Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование направленности детей на творчество и соответствующему повышению творческой деятельности дошкольников




Распределение старших дошкольников по уровням сформированности творческой деятельности до эксперимента.

Группа Количество Уровни сформированности творческой деятельности.
высокий средний Низкий
Экспериментальная   10 % 40 % 50 %
контрольная   10 % 30 % 60 %

 

Средний и низкий уровень творческой деятельности свидетельствует о необходимости проведения соответствующей работы по повышению уровня творчества.


(формирующий эксперимент)

 

В настоящее время в решении проблемы выявления уровня творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста накоплен определенный положительный опыт, о чем свидетельствует эксперимент.

В сфере различных видов деятельности творческая деятельность реализуется в создании субъективно нового при домысле, воображении, фантазии, установлении причинно-следственных связей и закономерностей, поиске новых, нестандартных, и не известных еще дошкольникам способов деятельности. В нашем исследовании творческая деятельность рассматривается как устойчивое интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действия, характеризующаяся осознанным поиском творческих ситуаций.

Реализация системы педагогических стимулов творческой активности старших дошкольников в условиях специфической детской деятельности необходимо осуществлять поэтапно:

- установка на творческую деятельность;

- развертывание разнообразной творческой деятельности;

- подведение итогов и выдвижение новых перспектив.

Формирование направленности детей на творчество и соответствующему повышению творческой деятельности дошкольников будет способствовать создание стимульных ситуаций, в которых внешние побудители к творческой деятельности естественно преобразуются во внутренние, овладевают мотивационно-потребностной сферой старших дошкольников.

В формирующем эксперименте за основу была взята видоизмененная методика поэтапного применения комплекса педагогических воздействий, выделены следующие этапы стимулирования творческой деятельности старших дошкольников в различных видах деятельности:

- установка дошкольников на творческую деятельность;

- организация и развертывание разнообразной творческой деятельности;

- анализ достигнутых результатов и выдвижение новых перспектив.

При этом необходимо учесть, что перечисленные выше этапы находятся в диалектическом единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, установка на творческую деятельность невозможна вне организации деятельности, успешность которой в свою очередь зависит от активного воспитания дошкольника выдвигаемыми перед ним перспективами. Точно также и выдвижение новых перспектив происходит на основе анализа достигнутых результатов творческой деятельности и является предпосылкой установки на творческую деятельность дошкольников.

Комплексы взаимодействующих стимулов были направлены на побуждение проявления старшими дошкольниками творчества в различных видах деятельности. Специфику применяемых стимулов обусловили особенности старшего дошкольного возраста и состояние творческой активности дошкольников экспериментальной группы.

На первом этапе организации различных видов творческой деятельности огромное значение имела подготовка дошкольников к активному восприятию выдвигаемых перед ними перспектив. На этом этапе в качестве решающего фактора выступают стимулы, побуждающие дошкольников на, самостоятельное активное участие в этом процессе, вызывающие у них заинтересованность в нем, положительное эмоциональное отношение ко всем видам и формам творческой деятельности.

Так, для детей с низким уровнем творческих способностей в качестве ведущих, лидирующих на первом этапе, выступали вербальные эмоциональные стимулы, которые подкреплялись стимулами познавательной перспективы и личной значимости деятельности. На втором этапе, задачей которого была подготовка и проведение творческого дела, лидирующим был частично-поисковой поисковой стимул с использованием игровых приемов и занимательности, подкреплявшийся стимулом доверия и оценкой деятельности.

Для дошкольников со средним уровнем творческой деятельности на первом этапе в качестве ведущего был выделен стимул познавательного интереса, подкрепленный эмоциональными стимулами и стимулом общественной деятельности. На следующем этапе доминирует поисковый стимул с использованием игровых приемов, подкрепляющими способы творческого сотрудничества, стимул доверия.

На последнем этапе ведущим для этой группы детей являлся стимул оценки результата, подкрепленный стимулом эффекта результата, стимулом общественного мнения и укрепления статуса в коллективе.

Для старших дошкольников с высоким уровнем творческой деятельности была разработана такая комбинация стимулов, которая обеспечивала создание условий для проявления ими знаний, творческих умений. Стимул познавательной перспективы, который являлся ведущим, подкреплялся стимулом доверия к творческим познавательным силам, поисково-исследовательский с усиленными элементами творчества был подкреплен личной значимостью дела, эффекта результата. На завершающем этапе комбинацию усиливал стимул общественного мнения, подкрепленный повышением статуса в коллективе.

Средствами решения данной проблемы определили дидактические игры, нетрадиционные занятия по изобразительной деятельности, дидактические игры для развития познавательных процессов и словесного творчества детей.

Соблюдение перечисленных условий будет способствовать стимулированию творческой деятельности старших дошкольников. Система работ по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста была выделена в работах Комаровой Т.С. Блоки занятий проводились с учетом последовательной сложности. В каждый блок-цикл вошли следующие занятия и средства стимуляции творческой активности:

· чтение литературы (сказок, рассказов);

· разучивание стихотворений;

· слушание музыки;

· просмотр диафильмов, картин иллюстраций; беседы с детьми; дидактические игры;

· игры-драматизации; подвижные игры;

Серия занятий с детьми проводилась до получения желаемого результата, то есть до повышения уровня творчества (см. Приложение 2).

Так, первый блок занятий «Волшебный сад» применялся с целью развития воображения, творческого мышления, творческой активности.

В процессе занятий нами, для повышения творческой деятельности старших дошкольников, использовались различные педагогические стимулы, в зависимости от уровней проявления творческой активности дошкольниками. Наблюдалась заинтересованность детей, желание выполнить задание, довести начатую работу до конца.

Второй блок занятий «Моя любимая игрушка» проводится с целью: повышения творческой активности, развития творческого воображения детей во время занятия по изобразительной деятельности, вызвать положительный, эмоциональный интерес к изобразительной деятельности. Этим занятиям предшествовала предварительная работа: чтение книг об игрушках, дидактические игры, в процессе которых дети знакомились с игрушками, рассматривали и описывали их качества, создание вместе с детьми дидактических игр с изображением игрушек, сочинение детьми сказок об игрушках. В заключение этого блока было проведено занятие по изобразительной деятельности: коллективная композиция (аппликация) «Витрина магазина игрушек».

В ходе занятия по изобразительной деятельности с целью стимулирования творческой деятельности детей были использованы следующие игровые приемы обыгрывания игрушки; обыгрывание изобразительного материала; использование сказочных персонажей и др.

Исходя из этой темы в блок включаются занятия и игры, беседы с детьми и т.д. Вся эта предварительная работа также является стимулом повышения творческой деятельности детей.

Для дошкольников с высоким уровнем творческой деятельности, к которым относилась Галя С., нами использовались такие стимулы, как: стимул познавательной перспективы; поисково-исследовательский с усиленными элементами творчества, а также стимул общественного мнения. В результате этого Галей С. были достигнуты хорошие результаты (см. Приложение 3).

Для дошкольников со средним уровнем творчества, к которым относились Аня Н., Оля К., Влад З., Оля С., Таня Н., были использованы стимулы познавательного интереса, подкрепленные эмоциональными стимулами и стимулом общественной значимости, а также поисковый стимул с использованием игровых приемов, стимул поощрения. На последнем этапе использовался стимул оценки результата, подкрепленный стимулом общественного мнения. В результате уровень творческой деятельности двоих детей Ани Н. и Тани Н. повысился (см. таблицу 2.3.).

У детей наблюдалась большая заинтересованность, стремление довести дело до конца. В процессе выполнения заданий повысилась инициативность и самостоятельность детей, радость от процесса деятельности.

Для детей с низким уровнем творческой деятельности, каковыми были Ксюша И., Настя М., Сережа К., Ирина З., использовался следующий комплекс стимулов: на первом этапе выступали вербальные эмоциональные стимулы, которые подкреплялись стимулами личной значимости деятельности. На втором этапе занятия был использован частично-поисковой стимул с использованием игровых приемов и занимательности, подкреплявшийся стимулом доверия и оценкой деятельности, на последнем этапе стимул эффекта результата, подкрепленный оценкой деятельности.

У половины детей низкого уровня творческой деятельности, в частности у Ксении И. и Насти М., уровень творческой деятельности повысился (см. таблицу 2.3.).

Подводя итоги формирующего эксперимента можно сделать вывод, что на данных занятиях дети учились самостоятельно и с помощью воспитателя придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата. Это говорит о повышении уровня творчества детей старшего дошкольного возраста.

Анализируя работу детей, можно сказать о том, что дети справились с заданиями, проявили большую заинтересованность, стремились создать оригинальные рисунки и сочинить сказки. У детей повысилось стремление довести свой замысел до конца, показать свои работы другим детям. Работы детей были очень интересны и разнообразны.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.