КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Институционализм
Неолиберализм Неолиберализм - направление современной экономической теории, включающее в себя признание полной свободы предпринимательства, свободы потребительского выбора и одновременно признание необходимости государственного регулирования экономики в интересах обеспечения свободы конкуренции и удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. Рекомендации неолибералов в области экономической политики предусматривают, главным образом, ограничение и преодоление любых монополистических тенденций в экономике, широкое использование рыночных механизмов, максимальную свободу потребительского вы бора и социальную ориентированность экономики. Неолиберализм - продолжатель традиции «старого» экономического либерализма XVTII-XIX веков, провозглашавшего принцип свободы торговли и невмешательства государства в экономическую жизнь, означавшего сведение роли государства в общественной жизни к выполнению функций «ночного сторожа». Подобные идеалы экономического либерализма с начала XX века уже перестали соответствовать характеру мировой капиталистической экономики, в которую все сильнее проникали монополистические начала и жесткое государственное регулирование в интересах прежде всего крупнейших компаний и корпораций Полное крушение воззрений экономического либерализма продемонстрировало мировое экономическое развитие в первой трети XX века, и особенно «Великая депрессия» 1929 - 1933 гг., в результате которой вопрос о жизнеспособности капиталистической системы стал ключевым вопросом дальнейшего развития общества. Это обусловило отказ от старых принципов экономического либерализма и широкое признание необходимости государственного регулирования экономики, признание преимущественного значения макроэкономической политики, ориентированной на поддержание решающих макроэкономических пропорций (между спросом и предложением, между потреблением и накоплением и т.п.) в национальной экономике. Теоретическим обоснованием новой роли государства в экономике и необходимости приоритета макроэкономической политики над интересами отдельных капиталистов и предпринимателей стало учение Д. М. Кейнса, опубликовавшего изложение своих взглядов в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Принципы кейнсианства нашли довольно широкое применение, реализовались посредством экономической политики буржуазных государств, преимущественно англосаксонских (США, Великобритания, Канада, Австралия) в 40-60-е годы XX века. Однако наряду с этим экономический либерализм стал перестраиваться и приобретать новые черты. Он получил развитие в новых условиях и виде так называемого неолиберализма. Формирование концепции неолиберализма происходило фактически одновременно с распространением кейнсианства. Эта концепция включила в себя признание регулирующей функции государства в экономике, но при сохранении традиционных либеральных идеалов свободной конкуренции и «невидимой руки» рынка. Главные положения программы неолиберализма были сформулированы на международном «коллоквиуме Липмана», состоявшемся в 1938 г. в Париже. Начавшаяся в 1939 г. Вторая мировая война сделала невозможным практическое применение неолиберальной экономической программы, и проведение экономической политики неолиберализма началось с конца 40-х годов XX века. Неолиберальная концепция получила признание среди экономистов многих стран, включая США, Великобританию, Францию, Австрию, Японию и др. Вместе с тем наибольшее распространение, обоснование и практическое применение воззрения неолиберализма получили в ФРГ. Основоположниками германского экономического неолиберализма были Вальтер Ойкек (1891-1950), Александр Рюстов (1885-1963). По социальной направленности своих экономических воззрений к ним был довольно близок Франц Оппенгеймер (1864-1943), Согласно воззрениям экономического неолиберализма, идеальным состоянием экономики и наилучшей средой для проявления предприимчивости, изобретательности, новаторства может служить только среда свободной конкуренции при широком распространении в экономике эффективных, жизнеспособных мелких и средних частных хозяйств. Свободная конкуренция, пробуждая инициативу и предприимчивость многочисленных предпринимателей, создает одновременно наиболее эффективный рыночный механизм распределения экономических ресурсов и обеспечения растущего благосостояния всех слоев населения. В понимании роли свободной конкуренции по существу нет различий между неолиберальным и неоклассическим направлениями современной экономической теории. Различия обнаруживаются прежде всего в трактовке экономической роли государства, задач и границ его вмешательства в экономическую жизнь. Неолибералы признают необходимость государственного вмешательства в стихийное экономическое развитие. Однако это вмешательство необходимо именно для того, чтобы предотвращать монополизацию экономики, сохранять и стимулировать свободную конкуренцию, свободное Ценообразование Государство, согласно неолиберальной концепции, не должно само вести свою игру в экономике. Оно подобно судье на футбольном поле или регулировщику уличного движения на перекрестке Должно побуждать всех экономических субъектов соблюдать «правила игры», так называемые принципы свободной конкуренции. Это достигается преимущественно путем использования находящихся в руках государства экономических рычагов и стимулов - таких, как налоговая система (включая налоговые льготы и преференции), кредит (регулирование процентных ставок по кредиту). Тем же целям служат и политика (поощрение экспорта, главным образом индустриального, продукции высоких технологий и пр.), предоставление государственных заказов приоритетным отраслям и предприятиям и т.д. Неолибералы выступают против кейнсианских идей о допустимости инфляционного «взвинчивания» спроса, считают необходимым поддерживать стабильную, устойчивую денежную систему. Отвергается и кейнсианский тезис о необходимости достижения полной занятости. Выступая против монополизма в экономике, неолибералы относят к числу монополистических организаций и профессиональные союзы, рассматривая их в качестве монопольных продавцов на рынке труда, нарушающих принципы свободного ценообразования на этом рынке. Неолиберальные воззрения общетеоретического характера получили свое наиболее детальное практическое воплощение в ФРГ, в принципах и политике «социального рыночного хозяйства» или «социальной рыночной экономики». Принципы социальной рыночной экономики, впервые сформулированные Вальтером Ойкеном, состоят в следующем 1) приоритет частной торговли перед другими формами собственности; 2) конкуренция без монополистических проявлений (конкуренция-условие того, чтобы частная собственность на средства производства не вела к нарушениям в экономической и социальной областях); 3) принцип свободного ценообразования («Сущность рыночного хозяйства, - указывал В.Р. Ренке, - в том, что на место регулирования экономического процесса планом и приказами властей оно ставит регулирование посредством механизма свободных цен». Это не исключает, однако, некоторого участия государства в процессах ценообразования.); 4) стабильность денежной системы и денежного обращения, поддерживаемых государством; 5) права и обязанности частных предпринимателей вытекают из их экономической самостоятельности и их ответственности перед обществом. (Речь идет о соблюдении ими «правил игры», т.е. законов и взятых на себя обязательств перед другими экономическими субъектами.); 6) государство не может оставаться нейтральным по отношению к экономическому развитию, однако его деятельность должна быть направлена не на руководство экономическим процессом, а лишь на поддержание существующих форм организации и функционирования экономики. Названные принципы были претворены в жизнь в ФРГ после второй мировой войны. Проводником политики «социального рыночного хозяйства» и творцом германского послевоенного «экономического чуда» стал выдающийся экономист-практик, видный государственный деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897-1977). В качестве министра экономики, вице канцлера, а затем и канцлера он настойчиво проводил в жизнь идеологию неолиберализма и принципы создания «социально-ориентированной рыночной экономики», добился ее установления и успешного функционирования в Западной Германии. В настоящее время аналогичная политика проводится в рамках объединенной Германии, в том числе в «новых землях», вошедших в состав Германии в 1989 году. Следует отметить, что «социальная рыночная экономика» не избавляет ту или иную страну от экономических трудностей и проблем, В частности, экономика Германии, как и других стран, проводящих в жизнь неолиберальные идеи, характеризуется весьма высоким уровнем безработицы как в условиях экономических спадов, так нередко и в условиях экономического подъема. Доктрина социального рыночного хозяйства стала одной из ведущих на Западе, определяющей экономическую и социальную политику ряда развитых европейских государств, таких, как Австрия, Бельгия, Нидерланды и др. При этом провозглашается, что социально-ориентированная рыночная экономика - не капитализм в его традиционной форме и не социализм, что она воплощает собою в современных условиях своеобразный «третий путь» экономического и социального развития. Данная модель экономической системы, обеспечивающая экономическую свободу всех субъектов и социальное партнерство различных слоев, представляет значительный интерес и для выбора стратегии социально-экономических преобразований в России и СНГ в переходный период.
В конце XIX века возникает и в течение всего XX века развивается научное направление в политической экономии - институционалшм (от лат. «institutio» - образ действия, обычай, наставление, указание). Исследуя «институции», под которыми понимаются многие явления как базисного, так и надстроечного порядка (например государство, семья, религия, обычаи, налоги, общественные организации, частная собственность, монополия, финансовая система и т.п.), институционалисты пытаются найти их основы в психологических, этических, правовых, а в последний период (и особенно) в технических аспектах жизнедеятельности общества, в общем процессе его «цивилизованного» развития. Основоположником институционализма считается американский экономист Торстейн Веблен (1857-1929). Именно в Соединенных Штатах Америки это учение получило наибольшее развитие и распространение. Существенный вклад на начальной стадии в него внесли У.Гамильтон (автор термина), Дж.Коммонс (1862-1945), У.Митчелл (1874-1948). В дальнейшем «идеи» первых институционалистов развивались в трудах Дж.М.Кларка, Г.Минза, Э.Богарта, Ж.Фурастье и многих других авторов. Современный этап институционализма (его называют «неоинституционализм») представлен такими учеными-экономистами, как Дж.Гэлбрейт, У.Ростоу, Г.Мюрдаль, Р.Хейлбронер, Д.Белл, О.Тоффлер, Я.Тинберген и Д. Сиссель и др. Институционалисты, критикуя некоторые аспекты марксистской экономической теории, не отрицают его абсолютно (известны уважительные высказывания Т.Веблена по отношению к К.Марксу как ученому), но в корне меняют подходы, объекты и методы анализа экономической действительности. Институционализм считает основой прогресса и поступательного движения общества к совершенству непосредственно психобиологические мотивы (Т.Веблен), социально-правовое состояние общества (Дж. Ком-монс), конъюнктурно-эмпирические соображения (У.Митчелл), социологические аспекты научно-технического прогресса (Дж.Гэлбрейт). Многообразие позиций институционалистов в определении основ, хода и перспектив современных экономических процессов не отвергает научного характера их разработок, но и не создает полного впечатления о единстве этой теории. Объединяет их прагматизм методологии исследований, в которой «институции» и «институты» фактически в неявной форме представляют непризнанные институционапизмом общественно-производственные, в том числе товарные, отношения, часто придавая им яркую социологическую окраску. Не прибегая к прямой апологии истории капиталистических отношений и избегая схоластики маржинализма, институционализм оказался способным к анализу многих современных экономических процессов, к прогнозированию их эволюции и развития. Подчеркивая свою приверженность к позициям эволюционности экономических, политических и социальных процессов, институционализм выступает за регулирующие функции государства в экономике, за введение социального контроля над производством, над общим процессом цивилизованного развития в условиях индустриального и постиндустриального общества. Главная идея состоит в том, что крупное производство в современных условиях создает возможности постановки и реализации новых социальных целей, независимо от классовой и имущественной дифференциации всех слоев общества. Однако это не выходит за пределы капиталистических отношений собственности и распределения доходов. Поэтому институционалисты уделяют серьезное внимание разработке практических рекомендаций по формированию экономической политики и практики экономической деятельности лишь в пределах прямых функций буржуазного государства. В этом смысле институционализм был определенным предшественником кейнсианства. Так, уже Веблен в свое время говорил о необходимости вмешательства специалистов в управленческие процессы; Коммонс считал необходимостью совершенствовать правовую систему и административно-организационные формы воздействия государства на экономику; разрабатывались статистические приемы изучения, совершенствования и применения прямых и косвенных методов управленческих решений. Выражая интересы «реального производства», немонополизирован-ноЙ буржуазии, ранний институционализм в лице Веблена мог иногда выступать с критикой «праздного класса» «монополизированного бизнеса», создавая, таким образом, базу будущей буржуазно-реформистской теории технократии. В противоположность марксизму институционализм отрицает эксплуататорский характер капиталистического производства, сводя все отношения труда и капитала к «коммерческой» или даже административной сделке между ними. Некоторые представители институционализма занимались разработкой возможных мероприятий бескризисного развития, учитывая позитивные возможности научно-технического прогресса, хотя без каких-либо попыток акцента внимания на ее глобальный общественный характер Прагматические выходы теории институционализма, некоторые методы исследования экономических явлений с использованием категорий «институций» безусловно, могут быть полезны для прогноза трансформационных процессов в развитии современной экономики, в анализе динамики возникающих многообразных и сложных социальных отношений. Это подтверждается и тем, что институционалисты рассматривают экономическую систему не как самонастраивающийся, самоуравновешивающийся механизм, а как кумулятивный, самоусиливающийся и постоянно изменяющийся (качественно и количественно) процесс, со свойственными этим изменениям «институтами». В конкретно-практическом плане неоинституционализм, как современное научное течение наиболее интересен для использования в управлении экономикой следующими идеями и разработками: 1. Собственной интерпретацией экономических процессов с помощью «вторичных» факторов, к которым можно отнести социально-политические, социально-психологические, технологические изменения, правовые сдвиги, морально-этические аспекты и т.п. 2. Стремлением раскрыть механизм социально-экономических изменений, их возможный темп и, главное, способы вмешательства в эти процессы с целью их трансформации, замедления или ускорения (при этом налицо их явная тенденция к четкой реальной количественной и качественной оценке и даже измерению во временных рядах изучаемых явлений). 3. Системой доказательств о возрастании потребности и необходимости введения элементов планомерности в организацию производства на микро- и на макроуровнях. 4. Исследованием процессов трансформации монополий в условиях возрастания конкурентной среды, новых факторов в распределении ресурсов и доходов, прогнозами масштабов и динамики изменений цен под воздействием усиливающихся процессов государственного регулирования и стимулирования рыночных механизмов. 5. Серьезными доказательными попытками увязать научно-технический прогресс, технологические сдвиги в производственной и управленческой сферах деятельности крупных корпораций с возможностями экономического роста экономики в целом, с преодолением ее кризисных состояний, с изменениями социальной структуры общества, с его движением от «индустриального» к «постиндустриальному» состоянию, к формированию «супериндустриального», «технотронного», «информационного» общества. 6. Серьезным анализом проблем необходимости становления и усиления социального контроля на всех уровнях управления, начиная с фирмы и кончая государственным регулированием, с введением индикативного планирования хозяйственной деятельности. При этом особый аспект в реформировании экономики делается на активном использовании политического фактора. Поздние ннституционалисты как истинные идеологи динамичного развития рассматривают государство как самый мошный фактор научно-технического прогресса, развития фундаментальной науки, разработки и реализации национальных научных программ, совершенствования системы образования, профобучения и т.п. Институционалисты (Д.Сиссель, Дж.Гэлбрейт) настаивают на необходимости и возможности формирования так называемой «технострукту-ры» как особого социального класса, который должен контролировать собственность, не владея ею, обладать специальными знаниями, способностями и опытом группового принятия решений. На первый взгляд эта идея институционализма в современных условиях выглядит достаточно утопичной, особенно в свете ее конечной цели -рождения какой-то новой «разумной» тенденции движения общества вместо традиционной «добычи» максимальной прибыли. Но и здесь у институционализма есть рациональное зерно - безусловно, в современном обществе, какого бы типа оно ни было, может и должен формироваться слой людей, которые реально и высокоэффективно могли бы управлять новыми технологиями, использованием ресурсов, соединять воедино частные, коллективные и общественные интересы. И для этого, говорят институциона-листы, необходима новая «фундаментальная экономическая концепция институтов», новая «институциональная экономика». Указывая на необходимость «переходов», институционализм, особенно в лице Дж.Гэлбрейта, дает критический материал о состоянии современной экономики в сфере решения социальных проблем (нищета, неравенство в доходах, засилие чиновничества, дефицит жилья, проблемы образования), но ищет и пути выхода из кажущихся тупиковыми ситуаций. Главный рецепт излечения этих социальных болезней Дж.Гэлбрейт видит в совершенствовании бюджетно-финансовой, а не денежно-кредитной политики. Институционализм как определенное течение в общем потоке экономической теории не представляет собой консервативного, застывшего явления, а постоянно развивается, совершенствуется, освобождаясь от устаревших взглядов, обогащаясь новыми идеями. В частности на современном этапе можно наблюдать снижение его конфронтации с воззрениями неоклассической теории. Институционализм ищет новые пути к синтезу сил рынка и государства, исследует социальные аспекты международных отношений, международного разделения труда, новых межгосударственных связей и т.п.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |