КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ковчег Спасения 2 страница
Ни любой руководитель тоталитарного государства, ни любой главарь любой мафии, ни любой "гуру" любой изуверской секты не может рассчитывать на прочность своего положения, если будет сидеть сложа руки. Напомним, ему нечего предложить людям кроме Репрессий и авантюр, шантажа и психоза. А ему надо что-то предлагать — иначе раньше или позже придется уступить место более энергичному "предлагателю". Саддам Хусейн попросту просчитался. Он рассчитывал на поддержку Советского Союза, а тот оказался в положении, когда ни о какой поддержке кого бы то ни было не могло быть и речи. А затем вообще перестал существовать. Нетрудно догадаться, что положение было бы совсем иным, если бы в Вашингтоне пришлось задуматься над дилеммой: либо Четвертая мировая война (считая Третьей — "холодную", в которой СССР потерпел серьезное поражение), либо... либо "Первому миру" пришлось бы доставать кошелек и откупаться от наиболее агрессивных представителей "Третьего мира" совершенно так же, как приходится раскошеливаться, когда на тебя наставляют пистолет в каком-нибудь Гарлеме. А теперь представьте себе ситуацию, в которой Саддам (или очередной Аль Капоне, или очередной...) имеет возможность подкрепить свои требования вполне реальной угрозой взрыва портативной атомной бомбы в Центральном парке Нью-Йорка, газовой атаки, способной уполовинить население Лондона, Токио, Парижа, отравления чумными бациллами городского водопровода любого крупного города "Первого мира". Представили? А теперь представьте себе, как мы уже говорили, 750 миллионов людей сегодня и 7500 миллионов людей завтра, готовых на все, лишь бы выбиться из безысходности своего безотрадного существования, мало того, знающих, как выбиваться по той или иной "тропе войны". Следовательно, нужно лишь стечение обстоятельств, лишь благоприятный момент, лишь повод, лишь камешек, чтобы лавина покатилась с "Третьего мира" — на "Первый". Людской потоп. На тебя, читатель. С году на год. Со дня на день. ... И воззрел Господь Бог на землю, и вот она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот Я истреблю их с земли.... Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя и жены сынов твоих с тобою.
Задумывались ли вы, как и почему происходит ваше выздоровление, скажем, после гриппа? Даже если вы не принимали никаких лекарств. Вирусы, как известно, размножаются намного интенсивнее, чем люди сегодня. Проходят сутки - и вот их больше, чем может паразитировать на теле человеческом. А число паразитов удваивается и удваивается. И наступает катастрофа: общая погибель на благо страдающему от них организму. Либо гибель организма, на тоже вместе с паразитирующими на нем. Нет бы приостановить размножение, и тогда можно благодушествовать неопределенное время как бы в скрытой форме. Некоторые вирусы так и поступают. Но не вирусы гриппа. И не люди. Задумывались ли вы, что произошло бы в реках, озерах и морях, если бы из каждой икринки - или хотя бы половины икринок - вырастала рыба? Наверное, Мировой океан давно походил бы на садок со сплошной массой бьющихся рыбьих тел. Но вряд ли долго походил бы: рыбы в такой ситуации быстро передохли бы и на месте Мирового океана осталась бы зловонная жижа с последующими химическими превращениями - но увы, уже без рыб. Задумывались ли вы, что произошло бы с землей, если бы на ней неограниченно плодились, скажем, слоны или тигры? Напрягите воображение и представьте себе джунгли, по которым бродят пять, десять, пятнадцать миллиардов слонов, каждый из которых пожирает за день целую рощу зелени; пять, десять, пятнадцать миллиардов тигров, каждый из которых пожирает раз в несколько дней какую-то трепетную лань. Конечно, слонов и тигров можно вообразить себе в любом количестве. Но джунгли, с их зеленью и трепетными ланями, при таком количестве голодных ртов - нет. А, следовательно - нет и слонов с тиграми. Экологи сегодня более или менее точно представляют себе масштабы любой разновидности животного мира, способной сосуществовать с другими разновидностями и растительным миром планеты неопределенно долгое время без ущерба для окружающей среды и, в конечном счете, без угрозы исчезновения с лица земли себя самих. За этими пределами выдаются лицензии на отлов или отстрел. Определены такие масштабы и для людей, которые при всем их самомнении были и остаются всего лишь одной из разновидностей земной фауны, со всеми ограничениями, для других разновидностей природой установленными. Эти масштабы заведомо больше порядка миллионов и даже десятков миллионов особей, но заведомо меньше порядка миллиардов и тем более десятков миллиардов. По всем данным, полученные величины укладываются в порядок сотен миллионов и большей частью располагаются в диапазоне 500-1000 миллионов, иногда сужаясь до более точного диапазона 700-900 миллионов. Короче говоря, результаты экологических исследований показывают, что планета Земля неопределенно долгое время способна выдерживать нагрузку в виде не более чем одного миллиарда человеков разумных, да и то, если эти человеки будут вести себя разумно. Этот миллиард успел уже получить в современной литературе титул "золотого миллиарда". Как достичь "золотого миллиарда", вместо пяти "серебряных" сегодня, десяти "бронзовых" завтра и пятнадцати "железных" послезавтра? Памятуя, что, согласно античной мифологии, за железным веком, идущим на смену золотому, серебряному и бронзовому, обязательно наступает конец света. Если не возвратиться вновь к золотому. В принципе существуют три способа. В принципе существуют три способа. Первый из них - предоставить решение проблемы Матери - Природе. Она, безусловно, наведет мудрый порядок. Только очень уж безжалостными методами в отношении своих неразумных детей. Собственно, она уже начала действовать именно в этом направлении. Мы имеем в виду нарастающую эпидемию СПИДа, способную унести миллионы, а в более отдаленной перспективе - и миллиарды жизней. При этом начинают соперничать между собой несколько видов смертоносных вирусов, против которых современная медицина бессильна. Надо отдавать себе отчет, что при существующем положении вещей "Третий мир" беззащитен от этой напасти и обречен на исчезновение не позднее грядущего столетия только по одной этой причине. Взгляните на статистику лавинообразного роста зараженных и умерших от СПИДа (процесс, по сути, только начинает развертываться) - и убедитесь сами. Однако надо отдавать себе отчет и в том, что "Первый мир" связан тысячью нитей с "Третьим" и потому обречен тоже. Разве что несколько позже. СПИД - это еще не все. Идет лавинообразный процесс загрязнения окружающей среды. И эта последняя безусловно ответит соответственно - в первую очередь по миллиардам скученных в городских трущобах и сельских хижинах. А затем неизбежно - по миллиарду благодушествующих в благоустроенных особняках. Сегодня уже не надо напрасно гадать, какой вселенский мор и когда обрушится на людей. Достаточно провести прогнозные разработки во всеоружии инструментария современного технологического прогнозирования - и можно с достаточной степенью вероятности определить возможные превращения земной атмосферы в боевые отравляющие вещества, питьевой воды и продуктов питания - в медленно действующий яд, почвы - в подобие минного поля, начиненного минами замедленного действия, естественного радиационного фона - в хиросимский и чернобыльский. Можно достаточно ясно представить себе процесс вырождения целых народов - от поколения к поколению. Вплоть до нулевых значений. Словом, Природа обязательно наведет порядок. Только вот нужно ли ждать от Природы такой милости? Второй способ - "самодеятельность" по взаимоистреблению существующими подручными орудиями, даже без помощи средств массового поражения. Этот способ освоен довольно хорошо (если здесь уместно слово "хорошо"), и его применение принимает все более широкие масштабы. Блестящая иллюстрация применения указанного способа - бессмысленный многолетний ирано-иракский конфликт недавнего прошлого (точнее, конфликт между тоталитарными лидерами обоих государств), унесший жизни более миллиона потенциальных отцов семейств. Спора нет, эта своего рода социальная стерилизация населения способна свети на нет любой рост народонаселения и даже само народонаселение. Особенно если прибегнуть к средствам массового поражения. Вопрос только в том, насколько желателен такой путь для судеб человечества и является ли он единственно возможным, если не считать упомянутых выше регулов Матери - Природы? Сегодня такой способ успешно применяют на границах Перу и Эквадора, в Руанде и Бурунди, в Югославии, на Кавказе и Ближнем Востоке, в Афганистане и Таджикистане, в злосчастной Камбодже. Завтра могут еще более успешно применить в других странах мира - и не только "Третьего мира". Тогда рассматриваемая нами проблема решится как бы сама собой. Только вот какой ценой. И не окажется ли цена неподъемной для человечества? В поисках третьего пути, альтернативного столь печальным предыдущим, мы выходим на понятие псевдогуманности. Оно на поверку оказывается противоположным понятию гуманности. Ибо скрывает содержание контргуманное, антигуманное, вопиюще бесчеловечное. Коренится оно в присущем человеку лицемерии, ханжестве, побуждающем якобы во имя человечности творить поистине бесчеловечные злодеяния. Но имеет и определенный рациональный смысл, не допуская разного рода злоумышлений и злоупотреблений. Мы сталкиваемся с псевдогуманностью, когда врача обязывают сохранить жизнь заведомо нежизнеспособному ребенку - уроду и/или дебилу. Который на долгие годы станет не то что обузой для родителей и общества, а адской мукой для окружающих и в тяжкую тягость самому себе. Мы сталкиваемся с псевдогуманностью, когда врачи и близкие не только морально, но и прямо по закону - под страхом тюрьмы - обязаны годами заботиться о живом трупе, заведомо неспособном выздороветь. Не способном даже поднести ложку ко рту, не способном без посторонней помощи повернуться с боку на бок и справить естественную нужду Мы сталкиваемся с псевдогуманностью, когда врачи и близкие точно так же обязаны годами, до естественного смертного конца, заботиться о существе, бывшем некогда человеком. Которое либо лишилось рассудка, либо под бременем старости впало в маразм. Мы сталкиваемся с псевдогуманностью, когда подаем псевдонищему, заведомо зная, что он является "щупальцем" мафиозных структур. Что из наших монеток складываются миллионные состояния у тех, кто манипулирует попрошайками, как марионетками. Мы особенно охотно подаем нищенке с ребенком на руках, хотя заведомо знаем, на что обречен в данном случае ребенок и какими средствами достигается его дремотное состояние на руках просящей его именем подаяние. Фактически мы подаем хуже чем детоубийцам - современным компрачикосам. И очень гордимся своей мелкомонетной щедростью. Мы сталкиваемся с псевдогуманностью, когда содержим великовозрастного балбеса (балбесиху), сытно кормим и модно одеваем его, даем без счета карманные деньги и полагаем, что понятия "обычный бытовой паразитизм", а также "растлители и растленные" к сему не относятся. Когда принимаем кучу родственников или отнюдь не добрых в данном случае знакомых Бог весть, откуда и позволяем им на месяц - другой превратить свое жилье в мерзостную смесь постоялого двора с проходным. И не потому, что людей пригнала беда (не о беженцах или других попавших в беду речь - тут-то гуманизм вовсе не "псевдо"), а потому, что совершившим нашествие так удобнее и выгоднее, потому что наглость пролезла в щели псевдогуманности. Или, наоборот, когда приглашаем к себе обездоленных и устраиваем им праздник на часок - другой, совершенно не задумываясь, каково им будет возвращаться в свое "первобытное состояние" и каковы будут конечные результаты нашего благого намерения. Наконец, мы сталкиваемся с псевдогуманностью, когда даем жизнь отнявшему жизнь, когда стараемся возможно меньше огорчить несущего беду, когда больше всего заботимся о том, как бы "погуманнее" обойтись с убийцей, насильником, вором, вымогателем, хулиганом. Псевдогуманность, как и всякое ханжество, часто принимает воинствующий характер. Не успел написать предыдущие абзацы, подумалось: какой визг и вой поднимется, когда они попадутся на глаза псевдогуманистам! На больных детей и хилых стариков автор руку поднимает, на сирых и убогих, на умирающих!! Он против гостеприимства, он за смертную казнь!!! Страх перед такой травлей заставляет многих мириться с псевдогуманизмом как с неизбежным злом. Однако псевдогуманизм держится не только страхом. Он имеет субъективные и объективные основы. К субъективным относится чувств привязанности к близкому и родному человеку, готовность идти на любые жертвы, лишь бы любимое тобою существо существовало. К этому чувству необходимо относиться с пониманием и уважением. Важно лишь понимать, что в данном случае имеется в виду гипертрофированное, перешедшее всякие рамки разумного чувство. Когда в стремлении к добру получается зло. К объективным относится сложность проведения границы между псевдогуманностью и действительной гуманностью. Это как с ядом, который каждый разумный человек охотно приобрел бы на случай, когда быстрая и легкая смерть предпочтительнее долгих и тяжких мучений. Но как продавать яд в открытую, когда девять из десяти купивших наверняка используют его отнюдь не для того, чтобы избавиться от своих страданий'? Как дать "добро" на уход нежизнеспособного, когда сегодня в тысячах семей забивают насмерть вполне жизнеспособных детей, бесчеловечно относятся к больным, сживают со света ставших ненужными стариков? Как пройти мимо нищего, протягивающего руку за помощью, которой кроме тебя никто ему не даст? Как быть с преступниками, когда преступников (в том числе малолетних) - миллионы? И кто возьмет на себя ответственность сказать "этот достоин жизни, а этот - нет", "этот оступился и надо помочь ему подняться, а тот - закоренелый и ему нет возвращения к людям"? Мы не в Древней Спарте, где нежизнеспособных детей без долгих разбирательств сбрасывали со скалы. И мы против тоталитаризма, где комиссии разных особоуполномоченных безо всяких судебных процедур решали судьбы миллионов людей. Тем более, что знаем, какие персонажи пробираются обычно в такие комиссии и чем руководствуются в принятии решений. Речь о совсем другом. Повторим: мир - на грани катастрофы. Земля не в состоянии выдержать груз из многих миллиардов Людей, да еще так самоубийственно надругающихся над ней. Груз, подобный разрастающейся раковой опухоли. Не в состоянии долее нескольких десятилетий грядущего столетия. За этот краткий - по историческим меркам - миг невозможно изменить сложившиеся стереотипы сознания и поведения миллиардов. В том числе так называемого репродуктивного поведения, связанного с брачностью и рождаемостью. Возможно лишь, если позволительно так сказать, включить тормоза, чтобы сделать надвигающуюся катастрофу менее губительной, а может быть, и избежать ее. Вопрос стоит так: либо мы включим тормоза и попытаемся спастись, либо все равно погибнут миллиарды - миллиарды вполне здоровых, полных радости жизни, вполне работоспособных, добрых граждан, порядочных людей. А теперь попытаемся, чтобы избежать недоразумений, расшифровать такое образное словосочетание, как "включить тормоза". Что конкретно за ним скрывается? В современном мире, как известно, существуют две противоположные демографические проблемные ситуации. Одна относится к "Третьему миру" подавляющего большинства развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, называется "демографическим взрывом" и отличается традиционным преобладанием многодетных семей, каковые и удваивают народонаселение за считанные десятилетия. Другая является одной из наиболее ярких отличительных черт "Первого мира", называется "депопуляцией" и отличается растущим преобладанием однодетных семей, в результате чего происходит качественное ухудшение и количественное уменьшение населения. Противостоять "демографическому взрыву" очень трудно, потому что с "депопуляцией" бороться надо прямо противоположными способами. И получается вроде как Западу "рекомендуется" рожать побольше, а Востоку - всячески сокращать рождаемость. Несправедливо! Правда, существует так называемый глобальный демографический оптимум: курс на среднедетную (2-3 ребенка) семью, к которой Востоку предстоит опускаться, а Западу - подниматься. Но это - теория. А время не ждет. Возвращаясь из теоретических эмпирей на грешную землю, во всем ее плачевном, предкатастрофическом состоянии, надо не кивать друг на друга, а искать воплощение абстрактного принципа социальной справедливости в приложении к конкретным обстоятельствам современного положения человечества, в контексте глобальных проблем современности, которые предстоит решать, дабы надвигающейся катастрофы избежать. Во-первых, по нашему убеждению, надо тесно связать предоставление продовольственной и медицинской помощи тем народам, которые не в состоянии сами прокормить себя и сами спастись от одолевающих их болезней, с обязательным переходом к тому самому общемировому "демографическому оптимуму", о коем упоминалось выше. Пусть это будет популярный ныне в странах "Третьего мира" лозунг "два ребенка - достаточно". Пусть в особо сложных ситуациях, как в современном Китае, это будет принудительное ограничение семьи одним ребенком (на несколько десятилетий - вплоть до установления демографического равновесия соответствующей популяции). Современная технология стерилизации позволяет легко восстановить способность вновь завести ребенка, если, допустим, родившийся умер.. Важно, чтобы ограничение рождаемости было не чистым принуждением. Чтобы его необходимость осознало общественное мнение, создавая атмосферу нетерпимости к нарушителям демографического равновесия, приближающим катастрофу и гибель народа. Чтобы сказала свое авторитетное слово религия. И только потом - Закон. А если кто-то откажется подчиняться глобальной демографической дисциплине - что же, пусть пеняет на себя. На протяжении десятков тысяч лет существования рода гомосапиенс и вплоть до сегодняшних диких племен, не получающих помощи от цивилизованного мира, воспроизведение потомства шло и идет таким образом, что ни о каком "демографическом взрыве" и речи быть не может. Из каждых четырех новорожденных два обычно погибали во младенчестве, а еще один - до достижения собственного брачного возраста. Так что женщине нужно было родить восемь раз, чтобы "восстановить" себя с мужем в следующем поколении. И это не считая еще нескольких родов, чтобы "восстановить" погибших от голода, болезней, войн, чтобы "компенсировать" бездетность и малодетность других брачных пар. При этом каждая четвертая женщина в среднем умирала от родов - если не от первых - вторых, то от третьих - четвертых или пятых - шестых. А каждая вторая становилась "инвалидкой", неспособной больше рожать, тоже после одних или нескольких родов. Так что предоставим Матери - Природе гасить "демографический взрыв" самой. И нет никаких сомнений, что она сделает это достаточно эффективно. Во-вторых, необходимо ввести в обиход понятие "исторического демографического ареала" для каждого населяющего землю народа. Это и будет его место в "Ковчеге Спасения" от надвигающейся катастрофы. Границы ареала должны быть определены Организацией Объединенных Наций и скреплены соответствующими международными договорами. Расселение наций по их историческим ареалам должно происходить за счет специального Международного фонда репатриации, который обеспечил бы продажу жилья в одних регионах и приобретение (или сооружение) в других по социально приемлемым ценам, а также взял на себя расходы по перевозке репатриантов. В тех странах, где высока плотность населения и имеет место высокий рост его, - возвращение репатриантов побудит к более жесткой социально-демографической политике с целью быстрее добиться желаемых результатов. А так как эмигранты обычно в массе своей заметно активнее экономически и заметно выше культурно, чем основная масса туземного населения, то они явятся как бы миссионерами спасения собственного народа. Тем самым в дело репатриации будет внесено высокое Духовное начало. И это должно облегчить тяготы процесса. В тех странах, где плотность населения относительно невелика и имеет место уменьшение населения, возвращение репатриантов оживит экономическую и культурную жизнь, позволит создать и расширить "зоны наибольшей экономической благоприятности", где нагрузка на природную среду со стороны населения приблизится к оптимальной. Это в первую очередь относится к районам экологического бедствия (например, к Северу России). Наконец, в тех странах, где не дадут себе труда приостановить гибельный процесс выморочности и поднять рождаемость до уровня "демографического оптимума", - надо опять-таки предоставить решение их судьбы Матери-Природе. Пусть их народы по собственной воле (или, точнее, по собственному неразумению) исчезают с лица земли возможно быстрее и освобождают свой ареал для более жизнеспособных. Для кого именно - пусть тоже решает Организация Объединенных Наций. В - третьих, на Всемирную Организацию Здравоохранения должна быть возложена обязанность разработать рекомендации, обязательные для всех стран - членов ООН. В них должны быть детально регламентированы случаи, когда врачам необходимо бороться за жизнь больного - ребенка или взрослого, безразлично, - а когда медицинское вмешательство представляется негуманным, противоречащим коренным интересам данной личности, народа, всего человечества в целом, и когда подлинная гуманность диктует необходимость максимального облегчения страданий теряющего естественную жизнеспособность и мучений опекающих его близких, в том числе возможно менее мучительным ускорением естественного конца. В - четвертых, на ту же организацию должна быть возложена обязанность развертывания возможно более широкой сети хосписов, где безнадежно больные или впадающие в старческий маразм люди могли бы в возможно более комфортабельных условиях ожидать приближения естественного конца. В-пятых, надо решительнее отсекать от общества антиобщественные элементы. Необходимо различать человека, необдуманно совершившего поступок, равнозначный преступлению, и способного встать на путь возвращения в ряды законопослушных членов общества, - и преступника, тем более закоренелого преступника, который наверняка возвратится на преступный путь, как только получит такую возможность, и все попытки "исправить", "перевоспитать" которого представляют кричащую антигуманность, надругательство над прошлыми и будущими жертвами преступника. Но любое преступление - пусть даже неумышленное - обязательно должно повлечь за собой наказание по всей строгости законов: на страх всем прочим. Мы предлагаем следующие принципы искоренения преступности (или, по крайней мере, торможения ее роста): 1. За любое покушение на человеческую жизнь - независимо от того, завершилось ли оно убийством, ранением или неудачей - смерть. При смягчающих обстоятельствах (не связанных с тем, удалось ли покушение или не удалось, завершилось убийством или ранением) преступнику может быть сохранена жизнь, но он должен быть навсегда лишен права вернуться в человеческое общество. Сначала - продолжительные каторжные работы, остаток жизни - среди таких же изгоев. 2. За любое достаточно серьезное (крупное) покушение на чужую частную, общественную или государственную собственность - безразлично, грабежом или воровством, жульничеством или мошенничеством - продолжительные каторжные работы, остаток жизни - среди таких же изгоев. 3. За мелкие хищения и им подобные преступления - исправительные лагеря. В случае рецидива - каторжные работы и пожизненная ссылка, как в предыдущем случае. 4. За хулиганство и другие нарушения общественного порядка - разорительный штраф и в случае рецидива пожизненная ссылка. 5. В случаях, когда штраф наносит ущерб ни в чем не повинной семье, он заменяется принудительными исправительными работами с выплатой заработка семье. Мы отдаем себе отчет в том, что даже самые первые, самые робкие шаги в этом направлении приведут к столкновению с мафиозными структурами, которые в некоторых странах (например-, в России и всех других республиках бывшего СССР) ненамного уступают по силе государственным, тем более что в значительной мере срослись с коррумпированной частью госаппарата. Следовательно, не избежать войны с миллионами жертв. Однако надо сознавать, что либо мы выиграем войну, либо все до единого падем жертвами происходящей повсюду на наших глазах мафизации общества, которая лишь ускорит надвигающуюся катастрофу и сделает ее стократ мучительнее. И утешаться тем, что среди этих жертв многие окажутся искупительными для человечества. Помните, у ОТенри: "Раздался выстрел, и земля избавилась от одного из самых гнусных негодяев, когда-либо осквернявших ее". Напомним, что сегодня таких негодяев - миллионы и миллионы. Вряд ли можно сомневаться, что предлагаемая стратегия - и только такая стратегия, по нашему убеждению - способна за два -три грядущих десятилетия полностью погасить "демографический взрыв" и приостановить рост мирового народонаселения примерно к 2025 году на отметке семь с четвертью миллиардов человек (минимальное значение прогноза экспертов ООН). В противном случае рост будет продолжаться еще, по меньшей мере, полвека с непредсказуемыми последствиями для человечества, кроме самых катастрофических, поскольку число землян превысит десяток миллиардов. Кроме того, предлагаемая стратегия создает, на наш взгляд, хорошую основу для постепенного безболезненного сокращения населения планеты до любых желательных пределов. Вызывает сомнение другая сторона дела: можно ли такими драконовскими мерами стабилизировать общество, в котором сегодня до трети и более открытых и скрытых, полных и частичных безработных, а завтра - благодаря комплексной механизации, автоматизации и компьютеризации общественного производства - может быть до четырех пятых и больше? Нам представляется, что здесь заложено недоразумение, предполагающее неизменной существующую оплату труда, так как последняя может быть радикально изменена (причем без разного рода "социализмов" и прочих "измов"). Прежде всего, напомним, что земная поверхность (включая значительную часть Мирового океана) к настоящему времени настолько загрязнена, что даже если удастся приостановить нарастающее загрязнение, - а это колоссальной сложности глобальная проблема, и мы на ней специально остановимся ниже, в особой главе, - то все равно потребуется несколько десятилетий, если не столетий напряженной работы, чтобы довести воздух, воду, почву, ландшафты, радиационный, тепловой и шумовой фон до оптимальных кондиций. Сделать это можно (и нужно) двумя взаимодополняющими способами. С одной стороны, требуются триллионные капиталовложения, массированная сложная техника, долгосрочные комплексные проекты, чтобы добиться желательных результатов хотя бы на локальном уровне, не говоря уже о региональном и тем более глобальном. С другой - в поле зрения оказывается длинный перечень случаев, когда одной техники - сколько и какой бы ее ни было - недостаточно, когда требуются просто миллионы - десятки и сотни миллионов! - пар рабочих рук (в самом буквальном смысле слова), с помощью которых надо камешек за камешком, травинку за травинкой перебирать изгаженное, создавая условия для реанимации Природы. Иными словами, требуются сотнемиллионные Армии Спасения, Природы, которые год за годом, хотя бы по часу - другому в день, шаг за шагом возвращали бы к жизни превращенное в мерзость запустения. Думается, что в общем балансе рабочего времени общества эта работа явится весомой статьей, составив по времени не менее одной пятой всех трудовых затрат. Далее напомним, что при традиционном сельском образе жизни (а его к началу XX века, если считать кроме деревень также малые города и окраины крупных городов, вело почти 99% землян), каждый жил на виду у других и его жизнь регулировалась вековыми обычаями, нравами, традициями под неусыпным оком общественного мнения окружающих. Конечно, с точки зрения современного городского образа жизни, это значительно ущемляло свободу личности. Но, как говорится, нет худа без добра. Не было и быть не могло при таких условиях трагедии одиночества, поражающей сегодня сотни миллионов людей. Невозможно было представить беременную женщину (даже так называемую "падшую"!), оставленную наедине со своими проблемами, а затем со своим ребенком. Невозможно было представить беспризорного малыша, загоняемого силою обстоятельств в звериную стаю таких же беспризорников. Невозможно было представить занедужившего или просто затосковавшего человека, которому тут же не была оказана помощь или хотя бы столь необходимое в таких случаях сочувствие. Наконец, полностью исключался популярный сегодня вариант, когда ты сутками мучительно агонизируешь в своей отдельной квартире, как собака под забором, а потом твой полуистлевший труп случайно обнаруживает милиция месяц спустя.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |