представляет собой систему основополагающих представлений предприятия о продукте, его потребительских свойствах, потребностях, которые он призван удовлетворять, его жизненном цикле, факторах, имеющих влияние на его рыночный успех.

Концепция нового товара должна основываться на потребностях и ожиданиях потребителя; затрагивать все подразделения предприятия; основываться на тщательном финансовом анализе; требует гораздо больших финансовых и человеческих ресурсов, нежели модификация старого.

Основой разработки нового товара является идея.

Процесс разработки нового товара необходимо рассматривать, как совокупность двух направлений: формирование технических параметров и формирование маркетинговых параметров.

Рыночные параметры формируются из таких составляющих товара, как дизайн, форма, цвет, масса, упаковка, бренд, марка.

Разработка концепции нового товара является одной из основных составляющих маркетинга предприятия. От этого процесса зависит положение фирмы на рынке, эффективность ее деятельности, прибыльность.

Для успеха на рынке новый товар должен быть ориентированным на удовлетворение потребностей потребителей.

Разработка новых товаров – жизненная необходимость для любого предприятия. Изменяющиеся вкусы и предпочтения потребителей, усиливающаяся конкуренция вынуждают предприятия разрабатывать новые товары. Значительная часть вновь выводимых на рынок товаров терпит неудачу. Главным фактором успеха нового товара на рынке является его оригинальность и качество [29].

Для успеха нового товара на рынке необходимо, чтобы новый товар обладал четко сформулированной идеей, которая включает отбор и оценку целевого рынка, требования, предъявляемые к продукту, определение преимуществ товара, оценку рыночной привлекательности товара, взаимодействие производственных и маркетинговых подразделений предприятия.

Существует несколько этапов разработки нового товара:

  • Формирование идей
  • Отбор идей
  • Разработка замысла и его проверки
  • Разработка стратегии маркетинга
  • Анализ возможностей производства и сбыта
  • Разработка товара
  • Пробный маркетинг
  • Развертывание коммерческого производства

Модель процесса разработки нового товара похожа на воронку. Такая необычная форма иллюстрирует процесс фильтрации идей. Из множества появившихся идей, лишь небольшая их часть будет воплощена в новинке, и лишь немногие новинки завоюют себе место на рынке.

Какая же роль отводится маркетингу в процессе создания товара? Маркетинг должен сопровождать процесс создания товара от идеи до ее воплощения в изделие. С помощью маркетинга изучается, нуждается ли потребитель в данном товаре, что представляет собой потенциальный потребитель, на какой рынок можно рассчитывать при реализации замысла. Задача маркетинга заключается еще и в том, чтобы разъяснить потенциальным потребителям, какую пользу может принести им новая идея, воплощенная в создаваемом товаре.

Рассмотрим более подробно основные этапы разработки товара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.