КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сюжетно-ролевой игры
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ Развитие отношений в процессе сюжетно-ролевых игр - сложная задача. Помимо телефонных разговоров можно использовать наглядное моделирование в процессе руководства игрой (Л,А. Венгер, Д.М. Дьяченко, В.В. Холмовская и др.). Беря на себя различные роли в совместных сюжетно-ролевых играх, дети воспроизводят отношения между взрослыми. Такое воспроизведение представляет собой моделирование социальных отношений. Отношения детей в игре - «естественные» модели, которые являются моделями «второго порядка», помогающими «естественным» моделям стать более адекватными реальной сложности человеческих отношений, более полными, разнообразными. Необходимо научить детей видеть в графических моделях, отображающих отношения персонажей будущей игры (равнозначность, подчинение, соподчинение) изображение реальных отношений между людьми в самых разнообразных жизненных и игровых ситуациях.
В старшем дошкольном возрасте нужно выработать у детей умение самостоятельно строить и перестраивать, составлять такие модели, которые соответствуют определенным ситуациям, а также сочинять ситуации, соответствующие моделям, предложенным взрослым. В конечном итоге осуществляется переход от внешних форм наглядного моделирования во внутренние, идеальные формы, которые могут помочь детям осуществлять самостоятельное планирование и реализацию полноценной сюжетно-ролевой игры. Прежде всего необходимо выяснить знания детей о взаимоотношениях окружающих их взрослых в быту и в труде по темам, которые чаще всего используются в свободных играх детей. В детском саду: воспитатель, дети, заведующий, помощник воспитателя, музыкальный руководитель. В семье: мама, папа, бабушка, дедушка, дети. В больнице: врач, медицинская сестра, больные. В магазине: продавец, покупатель, заведующий магазином. В парикмахерской: парикмахер, клиент. На улице: пешеходы, водители, милиционер и т.д. Если знания детей недостаточны, необходимо их восполнить чтением книг, рассматриванием иллюстраций, наблюдениями, экскурсиями, а также путем специальных бесед, посвященных обсуждению смысла действий взрослых, разбору ситуаций различных типов сотрудничества между ними. Р.И. Говорова предлагает вести эту работу в несколько этапов, начиная со средней группы (I-II этап), в старшей - III этап. На I этапе следует начинать отработку навыков моделирования не на абстрактном материале, а на материале понятных детям картинок с изображением моделей. Например, каждому ребенку дать набор картинок с изображением женщины, мужчины, старушки, старичка, мальчика и девочки. Воспитатель рассказывает о какой-либо истории, а дети должны подобрать картинки, соответствующие рассказу. Причем воспитатель должен рассказывать разнообразные истории, а набор картинок должен быть постоянным, т.е. одна и та же картинка должна выступать в разных качествах. Взрослый каждый раз должен задавать вопросы, направленные на смысл роли, на взаимоотношения, создавая проблемные ситуации, воспитатель просит детей показать соответствующую картинку. Затем дать детям 2 больших и 2 маленьких кружка и предложить поместить картинку с ведущим персонажем на большой кружок, а с второстепенным персонажем - на маленький. Если же персонажи однозначны, то положить картинки на одинаковые кружки. Постепенно следует подводить детей к пониманию относительной роли того или иного персонажа в зависимости от контекста. Для этого нужно рассказать, что часто в жизни взрослых и в играх детей случаются такие ситуации, когда второстепенный персонаж становится главным и наоборот. Например, воспитатель эмоционально рассказывает о том, что мама всегда кормила дочку Олю. А потом мама заболела. Теперь Оля кормит маму и следит, чтобы она не вставала с постели. Дети начинают замечать, открывать для себя, что модель остается прежней, а значение ее элементов меняется, значит, нужно поменять местами предложенные ранее картинки. Каждая ситуация обговаривается, ошибки обсуждаются и исправляются. П этап. Работа с моделями без картинок. Задача воспитателя - сформировать умение по рассказу воспитателя соотносить ситуации с соответствующими моделями и обосновывать свой выбор. Сначала следует вводить рассказы, в которых 3 действующих лица, затем включать в работу новые модели. Показывая модель из 3-х разных по величине кружков, воспитатель говорит, что бывают случаи, когда из 3-х человек один отвечает за общее дело, другой ему помогает, а третий выполняет их поручения (указания). Или, показывая модель из одного большого и двух маленьких кружков, воспитатель объясняет, что бывают ситуации, когда один руководит, а два других его слушаются (например, мама и две дочки и т.п.), далее следует предложить детям самостоятельно сочинить что-либо, соответствующее предлагаемым моделям. Целесообразно к придумыванию, обсуждению и оценке сюжетов привлекать всех детей. Затем нужно предложить детям выбрать модели (перед каждым ребенком несколько разных моделей), соответствующие сюжетам картинок, близким личному опыту детей. Воспитатель должен подвести детей к правильному решению. Воспитатель должен широко использовать различные дидактические игры. Например, ребенок выбирает какую-либо из имеющихся у него моделей, закрывает ее, выходит и рассказывает придуманную историю. Остальные дети должны догадаться, какой модели соответствует история, поднять ее и показать сочинителю, который оценивает правильность поднятой модели.
Следующий шаг. Воспитатель предлагает не подбирать, а самим нарисовать соответствующие модели: «Подумайте, сколько и каких кружков нужно будет нарисовать». Затем дети рассказывают истории и рисуют сюжетные картинки, после чего снова составляют соответствующую модель в тетради. Последующая работа усложняется за счет перехода от отдельных моделей к диаграммам, составленным из 3-5 моделей. Такое моделирование доступно детям старшего дошкольного возраста Диаграмма составляется из моделей, отображающих разное место, занимаемое одним и тем же персонажем в различных ситуациях. Можно взять полоску бумаги, на которой заранее нарисовано несколько одинаковых моделей (больших, средних и маленьких кружков). Детям по частям рассказывается история, в которой один и тот же персонаж несколько раз меняет свое место. Количество моделей должно соответствовать количеству эпизодов в рассказе. После прослушивания каждого эпизода, ребенок должен закрасить в очередной модели кружок, отображавший место данного персонажа. После рассказа всей истории закрашенные кружки следует соединить прямыми линиями, чтобы получилась схема, которая отображает изменение места персонажей. Например, воспитатель рассказывал историю о маме. В первом эпизоде мама вела дочку в детский сад (дети должны закрасить большой кружок), во втором эпизоде мама была пассажиром автобуса (дети должны закрасить маленький кружок, так как в этой ситуации ответственным был водитель автобуса), в третьем эпизоде мама была медсестрой и помогала врачу (закрашивается маленький кружок), в четвертом эпизоде мама делала перевязку больному (большой кружок), в пятом - мама была покупателем в магазине (закрашивается маленький кружок). Диаграмма, изображающая роли мамы в разных ситуациях такова: Воспитатель предлагает детям сделать самостоятельно вывод (В зависимости от ситуации роль может изменяться). Зачем целесообразно предложить готовые диаграммы, по которым дети самостоятельно должны придумать истории. Тему рассказа задает воспитатель. Это поможет детям сконцентрировать внимание на одном сюжете. Далее рассказы детей обсуждаются в соответствии с моделью, татем компонуются в общий рассказ. Благодаря такой работе, дети 5 лет могут усвоить основные принципы моделирования, На этом этапе следует подвести детей к моделям, где число элементов возрастает и связи усложняются. Например, игра «Поликлиника». Воспитатель говорит: «Когда мы болеем, куда обращаемся? Хотите поиграть по-новому в поликлинику? Но прежде чем играть, давайте вспомним, кого мы видели в поликлинике» Дет отвечают Одному из детей воспитатель предлагает нарисовать на доске кружки соответствующих размеров, а затем прочертить связи между ними. Затем воспитатель может задать вопрос: «Как вы думаете, в поликлинике один врач, одна медсестра? Почему?» Дети аргументируют свои ответы и рисуют рядом еще две такие же модели. Воспитатель продолжает: «Как вы думаете, если у больного сложное заболевание, врачу надо посоветоваться, то кто ему поможет?» Кто-то из детей называет главного врача и дополняет схему самым большим кружком и новыми связями. Точно также можно обсудить вопрос о старшей медсестре, выяснить ее функции, Дети решают, что кружок, обозначающий старшую медсестру, должен быть больше кружка, обозначающего других медсестер, но меньше кружка, обозначающего врачей. Модель, изображающая связи врачей, медсестер, главного врача, старшей медсестры, будет выглядеть более сложной. Но в поликлинике на самом деле еще есть множество связей: аптекарь, гардеробщица, скорая помощь, лаборатории и т.п. Таким образом, эти связи можно продолжить. Далее воспитатель спрашивает: «А может быть так, что вот этот больной вылечился в поликлинике, потом где-то, уже не здесь, будет отвечать за дело, где вот этот врач должен будет его слушаться?» Дети могут предложить различные роли. Затем совместно с детьми составляется другая сложная модель. После аргументаций, обозначения ролей и их взаимодействия, т.е. моделирования отношений, у детей возникает желание играть. Дети легко могут распределить роли, подобрать атрибуты, начать игру, которая может длиться несколько дней. Первоначальная игра «в поликлинику» может обрастать новыми сюжетами, неожиданной системой отношений. В самостоятельной деятельности, благодаря усложняющейся целенаправленной работе, дети могут строить сложные модели с неограниченным количеством элементов и многоступенчатыми связями между ними.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |