Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень примерных вопросов и профессиональных задач к государственному экзамену по методике обучения литературе




1. Методика обучения литературе как научная дисциплина. Определите основные теоретические проблемы современной методической науки. Дайте свое рабочее определение методики и прокомментируйте его. С опорой на какой материал вы его составили?

2. Разработайте вариант одного из путей анализа эпизода эпического произведения (чтение Соней Мармеладовой «Легенды о воскресении Лазаря» в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского).

3. Литература как учебный предмет в современной школе. Преподавание литературы в контексте школьных ФГОС нового поколения. Определите, как трактуется в стандарте по литературе понятие «содержание образования». Расклассифицируйте заявленные в стандарте цели изучения предмета «литература» (результаты личностные, предметные и метапредметные).

4. Предложите варианты творческих заданий, способствующих обучению анализу драматического произведения (на примере любых пьес).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения по литературе. Область «Филология» в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Сопоставьте действующие Государственные образовательные стандарты и ФГОС нового поколения на предмет профилизации обучения литературе.

6. Разработайте учебную ситуацию с использованием пути анализа пьесы «вслед за автором» или в форме фрагмента диспута по любому драматическому произведению.

7. Этапы литературного образования. Определите психолого-возрастные особенности учащихся, уточните, как данные особенности вы будете учитывать в процессе преподавания литературы.

8. Рассмотрите и обоснуйте наиболее эффективные технологии при изучении литературы в средних и старших классах (привести примеры их использования на любом текстовом материале). Прокомментируйте конспект урока с использованием любой педагогической технологии.

9. Современные школьные программы и учебно-методическое обеспечение литературного образования в современной школе. Проведите сравнительный анализ программ по литературе для 10–11 классов профильного и базового уровней (программы – по выбору студента).

10. Предложите планирование одной из тем программы для 5 класса (программа по выбору студента). Покажите, как осуществляется принцип преемственности в изложении материала. Как и в каком объёме сообщаются сведения о писателе?

11. Классификации методов преподавания литературы. Назовите характерные признаки метода и приёма обучения литературе. Прокомментируйте наиболее продуктивные, на ваш взгляд, пути анализа и интерпретации художественного текста.

12. Предложите методические рекомендации к фрагменту урока с использованием метода творческого чтения (тема и класс – по выбору студентов).

13. Назовите основные принципы обучения литературе в школе. Определите, как трактуется в разных источниках понятие принцип. Какие принципы обучения литературе (изучения литературы как учебного предмета, преподавания литературы) выделяли и выделяют отечественные методисты?

14. На основе классификаций уроков по литературе В.В. Голубкова и Н.И. Кудряшева разработайте форму организации урока литературы в разных системах обучения: традиционной, развивающего обучения, педагогика сотрудничества (тема урока – по выбору студента).

15. Прокомментируйте особенности восприятия эпических жанров учащимися средних и старших классов. Проиллюстрируйте конкретными примерами основные принципы планирования уроков внеклассного чтения.

16. На конкретном материале покажите, как вы будете использовать беседу в процессе изучения произведения (произведение, класс – по выбору).

17. Назовите основные функции вступительных занятий при изучении эпического произведения. Подумайте, какова роль заключительных занятий по изучению эпического произведения. Предложите виды чтения эпического произведения.

18. Составьте вопросы и задания для анализа одной из главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Обоснуйте характер вопросов и заданий. Определите круг литературных компетенций, умений и навыков, формируемых на уроке.

19. Назовите и обоснуйте пути и наиболее эффективные приёмы анализа эпического текста в средних и старших классах.

20. Дайте свой вариант анализа эпизода эпического произведения, изучаемого в 5 – 8 классах, а также составьте систему вопросов и заданий по анализу данного эпизода (произведение, эпизод – по выбору для 5 – 8 классов).

21. Охарактеризуйте основные этапы анализа лирического и лиро-эпического произведения. Проиллюстрируйте пути и приёмы анализа лирического произведения из школьной программы.

22. Дайте методические рекомендации к проблемному пути анализа. Разработайте проблемные вопросы и задания к изучению одного из произведений и опишите методику урока его изучения.

23. Назовите образовательные возможности инновационных технологий современного литературного образования школьников. Проиллюстрируйте обучающую продуктивность одной из современных технологий.

24. Разработайте урок анализа художественного произведения с использованием сочетания общих, групповых и индивидуальных заданий учащихся (тема, класс – по выбору).

25. Определите основные требования к УМК по литературе в контексте реализации ФГОС нового поколения. Докажите, что учебно-методический комплекс – это сложная, многоуровневая, открытая система. Перечислите составляющие УМК по литературе, предназначенного для учащихся. Выделите обязательные и «факультативные» компоненты УМК для основной и средней школы.

26. Дайте анализ одного из разделов программы для старших классов, посвященного изучению лирических произведений, и соответствующего раздела учебника (программа и учебник – по выбору).

27. Подумайте, в чем специфика контекстного подхода к обучению в рамках курса преподавания литературы на историко-литературной основе. Покажите на конкретных примерах его образовательные возможности.

28. Дайте анализ одного из учебников по литературе. Выделите основные компоненты методического аппарата учебника. В чем заключается главное отличие методического аппарата учебника для старших классов от методического аппарата учебника для средних классов? Вспомните основные функции учебных книг. Подтвердите или опровергните (основываясь на анализе 1–2 учебников) мнения о том, что учебные книги по литературе имеют общие недостатки в реализации своих основных функций.

29. Раскройте основные положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Определите, как раскрываются вопросы воспитания в процессе литературного образования, духовно-нравственного воспитания, воспитания патриотического чувства и толерантности, оптимистического и героического мироощущения.

30. Дайте анализ методических изданий, учебников, учебных пособий, электронных образовательных ресурсов о современных технологиях обучения литературе.

31. Дайте определение ключевых компетенций школьников при изучении литературы. Назовите формы контроля уровня сформированности читательской компетенции.

32. Предложите фрагмент урока литературы по анализу пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» с использованием синквейна как технологии развития критического мышления.

33. Охарактеризуйте восприятие художественного произведения учащимися как методическую проблему. Предложите 5-10 вопросов на выявление первичного восприятия лирического произведения в 5 и 10 классах (произведения - по выбору).

34. Дайте развернутый анализ одной из современных авторских программ (по выбору). Обоснуйте ее достоинства и недостатки, изложите свои конструктивные предложения по ее совершенствованию.

35. Назовите основные этапы изучения художественного произведения в школе. Выделите отличительные особенности методики организации и проведения вступительных занятий в средних и старших классах.

36. Разработайте учебную ситуацию для вступительного урока по изучению повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе или учебную ситуацию для заключительного занятия по изучению повести А. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.

37. Охарактеризуйте мультимедиа-технологии в процессе преподавания литературы в современной школе. Обоснуйте важность и целесообразность использования данной технологии в современной школе.

38. Предложите варианты учебных ситуаций урока по любому этапу изучения теоретико-литературных понятий в ходе анализа драматургического произведения в старших классах.

39. Дайте характеристику анализа как необходимого этапа изучения художественного произведения. Уточните цели, принципы, виды школьного анализа художественного произведения. Покажите отличительные черты школьного анализа и литературоведческого.

40. Определите роль учебных хрестоматий для 5 – 6 классов (автор – В.Я. Коровина), дайте обоснование их достоинств и недостатков, изложите свои предложения по обогащению методического аппарата учебной хрестоматии, по комментированию текстов, материала для вступительных занятий (на примере одной из тем в каждом классе).

41. Определите соответствие путей анализа художественного произведения возрастным особенностям учащихся. Прокомментируйте, как зависит выбор пути анализа от уровня литературного развития учащихся. Взаимодействие путей разбора в работе учителя.

42. Назовите основные функции заключительных занятий по изучению литературного произведения в средних классах и старших классах. Предложите 3 темы заключительных занятий в 9 классе.

43. Укажите, в чем специфика курса литературы в 10-11 классах. Прокомментируйте проблемы изучения литературы в старших классах. Охарактеризуйте формы итоговой аттестации по литературе.

44. Выделите ключевые особенности информационно-коммуникационных и развивающих технологий в системе литературного образования.

45. Охарактеризуйте цели и предназначение «Профессионального стандарта педагога». Назовите квалификационные компетенции учителя-словесника.

46. Определите на конкретных примерах особенности восприятия лирических произведений учащимися и методика изучения лирики в средних и старших классах.

47. Сопоставьте классификации методов В.В. Голубкова и Н.И. Кудряшева: в чем заключается их связь и различие. Определите черты преемственности и новизны в классификации методов Н. И. Кудряшева.

48. Покажите специфику использования интерактивных технологий на заключительном этапе изучения литературной темы (по выбору).

49. Охарактеризуйте особенности восприятия драматических произведений и методику анализа драматических произведений. Проиллюстрируйте ответ фрагментом из текста.

50. Обоснуйте необходимость реализации технологий проблемного обучения, проектов, «портфолио», исследовательского метода, технологии развития критического мышления. Дайте характеристику всех перечисленных технологий.

51. Назовите отличительные черты технологии развития критического мышления. Определите особенности применения данной технологии на уроке литературы.

52. Прокомментируйте проблему технологизации процесса обучения литературе (игровые технологии, интерактивные технологии, диалоговые технологии, информационно-коммуникативные технологии). Предложите темы уроков литературы с использованием данных технологий.

53. Актуализируйте методическое наследие ученого-методиста для современной школы в контексте реализации ФГОС нового поколения.

54. Предложите методические рекомендации к анализу урока литературы. Дайте анализ любого конспекта урока.

55. Определите особенности внеклассной и внешкольной работы по литературе. Предложите варианты видов и форм внеурочной деятельности школьников в системе литературного образования. Дайте анализ варианта олимпиадного задания по литературе.

56. Прокомментируйте проблему развития письменной речи школьников. Определите критерии оценки письменных работ по литературе. Предложите темы и планы уроков обучения сочинению по литературе.

57. Определите особенности уроков развития устной и письменной речи школьников на уроках литературы. Дайте методические рекомендации экспертам, участвующим в проверке итогового сочинения (изложения).

58. Обоснуйте необходимость реализации технологий метода проектов в области литературы.

59. Назовите отличительные черты комментирования как приема анализа литературных произведений в школе. Предложите варианты культуроведческого, лингвистического, литературоведческого, искусствоведческого, философского, психологического комментария.

60. Дайте классификацию уроков литературы в современной школе. Предложите комментарий к уроку-дискуссии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.