Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сборник «Из-под глыб». «Раскаяние и самоограничение как основы национальной жизни»




«Раскаяние и самоограничение…» - вторая статья из сборника «Из-под глыб». Работа над ней начата осенью 1973 году, однако окончательный вариант появился только в сборнике, в 1974 году. На пресс-конференции, проведённой спустя год после написания эссе, Солженицын, говоря об этой работе, объясняет заложенную в ней идею: «раскаяние должно овладеть общественным национальным сознанием и в отношении внутренних событий, и в отношении внешних, то есть к соседям. Недостаток нашего недавнего Демократического движения в Советском Союзе был как раз, в частности, в том, что это движение разоблачало пороки социального строя, но не раскаивалось в грехах собственных и интеллигенции вообще. Но кто же держит сегодняшний режим — разве только танки и армия, а разве не советская интеллигенция? Больше-то всего и держит его советская интеллигенция»[28]. Таким образом, в этом материале он снова возвращается к теме насилия, осуществляемого государством, и роли советской интеллигенции (названной «образованщиной») в жизни страны.

В этой статье Александр Исаевич рассуждает о таком понятии как общественное чувство – эмоция, которую испытывает целая нация. По мнению писателя, стремление наук отделить сферу науки и анализа общества от человеческих эмоций и их определений неверно, поскольку люди, собранные в массы, всё равно остаются людьми. И для нашей нации Солженицын находит три явления, которые мы должны решиться принять для себя, которые нам необходимо испытать – раскаяние, самоограничение и отказ от насилия.

Отказ от насилия не указывается в заголовке статьи, однако упоминается Солженицыным как необходимый для нравственного здоровья нации. Впрочем, здесь ему уделено меньше внимания. и потому стоит перейти к следующим двум пунктам.

Раскаяние, по мнению писателя, есть необходимое условие для благополучия страны. Солженицын пишет, что государство может быть рождено через тяготы, через кровь и революцию, и что чаще всего так и происходит. Но для того, чтобы такая страна благоденствовала после окончания всех конфликтов, необходимо раскаяние в содеянном, пусть даже цель оправдала средства и намерения были благими. «Для того чтобы такие государства существовали при внутренней прочности, а не на спайке понуждающей силы, никак не обойтись без развитого чувства раскаяния у живущих там народов — иначе под любой золою будет вечно тлеть и снова, снова вспыхивать огонь, и не будет прочности у этих стран»[29].

Следующее после раскаяния необходимое национальное чувство – самоограничение. Александр Исаевич считает, что капиталистические страны сами виноваты в создании такого мощного социалистического государства, поскольку «именно в ответ на бесстыдство неограниченной наживы развился и весь социализм»[30]. Капитализм изначально предполагает существования общества потребления, но и в социализме самоограничения пока нет. Граждане СССР привыкла к самоограничению внутри страны, но внешняя политика советского союза очень агрессивна, она предполагает вмешательство во внутренние дела других стран. Также Солженицын говорит об ошибочности создания прибалтийских социалистических республик, поскольку мы не в силах «понимать европейские нужды и пути»[31].

Итог, который делает Солженицын: мы должны отказаться от насилия как метода решения проблем, раскаяться в грехах и ошибках революции и развития СССР и самоограничить себя. Отказаться от космической программы («что подбираться к оборудованию лунных деревень, когда хилеют и непригодны стали для житья деревни русские?»[32]), от готовности взять под своё крыло любую страну, «лишь бы она проявляла намерение национализировать средства производства и централизовать власть»[33] и обратить внимание на северо-восточные части СССР. По мнению писателя, именно здесь сила русской культуры, это территории, которые символизируют национальное единство, и в них будущее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.