КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовый рынок 5 страница
Различное сочетание этих и других факторов приводит к появлению многочисленных разновидностей организационных структур, или ги- бридных моделей. Например, в Нидерландах финансовая система состо- ит из нескольких крупных комплексных финансовых институтов, дея- тельность которых выходит за традиционные функциональные рамки, сочетая в себе банковские и страховые услуги. Поэтому вполне оправ-
данно было передать центральному банку полномочия по проведению пруденциального надзора за всеми банками и страховыми компания- ми. В странах же, где существует большое количество мелких банков и страховых компаний, подобное объединение пруденциального над- зора в рамках центрального банка может, наоборот, ухудшить его каче- ство. В странах, в которых помимо крупных системообразующих фи- нансовых институтов существует и большое число мелких банковских институтов (как, например, в США, Германии или Японии), может быть не вполне рационально передавать центральному банку полномочия по пруденциальному надзору за всеми финансовыми институтами. В от- ношении таких стран эксперты высказывают мнение о целесообраз- ности создания второго органа пруденциального надзора, такого как Федеральная корпорация по страхованию депозитов в США (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC), который будет заниматься надзо- ром за большим числом мелких финансовых институтов, в силу своего размера не представляющих значительного системного риска и не за- служивающих повышенного внимания со стороны центрального бан- ка. Это высвобождает ресурсы центрального банка для надзора за более крупными институтами в целях поддержания системной финансовой стабильности. Центральный банк при этом может сохранить обязанно- сти по созданию системы пруденциального надзора в целом. В ходе реформирования систем финансового регулирования было использовано довольно большое число разновидностей гибридных мо- делей — с одним, двумя, тремя регуляторами, отличающихся друг от друга деталями. Каждая страна по-своему адаптировала организацион- ные структуры органов финансового регулирования к национальным условиям. Изменение структуры органов регулирования сопровожда- лось созданием сдерживающих инструментов и противовесов возмож- ному конфликту между вновь образованным регулятором, централь- ным банком и правительственными органами. Однако стратегическая цель реформ — создание условий для ста- бильного и эффективного функционирования финансовых рынков — достигнута все-таки не была. Кризис выявил неподготовленность органов финансового регулирования к оперативным и взвешенным решениям в чрезвычайных обстоятельствах и заставил внести суще- ственные коррективы в деятельность регулирующих органов даже стра- ны, обладающие относительно более современными организационными структурами финансового регулирования. Например, в Великобрита- нии по опыту преодоления последствий банкротства банка Нортен Рок (Northern Rock) регулирующие органы в июле 2008 г. выпустили до-
кумент, описывающий основные направления усиления финансово- го надзора в стране. В частности, предполагается укрепить роль Банка Англии за счет придания ему формальной ответственности за финан- совую стабильность и наделения полномочиями, необходимыми для ее достижения. Согласно Банковскому акту 2009 г. Банк Англии отве- чает за процесс реформирования финансовых институтов и обладает правами по надзору за платежно-расчетными системами. В Германии потери банков (таких как земельные банки Sachsen LB, West LB, а так- же IKB и Hypo Real), вызванные ипотечным кризисом, спровоцирова- ли активную дискуссию об адекватности банковского надзора и обще- го финансового регулирования. Бундесбанк и Федеральное управление финансового надзора в течение длительного времени делили полномо- чия в области банковского надзора; однако, как оказалось, разделение этих полномочий не всегда было достаточно четким. В России в настоящее время существует гибридная модель финансо- вого регулирования, состоящая из двух финансовых регуляторов: Бан- ка России и Федеральной службы по финансовым рынкам. Банк России наделен полномочиями регулирования и надзора за всеми кредитными организациями, зарегистрированными на терри- тории Российской Федерации. С учетом уроков кризиса и опыта его преодоления Банк России уделяет повышенное внимание своевремен- ной идентификации и оценке принятых банками рисков, обеспечению прозрачности их деятельности для выявления проблем на ранней ста- дии. Основным инструментом решения этих задач служит развитие риск-ориентированных подходов при проведении надзора. При этом ис- пользуется дифференцированный режим надзора за отдельными кре- дитными организациями с учетом их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятив- ных норм. В отношении системно значимых банков предполагается применение дополнительных механизмов регулирования и контроля. В рамках своих полномочий Банк России защищает интересы креди- торов и вкладчиков как потребителей финансовых услуг, однако ни на организационном, ни на методическом уровне защита прав потребите- лей финансовых услуг в самостоятельное направление надзорной дея- тельности не выделена. После кризиса Банк России пристальное внимание стал уделять укреплению финансовой стабильности, поскольку от степени эффек- тивности и стабильности системы финансового посредничества за- висит достижение цели денежно-кредитной политики, поддержание ценовой стабильности и состояние общего макроэкономического равно-
весия. Таким образом, Банк России в определенной степени выполняет функции макропруденциального регулирования, несмотря на то что его полномочия в этой сфере не получили законодательного оформления. Сейчас в стране нет органа, на который формально была бы возло- жена ответственность за макропруденциальные решения. Но именно этим решениям недавно принятые международные соглашения отво- дят ключевую роль в обеспечении системной устойчивости, в снижении системных рисков. В большинстве стран функции макропруденциаль- ного регулирования выполняют центральные банки. Было бы логич- но и обоснованно и в России возложить эти функции на Банк России. Для этого необходимо расширить его полномочия в сфере выработки и реализации решений макропруденциального регулирования, вклю- чая вопросы координации усилий государственных органов, влияющих на макроэкономическую ситуацию. Банк России обладает обширной макроэкономической информацией, имеет опыт принятия макропру- денциальных решений, в том числе в кризисных ситуациях. Но самое главное — он обладает возможностями транслировать макропруденци- альные решения на уровень микропруденциального надзора. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) является фе- деральным органом исполнительной власти, который выполняет функ- ции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудитор- ской деятельности), обеспечению государственного контроля за соблю- дением требований законодательства Российской Федерации о противо- действии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. ФСФР России создана в соответствии с Указом Президента Россий- ской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре фе- деральных органов исполнительной власти» и действует на основании Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержден- ного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ав- густа 2011 г. № 717, и постановления Правительства Российской Феде- рации от 26 апреля 2011 г. № 326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рын- ков». Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осу- ществляет Правительство Российской Федерации. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет регули- рование и надзор деятельности товарных бирж, биржевых посредни- ков и биржевых брокеров, профессиональных участников рынка цен- ных бумаг, инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных
фондов (совместно с Министерством здравоохранения и социально- го развития), управляющих компаний паевых инвестиционных фон- дов и негосударственных пенсионных фондов, а также жилищных на- копительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов граждан и микрофинансовых организаций. С марта 2011 г. ФСФР пе- реданы полномочия по контролю и надзору в сфере страховой деятель- ности, которые ранее выполнял специальный регулирующий орган — Федеральная служба страхового надзора. В структуру ФСФР входят специализированные управления, осу- ществляющие регистрацию и лицензирование разных категорий участ- ников финансового рынка, нормативно-методологическое обеспечение их деятельности, регулирование, надзор и контроль на отдельных сег- ментах рынка: Управление регулирования и контроля над коллектив- ными инвестициями, Управление регулирования деятельности участ- ников финансового рынка, Управление эмиссионных ценных бумаг, Управление развития регулирования на финансовом рынке, Управле- ние информации и мониторинга финансового рынка, Управление пред- варительного контроля рынка страхования, Управление экономическо- го анализа и контроля достоверности отчетности субъектов страхового дела, Управление страхового надзора и контроля процедур восстанов- ления платежеспособности. В процессе своей деятельности ФСФР разрабатывает регламен- ты и стандарты профессиональной деятельности для участников рын- ка, проводит мониторинг участников финансового рынка, анализирует их отчетность, следит за достоверностью раскрываемой информации, в отношении страховых организаций контролирует финансовую устой- чивость и платежеспособность, а также процедуры ее восстановления. Значительное место в деятельности ФСФР занимают меры по проти- водействию неправомерному использованию инсайдерской информа- ции и манипулированию рынком и работа с гражданами — потреби- телями финансовых услуг. Таким образом, ФСФР сочетает функции пруденциального надзора и защиты интересов потребителей на финан- совом рынке. Права и интересы потребителей финансовых услуг наряду с Банком России и ФСФР защищают также общества потребителей и, в опре- деленной степени, Федеральная антимонопольная служба. Основа за- щиты прав потребителей в рамках системы финансового регулирова- ния — это надзор за правилами ведения бизнеса на финансовом рынке, который пока не получил законченного организационного, норматив- ного и методического оформления. Регулирование бизнес-поведения
участников финансового рынка и надзор за их соблюдением еще не от- делились, с одной стороны, от пруденциального надзора (особенно в от- ношении кредитных организаций), а с другой — от антимонопольного регулирования и общей системы защиты потребителей. Организационное оформление функции надзора за правилами веде- ния бизнеса на финансовом рынке обеспечит повышение доверия меж- ду всеми его профессиональными участниками и потребителями фи- нансовых услуг и одновременно позволит решить проблему надзора за финансовыми конгломератами и банковскими холдингами, устранит (или по крайней мере снизит) регулятивный арбитраж, создаст более надежную базу как для развития конкуренции на финансовом рынке, так и для бизнес-взаимодействия различных типов финансовых орга- низаций. Оценивая перспективы реформирования организационной структу- ры финансового регулирования, отметим, что для России радикальная реформа не является предпочтительным вариантом, поскольку слишком активные реформаторские действия могут привести к потере накоплен- ного опыта управления и его преемственности. Поэтому целесообраз- но постепенное изменение структуры органов регулирования, устра- няющее отдельные недостатки — например, проясняющее полномочия каждого регулирующего органа и там, где это необходимо, улучшающее сотрудничество между ними. Широкие полномочия по финансовому ре- гулированию и влиянию на отдельные финансовые институты, предо- ставленные регулирующим органам, должны быть дополнены тверды- ми механизмами, обеспечивающими прозрачность и высокую степень подотчетности самого регулирующего органа. Это важно для обеспече- ния доверия к действиям регуляторов и укрепления конкурентных от- ношений на финансовом рынке.
Литература 1. Бельзецкий А. И. Финансы и финансовый рынок: Учебно-методиче- ский комплекс. Минск: Изд-во МИУ, 2010. 2. Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. М.: Дело, 1997. 3. Дворецкая А. Е. Рынок капитала системе финансирования экономи- ческого развития. М.: Анкил, 2007. 4. Долан Э. Дж., Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелл Д. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Л.: Профико, 1991. Литература 69
5. Мишкин Ф. Экономическая история денег, банковского дела и фи- нансовых рынков / Пер. с англ. 7-е изд. М.: Вильямс, 2006. 6. Корпоративные финансы: Учебник для вузов (Стандарт третьего поколения) / Под ред. М. В. Романовского, А. И. Вострокнутовой. СПб.: Питер, 2011. 7. Кузнецова Л. Г. Структура и операции финансового рынка: теоре- тический и институциональный анализ. Хабаровск: Изд-во «РИО- ТИП» Хабаровской краевой типографии, 2005. 8. Рубцов Б. Б. Современные фондовые рынки. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 9. Смирнов И. Е., Золотарев А. Н. Валютный курс как важнейшее поня- тие системы «Валютный рынок». СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. 10 Теплякова Н. А. Финансы и финансовый рынок. Минск: ТетраСи- стемс, 2010. 11. Финансовые рынки и экономическая политика России. М.: Науч- ный Эксперт, 2007. Глава 2
2.1. Понятие валютного рынка и его структура Валютный рынок является важным элементом экономики и частью финансового рынка. Существует несколько определений понятия ва- лютного рынка. С институциональных позиций валютный рынок представляет со- бой совокупность различных экономических субъектов, которые осу- ществляют валютные операции. Иначе говоря, это совокупность бан- ков, компаний и других организаций, которые проводят валютные операции. С функциональной точки зрения валютный рынок — это экономи- ческие отношения, которые складываются между различными участ- никами (субъектами) при осуществлении операций покупки-продажи иностранной валюты, международных расчетов, кредитно-депозитных операций и других финансовых операций, номинированных в иностран- ных валютах. Валютный рынок можно рассматривать в рамках мирового хозяйства и мирового финансового рынка (и тогда используется термин «мировой валютный рынок»), а также в рамках национальной экономики (в этом случае используется термин «внутренний валютный рынок» или «наци- ональный валютный рынок»). Сравнение национального и мирового ва- лютного рынка представлено в табл. 2.1. Часто используют и такой тер- мин, как «международный валютный рынок». В данном случае речь идет о рынке, отличном от национального, т. е. имеется в виду валютный рынок другой страны относительно рассматриваемого национального рынка. Мировой валютный рынок представляет собой всю совокупность национальных и региональных валютных рынков. Однако это не про- стое сложение рынков, а совокупность взаимозависимых националь- ных валютных рынков, которая представляет собой сложную систему отношений, участниками которых выступают как различные экономи-
ческие субъекты (правительства, центральные и коммерческие банки, финансовые организации, промышленные и другие предприятия, част- ные лица), так и международные организации и объединения (Между- народный валютный фонд, Всемирный банк). Основным назначением мирового валютного рынка является обе- спечение движения денежных потоков, выраженных в разных валю- тах, которые возникают в процессе международной экономической де- ятельности. Заметим, что международная экономическая деятельность включает как проведение торговых внешнеэкономических контрактов или контрактов на оказание различных работ или услуг, так и междуна- родную финансовую деятельность, связанную с движением капиталов. Операции на валютных рынках различных стран проводятся оператив- но благодаря современным телекоммуникационным системам. В силу технологических возможностей происходит выравнивание курсов ва- лют на валютных рынках. Валютный рынок также является механизмом, который обеспечива- ет формирование валютных курсов под воздействием спроса и предло- жения, что, с одной стороны, является проявлением рыночной эконо- мики и дает возможность получения прибыли участникам рынка в виде курсовых разниц, а с другой — позволяет государству использовать его как инструмент при проведении денежно-кредитной политики. Следует отметить, что национальные валютные рынки могут отли- чаться между собой различной степенью ограничений и разными спо- собами регулирования. В зависимости от наличия или отсутствия ва- лютных ограничений различают свободный (открытый) и несвободный (закрытый) валютные рынки. Под валютными ограничениями обычно понимают различные ад- министративные, законодательные, экономические и организационные меры, направленные на установление определенного порядка прове- дения валютных операций. В качестве примеров валютных ограниче- ний можно рассматривать меры по целевому регулированию платежей и переводов в иностранной и национальной валютах за границу, пол- ное или частичное запрещение операций по покупке-продаже иностран- ной валюты, введение требования получения экспортером или импор- тером разрешения государственного уполномоченного органа на тот или иной тип операций. Другим отличительным моментом для различных национальных рынков является способ формирования обменного курса национальной валюты по отношению к другим валютам. Выделяют два принципиаль- но различающихся режима валютного курса: фиксированный и плава-
ющий. Но на практике существует большое количество вариаций этих режимов. Поэтому Международный валютный фонд предложил следу- ющую расширенную классификацию режимов валютного курса. ● Система валютообменных операций без независимого законного средства платежа. ● Система валютного совета (валютного правления). ● Система обычной фиксации курса. ● Система обычной привязки к корзине. ● Фиксированный обменный курс в пределах горизонтального ко- ридора. ● Ползучая привязка. ● Ползучий коридор. ● Управляемый плавающий обменный курс без заданного коридора обменного курса. ● Независимый плавающий курс. Следует отметить, что особую роль валютный рынок выполняет в развивающихся странах. В силу недостаточной развитости рынка ценных бумаг, других сегментов финансового рынка, неустойчивости национальной валюты иностранная валюта является одним из популяр- ных финансовых активов, которые отличаются наибольшей ликвидно- стью и способностью снизить инфляционные потери.
Таблица 2.1
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |