КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение уровня творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
(Констатирующий эксперимент)
Изучение особенностей развития творческой деятельности детей имеет большое значение в педагогическом процессе. Исследования проводились на базе Выборка составила 20 человек: 10 человек в экспериментальной группе и 10 человек в контрольной. Изучение проводилось с целью выявления уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Изучение особенностей творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе констатирующего эксперимента позволило получить качественные характеристики творческих способностей и выделить три качественно различных уровня ее сформированности: низкий, средний, высокий. Качественные характеристики уровней творческих способностей. Низкий уровень – потребность в пополнении знаний, умений и навыков не проявляется. Отсутствует познавательный интерес к творческой деятельности. Дошкольники низкого уровня творческой деятельности не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера. В процессе творческой деятельности такие дети не проявляют высокой умственной деятельности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений на новые ситуации отказываются. При возникновении трудностей преобладают отрицательные эмоции. Не могут порой и не желают преодолевать трудности в поисках способов деятельности. Живая эмоциональная реакция на задания творческого характера почти всегда отсутствует. Средний уровень – потребность в пополнении знаний, и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Неустойчивый интерес к творческой деятельности. Дошкольники среднего уровня творческой деятельности стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, необходима помощь взрослого. В процессе специфической деятельности они стремятся проявлять умственную активность: могут находить новые способы или преобразовать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения. Преодолевают трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость. Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно. В процессе специфической детской деятельности дошкольники высокого уровня творческой деятельности проявляют высокую умственную активность: легко осуществляют перенос знаний, умений в новые ситуации. С целью выявления уровней творчества детей старшего дошкольного возраста и отнесения их к группам с определенным уровнем сформированности творческой активностью было проведено занятие по изобразительной деятельности на тему: «Среди невиданных зверей» (см. Приложение 2). При отнесении дошкольников к группам с определенным уровнем сформированности основных компонентов творческой деятельности был избран такой подход, при котором отнесение дошкольника к данной группе осуществлялось путем установления превалирования определенного уровня по показателю над другим. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента представлены в таблице 2.1. (см. Приложение 3). На основании полученных результатов данного эксперимента можно сделать следующий вывод: в экспериментальной группе высокий уровень творческой деятельности показал 1 ребенок (Галя С.). Девочка всегда очень активна. Живо откликается на все, что привлекает ее внимание. Любая, даже самая скучная информация, способна увлечь ее. Любит общаться со взрослыми. Главный мотив такого общения – получение информации о мире явлений и предметов. Задает много вопросов. Любит поиск решений. Особенно интересны нестандартные задания. Успех побуждает выбирать трудные задания, но при неудачах интерес к ним не ослабевает, а растет. Все задания выполняет самостоятельно. Очень редко обращается за помощью. В контрольной группе высокий уровень творческой деятельности показал тоже один ребенок (Лена С.). Все вышесказанное о Гале С. можно также сказать и о Лене С. Обе девочки проявили высокую творческую деятельность на занятии, были активны и ответственны, проявили инициативность, повышенную эмоциональность, интерес к творческой деятельности. Рисунки этих детей отличаются оригинальностью, содержание замысла было доведено до образа. Средний уровень творческой деятельности в экспериментальной группе показали пять детей (Аня И., Оля К., Влад З., Оля К., Таня Н.), в контрольной группе три ребенка показали средний результат (Настя П., Лиля В., Максим М.). Группа дошкольников, проявляющих средний уровень творческой деятельности представим характеристикой Влада З. Мальчик подвижный, эмоциональный. В общении со взрослыми еще может контролировать свои эмоции, в общении со сверстниками нередко ведет себя развязано. Предпочтительный вид деятельности – игра. Любит игровые и занимательные формы работы на занятиях. Удачное преодоление трудностей при выполнении заданий вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Но при первой же неудаче охладевает к выполнению задания, хотя и берется за него с энтузиазмом. Не всегда может самостоятельно поставить цель деятельности, удерживать ее. Планирование деятельности вызывает затруднения. Не всегда активен на занятиях. Однако в свободное от занятий время пытается себя проявить. Всегда живо откликается на то, что привлекает его внимание. Охотно берется за работу, но в его творческой деятельности преобладаю стереотипы. Остальные дети данного уровня творческой деятельности, кроме вышеперечисленных, характеризуются еще и такими показателями: у Ани Н., Тани Н. невысокая инициативность в процессе выполнения задания, невысокая заинтересованность при получении и в процессе его выполнения, не ярко выражено побуждение к деятельности. Менее выражен интерес к творческой деятельности у Лили В., Максима М., Насти П., Оли К. Содержание рисунков этих детей на основе уже имеющихся образов, шаблонов. Оля К. и Лиля В. решить творческую задачу самостоятельно не могут, нечетко выражена последовательность действий. Низкий уровень в экспериментальной группе показали четыре ребенка (Настя И., Настя М., Сережа К., Ирина З.), в контрольной группе – шесть детей (Лена С., Марина М., Саша С., Алеся В., Сережа Б., Галя Л.). Типичный представитель группы детей с низким уровнем творческой деятельности – Марина М. Девочка пассивная, медлительная. С трудом сосредотачивает свое внимание. На занятиях чаще всего вяла и апатична. Очень трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Трудно привыкает к другому виду деятельности и обстановке. В числе последних улавливает суть заданной проблемы, при поиске использует только известные решения. Не стремиться к самостоятельному поиску ответов на вопросы. При первой же неудаче отказывается от дальнейших стремлений найти решение. В случае непонимания не задает вопросы, а в ответах и действиях обычно подражает другим детям. Не проявляет самостоятельности и инициативы. Задания творческого характера или не выполняет (старается увильнуть), или выполнение заданий сводит к уже известным решениям. Заинтересовать ее может только игровой сюжет, деятельность. Не проявляет стремления включиться в свободную от занятий деятельность с другими детьми. Если иногда и участвует, то только по предложению взрослого и берет на себя только второстепенные роли. Много времени отдает рисованию. Рисует охотно, но сюжеты однообразны. Творчество проявляет недостаточно – рисунки стереотипны. Таким образом, в результате проведенного на этапе констатации исследования было также выяснено распределение старших дошкольников по уровням развития творческой деятельности в изобразительной деятельности. Данные приведены, а таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |