Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекция детской агрессивности методом директивной сказкотерапии




После проведения диагностики уровня агрессивности детей дошкольного возраста, посещающих ЦРР – детский сад № 29 «Росинка» со второй экспериментальной подгруппой была проведена коррекционная работа по снижению уровня агрессии методом директивной сказкотерапии.

Цели директивного метода сказкотерапии:

1. Развить позитивную Я-концепцию.

2. Выработать большую способность к самопринятию.

3. Овладеть чувством контроля. Развить сенситивность к процессу преодоления трудностей.

4. Развить внутренний источник оценки. Обрести веру в себя.

Данный метод осуществлялся индивидуально с каждым ребенком. Сказки, метафоры подбирались или сочинялись с учетом его особенностей и возможностей, а также в соответствии с его проблемами и целями работы.

Работа осуществлялась поэтапно.

Первый этап включал в себя цикл занятий (2-3 занятия) основанных на беседе и наблюдениях психолога с дальнейшей их интерпретацией, для выявления позитивных аспектов (его интересов, увлечений), а также проблем ребенка и выделения целей дальнейшей работы. Цель данного этапа заключалась в том, чтобы научить детей определять, выражать свои чувства и разделять их с другими; помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания.

Второй этап включал в себя рассказывание сказочных историй аналогичных проблемам ребенка, участники и события которых сходны с реальными. На данном этапе идет обсуждение и анализ сюжетной линии сказки, выявление проблемы и поиск приемлемого для сказочного героя варианта решения. Общие цели данного этапа:

- помочь различить и определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение, выработка у ребенка уверенности в своих силах;

- сформировать у ребенка чувство собственного достоинства;

- познакомить с позитивными способами управления негативными чувствами.

И, наконец, третий этап данного цикла занятий – это «проживание сказки», участие в ней. Данные занятия включают в себя различные техники расслабления, игры и упражнения направленные на снижение уровня агрессивности через создание у детей внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений. Здесь выделялись следующие цели:

- научить детей принимать окружающий мир таким, какой он есть, и жить с ним в согласии;

- научить детей доверять себе, своим чувствам, своему сердцу, стать себе лучшим другом – принять особенности своего развития как реальность естество самого себя;

- доказать необходимость любить и уважать себя, принимать себя таким, какой он есть.

Необходимым условием роста ребенка становится обеспечение его позитивного опыта в присутствии взрослого, который его понимает и поддерживает.

Основные принципы, которые образовывали базис терапевтических отношений и облегчали реализацию внутренних источников роста ребенка – это естественность, безусловное принятие и сенситивное понимание.

Естественность подразумевала такую систему отношений в сказкотерапии, где мы в начале первых занятий не принимали на себя какую–либо роль и не действовали по заранее намеченной схеме. Ребёнку для начала предлагалось поиграть, порисовать, т.е. использовался метод недирективной игры. При использовании этого приёма на занятиях директивной сказкотерапии в работе с агрессивными дошкольниками принцип естественности стал одним из единственно возможных способов построения отношений между ребенком и психологом. Связано это на наш взгляд с тем, что высокоагрессивные дети с нежеланием вступают в новую ситуацию взаимодействия.

Пример5.

В игровой комнате на первом занятии – Алина П., ребенок с высоким уровнем аутоагрессивности, крайне застенчива и неуверенная в себе, испытывает большие трудности в общении со сверстниками… Садится на диванчик, вдали от шкафчиков с игрушками и потихоньку их рассматривает.

Психолог: Как много игрушек в этой комнате, я даже не знаю какую игрушку мне взять. А ты бы, какую взяла? (Алина молчит). Ты тоже ещё не решила? Я придумала, я возьму волшебные карандаши и начну рисовать, вот они мне и нарисуют ту игрушку, в которую мне захочется поиграть.
Психолог рисует, а затем берет ту игрушку, которую нарисовал.
Психолог: Вот это карандаши, настоящие волшебники. Нарисовали мне именно ту игрушку, которая мне больше всех нравится.
У ребенка появляется интерес в глазах, психолог предлагает девочке сделать тоже самое. Девочка соглашается. В процессе рисунка психолог предлагает послушать, о том, как у него оказались волшебные карандаши. («История о волшебной стране чувств, которая живет внутри нас»).
Психолог: Алина: Психолог: ...И эти волшебные карандаши, могли бы помочь жителям, раскрасить их домики. Помоги им раскрась каждый домик. А вдруг им не понравится, как я раскрашу? Конечно, им понравится, я уверена, ты хорошо с этим справишься. Начни со своего любимого цвета.

Оксана раскрашивает домик «Радость» коричневым цветом, комментируя свой выбор тем, что тот цвет ей сегодня больше нравится.

 

В данном случае постепенное, ненавязчивое поведение психолога в рамках принципа естественности позволило начать процесс построения отношений. Причем, хотелось бы отметить, что терапевтический процесс начался не с того момента, когда девочка взяла карандаши, а уже с первых минут пребывания ребенка в игровой комнате.

Любое взаимодействие с ребенком, в том числе реализация принципа естественности не представлялась возможным без использования принципа сенситивного понимания, подразумевающем в сказкотерапии такой вид эмпатии, который выражается в способность увидеть мир другого человека, почувствовать его внутренние резервы.

В процессе работы с высоко агрессивными детьми дошкольного возраста было достаточно сложно реализовывать этот принцип, но именно его удачное использование в большинстве случаев позволило добиться эффективных результатов в создании возможности для понимания ребенком мира собственных чувств и чувств окружающих.

Эффективное использование в процессе сказкотерапии двух выше указанных принципов (естественности и сенситивности) не представлялось бы возможным, если бы отсутствовал третий принцип – безусловное принятие, который характеризуется уважением к ребенку, как к личности, заслуживающей внимания. Реальный интерес к ребенку основывается на взаимодействии внутри системы отношений, на познании личности ребенка. При этом должно постоянно присутствовать безусловное принятие ребенка таким, какой он есть. Такое принятие обеспечивает ребенку свободу и позволяет ему быть самим собой в пределах скзкатерапии.

Пример 6.

Стас П. - ребенок из не очень благополучной семьи. Обладает высоким уровнем агрессивности. Ребенок часто угрюмый и замкнутый. На третьем занятии для него была подобрана сказка про: «Сказочную страну и сказочного короля». В элементы этого занятия входила игра с песком, и ребенку предлагалось построить замок для короля из песка.

Стас: Психолог: Стас: Психолог: Стас: Психолог: Стас: Психолог: Стас: Психолог: Стас: Психолог: Стас: Психолог: Стас: Психолог: Стас: Психолог: : Я не буду строить замок! Хорошо, не надо, а что ты хочешь построить. Машину. Здорово, давай построим машину. Кто в ней будет ехать? Я и мама. А папа? Папа не поедет – он у тети Лены живет. (Родители Стаса развелись). Какая замечательная машина получилась! Очень красивая! Это не машина. (Ломает постройку). Во что же она превратилась теперь? В кучу. В замок. Это у тебя самый настоящий замок. Для кого ты его построил, для короля? Нет, для моего медвежонка (любимая игрушка). Он будет там жить? Там будет жить король. А медвежонок будет ходить к нему в гости, да? Да. А ты пойдешь вместе с медвежонком в гости к королю в его прекрасный замок? Пойду. А ты пойдешь? А вот сейчас мы все вместе и отправимся в сказочную страну сказочного короля...

 

В ходе терапии, в каждом конкретном случае, мы ждали, пока ребенок придет в согласие самим собой, выразит свои проблемы, найдет новые способы общения с окружающими, новые способы жизни.

Пример 7.

В игровой комнате Миша Вел. Двигательнорасторможенный, недисциплинированный ребенок с высоким уровнем агрессивности. В семье недавно появился маленький ребенок – младший братик Миши. Все внимание малышу. Миша подсознательно ревнует своих близких и злится на малыша, во всем обвиняя его. На 5 занятии для него была подобрана сказка по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди». Конечно в измененном варианте в соответствии с реальными событиями в жизни Миши. После, ребенку предлагалось нарисовать проблему данной сказки. Миша нарисовал младшего брата.

Психолог: Миша: Психолог: Миша: Психолог: Миша: Психолог: Миша: Психолог: Миша: Психолог: Миша: Почему ты нарисовал маленького брата. Ты считаешь, что он виноват в том, что его похитили? Если бы он не играл на крылечке в яблоки, его бы не похитили. А кто посадил его на крыльцо? Ну, старший брат. Он не любил играть со своим братиком, потому что он был маленький и не умел играть в игры, старший брат не хотел играть с ним, поэтому он ушел. Но он наверно, не хотел, чтобы его маленького братика похитили. (С некоторым сомнением) Не зна-а-ю. Что бы произошло, если бы старший брат не смог спасти своего младшего братика? На него бы все ругались. А что бы чувствовал сам старший брат? Ведь младшего братика уже не вернуть. Да он маленький и пока не умеет играть, но он бы мог вырасти и стать для нашего героя лучшим другом. (Задумался). Я думаю, ему стало бы грустно. Как нам исправить эту проблему? Я нарисую большую крышу, и гуси-лебеди его не увидят.
Миша рисует рядом с младшим братом, старшего, который его обнимает, а над ними большую крышу.
Миша: Теперь они будут дружить и вместе играть. А когда младший брат вырастет, они будут играть в гонки на компьютере

 

Проведенный эксперимент показал, что при работе с агрессивными детьми дошкольного возраста хороший эффект дает изобразительный материал. При работе с красками наряду с обычным рисованием использовалось рисование пальцами, которое очень увлекало детей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.