Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ тестирования




Научно-исследовательская работа с учащимися

Мною было предоставлена честь руководить двумя научно-исследовательскимми работами. Ко мне были прикреплены 4 учащихся 6-ых и 9-ых классов – Гуляева Моника, Боярова Зина, Гуляева Сандаара, Ефимова Анжелика.

Гуляева Моника и Боярова Зина работали над темой "Видовое разнообразие растительности аласа “Хойуоттана” в окрестностях села Туора-Кюель".

Во время работы в лагере «Ача» и руководства данной научно – исследовательской работой, совместно нами были проведены следующие работы:

1. Изучить литературу о растительных сообществах луга.

2. Изучить видовое разнообразие растительности аласа «Хойуоттана» в окрестностях села Туора-Кюель.

3. Провести анализ и оценку разнообразия растительности аласа «Хойуоттана» села Туора-Кюель.

Гуляева Сандаара и Ефимова Анжелика работали над темой "Наблюдение за ростом и развитием вредителей красной смородины в искусственных условиях"

Во время работы в лагере «Ача» и руководства данной научно – исследовательской работой, совместно нами были проведены следующие работы:

1) Теоретически, с помощью Интернет-ресурсов и изучения литературы были рассмотрены виды вредителей;

2) Провести наблюдение за развитием вредителя красной смородины в искусственных условиях.

3) Анализ и оценка наблюдений за вредителем.

Для учениц это была первая исследовательская работа. Ученицы в поставленный срок выполняли все мои указания и задания по данной научно – исследовательской работе, отнеслись к ней с большой ответственностью и интересом, что в совокупности с хорошим выступлением на конференции позволило ей получить первый качественный опыт исследовательской деятельности.

Каждая работа учащихся оценивалась по пятибалльной шкале в следующих категориях: актуальность, культура выступления, теоретическая разработка, практическая значимость, уровень владения материалом и умение отвечать на поставленные вопросы. Мои ученицы, писавшие научно-исследовательские работы, набрали достаточно большое количество баллов, удостоились большого внимания и похвалы со стороны экспертной комиссии. Гуляева Моника и Боярова Зина заняли на конференции 2 место, Гуляева Сандаара и Ефимова Анжелика стали лауреатами. На данный момент, девушки работают над своими исследовательскими работами.

Для проверки имеющихся ими знаний, учащимся было предложено выполнить тестирование (Приложение 2). Он состоял из 11 заданий: 9 тестовых заданий с выбором 1 ответа, 1 задания на соответствие и 1 задание на развернутый ответ. За каждый правильный ответ зачитывалось от 1 до 3 баллов. Разбаловка по оценкам выглядела следующим образом:

15-13 баллов – «отлично»;

12-10 баллов – «хорошо»;

9 - 7 баллов – «удовлетворительно»;

6- 0 баллов – «неудовлетворительно».

В констатирующем этапе учащиеся показали следующие результаты:

Таблица 3. Тестирование остаточных знаний по разделу «Общий обзор организма»

ФИО Задания с 1 выбором Соотв. Разверн. Сумма баллов
                     
1. А.А + - - + + + + + + + - +- 11б
2. А.А. + + + + - + - + - +- -
3. Е.А + - + - + - + - + +- -
4. Е.Д. + - - + + - + + + +- +- 10б
5. П.М. - + - + - + + - + +- -
6. С.М. + - - + + - - - + - -
7. Ч.А. + + - + + + - + - + -
Итого                   6+- 2+-  

Исходя из табличных данных, можно заметить, что:

1) Самое наименьшее количество правильных ответов наблюдается в заданиях под номером 2 и 3.

2) Наибольшее количество правильных ответов наблюдается в заданиях на выбор правильного суждения под номерами 1, 4, 5, 9.

3) В задании 11, большинство учащихся затруднились ответить на развернутый вопрос, либо обосновывали свой ответ не полностью.

Как показало входное тестирование, некоторые учащиеся неполноценно представляют основные понятия раздела "общее знакомство с организмом человека", знаниевый компонент у учащихся хромает и находится на отметке ниже средний (Табл.4).

Таблица 4. Результаты остаточных знаний по разделу «Общий обзор организма»

Требование Ответ учащихся
Верный Неверный
Чел. % Чел. %
  Знать строение клетки   85,7   14,3
  Знать органоиды клетки   42,9   57,1
  Знать компоненты клетки   28,6   71,4
  Знать число хромосом   85,7   14,3
  Знать химический состав клетки   71,4   28,6
  Знать внутреннюю среду организма   57,1   42,9
  Знать строение железы внутренней секреции   57,1   42,9
  Знать строение внешней секреции   57,1   42,9
  Знать функции эндокринных желез   71,4   28,6
  Уметь устанавливать связь между тканью и ее особенностями   85,7   14,3
  Уметь давать развернутый ответ на установление связи организма с внешней средой.   28,6   71,4

 

Таблица 5. Результаты тестирования по разделу «Общий обзор организма»

Оценка Количество учащихся % соотношение
«отлично»    
«хорошо»   28,6
«удовлетворительно»   57,2
«неудовлетворительно»   14,2

Проверка работ учащихся показала, что знания по разделу "Общий обзор организма" у основной массы учащихся находится ниже среднего уровня.

Диаграмма 1. Результаты тестирования по разделу «Общий обзор организма»

Как считает Пасечник В.В., многие авторы подводят к выводу о необходимости сочетания групповой работы с индивидуальной и фронтальной, и рекомендуют им применять групповую работу при изучении нового материала, повторении и закреплении. И тем самым делается очередная попытка усовершенствовать объяснительно- иллюстративную систему обучения, повысить познавательную активность и самостоятельность учащихся за счет эпизодической организации групповой работы.

Как считает Пасечник В.В., необходимо разработать методическую систему, в которой основной процесс познания, усвоения учебного материала, его контроль и коррекция происходят в ходе групповой работы, в то время как оценка знаний, умений и навыков индивидуальна для каждого ученика. Поэтому такую систему организацию учебного процесса следует рассматривать как индивидуально-групповую познавательную деятельность учащихся.

Условия для успешной индивидуально-групповой познавательной деятельности должны быть следующими:

1) В составе группы должны быть ребята состоящие из "сильных", "средних" и "слабых" учеников, так как сплочение коллектива и развитие личности в нем и в социальном, и в творческом отношении более интенсивно происходит в именно группах.

2) Численный состав учащихся в группе может достигать от 3 до 6-7 человек. Для наиболее благоприятного условия для работы, как правило, бывают в группах численностью 4-6 человек.

3) Школьники должны четко усвоить, какие знания и умения им необходимо получить в результате самостоятельного изучения определенного материала. Они должны представлять перспективу своей деятельности на несколько уроков вперед. Поэтому единицей учебного процесса в данном случае является не урок, а учебная тема в целом. При этом следует отметить, что при индивидуально-групповой методике организации учебного процесса урок выступает уже не столько формой обучения, сколько временным отрезком, отведенным на организацию учебного процесса по данной дисциплине.

При изучении темы, по данной методике выделяют несколько этапов:

1-ый этап - инструктаж, вводная беседа или лекция, в ходе которых учитель раскрывает наиболее важные идеи, положения и понятия темы, обращает внимание на внутри- и межпредметные связи, а так же на мировоззренческое вопросы, формирует познавательные и проблемные вопросы, которые учащимся придется решать в процессе изучения материала.

Особое внимание на этом этапе следует уделить мотивации учащихся на формулирование уели и задач предстоящей учебно-познавательной деятельности, поиск нужной информации, проектирование и реализацию своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за её результат.

2-ой этап- самостоятельная работа школьников с последующим обсуждением ее результатов внутри каждой группы. Как правило, работа вводится по инструкции, разработанный учителем. При составлении инструкции должны быть учтены особенности учащихся класса и состав групп, специфика изучаемого материала, наличие различных средств обучения. Важно предусмотреть работу не только с учебником, но и с натуральными объектами, проведения наблюдений, постановку и демонстрацию опытов, просмотр видеофильмов и использование других дидактических средств обучения. На 2 этапе особое внимание уделяется реализации предметных, метапредметных и личностных требований, предусмотренных стандартом.

3-ий этап- систематизация и коррекция знаний. На этом этапе происходит промежуточный контроль и коррекция знаний, атак же устанавливается обратная связь, позволяя учителю критически осмыслить результаты руководства познавательной деятельностью учащихся, дать рекомендации учащимся при подготовке к заключительному контрольно-обобщающему уроку и, если это необходимо, внести в него соответствующие коррективы.

При проведении контроля и коррекции знаний учащихся на данном этапе, можно использовать различные методические приемы при организации работы учащихся в группе. Это может быть фронтальный опрос по подготовительным вопросам, которые учитель считает наиболее значимыми и сложными и сложными в этой теме. Важно что вопрос сначала был обсужден внутри своей группы и только потом- всем классом.

Учитель может вызвать любого ученика из группы для ответа. Если ответ не полный, его могут дополнить товарищи по группе. При необходимости учитель уточняет и исправляет ответы учащихся, сообщает дополнительные сведения, предлагает различные познавательные задачи..

На уроке коррекции и систематизации знаний можно вместо беседы предложить каждой группе подготовить каждой группе подготовить сообщение по определенному вопросу. Тогда в начале урока каждая группа получает от учителя вопрос, на который она должна за 7-10 мин подготовить полный и четкий ответ. Отвечать должны обязательно все члены группы: начинает один ученик группы, продолжает другой, затем - третий и тд.

4-ый этап- заключительный. Он включает обобщение и оценку достижений школьников при изучении данной темы. Заключительный урок по теме проводится как контрольно-обобщающий. Учитель задает классу вопрос и дает 1-2 мин на обсуждение ответа. Если группа готова к ответу, один из участников поднимает руку. Это значит, что любой член данной группы готов к ответу на вопрос. Учитель по своему выбору выслушивает ответ одного из членов групп, и если он не полный, о предлагает другим дополнить его ответ. При подготовке к уроку учителю необходимо сформулировать по материалам всей темы вопросы, требующие рассуждений, сравнений, обобщений. Желательно, чтобы вопросы вызывали дискуссию внутри группы. Это позволяет включить в творческий процесс каждого члена группы и поддерживает интерес к работе в течении всего урока. Если же преобладают вопросы репродуктивного характера, требующие лишь воспроизведения материала учебника, интерес к уроку быстро исчезает, так как из-за отсутствия творческой деятельности теряется смысл в коллективном поиске ответа.

При организации индивидуально-групповой познавательной деятельности учитель имеет возможность применять весь арсенал форм, методов, средств обучения, включая современные информационно-коммуникационные технологии. При этом формирование универсальных учебных действий и рефлексия учащихся осуществляется на всех этапах индивидуально- групповой деятельности.

В.В. Пасечник выделяет следующие основные положения, которые необходимо соблюдать при организации индивидуально-групповой познавательной деятельности. В частности, состав группы при изучении темы должен быть постоянным. Ученики могут переходить из одной группы в другую, по согласованию учителем, только после окончания изучения темы. Учащиеся сами оценивают работу группы в целом и каждого ученика в отдельности. Но ученики должны знать, что последнее слово остается за учителем.

Чтобы активизировать внимание учащихся и повысить познавательную активность ученика на уроках биологии можно шире применять логические схемы, инструктивные карты, опорные конспекты, работу с немыми рисунками, таблицами, дидактические игры, работу с текстом учебника, лабораторные и практические занятия.

После проведения предпрофильного элективного курса "Основы здорового образа жизни" с использованием данной индивидуально-групповой методики, было проведено итоговое тестирование. Он как и первый тест состоял из 15 заданий: 5 тестовых заданий с выбором 1 ответа, 6 заданий на утверждение, 3 заданий на соответствие и 1 задание на развернутый ответ. За каждый правильный ответ зачитывалось от 1 до 3 баллов. Разбаловка по оценкам выглядела следующим образом:

15-13 баллов – «отлично»;

12-10 баллов – «хорошо»;

9 - 7 баллов – «удовлетворительно»;

6- 0 баллов – «неудовлетворительно».

В ходе данного тестирования были отмечены следующие результаты:

Таблица 6. Итоговое тестирование по теме "Нервная система"

ФИО Задания с 1 выбором Соотв. Разверн. Сумма баллов
                     
1. А.А + - + + + + + + + + - + 13 б
2. А.А. + + + + - + + + - +- +- 11б
3. Е.А + + + - + - + - + + +- 12б
4. Е.Д. + + + + + + + - + + + 14б
5. П.М. + - + + - + + - + +- +- 10б
6. С.М. + - - + + - + + + +- -
7. Ч.А. + + - + + + - + - +- + 11б
Итого                   6+- 6+-  

По данным таблицы можно заметить что с большинством заданий учащиеся справились очень хорошо.

Из данной таблицы мы можем наблюдать повышение качества обучения через индивидуально- групповую технологию. Теперь уже большее количество обучаемых стали давать верные ответы. Значительно улучшились навыки написания ответов и разъяснений на открытый вопрос.

Таблица 7. Результаты по теме "Нервная система".

Требование Ответ учащихся
Верный Неверный
Чел. % Чел. %
  Знать строение периферической нервной системы     - -
  Знать механизм передачи возбуждения от ЦНС   57,1   42,9
  Знать строение нервной системы     71,4  
  Знать строение спинного мозга   85,7   14,3
  Знать расположение слуховой зоны   71,4    
  Знать функции больших полушарий головного мозга   71,4    
  Знать влияние вредных веществ головной мозг   85,7   14,3
  Знать строение головного мозга   57,1   42,9
  Знать определение рефлекса   71,4    
  Уметь устанавливать связь между строением и функциями отделов головного мозга.   85,7   14,3
  Уметь давать развернутый ответ на строение спинного мозга   85,7   14,3

 

Таблица 8. Итоговое тестирование по теме "Нервная система"

Оценка Количество учащихся %
«отлично»   28,6
«хорошо»   57,1
«удовлетворительно»   14,2
«неудовлетворительно» - -

Диаграмма 2. Результаты итогового тестирование "Нервная система"

На графике мы видим значительное улучшение качества знаний у учащихся. Количество ребят получивших удовлетворительную оценку снизилась на 43 %; количество ребят получивших оценку "хорошо" повысилась на 28,5 %; количество ребят получивших оценку "отлично" повысилось на 28,6 %; "неудовлетворительную" оценку никто не получил. Таким образом, мы видим, что применяемая мною индивидуально- групповая методика в обучении учащихся, приносит положительные результаты. Знаниевый компонент у учащихся на отметке выше среднего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.