Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема агрессивности у детей младшего школьного возраста и факторы её формирования в психолого-педагогической литературе




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний день обществу характерна агрессивность. Вся опасность заключается в том, что у молодого поколения агрессивность может быть как врожденной, так и массовой, превращаясь из социальной патологии в социальную норму..

Детская агрессивность – одна из значимых проблем детских садах, начальных школах, и на данный момент очень актуальна в связи с ее дестабилизирующим влиянием и быстрым распространением.

Агрессивность современных детей носит некие психологические особенности, которые затрагивают не только окружающих людей - родителей, учителей, сверстников, воспитателей, она доставляет много трудностей и самому ребёнку, в его взаимоотношениях с окружающим миром, определяет развитие абсолютно всей его личности и разных её сторон.

Морфология слова «агрессия» означает «приступ», «нападение». Агрессия – это мотивированное поведение деструктивного характера, которое противоречит нормам существования людей в обществе и наносит вред объектам нападения физический и моральный ущерб или вызывает у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, которое выражаются в готовности к агрессии, и склонности воспринимать поведение другого как враждебное.

В литературе существует огромное количество теоретических и практических разработок в области изучения агрессивного поведения младшеклассников. Этим вопросом занимались такие авторы, как З. Фрейд, Н.Л. Кряжева, А. Бандура, П. Бейкер, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, К. Фопель, Ю.С. К. Лоренц, и другие.

Цель исследования: теоретически обосновать и изучить возможность предупреждения агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: агрессивность у детей младшего школьного возраста

Предмет исследования: методы предупреждения агрессивности, как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме предупреждения агрессивного у детей младшего школьного возраста;

3. Выявить и раскрыть упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 1

В современной литературе можно найти много определений такому понятию как «агрессия». В словаре психологическом приведено такое определение такое термина: «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.)»

Агрессивность – это свойство личности, которое выражается в готовности к агрессии и в склонности интерпретировать и воспринимать поведение другого как враждебное. (Психологический словарь)

Агрессивное поведение может быть прямо направленным на раздражающий объект или же смещенным – когда ребенок по каким-то причинам не может направлять агрессию на источник раздражения и начинает искать более безопасный объект для разрядки. Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться некий механизм, при котором агрессия направляется на самого себя (так называемая «аутоагрессия» - самообвинение).

Спонтанная агрессия – это своеобразная подсознательная радость, которую испытывает объект, наблюдая трудные ситуации у других.

Реактивная агрессия – проявляется в недоверчивости к людям.

В современной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения.

Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А. Дарки и А. Басс. Они выделили пять видов агрессии:

1. Агрессия физическая - использование физической силы против другого объекта (драки);

2. Агрессия вербальная – выражение негативных чувств как через форму (крик), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

3. Агрессия косвенная: направленная (сплетни, шутки) и ненаправленная (топание ногами, крики в толпе);

4. Раздражение (вспыльчивость или грубость);

5. Негативизм – оппозиционная манера поведения.

Э. Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность.

1. Агрессия "доброкачественная" – это настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции. Она способствует поддержанию жизни и является реакцией на угрозу витальным потребностям;

2. Агрессия "злокачественная" – это насилие, жестокость, наглость, хамство, зло). Такая агрессия не является биологически адаптивной, и она не призвана защищать витальные интересы человека.

О. Хухлаева, берет за основу стиль поведения в конфликте и выделяет следующие виды агрессивности:

1. Защитная. Возникает при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в таком случае – защита от окружающего мира, который представляется ребенку опасным;

2. Деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность;

3. Демонстративная. Возникает при желание ребенка обратить на себя внимание;

Н.Д. Левитов предлагает следующую классификацию агрессии:

1. Типичная для характера человека агрессия;

2. Нетипичная для характера человека агрессия (она может отражать начало возникновения новых черт характера);

3. Эпизодическая, преходящая агрессия.

Социальные и биологические науки пришли к тому, что, возможно, наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения оказывают средовые факторы. К таковым можно отнести порочное воспитание, включающее физические наказания, моральное унижение, социальную и сенсорную изоляцию, табу на эмоциональные проявления, а также такие мега-факторы как скученность (небывалое увеличение плотности населения). Природа человеческой агрессии с трудом поддается анализу.

Рассмотрев феномен агрессии, есть смысл обратиться к пониманию ее причин в разные возрастные периоды. Известно, что агрессивность усиливается в критические возрастные периоды (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет). Этот факт рассматривается специалистами как показатель нормального роста организма.

Критерии агрессивного поведения по М. Алворду, П. Бейкеру:

Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8.Чувствителен. Очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которое нередко раздражают его.

Признаки агрессивности (И.П. Подласый):

1.Упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб учителя.

2.Драчливость.

3.Постоянная или длительная подавленность, раздраженность.

4.Беспричинные вспышки гнева, озлобленность.

5.Жестокое обращение с животными.

6.Стремление оскорбить, унизить.

7.Властность, стремление настоять на своем.

8.Эгоцентризм, неспособность понять других.

9.Эмоциональная глухота. Душевная черствость.

10.Самоуверенность, завышенная самооценка.

Выделяют множество факторов, влияющих на появление агрессивности:

1. Семья;

а) Стиль воспитания в семье: гиперопека, гипоопека

б) Эмоциональная близость с ребенком

в) Социально – культурный статус семьи и т.д.

2. Индивидуальные особенности человека;

a) Сниженная произвольность

б) Низкий уровень активного торможения и т.д.;

3. Сверстники (через взаимодействие с ними формируется определенная модель поведения);

4. Средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают все большую значимость в формировании агрессивности не только у детей, но и у всего населения в целом;

5. Нестабильная социально – экономическая обстановка.

Устойчивые агрессивные тенденции в поведении детей младшего школьного возраста имеют истоки в сфере взаимоотношений со значимыми взрослыми, а таковыми являются родители и учителя.

Главный источник живых примеров агрессивного поведения для большинства детей является семья. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия», Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Дети, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности. Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Часто агрессивный ребенок ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и влияет на душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человеком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.

Е.К. Лютова и Г.Б. Монина утверждают, что почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Этого драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще трудней понять.

Научаются агрессивному поведению дети и в ходе взаимодействия с другими детьми. Один из способов научения агрессивным действиям у сверстников – игра. К этим играм можно отнести те, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся и пр. Кроме того, в этом возрасте наиболее характерна реактивность или так называемая ответная агрессивность на действия сверстников. Часто агрессия может возникать как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, то есть как акт возмездия за что-либо.

Как уже было отмечено, на становление агрессивного поведения дошкольника оказывает влияние семейное окружение и особенности взаимодействия с другими детьми; но нельзя оставить без внимания и еще один фактор, который особенно в последние годы вызывает серьезную озабоченность и у родителей, и у педагогов, и у психологов. Это влияние средств массовой информации.

Современные дети часто прибегает к агрессии т.к. научаются видеть в ней способ решения жизненных трудностей, т.е. можно говорить о процессе социализации агрессии как результате усвоения навыков агрессивного поведения и развитии агрессивной готовности личности. В пользу этой концепции говорит то, что ребенок, как правило, не выбирает агрессию осознанно, а отдает ей предпочтение, не имея навыков конструктивного решения своих проблем. Агрессию рассматривают как социальное поведение, включающее навыки и требующие научения. Чтобы совершить агрессивное действие, человек должен много знать: например, какие слова и действия причинят страдания, какие приемы будут болезненными и т.п. эти знания не даются при рождении. Люди должны научиться вести себя агрессивно.

Усвоение агрессивных реакций на своем опыте играет важную роль, но научение через наблюдение оказывает даже большее воздействие. Человек, ставший свидетелем насилия, открывает для себя новые грани агрессивного поведения, которые ранее отсутствовали в его поведении. Наблюдая агрессивные действия других, человек может пересмотреть ограничения своего поведения: другим можно, значит и мне можно. Постоянное наблюдение сцен насилия приводит к утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и чужой боли. В результате настолько привыкает к насилию, что перестает рассматривать его как неприемлемую форму поведения.

 

 

 

ГЛАВА 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.