КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ товарного ассортимента предприятия
В процессе движения от изготовителя до потребителя определенное количество товарной массы сосредотачивается на складах готовой продукции изготовителя, в пунктах отправления и назначения, транспортных средствах, на складах посреднических организаций и потребителей. Товар здесь располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие «ассортимент». Ассортимент– (франц. assortiment) – состав, разновидность, набор продукта, товаров, услуг, изготавливаемых в производстве или находящихся в продаже. Например, «в магазине представлен широкий ассортимент обуви» или «завод изготавливает большой ассортимент проката». · Широта - общее количество ассортиментных групп (товарных линий) у производителя (продавца). Количество групп связано с количеством сегментов рынка. · Насыщенность - общее количество конкретных товаров, составляющих ассортимент. Она характеризует плотность заполнения марками товара внутри товарной линии. · Глубина - варианты предложения (количество позиций) отдельного товара в рамках ассортиментной группы. · Гармоничность (сопоставимость) - степень близости товара различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналам распределения, общности потребителей. · Рациональность - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребность покупателей. · Устойчивость - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенность таких товаров — наличие устойчивого спроса на них. · Новизна - это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров. Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями. Инструментом, с помощью которого осуществляется регулирование ассортимента товаров на складах оптовых предприятий, является ассортиментный перечень. В него включается перечень наименований товаров, соответствующий установленной широте ассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которые постоянно должны быть в наличии на складе [34]. Формированию ассортимента обычно предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции, которая позволяет определить возможности оптимального производства ассортимента данного вида товаров. Цель ассортиментных концепций — сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей. В процессе разработки концепции определяются различные показатели: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношение цен на товары данного вида и др. Обычно прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно — ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Планирование, формирование и управление ассортиментом продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы. Искусство планирования ассортимента продукции состоит в умении воплощать уже имеющиеся и/или потенциальные технологии и материальные возможности в продуктах, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель занят не просто созданием и производством товаров, но также формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей. АВС-анализ (ABC-analysis) — метод, позволяющий определить наиболее значимые ресурсы компании с точки зрения валовых продаж и валовой прибыли. Таблица 2.2. АВС-анализ ассортимента ОАО «Молочный мир» за 2012-2014 гг., млн.руб.
Примечание. Источник: собственная разработка.
1. Группа А – самые важные ресурсы, локомотивы компании, приносят максимальную прибыль или продажи. Компания будет нести большие потери при резком снижении эффективности данной группы ресурсов, а, следовательно, ресурсы группы А должны жестко контролироваться, четко прогнозироваться, часто мониториться, быть максимально конкурентоспособными и не терять свои сильные стороны. В результате проведения АВС-анализа по объему реализации в основную группу А попала такая товарная позиция как масло сливочное. Необходимо контролировать наличие в ассортименте данных товарных позиций постоянно. 2. Группа В – группа ресурсов, которые обеспечивают хорошие стабильные продажи/прибыль компании. Данные ресурсы также важны для компании, но могут моделироваться более спокойными и умеренными темпами. К группе В отнесены сырки глазированные, сыры жирные крупные, сыры плавленые, кисломолочная продукция - товары средней степени важности. 3. Группа С, в которую входят все остальные товары: сливки, сметана, творог жирный и полужирный, творог нежирный - не нуждается в пристальном внимании, контроль необходим периодический. Товарные позиции в данной группе являются претендентами на выбывание из ассортимента. Таблица 2.3. XYZ-анализ ассортимента ОАО «Молочный мир» за 2012-2014 гг.
Примечание. Источник: собственная разработка.
Категория X — ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Категория Y — ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Категория Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. В данном случае практически весь ассортимент, за исключением сыры плавленые и творог жирный и полужирный, относится к категории Z. Следовательно, на данном предприятии нет стабильного спроса ни на один товар [35]. Широта ассортимента определяется количеством категорий товара (или товарных групп), предлагаемых магазином, глубина - количеством наименований товара в рамках каждой товарной группы. Чем больше наименований в каждой товарной группе, тем ассортимент глубже. Таблица 2.4. Широта и глубина ассортимента ОАО «Молочный мир» за 2012-2014 гг.
Примечание. Источник: собственная разработка.
Таблица 2.5. БКГ-анализ ассортимента ОАО «Молочный мир» (за 2014г.)
Примечание. Источник: собственная разработка.
Таблица 2.6. Матрица БКГ ассортимента ОАО «Молочный мир»
Примечание. Источник: собственная разработка.
№1 СОБАКИ. Первым шагом компания должна решить судьбу товарных групп, относящихся к данной категории. Их необходимо закрывать. Если емкость рынка велика - то можно попробовать сделать из товара "дойную корову" - тогда необходимы программы по репозиционированию или улучшению товара. №2 ЗВЁЗДЫ. Компании не хватает звезд. Необходимо рассмотреть возможность развития групп «Масло сливочное» и «Сырки глазированные» в звезды (укрепить конкурентные преимущества, построить дистрибуцию, развить знание товара). В случае невозможности развития существующих "трудных детей" в звезды - рассмотреть создание новых товарных категорий или брендов, способных занять это место. №3 ДОЙНЫЕ КОРОВЫ. Основной акцент в поддержке делать на сыры плавленые и кисломолочную продукцию. Они обеспечивают основную долю продаж. Цель удержать положение. №4 ТРУДНЫЕ ДЕТИ. Низкая доля группы в портфеле. Необходимо увеличивать кол-во новинок и разработок. Существующие группы «Масло сливочное» и «Сырки глазированные» развивать по схеме: создание конкурентных преимуществ - рост дистрибуции – поддержка. Управление товарным ассортиментом является одним из основных направлений деятельности каждой фирмы. Данное направление имеет важное значение в условиях перехода к рыночной экономике, когда к продукции со стороны клиента оказывается повышенное внимание к качеству, а также ассортименту. От эффективности работы с производимой продукцией зависит большое количество различных экономических показателей фирмы и рыночная доля. Анализируя мировой опыт, можно сделать вывод, что лидерство в конкурентной борьбе получит именно тот, кто в наибольшей степени является компетентным в управлении ассортиментом, а также владеет методами ее реализации.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |