![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На 1 января 2011 г
Банки — лидеры по объемам кредитования физических лиц Структура потребительских кредитов, выданных российскими банками
По типу заемщиков это кредиты, предоставляемые: всем слоям на- селения, определенным возрастным или социальным группам, VIP-
клиентам, студентам, молодым семьям. Основными кредитными про- дуктами на этом рынке являются: кредиты ипотечные (на строительство или приобретение жилья, приобретение земельных участков, строитель- ство загородной недвижимости, гаражей, надворных построек), кредиты на образование, лечение, приобретение товаров длительного пользова- ния (бытовой техники, автомобилей, мебели, средств малой механиза- ции), предметов роскоши, антиквариата. Так, по состоянию на 1 января 2011 г. общий объем кредитов, предоставленных банками российским гражданам, составил 4,1 трлн руб., или около 8% ВВП. 32% этого объ- ема (1,3 трлн руб.) приходится на жилищные кредиты, 15% — на авто- кредиты (600 млрд руб.), 40% — на нецелевые потребительские кредиты. Около 85% составляют рублевые кредиты. При этом следует отметить, что в США общая задолженность населения перед финансовыми ин- ститутами превышает 150%, в странах Западной Европы — 80%, Цент- ральной и Восточной Европы — 20–30% ВВП, причем большая часть приходится на жилищные кредиты. Среди кредитов физическим лицам подавляющую долю составля- ют ссуды со сроком погашения более трех лет. На них приходится око- ло 72% портфеля кредитов. Второе место занимают кредиты от года до трех лет (18% портфеля) и от полугода до года (10% портфеля). Большая срочность подавляющей части ссуд обеспечивает банки, занимающие- ся подобными кредитами, высокими доходами на несколько лет вперед. Наиболее крупные банки — кредиторы физических лиц по состоя- нию на 1 января 2011 г. представлены в табл. 3.10.
Таблица 3.10
Источник: Рейтинг (рэнкинг) российских банков по ключевым показателям деятельности. Рассчитывается по методике портала Banki.ru с использовани- ем отчетности кредитных организаций РФ, публикуемой на сайте Банка Рос- сии (http://www.banki.ru/banks/ratings/).
Оформление кредитных сделок осуществляется на основе заключе- ния прямых кредитных договоров между заемщиками — физическими лицами (резидентами и нерезидентами) и банками преимущественно в форме разового целевого кредита. Физические лица в последнее время активно стали пользоваться банковскими дебетовыми картами с правом овердрафта, а также кредитными банковскими картами, что позволяет приобретать в пределах установленных лимитов разнообразные това- ры и услуги в кредит, не обращаясь каждый раз в банк. Рынок банковских кредитов для государственных финансовых ор- ганов незначителен как по своему объему, так и по доле, занимаемой им на банковском кредитном рынке (всего 1,2% на 1 января 2010 г.). Основными кредитными продуктами этого сегмента банковского кре- дитного рынка являются: ● кредиты под кассовый разрыв между доходами и расходами бюд- жета; ● кредит для покрытия бюджетного дефицита; ● кредиты для финансирования целевых программ социально-эконо- мического развития регионов. Технология выдачи этих кредитов: ра- зовая выдача или в порядке открытия невозобновляемой кредитной линии. В качестве заемщиков выступают: Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и местных органов власти. Одновременно названные финансовые органы оказывают косвен- ную кредитную поддержку банкам, выступая в роли гарантов для них по инвестиционным кредитам и кредитам малому и среднему бизнесу. Гарантийный механизм можно рассматривать как инструмент денежно- кредитной политики, стимулирующий кредитные вложения банков в экономику. Однако в отличие от западных стран, где на правитель-
ственные гарантии приходится 40–60% всех средств, выделяемых го- сударством на поддержку банковской системы и бизнеса1, в России си- стема государственных гарантий пока только развивается. Ее начало было положено постановлениями Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 103 и № 104, определившими порядок и условия предоставления государственных гарантий РФ по кредитам банков, привлекаемым организациями, отобранными в установленном Пра- вительством РФ порядке, на осуществление основной производствен- ной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кре- дитов и облигационных займов, привлеченных ими ранее на эти цели. Механизм государственных гарантий РФ предусматривает распреде- ление кредитных рисков между государством и банками, нацеливая последних на принятие взвешенных рисков, поскольку гарантии обе- спечивают кредиты не в полном объеме, а в размере до 50 и до 70%2 ве- личины основного долга. Однако гарантийный механизм содержит ряд существенных недо- статков, к которым можно отнести следующие: ● гарантии могут быть предоставлены только банкам, имеющим гене- ральную лицензию ЦБ РФ, что сразу отсекает от них отдельные ре- гиональные банки; ● максимальные сроки гарантируемых правительством РФ кредитов (5 лет), а они недостаточны для осуществления крупных инвести- ционных проектов; ● покрытие гарантией только суммы кредита (без процентов) и то не в полном объеме, что обесценивает гарантийный механизм; ● требование наличия по кредиту иного (кроме гарантии) обеспечения и общего обеспечения по кредиту (включая гарантию) в размере не менее 100% суммы кредита, что затрудняет кредитование предпри- ятий, не располагающих таким обеспечением. С учетом вышесказанного, на наш взгляд, сроки, суммы и прочие условия инвестиционных кредитов будут определяться не столько па- раметрами инвестиционных проектов, сколько требованиями Прави- тельства РФ и Минфина РФ. Поэтому крайне важно устранение ука- занных недостатков.
1 Депутатова Е. И. Особенности структурирования сделок при кредитовании инвестиционных проектов // Банковское дело. 2009. № 10. С. 61. 2 До 70% — по кредитам стратегических организаций ОПК.
В настоящее время создается Фонд прямых инвестиций как стопро- центная дочерняя организация Внешэкономбанка. Его капитал форми- руется за счет единого федерального бюджета. При этом ожидается, что на каждый рубль государственных средств будет вложено около 4–5 руб. иностранных партнеров1. Судя по публикациям, не совсем понятно, в чем конкретно будут состоять функции данного фонда. По нашему мнению, он мог бы, например, осуществлять финансирование значимых для РФ, ее регионов и областей проектов на их начальных, самых риско- ванных, стадиях с последующим рефинансированием проектов в ком- мерческих банках на условиях, более выгодных для заемщиков. Кроме того, согласно зарубежной практике требует расширения пере- чень объектов государственных гарантий РФ и муниципальных гаран- тий. Так, объектом данных гарантий по кредитам отечественных (пре- жде всего государственных) предприятий2 должны стать сделки сбыта производимой ими в рамках инвестиционных проектов продукции, ког- да государство гарантирует банкам в случае дефолта заемщика реализа- цию данного имущества, оформленного в залог, например, принимая на себя обязательство по его покупке. Также банкам необходимы гарантии государства по выкупу земельных участков сельскохозяйственного на- значения, которые не были реализованы на публичных торгах при об- ращении на них взыскания по земельно-ипотечным кредитам. Механизм государственной поддержки малого и среднего бизнеса (далее — МСБ), создаваемый в России по образу и подобию зарубежных стран, направлен на устранение основных препятствий, возникающих у данной группы заемщиков при получении кредитов: это высокие про- центные ставки, отсутствие залогового обеспечения и кредитной исто- рии, трудности с составлением бизнес-плана. Принимая участие в по- добных схемах, государство оказывает преимущественно не прямую, а косвенную финансовую поддержку, обеспечивая тем самым «эффект рычага» от вкладываемых в них бюджетных средств. Так, на одну еди- ницу бюджетных средств, выделенных на реализацию подобных схем, можно обеспечить поддержку при кредитовании субъектов МСБ на сумму как минимум в пять раз большую3. 1 Милюков А. И. Финансово-кредитный механизм развития регионов // День- ги и кредит. 2011. № 10. С. 8. 2 Например, производителей воздушных, морских судов, легкового автотран- спорта, медицинского оборудования. 3 Захарченко С. А. Кредитные гарантии как форма господдержки малого биз- неса // Финансы. 2008. № 7. С. 75.
Механизм прямой и косвенной государственной поддержки МСБ включает в себя: ● субсидирование процентных ставок по банковским кредитам МСБ созданным в рамках Федеральной программы поддержки малого предпринимательства (2004 г.) Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства; ● предоставление банкам поручительств по кредитам МСБ образован- ными в ряде регионов РФ органами государственной власти гаран- тийными фондами (в более 70 регионов РФ). При этом заемщики, как правило, должны сами обеспечивать определенную часть обя- зательств перед кредиторами (обычно не менее 30–50% в зависимо- сти от их основного вида деятельности). Ряд фондов заключили со- глашения о сотрудничестве с банками-партнерами; ● принятие администрациями субъектов РФ и местными администра- циями (в частности, в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Алтайской, Тверской, Ростовской, Свердловской, Белгородской об- ластях) обязательств по субсидированию МСБ процентных ставок и комиссий по кредитам банков, комиссий по поручительствам, вы- данным гарантийными фондами, а также обязательств по выделе- нию МСБ других целевых субсидий и льготных займов.
Межбанковский кредитный рынок Межбанковский кредит представляет собой экономические отношения между банками по поводу купли-продажи ресурсов на условиях воз- вратности, срочности и платности. Сделки осуществляются на одном из сегментов банковского кредитного рынка — рынке МБК. Межбан- ковское кредитование осуществляется, как правило, в рамках имею- щихся корреспондентских отношений между банками. Особенностью межбанковского кредитного рынка является то, что банки периодиче- ски выступают на нем то в роли кредиторов, то в роли заемщиков (де- биторов) в зависимости от складывающихся обстоятельств. Другой осо- бенностью межбанковского кредитного рынка является то, что на нем кредиты выдаются только в форме безналичных денег. Межбанковские кредиты способны оказывать большее или меньшее влияние на экономику страны, включая ее реальный сектор, поскольку они помогают расширять ресурсную базу конкретных кредитных орга- низаций. Однако в условиях российской экономики эта потенциальная возможность межбанковского кредитного рынка предельно ограниче- на. На передний план выдвинулись другие функциональные свойства
межбанковского кредитования, в частности его свойство перераспреде- лять банковские ресурсы между сегментами финансового рынка, кото- рое непосредственно корреспондируется с потребностями самих банков- заемщиков в обеспечении собственной ликвидности. Следует различать два уровня межбанковского кредитного рынка: первый уровень отражает движение средств между Центральным бан- ком и коммерческими банками (т. е. движение по вертикали), а второй уровень характеризует движение средств на возвратной основе между самими коммерческими банками (т. е. движение по горизонтали). Банки во всем мире рассматривают межбанковские кредиты второго уровня как альтернативный источник рефинансирования и предпочи- тают в первую очередь обращаться к своим партнерам по рынку и лишь затем к Центральному банку, как кредитору последней инстанции. Структура межбанковского кредитного рынка за последние 5 лет представлена в табл. 3.11.
Таблица 3.11
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |