КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа курса
III. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ <Paaaa ПРЕДИСЛОВИЕ Учебный модуль "Управление персоналом" предназначен для слушателей программ "Мастер делового администрирования" (Master of Business Administration – MBA) и посвящен для подготовки менеджеров высокой квалификации в области, находящейся на стыке практического менеджмента, социологии, бизнес-психологии и некоторых других дисциплин. В курсе "Управление персоналом" рассматриваются концепции, теории и методы, дающие будущим руководителям, изучающим этот курс, основу для организации работы с персоналом как на уровне организации, так и на уровне подразделений. Управление персоналом как дисциплина опирается на курсы "Организационное поведение" и "Общий менеджмент". Все разделы и темы пособия снабжены практическими примерами из международной и российской практики. <Paaaa РАЗДЕЛ I. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ Глава 1. Кадровая политика организации на разных стадиях ее развития Управление персоналом как дополнение традиционного менеджмента. Определение кадровой политики организации. Типовые компоненты кадровой политики (области работы с персоналом): учёт персонала и трудовые отношения, управление составом персонала, обучение персонала, система мотивации, оценка персонала, организационное развитие, корпоративная культура. Уровни работы с персоналом: организация, подразделение, сотрудник. Выбор стратегии управления человеческими ресурсами и кадровой политики в зависимости от стадии жизненного цикла организации, состояния внешней и внутренней среды организации. Рекомендуемая литература:
РАЗДЕЛ II. УПРАВЛЕНИЕ СОСТАВОМ ПЕРСОНАЛА Глава 2. Кадровое планирование Эффективное планирование человеческих ресурсов как средство оптимизации использования персонала, совершенствования процесса приёма на работу, организации профессионального обучения, создания основы для развития других программ управления персоналом, сокращения общих издержек на персонал. Методы кадрового планирования: анализ работы, описание должности, анализ трудоёмкости; выявление дефицита/избытка рабочей силы. Внутриорганизационные факторы, определяющие потребности в персонале: стратегические цели и задачи организации, динамика движения персонала внутри организации. Внешние факторы, определяющие потребности в персонале: макроэкономические параметры, развитие техники и технологии, политические изменения, конкуренция и состояние рынка сбыта. Описание должности как инструмент управления персонала. Цели должности. Основные задачи (функции) должности. Права сотрудника. Требования к сотруднику. Критерии оценки результатов. Практическое задание по составлению описаний должностей подразделений учебной фирмы. Рекомендуемая литература:
Глава 3. Организация подбора персонала Основные этапы обработки вакансии: составление описания должности, подготовка рекламы вакансии (объявления о работе) и распространение её. Внутрифирменные мероприятия по подготовке набора: включение вакансии в штатное расписание, подготовка изменения планов работы и изменения бюджета, подготовка набора тестов для кандидатов. Источники набора персонала, обзор рынка труда. Поиск внутри организации. Подбор с помощью сотрудников. Самопроявившиеся кандидаты. Размещение объявлений в средствах массовой информации и в Интернет. Поиск на сайтах Интернет. Связи с учебными заведениями. Государственные службы занятости. Рекрутинговые агентства. Рекомендуемая литература:
Глава 4. Методы отбора кандидатов Технология набора. Первичный отбор (беседа по телефону, анализ резюме, анкет). Тестирование, виды тестов. Проверка данных о кандидатах. Оценочные собеседования (интервью) сотрудников службы персонала и линейных руководителей с кандидатами. Виды собеседований. Этапы собеседований Основные принципы интервьюирования. Рекомендуемая литература:
Глава 5. Внутрифирменное перемещение сотрудников Основные причины корпоративного перемещения персонала, возможности и опасности. Технология перемещения. Планирование карьеры перспективных сотрудников. Рекомендуемая литература:
Глава 6. Увольнение сотрудников Причины увольнения сотрудников. Технология бесконфликтного увольнения. Анализ причин увольнений. Рекомендуемая литература:
РАЗДЕЛ III. УЧЕТ ПЕРСОНАЛА И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ Глава 7. Трудовой Кодекс РФ как правовая основа регулирования трудовых отношений Правовые основы взаимоотношений сотрудника и организации. Приоритет Трудового кодекса (ТК) РФ. Общие положения ТК РФ. Трудовой договор в соответствии с ТК РФ: понятие трудового договора, содержание трудового договора. Срочный трудовой договор. Испытание при приёме на работу. Рекомендуемая литература:
Глава 8. Трудовой Кодекс РФ и практика работы с персоналом Трудовой Кодекс и управление составом персонала. Гарантии при заключении трудового договора. Изменение трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовой Кодекс и корпоративное обучение. Права и обязанности работника и работодателя в отношении обучения. Ученический договор. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением. Трудовой Кодекс и оценка персонала. Трудовой Кодекс и системы мотивации. Трудовой Кодекс и зарплата. Трудовой Кодекс и нематериальные поощрения и взыскания. Рекомендуемая литература:
РАЗДЕЛ IV. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА Глава 9. Цели корпоративного обучения Основные цели обучения: обеспечение сотрудников знаниями и умениями, необходимыми для хорошей работы; поддержание профессионального уровня персонала, ознакомление его с современными достижениями технологии, изменениями социально-экономической обстановки и правовых условий; подготовка сотрудников к возможному замещению ими коллег во время отпуска, болезни, командировки и в случае увольнения; подготовка сотрудников к перемещению/продвижению по службе; создание и поддержание у сотрудников чувства причастности к деятельности организации, ознакомление с её стратегией, структурой, услугами, технологией деятельности; поддержание у сотрудников позитивного отношения к работе. Цели обучения, определяемые действующим законодательством. Рекомендуемая литература:
Глава 10. Выявление потребностей в обучении Источники возникновения потребностей в обучении: изменения во внешней обстановке (экономической, правовой и т. п.); технологические изменения; кадровые изменения; изменения стратегии, бизнес-плана, структуры организации, ассортимента товаров/услуг, предоставляемых фирмой. Уровни выявления потребностей в обучении. Методы выявления потребностей в обучении: беседы с руководителями подразделений и сотрудниками; анализ решений руководящих органов фирмы (участие в их подготовке); анализ ожидаемых кадровых изменений внутри фирмы; анализ специальной внешней информации; анализ изменений технологии; анализ результатов оценки сотрудников; анкетирование руководителей подразделений и сотрудников; анализ результатов собеседования и тестирования при приеме на работу новых сотрудников; анализ результатов деятельности новых сотрудников в период введения в должность (адаптации). Рекомендуемая литература:
Глава 11. Организация корпоративного обучения Методы организации корпоративного обучения. Обучение с отрывом от работы: открытые семинары, закрытые семинары. Обучение на рабочем месте. Наставничество. Заочное обучение. Виды занятий и способы формирования учебных программ. Лекции (презентации). Анализ практических ситуаций. Деловые (ролевые) игры. Тренинги. Рекомендуемая литература:
Глава 12. Мотивация сотрудника по отношению к обучению Анализ положительной и отрицательной мотивации сотрудника по отношению к обучению. Полезные и вредные для организации мотивы сотрудника по отношению к обучению. Работа с мотивами к обучению. Рекомендуемая литература:
Глава 13. Эффективность обучения персонала Подготовка обучения. Контроль процесса обучения. Контроль результатов обучения. Схема Киркпатрика. Реализация результатов обучения. Рекомендуемая литература:
РАЗДЕЛ V. ОЦЕНКА И АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА Глава 14. Цели, направления и инструменты Взаимосвязь видения, миссии, корпоративной культуры организации, принятой стратегии и стиля управления с системами оценки персонала. Оценка персонала как одна из основных задач менеджмента. Оценка персонала как инструмент решения задач управления человеческими ресурсами в организации. Направления оценки: оценка личностных качеств, оценка результатов работы, оценка поведения. Основные инструменты оценки персонала и их применение в работе с персоналом: классификация и области применения инструментов оценки. Рекомендуемая литература:
Глава 15. Система регулярной оценки (аттестации) персонала Система аттестации в организации: цели и требования, возможности и опасности. История регулярной оценки (аттестации) в России. Состояние вопроса в настоящее время. Аттестация и Трудовой кодекс. Возможности и угрозы, связанные с наличием в организации системы регулярной оценки персонала. Технология регулярной оценки: определение работы, периодичность оценки, текущий контроль, подготовка к оценочному собеседованию, заполнение оценочных форм. Некоторые правила составления и обработки аттестационных/оценочных форм и других документов, используемых при регулярной оценке. Оценочное собеседование руководителя с сотрудником как центральная часть процедуры регулярной оценки. Результаты регулярной оценки. Апелляция по результатам регулярной оценки. Оценка в комиссии: преимущества и недостатки. Рекомендуемая литература:
Глава 16. Нетрадиционные методы регулярной оценки "Оценка 360°". Психологические методы. Ассессмент-центр (центр оценки) каккомплексная кадровая технология, ориентированная на получение надежной информации о профессиональных и личностных качествах (компетенциях) сотрудников.Основные этапы подготовки и проведения центра оценки.Этапы и процедуры обработки информации. Рекомендуемая литература:
РАЗДЕЛ VI. УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА Глава 17. Система мотивации персонала в организации и ее эффективность Эффективность системы мотивации персонала. Цели мотивации персонала: удержание сотрудников в организации, повышение результативности и эффективности сотрудников, обеспечение преданности (приверженности) сотрудников. Обзор инструментов мотивации персонала. Экономическая эффективность системы мотивации. Рекомендуемая литература:
Глава 18. Системы оплаты труда Задачи системы оплаты труда. Система окладов (постоянная часть оплаты труда). Составление описаний должностей, классификация должностей, система грейдов. Критерии оценки должностей. Обзоры зарплат. Определение рыночных цен должностей. Выбор политики организации на рынке труда. Установление оклада отдельному сотруднику. Повышение окладов (постоянной части оплаты труда. Доплаты и надбавки к окладу. Премиальная система (переменная часть оплаты труда). Соотношение постоянной и переменной части оплаты труда. Премирование за объёмные показатели работы, не зависящие от сотрудника. Премирование за объёмные показатели, зависящие от сотрудника. Премирование по итогам работы организации. Рекомендуемая литература:
Глава 19. Системы льгот и компенсационных выплат Цели введения и основные виды льгот и компенсаций. Факторы, влияющие на системы льгот и компенсаций. Наиболее распространённые виды льгот и компенсаций. Негативные стороны компенсаций. Рекомендуемая литература: Шекшня С. В. "Управление персоналом в современных организациях", М., 2002. Глава 20. Нематериальные методы мотивации персонала Видимые и публичные вознаграждения, подарки, социальное вознаграждение. Мотивация посредством проектирования рабочего места: условия труда на рабочем месте, методы обогащения труда, развитие на рабочем месте. Методы управления "Одноминутного менеджера": одноминутная постановка цели, одноминутная похвала, одноминутный выговор. Рекомендуемая литература:
РАЗДЕЛ VII. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Глава 21. Управление организационной культурой как часть системы управления персоналом в организации Идеология организации. Коммуникация в организации: нисходящая коммуникация, восходящая коммуникация, горизонтальная (интерактивная) коммуникация. Корпоративные мероприятия. Обычаи и традиции. Рекомендуемая литература:
РАЗДЕЛ VIII. РУКОВОДИТЕЛЬ И СЛУЖБА ПЕРСОНАЛА Глава 22. Взаимодействие линейного руководителя с подразделением по управлению человеческими ресурсами Основные роли подразделения по управлению человеческими ресурсами. Служба персонала как поставщик внутренних услуг, консультант, посредник. Основные функции службы персонала. Организация работы с человеческими ресурсами как важная функциональная область на уровне организации. Права службы персонала. Структура и численность службы персонала. Требования к квалификации сотрудников службы персонала. Профессиональные знания. Опыт работы и профессиональные навыки. Ключевые компетенции менеджера по персоналу:личная порядочность, целеустремлённость и продуктивность, навыки командной работы. Результативность службы персонала. Эффективность службы персонала. Функции руководителя подразделения в ключевых областях работы с персоналом Разделение прав и ответственности в областях работы с персоналом между линейным руководителем и службой персонала. Руководитель подразделения как внутренний клиент (заказчик) службы персонала. Кадровое планирование и бюджетирование расходов на персонал. Управление по целям. Функциональная подчинённость руководителя подразделения службе персонала. Рекомендуемая литература:
<Paaaa КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
<Paaaa
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |