Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ковчег Спасения 3 страница




Сегодня все это отошло в прошлое. А проблемы, связанные с трагедией одиночества, остались. Пришлось искать современный аналог естественного положения вещей. И он был найден в виде неслыханной ранее массовой профессии "социального работника". Правда, эта профессия на пути к массовой делает, по сути, только первые шаги. Но у нее есть все шансы занять место в балансе рабочего времени общества, ничуть не уступающее Армиям Спасения Природы, - причем только по линии Ордена Сестер и Братьев милосердия, приходящих на помощь занемогшим или впавшим в депрессию в качестве добровольных ассистентов врача. Между тем, как известно, профессия социального работника отнюдь не ограничивается одним лишь этим аспектом. У нее есть по меньшей мере два других, не менее, если не более важных.

Еще раз напомним, что при традиционном сельском образе жизни не только труд и быт, но и досуг были жестко регламентированы- можно даже сказать, ритуализированы - все теми же вековыми обычаями, нравами, традициями. И сколько бы мы, со своей современной точки зрения, ни видели в этом худа - добра тут тоже хватало.

Дело в том, что, как показывает исторический опыт, творчески организовать свой досуг всегда способны лишь единицы. Остальные в лучшем случае подражают им, а обычно всего лишь слепо следуют уже помянутым обычаям. Как только система обычаев рушится, - а именно это произошло или происходит сегодня почти во всех странах мира - наступает тотальная деморализация населения. "Средний" человек не выдерживает внезапно свалившегося на него груза свободного времени, которое стало в несколько раз продолжительнее, чем прежде, а как с ним быть без спасительных ритуалов - неизвестно. И человек ищет спасения в алкоголе или еще более сильных наркотиках. Великое социальное благо, каким является свободное время, превращается в столь же великое социальное зло.

Как быть?

Так же, как и в предыдущем случае: искать современный анализ естественного положения вещей.

Такой аналог найден в виде "клуба по интересам", который только - только начинает свое триумфальное шествие по планете. Но каждый из таких клубов, какого бы масштаба и характера он ни был - кактусоводов или кошатников, филателистов или туристов, - требует по нескольку организаторов - координаторов на каждые несколько десятков членов такого клуба. В совокупности мы получаем еще одну армию профессионалов, полупрофессионалов или даже любителей, которые какое-то время - пусть даже час - другой в день или День в неделю - посвящают развитию и функционированию индустрии досуга. Ее удельный вес в балансе рабочего времени общества вряд ли намного уступит любому из двух предыдущих аспектов социальной работы.

Наконец, напомним, что при традиционном сельском образе жизни основную связующую роль в обществе играла сложная семья старого типа (имеющая мало общего с современной!), в рамках которой родители и дети трудились, жили, развлекались вместе. При этом от поколения к поколению передавались профессия, мировоззрение, стереотипы сознания и поведения родителей. В результате примерно к пятнадцати годам жизни девушка и парень становились не только физиологически, но и психологически взрослыми, готовы были в любой момент создать собственную семью. Ни одна из существующих систем образования не в состоянии даже приблизиться к подобным результатам! Мало того, опыт показывает, что без такой "домашней школы" происходит неизбежная массовая инфантилизация молодежи - особенно в однодетных семьях, с кучей любящих родственников, буквально растлевающих своего питомца: в десять лет подросток остается с психологией пятилетнего ребенка, в пятнадцать, а нередко и в двадцать, и в тридцать - с психологией подростка. Какие же это будут родители и как избежать при таких родителях гибели человечества, даже успешно решив все прочие проблемы.

И вновь начались поиски аналога естественного положения вещей. Его нашли в виде еще одного, - пожалуй, самого важного, аспекта социальной работы. После достаточно продолжительного и полностью оплачиваемого до-и послеродового отпуска рекомендуется предоставить лет на семь - десять склонным и способным матерям (а также отцам и другим родственникам) режим половинной рабочей недели с полной оплатой труда - с тем, чтобы вторая половина была использована на социальную работу в качестве ассистента воспитателя дошкольного учреждения или преподавателя школы (для внеклассных занятий). Тем самым родители и дети получат возможность общаться не только за ужином, начнет сужаться катастрофический ныне разрыв поколений на радость и старшим, и младшим. Правда, это потребует еще более значительных затрат времени, чем в трех предыдущих случаях. Но разве это будут неоправданные затраты?

При всем том непозволительно забывать, что какие - то проценты рабочего времени общества обязательно, как и сегодня, пойдут на промышленность и сельское хозяйство, на транспорт и связь, на сферу обслуживания, на образование и здравоохранение (педагоги и врачи), на науку, культуру и т.д. И как бы ни уменьшился их удельный вес в общем балансе под давлением механизации - автоматизации - компьютеризации производства, он вряд ли окажется меньшим, чем любой из вышеперечисленных аспектов социальной работы.

Так что в общем и целом баланс остается балансом, без сколько-нибудь значительной безработицы.

Только, как сказано, на ином, более высоком, качественном уровне развития общества.

Мы хотим сказать, что, несмотря на сложность глобальных проблем современности, человечество может и должно быть спасено, поднявшись на качественно иной уровень.

Это и будет нашим Ковчегом Спасения.

Понятно, что в него, как во всякий Ковчег, не сможет поместиться все обретающееся на земле. Пусть в него поместятся не семь, а семижды семь пар чистых и еще больше нечистых. Но с чем - то придется расставаться - или расставаться с жизнью всем нам и уже появившимся на свет новым поколениям.

Мы предложили свои соображения относительно вариантов такого расставания.

Разумеется, дискуссионные. Кто сомневается или не согласен - пусть предложит свои.

В этой книге нет никаких призывов, кроме призыва к дискуссии с позиций Разума и Веры, Морали и Права.

И, главное, - с учетом Времени; время неумолимо отсчитывает секунды приближения Начала Конца.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.