КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение творческих способностей детей в отечественной и зарубежной психологии
Экспериментальная психология родилась в середине XIX века. Ее сверстницами могут считаться генетика и экспериментальная физиология, научная антропология, а старшими сестрами – научная химия и геология. Труды методологов науки – О. Канта, Г. Спенсера, Д.С. Милля – только констатировали начало новой эпохи цивилизации, основанной на достижениях научно-технического прогресса, которые, в свою очередь, не мыслимы без человеческого творчества и труда. Существовало несколько основных отраслей современной фундаментальной психологии: - экспериментальная психология познавательных процессов – в работах Д. Фехнера, Г. Имвигальца, И. Мюллера. - дифференциальная психология – в работах Д. Кеттела, Ф. Гальтона. - социальная психология – в работах Э. Дюргейма, В. Вундта, В.А. Бехтерева. Не была исключением и психология способностей. Можно сказать, что экспериментальная психология способностей и психодиагностика – близнецы, а их отец – Френсис Гальтон. Он предложил близнецовый метод в психологических исследованиях. Именно он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день, но главное в его работах выкристаллизовались основные задачи дифференциальной психологии, психодиагностики и психологии развития. В 1883 году вышел очередной труд Гальтона «Исследование человеческих способностей и их развитие». Полагая, что со времен афинской цивилизации человечество вырождается, он предложил заменить естественный отбор искусственным. Существуют несколько методических подходов, которые стали основой психологии способностей как научной отрасли. Первая проблема: развитие способностей и их детерминанты. Основным звеном в детерминации способностей является соотношение наследственности и среды. Вторая проблема: взаимосвязь специальных и общих способностей. Третья проблема: создание методов измерения способностей, в более широком смысле – методов измерения психических свойств индивидуальности. Психодиагностика и психометрия способностей начинаются с работ Гальтона и Пирсона. Проблемы структуры способностей и проблема измерения способностей тесно связаны. Следующая важнейшая проблема: способность и деятельность. Изоморфизм способностей и деятельности, сводящихся к простой формуле: способностей столько же, сколько и видов деятельности, - есть первичное и наивное решение вопроса. Другие варианты, в первую очередь представление о сложных отношениях способностей и видов деятельности, являются научно обоснованными. В меньшей мере Гальтон обращал внимание на роль социальных условий в развитии способностей. Однако позже этот пробел был восполнен другими исследователями. В частности А.А. Бодалев [3; с. 17] считает, что социальная психология способностей является сегодня едва ли не главной проблемной областью психологии способностей в целом. Основными проблемами, которые следует решать психологу является: микро, мезо и макрообщностей, в которое включена личность на развитие ее способностей; установление связи между формированием способностей и сменой социальных ролей; влияние оценочных нормативов и общественного мнения; а также различных форм поощрения на развитие способностей; изучения престижа способностей, который формируется средствами массовой информации. Развитие общества связано с изменением отношения к различным способностям. Главная задача социальной психологии – это прослеживание взаимосвязей: общественная потребность в определенных способностях – условия для их развития – реальное развитие способностей. Общество для личности – это всего лишь условия, к которым она либо адаптируется, модифицирует себя, либо преобразует эти условия, либо ищет новую среду. [11; с. 23]. Огромную роль в развитии психологии способностей как научного направления отечественной психологии в советский период мы обязаны в первую очередь Б.М. Теплову и его школе. Нельзя не отдать должное добросовестности исследователей, богатству фактических результатов и методических находок. Б.М. Теплов разделял способности и задатки на врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Однако данные современных психологических исследований свидетельствуют, что способности измеряемые тестами имеют большой коэффициент детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки – свойства нервной системы способностей. По критерию вида психических функциональных систем способностей разделяют на сенсомоторные, перцептивные, оттенционные, синемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные; по критерию основного вида деятельности – на научные, творческие, инженерные и т.д. Кроме того различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству). [71; с. 165]. Креативность – это творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. [78; с. 165]. Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. [28; с. 247]. Второе имя – К.К. Платонова чья книга «Проблемы способностей» долгое время оставалась главным руководством для преподавателей, психологов-практиков. Роль его работы в возрождении и поддержании интереса психологов к психологическим и прикладным проблемам способностей очень велика. В 60-70 годы исследовательская работа в области психологии способностей разделилась на ряд частных направлений: изучение математических, психических, литературных и прочих способностей. В этой связи следует упомянуть о В.Д. Шадрипове. Отечественная психология обязана ему разработкой и осуществлением ряда исследовательских программ в области профессиональных и общих способностей, а главное – возобновление работы по осмыслению теоретических оснований психологии общих способностей. Можно было бы назвать не один десяток российских исследователей внесших свой вклад в разработку проблем психологии и психодиагностики способностей. [3; с. 11]. Определение способностей и выделение их составляющих мы находим в трудах Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. А.Г. Ковалев считает, что под способностью нужно понимать синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности, а потому обеспечивающих достижение высокого уровня. [24; с. 234]. В трудах С.Л. Рубинштейна мы находим следующие определения способностей: это свойства или качества человека, делающие его пригодным к усиленному выполнению какого-либо из видов общественно-полезной деятельности, сложившегося в ходе общественно-исторического развития. [43; с. 226]. Б.М. Теплов в свою очередь дал такое определение способностям – индивидуально-психические особенности определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. В книге «Психология случайности» А.Г. Ковалева мы сталкиваемся с пониманием «склонности». Склонность – это первый и наиболее ранний признак или симптом зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготения ребенка к определенной деятельности. Очевидно, что склонность сигнализирует о наличии определенных предпосылок к развитию способностей. Природные предпосылки способностей состоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятие соответствующей деятельностью. А.Г. Ковалев выделяет истинную и ложную склонности. При наличии, в первой, наблюдается тяготение к определенной деятельности, достижение в этой деятельности высоких результатов. Всякая деятельность предъявляет требование к человеку. Если этим требованиям отвечает система свойств личности, человек обнаруживает способность, успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность, в противном случае обнаруживается неспособность. [24; с. 237]. В литературе мы сталкиваемся с делением способностей на природные и специфические человеческие. Природные способности являются общими у человека и животного (обезьянами). Это восприятие, память, мышление и способность к элементарным коммуникациям. Эти способности связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы поучения. Специфические способности обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальном обществе. Общие и специфические основы на пользовании речью и логикой, теоретические, практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. [46; с. 317-318]. К общим способностям относят высокий уровень сенсорной организации, умение видеть проблемы, строить гипотезы, решать задачи, критически оценивать результаты, упорство, эмоциональность, трудолюбие и другие. К специальным – те, которые необходимы для деятельности только в отдельных областях, например: художественный вкус и музыкальный слух и т.п. [30; с. 43]. Одним словом, способности – используемые свойства личности, развивающиеся (и проявляющиеся в виде склонностей) в деятельности на основе анатомо-физиологических особенностей индивидуума (задатков). В работе «Развитие и диагностика способностей» психологи, в частности В.Н. Дружинин, выделяет следующую структуру способностей: 1) общечеловеческие способности – в основном трудоспособности; 2) общие способности «родовые» разноуровневые возможности нормального человека; 3) специальные способности, - способности требуемые деятельностью. [25; с. 27]. В структуре способностей к изобразительной деятельности А.Г. Ковалев выделяет опорные, ведущие свойства к определенной фон или вспомогательные свойства. К опорным свойствам в изобразительной деятельности ученые относят высокую природную чувствительность зрительного анализатора, развивающего в процессе деятельности и высокоразвитую память. Ведущее свойство – это, прежде всего художественное творческое воображение. Необходимый фон этой способности – определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому изображению. [17; с. 236]. На основе этого можно выделить следующие компоненты способностей: 1. Операции, связанные с выполняемой деятельностью. 2. Свойства высшей нервной деятельности, его личностные качества, способность, связанная с анатомическими особенностями структуры мозга. 3. Отношение индивида к выполняемой деятельности, его личностные качества, наличие таких качеств как самокритичность, требовательность к себе, трудолюбие. Понятно, что для достижения результатов в каком-либо виде деятельности необходимо обладать соответствующими способностями. Критериями этих способностей являются: 1. Быстрота и быстрое овладение знаниями, умениями и навыками. 2. Логичность, гибкость и самостоятельность мышления. 3. Находчивость и сообразительность при решении задач. 4. Быстрота запоминания материала. 5. Высокая способность к абстрагированию, обобщению, анализу и синтезу учебного материала. 6. Пониженная утомляемость. 7. Владение обыденными операциями мышления. 8. Целеустремленность. Способный человек должен иметь определенные интересы. Это широта или узость интереса, практическая направленность интереса, увлеченность интереса. Борис Михайлович Теплов выделил три признака способностей, которые легли в основу определения, наиболее часто используемого: 1) способности – это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения. Тем самым область психологии способностей – это раздел психологии индивидуальных различий. Естественно, успешность выполнения деятельности определяют и мотивации, и личностные особенности, что и побудило К.К. Платонова отнести к способностям любые свойства психики, в той или иной мере определяющих условия в конкретной деятельности. [16; с. 167]. Однако Б.М. Теплов идет дальше и указывает на то, что помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью, и это изменяет положение с определением: скорость обучения может зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении скорее обратно пропорционально мотивационному напряжению. Итак, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение, или работа в той сфере, в которой он не имеет способности. То есть неспособный проявляет больше пота и слез, чем способный, которому все дается легче. В психологии развития творческих способностей борются и дополняют друг друга три подхода: 1) генетический, отводящий основную роль в детерминации психологических свойств наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития психологических способностей внешние условия; 3) генотип – средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт. Наследуемы ли творческие способности, точнее – креативность? На первый взгляд, убедительно свидетельствуют о преимущественном влиянии наследственности на формирование творческой личности. Критики генетического подхода возражают против прямолинейной интерпретации. Возможны еще два альтернативных объяснения: во-первых, творческая среда, создаваемая старшими членами семьи, их пример воздействует на развитие творческих способностей детей и внуков (средовой подход). Во вторых, наличие одинаковых способностей у детей и родителей подкрепляется стихийно складывающейся творческой средой, адекватно генотипу (гипотеза генотип – средового взаимодействия). Главный вывод, к которому пришли авторы: индивидуальные различия в креативности – это средовые факторы. Высокий уровень креативности встречается у детей с широким кругом общения и демократическим стилем взаимоотношений с матерью. Таким образом, психологические исследования не подтверждают гипотезу о наследуемости индивидуальных различий в креативности (точнее – уровня развития дивергентного мышления). Попытка реализации другого подхода к выявлению наследственных детерминант креативности предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференциальной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки), которые обуславливают также особенности темперамента. Гипотетическим свойством нервной системы человека, которое могло бы в ходе индивидуального развития детерминировать креативность, считается «пластичность». Пластичность обычно определяется по показателям вариативности параметров и вызванных потенциалов. Классическим условно-рефлекторным методом диагностики пластичности является переделка навыка с позитивного на негативный и наоборот. Помосом, противоположным пластичности, является ригидность, которая проявляется в малой вариативности, но показателем электрофизиологической активности центральной нервной системы, затруднением переключаемости, неадекватности переноса спорных способов действия на новые условия, стереотипности мышления и т.д. Методом факторного анализа удалось выявить два независимых фактора характеризующих пластичность: «адаптивный» и «афферентный». Первый связан с общей регуляцией поведения, а второй – с параметрами восприятия. По данным Биоропова, онтогенез пластичности завершается к окончанию полового созревания, при этом на новых различий ни по фактору «адаптивности» пластичности, ни по фактору «эффективной» пластичности нет. Фенотипическая изменчивость этих показателей очень важна, но вопрос о связи пластичности с креативностью остается открытым. Психологические исследования до сих пор не выявили наследуемости индивидуальных различий в креативности, нужно обратить на факторы внешней среды, которые могут оказать позитивные или негативные влияния на развитие творческих способностей. Творчество – это мышление в его высшей форме, выходящей за пределы требуемого при решении возникшей задачи уже известными способами. Творчество при формировании в процессе мышления проявляется как воображение. Будучи компонентом цели и способа деятельности, оно поднимает ее до уровня творческой деятельности как обязательного условия мастерства и инициативы. Творчество при различных степенях его выраженности может проявляться в любом виде деятельности и связано с иерархией переживаний – от интереса через увлечение и вдохновение до озарения. При высшем проявлении творчества в сознании доминирует вдохновение, вплоть до озарения; в личности – потребность деятельности, а в деятельности - стремление к достижению новых, ранее не становившихся целей, новыми, ранее не опробованными способами и средствами. [40; с. 424]. Творчество пронизывает почти все виды человеческой деятельности и всегда связано с созданием чего-то нового: нового результата или новых оригинальных путей и методов его получения. Новизна – это характеристика творчества психологии и педагогики на протяжении многих лет проявляли большой интерес к проблеме творчества. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое никогда ранее не бывшее. Эта деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, художественной, политической, в той сфере, где создается и открывается новое. Плодотворно занимается творческой деятельностью позволяет наличие у человека способностей. [1; с. 15]. К проблеме процесса творческой деятельности человек обращался еще в глубокой древности. Уже в античности обсуждалась не только проблема происхождения вещей, но и проблема «порождения» через искусство значений воображения, фантазии, выдумки. В то время творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, созерцания этого вечного бытия становится выше всякой деятельности и становится творческой. В средневековой философии творчество связано с пониманием Бога как личности, свободно творящей мир. Творчество предстает как волевой акт, возвышающий бытие из небытия. Августин подчеркивает значение воли. «Творческая культура не столько разум, сколько воля и волевой акт веры, который связывает человека с Богом. Это создает предпосылки для понимания творчества – как уникального и неповторимого». [2; с. 244]. Философы английского эмпиризма склонны трактовать творчество как удачную, но не случайную комбинацию уже существующих элементов. Творчество выступает как нечто родственное изобретательству. Завершением концепции творчества своего времени является И. Кант, который анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной особенности точки зрения способности воображения, осуществившей синтез чувствительности и рассудка. Это учение было предложено Ф.В. Шиллингом. По Шиллингу «творческие способности воображения – есть единство сознательных и бессознательных деятельностей, потому же, кто наиболее одарен этой способностью творят». Согласно Ф.В. Шеллингу, творчество – высшая форма человеческой жизнедеятельности. [3; с. 7]. Творчество происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры. Творчество лежит в начале всего – от самого малого до самого большого. Без творчества в науке, практике, искусстве, в отношениях между людьми не могут решиться многие проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня человечества в целом. Творчество – это реализация человеческих творческих потребностей посредством духовной и практической деятельности, в процессе которой создаются новые блага и ценности. Изучение творчества – важнейшая и актуальная проблема науки. Этим вопросом занимались многие ученые. Так, З. Фрейд говорил: «Творчеством является деятельность человека, создающая новью материальные и духовные ценности, общественной значимостью». [26; с. 48]. Общественные потребности определяют настоятельную необходимость в формировании творческой личности, готовой проявить активное отношение к окружающей действительности. В своем исследовании А.П. Тряпицына выделяет две существенные черты творческой личности: направленность на созидание, достижение социально значимых результатов и индивидуального стиля осуществления деятельности. В результате преобразования и присвоения общечеловеческого опыта у каждого человека возникает свой, присущий лишь ему ансамбль сочетаний, совокупность личных качеств и способов деятельности. [17; с. 13]. Творчество – это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжения и замысла детской игры. В творчестве особое место занимает воображение творческое. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству. Английский ученый Коллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфическим творческим моментом считалось озарение – интуитивное схватывание искомого результата. [8; с. 662]. О творчестве М.Р. Львов сказал в своей книге «Школа творческого мышления». «Творчество – это созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности.» [ 10]. Творческую деятельность основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией, имеется ввиду не может иметь никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности, одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научной и техническое творчество. [5; с. 6]. Авторы психологического словаря предлагают несколько определений воображений. Одно звучит так: воображение – психологический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта [24; с. 34]. Творчество на деле существует, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое, какой бы крупицей не казалось это новое по сравнению с созданием человека. Творчество присуще каждому человеку и английский психолог А.Б. Ван Ганде, считает необходимым повысить творческий потенциал за счет формирования внутреннего творчества «климата» и выделяет основные компоненты, которые оказывают влияние на формирование внутреннего «климата» личности: - Мотивация. Нам не достает стимулов творческого потенциала, наша энергия уходит на удовлетворение первичных потребностей. В следствии этого стимулов к совершенствованию остается меньше, что делает невозможным полную самореализацию. - Целеустремленность. Поставить перед собой цель и добиваться ее осуществления – единственный способ улучшения своего внутреннего «климата». - Уверенность в своих силах. Уверенность в себя вот, что отличает людей добившихся успеха от неудачников. Добившиеся успеха знают на что способны, никакие преграды не страшат их, а наоборот дают толчок к достижению цели. - Любознательность. Нужно не замыкаться в себе, общаться с людьми, много читать, развить в себе интерес к различным сторонам жизни. Ведь чем больше мы знаем, тем выше наш творческий потенциал. - Гибкость ума. Гибкость ума проявляется в способности человека подходить к задаче с разных сторон и точек зрения. Применение различных подходов приводит к разработке уникального пути решения проблем. - Фантазия. Фантазия раскрепощает ум, сознание помогает взглянуть на все с новой стороны. - Образность мышления. Человек с хорошо развитым образным мышлением способен создать в своем воображении образец, а также их видоизменять. Образное мышление ускоряет процесс поиска. [5; с. 24-25]. Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективного нового продукта [24; с. 85]. Творческое мышление подвижно: для него не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения. И наконец главное – это то, что творческое мышление оригинально. Оно порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения [9; с. 437]. Балли, американский педагог, предложил черты творческого мышления: 1. Способность находить и формировать проблемы. 2. Способность к генерированию большого количества разнообразных идей. 3. Оригинальность, то есть способность реагировать на ситуацию нетрадиционным способом отличающимся от «усредненных» ответов. 4. Умение усовершенствовать тот или иной объект, добавив к нему определенную деталь, новшество. 5. Дар решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу. 6. Гибкость мышления. Творческая деятельность, как всякая деятельность человека, является органическим сплавом физической, умственной и эмоционально-чувствительной активности, хотя доля и роль каждого из этих компонентов зависит от характера деятельности, профессии человека и т.д. В целом в психологии творчества выделяется два направления: 1. Разработка общетеоретических вопросов; 2. Прикладные исследования творческих способностей. Ряд авторов считает творчество такой характеристикой продукта, который предположительно является его результатом. (А.Г. Ковалев, М.Р. Львов и др.). Многие исследователи определяют сущность творчества как выход за пределы. Например, Л.М. Мотюшкин понимает творчество как выход за пределы заданной ситуации. Н. Роджерс – как выходя за пределы своего «я». Мы считаем наиболее важным аспектом когнетивностей, который лежит в основе творческих способностей.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |