Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты анализа детских ответов после эксперимента




Конспект занятия по изобразительной деятельности на тему: «Среди невиданных зверей».

 

Цель: выявить уровень творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали в волшебной стране, которая называется «Среди невиданных зверей». В этой стране побывали очень многие дети. Попасть в нее не сложно, надо только иметь карандаши и лист бумаги, а еще немного фантазии. Все необходимое у нас с вами есть.

А теперь давайте возьмем лист бумаги и свои карандаши, закроем глаза и скажем про себя волшебные слова, которые помогут на придумать волшебного животного. Вы согласны? Дети соглашаются.

Воспитатель: Ребята, ваше животное не должно быть похоже на тех, которых вы уже знаете. Оно должно быть волшебным, необычным. Ваше животное будет жить вместе с животными ваших друзей в одной стране, название которой вы должны уже запомнить. Как эта страна называется?

Дети: Среди невиданных зверей.

Воспитатель: Правильно! А теперь взяли в руки свои карандаши и принялись за работу, нарисуйте своих невиданных, волшебных животных. А после того, как вы нарисуете, вы должны рассказать, как ваше животное называется, где оно живет, что ест, чем занимается. Хорошо?

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Будьте смелее, проявляйте свою фантазию. У вас хорошо получается, молодцы? А теперь давайте вместе с вами рассмотрим рисунки, что у кого получилось и расскажем о своих волшебных животных всем.

Дети рассказывают о своих рисунках.

Воспитатель: Молодцы ребята! У вас получилось замечательно, интересные рисунки. Придуманные вами животные, действительно, необычные, волшебные. Давайте мы вместе с вами отправим их в волшебный лес, в страну невиданных зверей.

Дети относят рисунки на «зеленую поляну».

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? А что понравилось больше всего? Дети отвечают.

Воспитатель: На этом наше занятие закончилось.


Приложение 3.

Таблица 2.1.

Имя, фамилия ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Экспериментальная группа
Аня Н.   +  
Галя С. +   4 -
Ксюша И.     +
Настя М.     +
Сережа К.     +
Оля К.   +  
Влад З.   +  
Оля К.   +  
Ирина З.     +
Таня Н.   +  
Контрольная группа
Лена С.     +
Ирина М.     +
Саша С.     +
Алеся В.     +
Сережа Б.     +
Настя П.   +  
Лиля В.   +  
Максим М.   +  
Лена С. +    
Галя Л.     +

 


Таблица 2.2.

Параметры беглость оригинальность общее количество баллов
Ф.И. ребенка
Экспериментальная группа
1. Андрей К.      
2. Алеша С.      
3. Артем Г.      
4. Саша Т.      
5. Игорь К.      
6. Оля Н.      
7. Ирина П.      
Контрольная группа
1. Анна С.      
2. Ваня К.      
3. Лера А.      
4. Надя Б.      
5. Роман В.      
6. Света Т.      
7. Петя Д.      
           

 


Приложение 4.

Блоки (циклы) занятий.

 

Цель: Стимулирование творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

1. Волшебный сад.

Чтение сказок: «Дивный сад», «Аленький цветочек» Аксакова, «Конек-Горбунок» Ершова, «Чудо-дерево» Чуковского.

Дидактические игры выкладывание цветов из мозаики. Парные картинки (на темы растений); разрезанные картинки и др.

Музыка (для слушания): П.И. Чайковский «Мой садик».

Разучивание стихотворений: В. Серовой «Цветы», И. Токмаковой «О деревьях», «Вечерняя композиция» и др.

Создание коллективной композиции «Волшебный сад», используя разные виды изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование).

 

2. Моя любимая игрушка.

Чтение книг: А.Барто «Игрушки», В. Маяковского «Конь-огонь», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Э. Успенского «Чебурашка и крокодил Гена» и др.

Дидактические игры «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домино» и др., в процессе которых дети знакомятся с игрушками, рассматривают их, описывают их качества. Рассматривание игрушек в процессе ролевых игр.

Создание вместе с детьми дидактических игр с изображением игрушек «Лото», «Домино» и др.

Сочинение с детьми сказок об игрушках.

Изготовление игрушек из бумаги, картона, тканей и др.

Рисование, лепка разных игрушек. Коллективная композиция (аппликация) «Витрина магазина игрушек».


Приложение 5.

 

Конспект занятия по изобразительной деятельности на тему: «Путешествие в подводное царство».

 

Цель: стимулирование творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ход занятия.

В утренние часы или непосредственно перед занятием в групповой комнате тихо звучат знакомые детям мелодии из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».

Потом воспитатель и дети рассказывают, какие картины возникают перед их глазами, что они ощущают и т.п. Воспитатель отмечает образную форму рассказа детей.

Неожиданно в группе появляется Русалка.

«Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Я – дочь морского царя? Тут звучала такая красивая музыка, а вы так интересно рассказывали о море, подводном царстве, что я не выдержала и приплыла к вам». Далее Русалка участвует в коллективном рассказе о подводном царстве и сожалеет, что ее подружки-русалочки не слышали о том, как дети красиво рассказывали об их морском доме. Русалка предлагает детям отобразить все рассказанное ими в рисунке.

В разговоре с детьми воспитатель и Русалка уточняют замыслы детей. В процессе выполнения рисунков вопросами и советами они подводят детей к более полному воплощению замыслов.


Приложение 8.

Таблица 2.3.

Имя, фамилия ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Экспериментальная группа
Аня Н.   +  
Галя С. +    
Ксюша И.   +  
Настя М.   +  
Сережа К.     +
Оля К.   +  
Влад З.   +  
Оля К.     +
Ирина З.   +  
Таня Н. +    
Контрольная группа
Лена С.     +
Ирина М.     +
Саша С.     +
Алеся В.   +  
Сережа Б.     +
Настя П.   +  
Лиля В.   +  
Максим М.   +  
Лена С. +    
Галя Л.     +

Приложение 9.

 

Рисование на тему: «Сказочный дворец».

 

Программное содержание: Учить детей создавать сказочные образы, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали. Учить делать набросок простым карандашом, а затем оформлять изображение в цвете. Развивать воображение, творчество.

Цель: Определить уровень развития творческих способностей детей на занятии по рисованию.

Методика проведения занятий. Поговорить с детьми о том, какие бывают сказочные дворцы. Какие сказки читали, где встречается описание сказочных дворцов. Какие фильмы и мультфильмы они видели с изображением сказочных дворцов.

Какие бывают сказочные дворцы, как они украшены решетками, балконами, различными колоннами; подчеркнуть возможность необычной формы окон, колонн, дверей, красивых куполообразных крыш. Затем предложить детям придумать, какой дворец они хотят нарисовать, сделать набросок простым карандашом. Рисовать карандашом только главное, детали не делать, предложить раскрасить дворец.

Материал: Бумага белая чуть больше обычного листа, краски, краски гуашь, простой карандаш.

Предварительная работа: Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов и мультфильмов.


 

Лепка по замыслу.

 

Программное содержание: Самостоятельно намечать содержание лепки. Использовать известные детям способы лепки и последовательность выполнения фигуры. Развивать творчество.

Ход занятия: За день – два до занятия предложить детям подумать и выбрать содержание для лепки, рассмотреть картинки в книгах, игрушки.

Напомнить некоторые способы лепки. Все работы рассмотреть, предложить детям выбрать наиболее интересные, объяснить свой выбор.

Цель: Определить уровень развития творческих способностей детей на занятии по лепке.

Предварительная работа: Беседы, экскурсии, чтение литературы, просмотр диафильмов, слайдов о природе, о городе, о детях, о животных, о транспорте.

Материал: Глина, пластилин.


Рисование по замыслу.

 

Программное содержание: Продумать содержание рисунка, характер действующих лиц. Развивать воображение.

Ход занятия: За день – два до занятия предложить подумать и выбрать содержание рисунка. Напомнить, как много интересного дети видят вокруг. Все это можно нарисовать. Подсказать последовательность изображения и приемы работы.

Цель: Определить уровень развития творческих способностей детей на занятии по рисованию.

Предварительная работа: Беседы, экскурсии, чтение литературы, просмотр диафильмов, слайдов о природе, о городе, о детях, о животных и т.д.

Материал: Краски, гуашь, карандаши, бумага.


Аппликация.

 

Поздравительные открытки.

 

Программное содержание: Упражнять в умении украшать открытку собственной композицией из растительных форм, используя теплые или холодные цвета бумаги, светлые и яркие.

Развивать творческие способности детей в создании интересной композиции.

Ход занятия: Показать детям различные аппликационные открытки и сообщить цель занятия. Обратить внимание детей на то, что все открытки украшены различными цветами и листьями, и что это красиво. Рассказать детям, что в работе можно использовать бумагу с теплыми и холодными тонами, светлые и яркие – кому что нравится. Детям помогать советом в выборе цветов бумаги, следить за использованием рациональных приемов вырезывания, как удачнее расположить композицию, чем еще дополнить аппликацию. Открытки ставят на стенд. Всех детей приглашают посмотреть, какие красивые открытки приготовили они для мам к празднику 8 марта. Отметить тех, кто проявил самостоятельность, творчество. Все открытки оставить на некоторое время на стенде, чтобы дети рассматривали их.

Цель. Определить уровень развития творческих способностей детей на занятии по аппликации.

Предварительная работа. Рассмотреть поздравительные открытки с детьми посвященные 8 марта.

Материал: Бумага цветная, клей, природный материал.


Приложение 9.

Игорь К. I уровень.

1. Человек, животное.

2. Сорока, игрушка, собака.

3. Дядя, мальчик, игрушка.

4. Игрушка, собака, подушка.

5. Сундук, стол.

6. Лодка, речка.

7. Апельсин.

 

Андрей К.

II уровень. I уровень.

1. Лиса, медведь. 1. Лиса, медведь, лес.

2. Поднос, пакет, карандаши, книжка. 2. Поднос, пакет, карандаш, ручка, книжка.

3. Бокал, часы 3. Бокал, часы, ложка, вилка.

4. Палас. 4. Палас, стул, стол.

 

Петя Д.

III уровень II уровень.

1. Цветы 1. Цветы, солнышко, трава.

2. Кошка, собака. 2. Кошка, собака, крыльцо.

3. Щенок, котенок. 3. Щенок, котенок, мяч.

4. Игрушка, собака. 4. Игрушка, собака, шланг, стол.

5. Суп. 5. Суп, ложка.

6. Собака. 6. Собака, девочка.

7. Яблоко. 7. Яблоко, корзина.


 

Ваня К. (III уровень).

До эксперимента.

1. Дети купаются.

2. Мальчик с папой жгут костер.

3. Зверята веселятся.

4. Дети гуляют в зоопарке.

5. Мальчики купаются.

 

После эксперимента (II уровень).

1. Дети купаются, как здорово в воде.

2. Мальчик с папой жгут костер, они хорошие друзья.

3. Звери выселяться. Зоопарк это их дом.

4. Дети гуляют в зоопарке. Мне здесь нравится. Все они мои друзья.

5. Мальчики купаются. Как у нас в деревне.


 

Ирина П. (II уровень).

До эксперимента.

1. Дети на прогулке. Дети играют на улице.

2. Мальчики зажгли костер. Мальчики греются у костра.

3. Животные играют. Все животные вселяться.

4. Дети в зоопарке. Дети пришли в зоопарк.

5. Дети плавают. Дети ныряют. Дети рады что купаются.

 

После эксперимента. (I уровень).

1. Дети на прогулке. Хорошее настроение.

2. Мальчики играют у костра. Друзья в лесу. Хорошее настроение.

3. Животные играют. Лес – это дом для животных. Будем всегда друзьями.

4. Дети в зоопарке. Любимые животные.

5. Дети плавают. Солнце, воздух и вода мои верные друзья. Как здорово на воде.


Список литературы.

 

1. Астахов А.И. Воспитание творчеством – М, 1986 – 580 с.

2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству – М, Знание, 1981 – 98 с.

3. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии, 1984, № 1.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М: Просвещение, 1969 – 464 с.

5. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – М, 1994 – 320 с.

6. Венгер А.А. Педагогика способностей. – М: Просвещение, 1988 – 106 с.

7. Венгер А.А. Психология – М: Просвещение, 1988 – 24 с.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М: Просвещение, 1997 – 93 с.

9. Горяева Н.А. Первые шаги в мир искусства: Из опыта работы – М.: Просвещение, 1991 – 159 с.

10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск, 1998 – 85 с., 642 с.

11. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание. 1989, № 2 – С. 27 – 31.

12. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. – М: Просвещение, 1995 – 64 с.

13. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей – М: Наука, 1991 – 44 с.

14. Шадринов В.Д.

15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб Питер Ком, 1999.

16. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание. 1986 – 96 с.

17. Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. – М, 1984 – 128 с.

18. Еремина Р.А., Кудрина Н.И. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста: Учебное пособие. / Мордовский –государственный педагогический институт. – Саранск, 2000. – 70 с.

19. Зельцфман Б., Учись! Твори. Развивайся. Ч.2. Рига: «Эксперимент», 1997 – 34 с.

20. Зинченко В.А. Психологический словарь. М, 1996.

21. Иванова Э. Воображение и творчество дошкольника. // Дошкольное воспитание. 1987, № 10, С. 5 – 12.

22. Иванов И.А. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М: Педагогика, 1989 – 185 с.

23. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. – М, 1985. – 192 с.

24. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества, 1994 – 76 с.

25. Ковалев А.Г. Психология личности. – М: Просвещение, 1970 – 234 – 237 с.

26. Ковалева Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: Высшая школа. 1974.

27. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М, 1995 – 156 с.

28. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М, 1984 – 213 с.

29. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества Альмаматер. 1994 – 32 с.

30. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М, 1996 – 180 с.

31. Левин В.А. Воспитание творчества – Томск: Пеленг, 1993 – 299 с.

32. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М: Просвещение, 1976 – 142 с.

33. Лук А.Н. Психология творчества. – М, 1978 – 116 с.

34. Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М: Просвещение, 1976 – 10 с.

35. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. – М, 1996 – 78 с.

36. Маруннковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии. – М: Пресс, 1997.

37. Никишин Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М: Просвещение, 1991 – 160 с.

38. Основные современные концепции творчества / Под редакцией Богоявленской Д.Б. – ДГМ, 1997 – 430 с.

39. Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М: Прогресс, 1991.

40. Подьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии, № 1, 1990.

41. Подьяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – М: Просвещение, 1988.

42. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика – М, 1976 – 339 с.

43. Платонов К.К. Проблемы способностей. – М: Просвещение, 1972.

44. Просетский П.А., Сенченко В.А. Психология творчества. – М: Прометей, 1989 – 83 с.

45. Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников.

46. Психологические исследования творческой деятельности. / Под редакцией Тихомирова О.С. – М, 1989 – 190 с.

47. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Составил Г.А. Урунтаев. – М: Издательский центр «Академия», 1997 – 236 с.

48. Развитие и диагностика способностей. Под редакцией В.Н. Дружинина, В.Н. Шадрикова. М, 1991 – 170 с.

49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М: Просвещение, 1987 – 226 с.

50. Сшильтяпов В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии. // Дошкольное воспитание, № 2, 1993, С. 69.

51. Теплов В.М. Психологические вопросы художественного восприятия. – М: Педагогика, 1987 – С. 133 – 167.

52. Теплов В.М. Избранные труды. В 2-х т. – М: Педагогика, 1985

53. Тешюв Б.М. Психологические вопросы художественного творчества. Известия АПН РСФСР, выпуск 11. – М, 1947. С. 19.

54. Уруштаев Г.А. Дошкольная психология. – М: Издательский центр «Академия», 1997 – 250 с.

55. Художественное творчество и ребенок. Под редакцией Н.А. Ветлугская. – М, 1972 – 174 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.