КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коррекция детской агрессивности методом директивной сказкотерапии
После проведения диагностики уровня агрессивности детей дошкольного возраста, посещающих ЦРР – детский сад № 29 «Росинка» со второй экспериментальной подгруппой была проведена коррекционная работа по снижению уровня агрессии методом директивной сказкотерапии. Цели директивного метода сказкотерапии: 1. Развить позитивную Я-концепцию. 2. Выработать большую способность к самопринятию. 3. Овладеть чувством контроля. Развить сенситивность к процессу преодоления трудностей. 4. Развить внутренний источник оценки. Обрести веру в себя. Данный метод осуществлялся индивидуально с каждым ребенком. Сказки, метафоры подбирались или сочинялись с учетом его особенностей и возможностей, а также в соответствии с его проблемами и целями работы. Работа осуществлялась поэтапно. Первый этап включал в себя цикл занятий (2-3 занятия) основанных на беседе и наблюдениях психолога с дальнейшей их интерпретацией, для выявления позитивных аспектов (его интересов, увлечений), а также проблем ребенка и выделения целей дальнейшей работы. Цель данного этапа заключалась в том, чтобы научить детей определять, выражать свои чувства и разделять их с другими; помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания. Второй этап включал в себя рассказывание сказочных историй аналогичных проблемам ребенка, участники и события которых сходны с реальными. На данном этапе идет обсуждение и анализ сюжетной линии сказки, выявление проблемы и поиск приемлемого для сказочного героя варианта решения. Общие цели данного этапа: - помочь различить и определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение, выработка у ребенка уверенности в своих силах; - сформировать у ребенка чувство собственного достоинства; - познакомить с позитивными способами управления негативными чувствами. И, наконец, третий этап данного цикла занятий – это «проживание сказки», участие в ней. Данные занятия включают в себя различные техники расслабления, игры и упражнения направленные на снижение уровня агрессивности через создание у детей внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений. Здесь выделялись следующие цели: - научить детей принимать окружающий мир таким, какой он есть, и жить с ним в согласии; - научить детей доверять себе, своим чувствам, своему сердцу, стать себе лучшим другом – принять особенности своего развития как реальность естество самого себя; - доказать необходимость любить и уважать себя, принимать себя таким, какой он есть. Необходимым условием роста ребенка становится обеспечение его позитивного опыта в присутствии взрослого, который его понимает и поддерживает. Основные принципы, которые образовывали базис терапевтических отношений и облегчали реализацию внутренних источников роста ребенка – это естественность, безусловное принятие и сенситивное понимание. Естественность подразумевала такую систему отношений в сказкотерапии, где мы в начале первых занятий не принимали на себя какую–либо роль и не действовали по заранее намеченной схеме. Ребёнку для начала предлагалось поиграть, порисовать, т.е. использовался метод недирективной игры. При использовании этого приёма на занятиях директивной сказкотерапии в работе с агрессивными дошкольниками принцип естественности стал одним из единственно возможных способов построения отношений между ребенком и психологом. Связано это на наш взгляд с тем, что высокоагрессивные дети с нежеланием вступают в новую ситуацию взаимодействия. Пример5. В игровой комнате на первом занятии – Алина П., ребенок с высоким уровнем аутоагрессивности, крайне застенчива и неуверенная в себе, испытывает большие трудности в общении со сверстниками… Садится на диванчик, вдали от шкафчиков с игрушками и потихоньку их рассматривает.
Оксана раскрашивает домик «Радость» коричневым цветом, комментируя свой выбор тем, что тот цвет ей сегодня больше нравится.
В данном случае постепенное, ненавязчивое поведение психолога в рамках принципа естественности позволило начать процесс построения отношений. Причем, хотелось бы отметить, что терапевтический процесс начался не с того момента, когда девочка взяла карандаши, а уже с первых минут пребывания ребенка в игровой комнате. Любое взаимодействие с ребенком, в том числе реализация принципа естественности не представлялась возможным без использования принципа сенситивного понимания, подразумевающем в сказкотерапии такой вид эмпатии, который выражается в способность увидеть мир другого человека, почувствовать его внутренние резервы. В процессе работы с высоко агрессивными детьми дошкольного возраста было достаточно сложно реализовывать этот принцип, но именно его удачное использование в большинстве случаев позволило добиться эффективных результатов в создании возможности для понимания ребенком мира собственных чувств и чувств окружающих. Эффективное использование в процессе сказкотерапии двух выше указанных принципов (естественности и сенситивности) не представлялось бы возможным, если бы отсутствовал третий принцип – безусловное принятие, который характеризуется уважением к ребенку, как к личности, заслуживающей внимания. Реальный интерес к ребенку основывается на взаимодействии внутри системы отношений, на познании личности ребенка. При этом должно постоянно присутствовать безусловное принятие ребенка таким, какой он есть. Такое принятие обеспечивает ребенку свободу и позволяет ему быть самим собой в пределах скзкатерапии. Пример 6. Стас П. - ребенок из не очень благополучной семьи. Обладает высоким уровнем агрессивности. Ребенок часто угрюмый и замкнутый. На третьем занятии для него была подобрана сказка про: «Сказочную страну и сказочного короля». В элементы этого занятия входила игра с песком, и ребенку предлагалось построить замок для короля из песка.
В ходе терапии, в каждом конкретном случае, мы ждали, пока ребенок придет в согласие самим собой, выразит свои проблемы, найдет новые способы общения с окружающими, новые способы жизни. Пример 7. В игровой комнате Миша Вел. Двигательнорасторможенный, недисциплинированный ребенок с высоким уровнем агрессивности. В семье недавно появился маленький ребенок – младший братик Миши. Все внимание малышу. Миша подсознательно ревнует своих близких и злится на малыша, во всем обвиняя его. На 5 занятии для него была подобрана сказка по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди». Конечно в измененном варианте в соответствии с реальными событиями в жизни Миши. После, ребенку предлагалось нарисовать проблему данной сказки. Миша нарисовал младшего брата.
Проведенный эксперимент показал, что при работе с агрессивными детьми дошкольного возраста хороший эффект дает изобразительный материал. При работе с красками наряду с обычным рисованием использовалось рисование пальцами, которое очень увлекало детей.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |