Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оборудование комнаты




Оценка формирующего этапа исследования направленного на выявление эффективности коррекционно - развивающей работы по коррекции агрессивного поведения с использованием театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР

Продолжительность курса индивидуальных занятий методом директивной сказкотерапии зависела от индивидуальности каждого ребенка. Основное, на что здесь обращается внимание – это прохождение ребенком всех стадий терапевтического процесса. Количество занятий на каждой стадии индивидуально. Лишь при условии профессионализма психолога ребенок не задерживается ни на одном из этих этапов и происходит развитие. В ходе коррекционной работы удалось проанализировать изменение

В комнате психолога Владик Ш. Мальчик с высоким уровнем агрессивности, направленная на сверстников, с низкой самооценкой, комплексующий своим заболевание (заикание), испытывает трудности в общении со сверстниками. После прослушивания сказки «Сказка о маленькой звездочке»:
Психолог: Владик: Психолог: Владик: Психолог: Владик: Психолог: Владик: Психолог: Владик: Психолог: Владик: Психолог: Владик: Психолог: Владик: Как ты думаешь о ком эта сказка? (неуверенно) О звездах? О, всех звездах или об одной особенной звездочке? Не знаю. Как ты думаешь, о чем эта сказка нам хотела рассказать. Не знаю. Жила-была маленькая звездочка... С ней никто не хотел дружить. Почему ты так думаешь? Не знаю. А, может быть, с ней кто-нибудь все-таки хотел подружиться? Не знаю. Ты превратился в маленького Незнайку? (смеется) Не знаю. Давай поиграем. (продолжает смеяться) Не знаю.
Психолог берет игрушечный микрофон, мягкую игрушку (Зайчика). Сажает игрушку напротив себя, рядом с Владиком. Принимает на себя роль ведущего из телепрограммы.
Психолог: Здравствуйте, в эфире передача «В гостях у сказки». Сегодня в нашей передаче вы прослушали сказку о маленькой звездочке. Герой сегодняшней программы - Владик Шарков. Что вы можете сказать об этой сказке? Вам понравилась эта сказка?
(Психолог направляет микрофон на зайчика, обращаясь к нему – это еще больше забавляет Владика)
Владик: Психолог: Владик: Психолог: Владик: Психолог: Владик: (отвечает за зайчика) Понравилась. А о чем эта сказка? Жила-была маленькая звездочка. Она со всеми ругалась и не могла ни с кем подружиться. А ей хотелось? Да. Какие чувства она испытывала в тот момент? Ей было одиноко, холодно, тоскливо? Её было грустно...
В ходе беседы ребенок пытался голосом подражать герою телепередачи (Зайчику). Пытался имитировать жестикуляцию и кивки головой.
Психолог: Владик: Психолог: Владик: Психолог: ...Что же помогло маленькой звездочке подружиться с другими звездами? Что она сделала? Улыбнулась и стала со всеми здороваться. Ей было также грустно? Нет, ей уже было радостно. Волшебная сказка подарила нам золотое знание. Владик, оказывается, для того, чтобы с кем-то подружиться – иногда нужно просто улыбнуться и стать чуть вежливее и тогда ты станешь самой особенной звездочкой, с которой многие захотят подружиться.

агрессивного поведения дошкольников на занятиях сказкотерапии.

В ходе первой стадии (2-3 занятия) дети соотносили свои действия и высказывания с реакцией психолога. При этом они демонстрировали недоверие, враждебность. При правильной реакции психолога, грамотном построении диалога и актуально подобранных игр и упражнений дети переходили на следующую стадию.

Верная тактика психолога, терпение и безоценочное отношение помогли снизить тревогу, связанную с попаданием ребенка в новую ситуацию взаимодействия. Однако, снижение ситуативной тревоги не означает достижения целей терапевтического процесса в целом. Первые успехи лишь позволяют ребенку перейти на другой уровень терапии, что является признаком перехода на другую стадию.

На второй стадии (3-4 занятия) появлялись попытки детей установить отношения с психологом при этом дети выдавали наибольшее количество вербальной информации о себе. Именно здесь у психолога появилась реальная возможность выяснить истинные причины детской агрессивности, что помогло при подборе сказочных историй для последующих занятий (Например, в случае с Мишей Вел. Потребовалась еще и работа с родителями).

На занятиях данного этапа осуществлялось обсуждение и анализ сюжетной линии сказки, выявление проблемы и поиск приемлемого для сказочного героя варианта решения. На этой стадии многие дети уже соотносили себя и свои проблемы с проблемами «своих» героев. Прослушивание сказок стало более осмысленным. Дети на данной стадии уже пытались сами придумывать способы решения проблем своих героев, и даже пытались изменить линию сюжета так, чтобы проблема становилась менее значимая и угрожающая.

Пример 9.

Для агрессивно-обидчивой, раздражительной, импульсивной Леры С. была придумана сказка про угрюмую девочку, которая никогда не улыбалась, ни во что не играла, и ни с кем не дружила. Однажды злая повелительница страны Недружелюбия забрала девочку в свое королевство зазеркалья, и что бы девочке вернуться домой ей приходилось преодолевать множество испытаний. Одним из этих испытаний был коммуникативный тренинг, когда девочка (в лице Леры) должна была спросить одного из заколдованных жителей зазеркалья (ее собственное отражение в зеркале), как ей пробраться к волшебным воротам. Лере было очень трудно выполнить это упражнение, она смущалась, кривлялась, показывала язык, хмурилась, но никак не могла сформулировать просьбу.

Психолог: Лера: Психолог: Лера: Что же нам делать, ведь если мы не узнаем дорогу к волшебным воротам, наша героиня никогда не сможет вернуться назад? А давай, как будто девочка шла, увидела заколдованного жителя и не смогла ничего спросить, а он сам ее спросит: «Девочка, ты куда идешь?», она скажет: «Я ищу волшебные ворота» и он расскажет ей как к ним пройти. Давай попробуем. Посмотри в зеркало на отражение заколдованного жителя, пускай он спросит тебя: «Девочка, куда ты идешь?» (Повторяет). Девочка куда ты идешь? - (сама отвечает, меняя интонацию) Я ищу волшебные ворота...

 

В этом случае девочка попыталась упростить себе задачу, начав диалог от третьего лица, что ей в большей степени удалось сделать.

Третья стадия (5-6 занятий). На занятиях этой стадии дети как бы «проживали сказку», непосредственно участвуя в ней, примеряя на себя маску героев, проигрывая их роли, действия, эмоциональные состояния. Пробуя на себе способы решения определенных проблем, проецируя их в реальную жизнь и выбирая для себя более приемлемые.

Пример 10.

Во время беседы с мамой Вики М по проблемам девочки, (мама воспитывает девочку одна и всячески ее опекает, ребенок в свою очередь демонстрирует неконструктивное поведение и агрессию, направленную на мать, везде и всюду требует маминого внимания, не может отпустить ее от себя ни на минуту, тянет за рукава, дерется, обзывается, каждое утро в раздевалке детского сада заканчивается просто мучением для обеих), она призналась, что Вика впервые за долгое время стала все чаще пребывать в радостном настроении, значительно реже стали проявляться агрессивные тенденции, Вика стала более спокойно расставаться с мамой по утрам в детском саду. Дома тоже теперь может спокойно играть одна в комнате – рассаживает куклы и игрушки на ковер в кружок и рассказывает им сказки, по своему, конечно же...»

 

Условия проведения занятий.

Проведение занятий требует отдельного помещения, желательно

расположенного вдали от музыкального и спортивного зала, и от других источников повышенного шума. При групповой форме работы возможно проведение занятий на улице при наличии необходимого материала для организации коррекционных игр. В таком случае необходимо позаботиться о том, чтобы другие дети или взрослые не мешали проведению занятий, так как присутствие посторонних людей, даже в качестве зрителей, не позволяет снять детям напряжение.

Учитывая все эти условия для проведения занятий курса директивной сказкотерапии в детском саду «Росинка» было выбрано просторное помещение, хорошо освещенное, с пастельными цветами интерьера розовых и бежевых оттенков, занятия проводились во второй половине дня, что позволяло максимально комфортно осуществлять все этапы программы, без постороннего шума и внешних раздражителей.

Учитывая то, что атмосфера сказкотерапевтической комнаты чрезвычайно важна, поскольку здесь возникают первые впечатления ребенка, для повышения эффективности работы, было использовано помещение музыкального зала – для групповых занятий и кабинет психолога для индивидуальных, в оснащении которого были внесены лишь некоторые доработки, для того, что бы он удовлетворял требованиям проведения сеансов сказкотерапии.

Размер кабинета психолога 3,5x 4 м – этот размер является оптимальным при индивидуальной работе методом директивной сказкотерапии (которая была выбрана в данном случае), поскольку ребенок в этом случае находится довольно близко от терапевта в процессе терапии, что позволило создать оптимальную дистанцию между ними. Были созданы условия, для того, чтобы комната гарантировала ребенку защиту во время сеансов сказкотерапии: на окнах повешены шторы мягких темных тонов, которые при необходимости можно было бы задернуть. Данный кабинет оснащен стеклянной тонированной дверью (ребенок, находясь в комнате не видит, что происходит за дверью, в то время как родители могут бесприпятственно наблюдать за занятием). В комнате имелся мягкий диван, детские стулья и кресла – ребенок располагается по своему усмотрению там, где чувствует себя более защищенным.

Стены комнаты психолога окрашены в теплые пастельные тона зеленоватых оттенков. Игрушки сказочных героев располагались по периметру комнаты, в шкафу, и на полках, расположенных вдоль стен.

Комната также была оснащена сенсорным оборудованием (пузырьковая колба, светильник из световолокна, зеркальный шар, «сухой душ», настенное панно «Млечный путь») для создания более сказочной волшебной обстановки в ходе занятий.

Подобная комната является оптимальной для проведения сеансов сказкотерапии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.