КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Игрушки и игровой материал
Понимая то, что игрушки и игровой материал следует тщательно подбирать, в зависимости от их соответствия логическим обоснованиям сказкотерапии, подобранные игрушки можно структурировать на три группы: 1. игрушки из реальной жизни (куклы, машины, дома, и т.д.) они решают ряд задач: делают возможным непосредственное выражение чувств ребенка, дают возможность ребенку через сказку приблизиться к реальности, что особо важно для детей с отклонениями в развитии, а также застенчивых или упрямых детей; 2. игрушки, помогающие отреагировать агрессию (игрушечные солдатики, ружье, резиновый нож, изображения диких животных, погремушки, пластиковые бутылки, бумага и т.д.) Они могут быть использованы детьми для выражения гнева, враждебности. 3. Игровой материал для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок, вода, глина, пластилин, кубики, краски и т.д.) они особенно полезны для работы с детьми с ограниченными возможностями, а так же с замкнутыми и застенчивыми детьми. Они развивают воображение, пробуждают фантазию, к тому же помогают ребенку понимать, что такое созидать и разрушать, позволяют ребенку почувствовать себя защищенным, выражая свои чувства. После завершения коррекционной работы (директивным и недирективным методом сказкотерапии) во всех группах была проведена повторная оценка уровня агрессивности каждого ребенка. (Приложение 6) Сравнивая результаты контрольной группы в период до и после коррекции (в самом коррекционном процессе эти дети участия не принимали), мы можем увидеть, что количество детей с показателями агрессивности 25 % увеличилось на 1%, 75% - на 2%. Если принять во внимание, что все показатели выше нормы, то можно говорить о том, что практически у всех детей контрольной группы уровень агрессивности – высокий, и за период эксперимента результат повысился на 3%. Это может быть связано с тем, что диагностическое исследование проводилось в период перехода детей из детского сада в школу, а переход на новый жизненный рубеж не мог остаться без последствий для высоко дисгармоничных личностей испытуемых. Такие дети отличались беспокойным, бесконтрольным поведением, настороженностью и враждебностью. Им нередко бывало трудно сосредоточиться. У них наблюдались частая заболеваемость, плохой аппетит, нарушение сна. Страх перед возможной неудачей, новым коллективом не позволял им приниматься за что-либо новое и интересное вместе с другими детьми. Из Приложения 6 схемы1 видно, что количество детей, имеющих высокий уровень агрессии увеличилось на 2%, а количество детей контрольной группы, имеющих средний уровень агрессивности увеличилось на 1%.
Анализируя результаты, представленные в таб. 2 приложение 1, можно отметить, что после проведения коррекции агрессии в первой экспериментальной подгруппе методом недирективной сказкотерапии уровень агрессивности существенно снизился, показателей, соответствующих высокому уровню агрессивности равен 2%, а большинство детей обладают средним уровнем агрессивности – 75%, и 23% – низким.
На рис.2 приложение 6 наглядно представлено, что количество детей, имеющих высокий уровень агрессивности снизилось с 83% до 2%, детей, имеющих средний уровень агрессии повысился с 17% на 75%, а детей, имеющих низкий показатель стало 23% от всей группы. Из рисунка 3 приложение 4 видно, что уровень агрессивности контрольной группы повысился, в то время, как уровень агрессии детей первой экспериментальной группы понизился. После коррекции у этих детей не наблюдалось ни одного показателя высокого уровня агрессивности, в то время как до коррекции практически все показатели соответствовали этому уровню. Дети первой экспериментальной группы стали проявлять меньше агрессивных выпадов по отношению к окружающим, меньше беспокойства в стрессовых ситуациях и т.д., изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками дети стали проявлять меньше агрессии в играх, а больше доброжелательности и отзывчивости, полученные навыки установления контактов позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников. Изменилось и поведение детей дома. Правда, не во всех случаях первоначально родители приняли подобные изменения. Например, некоторые мамы (мамы Насти Т. и Леши К.) говорили, что раньше они не знали с ребенком никаких проблем, их дети были тихими, спокойными, они никогда не мешали заниматься родителям своими делами, а теперь они стали подвижными, «через чур общительными» детьми, которые «во все лезут». После беседы с ними им удалось объяснить, что не всегда тихий и пассивный ребенок является беспроблемным, а поведение их ребенка в настоящее время и является нормальным для дошкольного возраста. Родители соглашались, что и сами видят позитивные изменения в ребенке, например то, что он стал наиболее самостоятельным, повзрослевшим. Ребенок стал с большей охотой заниматься на занятиях и посещать детский сад, вступать в контакт со сверстниками. Результаты, представленные в таб.3 приложение 6 наглядно показывают, что после проведения коррекции детской агрессивности во второй экспериментальной группе методом директивной сказкотерапии уровень агрессии существенно снизился, показателей, соответствующих высокому уровню агрессивности нет совсем, а большинство детей обладают средним уровнем агрессии – 65%, а низким – 35%. Как показывает рисунок 4 приложение 6, после коррекции агрессивности детей методом директивной сказкотерапии количество детей, имеющих средний уровень агрессии повысилось на 39%, детей, имеющих низкий уровень агрессии стало 35%, а детей, имеющих высокий уровень агрессивности после проведенной коррекции не осталось.
Из рис.5 приложение 6 видно, что агрессивность у детей второй экспериментальной подгруппы, прошедших курс сказкотерапии, снизилась по сравнению с уровнем агрессивности у детей контрольной группы. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности сказкотерапии для коррекции высокого уровня агрессии, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников.
Из рисунка 6 приложение 6 можно проследить эффективность коррекции уровня агрессивности детей. Полученные данные позволяют судить о том, что оба метода сказкотерапии являются одинаково эффективными в коррекции агрессивности детей дошкольного возраста
Выводы проведения терапии
Сравнив результаты всех экспериментальных подгрупп до и после коррекции, можно проследить полное изменение процентных данных и, показатели, которые соответствовали высокому уровню агрессивности отсутствуют. Формирующий эксперимент позволил проследить динамику снижения агрессивности детей дошкольного возраста. В этих группах были получены результаты в пределах от 0 до 50%, что соответствует низкому и среднему уровню агрессии. Естественно, что у этих детей не наблюдалось поведение, свойственное испытуемым контрольной группы. Эти дети стали более доброжелательными, уравновешенными, активными, жизнерадостными, менее капризными и беспокойными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи и не бояться новых видов деятельности. Они также научились налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появилось больше доверия к окружающим. У всех детей экспериментальной группы улучшилось самочувствие, они стали меньше болеть, чаще ходить в детский сад. Дети стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях и т.д. Изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками дети стали проявлять меньше агрессии в играх, и на занятиях, а большую эмпатичность по отношению к другим. Полученные навыки установления контактов позволили приобрести более высокое статусное положение в группе. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности всех методов театральной терапии, но эффективность коррекционной работы методом директивного театрального действия показала более высокий уровень снижения агрессии у детей. Результаты второй экспериментальной подгруппы выше, чем у первой подгруппы, где коррекционная работа проводилась методом недирективного театрального действия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подведу итог работы. Все задачи, которые были поставлены в исследовании выполнены. На этапе констатирующего эксперимента были выявлены показатели уровня агрессивности детей дошкольного возраста. Коррекционная работа, в задачи которой входило проведение коррекционной программы, направленной на снижение детской агрессии у дошкольников, была проведена в два этапа (в качестве средства коррекции была выбрана современная терапия театральным действием): первый этап – коррекция агрессивности методом недирективного театрального действия, второй этап – коррекция агрессивности методом директивного театрального действия. Групповая и индивидуальная коррекционная работа проводилась в специально смоделированных для индивидуальных и групповых занятий комнатах на базе детского сада № 9 «Колобок». В ходе формирующего эксперимента по коррекционной работе методом терапии театральным действиеми агрессивного поведения я подтвердила гипотезу о том, что директивная сказкотерапия является более эффективным методом коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста с ЗПР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие// Под редакцией Платоновой Н.М. – СПб.: Речь, 2004. – 328 с. 2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 94 с. 3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отногшений. – М.: Эксмо - пресс, 2000. – 443 с. 4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с. 5. Бреслав Г.Е. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с. 6. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей // Дошкольное воспитание. – 2003 - № 6. – С. 55-58. 7. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно–методическое пособие. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с. 8. Волкова Е.В. Скажем «нет!»агрессии!/ Психологическая газета.- 2003. - №5 - 6. – С. 17-21. 9. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 2000 -176 с. 10. Грошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. – М. 2005. – 464 с. 11. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. – СПб.: Петроглиф, 2009. – 352 с. 12. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2006. – 448 с. 13. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с. 14. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е издание, испр.- СПб: Союз, 2007. – 224 с. 15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. – 254 с. 16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.:Речь,2006.-208с. 17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2005. – 168 с. 18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 250 с. 19. Изард К. Эмоции человека: (пер. с англ.) / Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С.Егоровой; вступительная статья А.Е.Ольшанникововй.- М.: Изд-во МГУ, 2008. – 439 с. 20. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. – М.: Новая школа, 2004. – 146 с. 21. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.–М.: Академия, 2005. - 288 с. 22. Кипхард Э. Как развивается ваш ребенок. – М.: Теревиноф, 2006. -143 с. 23. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с. 24. Клейн М. зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб.: Б.С.К., 2001. – 347 с. 25. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Минск: Академия, 2000. – 416 с. 26. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Питер, 2003. – 148 с. 27. Краткий психологический словарь /Под редакцией А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.: ПЕР СЭ, 2005. – 205 с. 28. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб.: Питер, 2003. – 412 с. 29. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Питер, 2005. – 214 с. 30. Леонтьев А.Н. Проблемы в развитии психики. – М.: Просвещение 1981. – 564 с. 31. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы: Кн. Для воспитателей дет.сада.: [пер. с англ.] – М.: Педагогика, 2001. – 318 с. 32. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с ребенком –СПб: РЕЧЬ, 2000. – 176 с. 33. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Питер, 2005. – 182 с. 34. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 461 с. 35. Макарова Е.Е. Как вылепить отфыркивание. М.: НЛО, 2007. – 132 с. 36. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с. 37. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии – 2-е издание –М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с. 38. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы –М.: ВЛАДОС,1996-374с.. 39. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. –М., ВЛАДОС, 2006 – 456 с. 40. Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Гном–пресс, 2008. – 160 с. 41. Петровский А.В. О психологии личности – М.: ВЛАДОС, 2007. – 428 с. 42. Практикум по арт-терапии / Под ред. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 326 с. 43. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с. 44. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Питер, 2005. – 428 с. 45. Прекоп И. Маленький тиран. Как дети манипулируют родителями. – СПб.: Питер, 2004. – 281 с. 46. Психология. Учебник / Под Ред. Крылова А.А. – М.: Проспект, 2003. – 560 с. 47. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие/ Под ред. Деркаче А.А.-М.: РАГС, 2009. – 170 с. 48. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие.- М.: ВЛАДОС, 2006 – 529 с. 49. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2001. – 416 с. 50. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики психопатологии. М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. – 542 с. 51. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р.Агрессивные дети// Дошкольное образование. 2003. - №5. - С. 62-67. 52. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р.Психологические особенности и варианты детской агрессивности// Вопросы психологии. 2002.- №1. - С.17-26. 53. Специальная психология: Методические рекомендации / Сост. проф. В.В.Деларю. – Волгоград, 2002. – 398 с. 54. Специальная психология: Методические рекомендации/ Сост. Профессор Деларю В.В. – Волгоград, 2002. – 398 с. 55. Специальная психология/ Под ред. Лубовского В.И. – М.: Просвещение, 2003. – 462 с. 56. Сухарева Т.Е. Лекции по психиатрии детского возраста – М.: Академия, 2002. – 384 с. 57. Фрейд З. Я и ОНО. – М: ЭКСМО, 2006. – 859 с. 58. Фрейд З. Психология бессознательного. – Харьков.: ФОЛИО, 2006. – 568 с. 59. Фром Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2004. – 635 с. 60. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер, 2003. – 860с. 61. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2005. – 608 с. 62. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Речь, 2002. – 416 с.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |