Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бессмертие богов.




СИМВОЛ ЗМЕИ

БОГИ ЭДЕМА

В своем повествовании мы вернулись далеко в прошлое — к событиям почти 200000-летней давности, когда рядовые боги подняли мятеж и когда был создан род человеческий. Но в ка­кой мере эти события соответствуют библейскому описанию райского сада — Эдема, и что там в действительности произош­ло? Кто такой Змий, который разговаривал с Евой? Что это был за фрукт, который съели Адам и Ева, сорвав его с Древа Жизни? Почему было так важно не допускать их к Древу Жиз­ни? В этой главе мы попытаемся сбросить завесу мифологии и отрешиться от религиозного символизма, чтобы добиться пол­ного научного понимания всех этих событий.

Начнем с того, что определим местоположение и значение Эдема. В Книге Бытия (2) говорится, что Эдем омывали четыре реки. Две из них — это Тигр и Евфрат. На этом основании боль­шинство ученых склонялось к тому, чтобы поместить Эдем в Месопотамию. Однако две другие реки — Фисон и Гихон, судя по названиям, как будто африканского происхождения. Это в свое время доставило ученым, занимавшимся толкованием Биб­лии, немало хлопот. Может быть, на самом деле существовало два Эдема?

В главе 6 мы говорили, что шумеры называли своих богов DIN.GIR, что дословно означает "Праведники с ракет". На шу­мерском языке E.DIN буквально означает "Дом праведников". Не подлежит сомнению, что E.DIN — это то же самое, что Эдем. Таким образом, Эдем был местом обитания богов.

Установив значение названия Эдем, мы -вправе ожидать, что таких обиталищ богов должно было быть больше чем один. В главе 6 мы говорили о том, что Земля была разделена между двумя главными группами богов, потомками двух братьев — Энлиля и Энки Мы-установили, что владения Энлиля находи­лись на востоке — в Месопотамии, а владения Энки — в юго-западной Африке. Представление о существовании двух различ­ных Эдемов дает нам возможность устранить некоторые несоот­ветствия, которые давно уже отмечались в библейском рассказе


о сотворении мира. Так, например, в Книге Бытия, как в 1, так и в 5 разделах говорится, что Элоим сотворил мужчину и жен­щину одновременно на "шестой" день:

"Он сотворил мужчину и женщину, и в день сотворения благословил их и назвал Адамом"'.

Однако, во 2 разделе Книги Бытия говорится, что сначала был создан мужчина, а женщина — его помощница — была сотворена из мужчины, чтобы составить ему компанию!

Далее, имеется основание полагать, что мужчина был уже сотворен заранее, а уж затем Господь поместил его в Сады Эдема:

"Затем Господь Бог посадил на востоке сад, в месте, кото­рое называется Эдемом, и поместил там сотворенного им чело­века"2 (курст мой. — А.Э.).

Эти тексты плохо согласуются с рассказом в разделе 2, где говорится, что сотворение Евы происходило в восточном Эдеме. Может быть, этот пассаж из Библии был помещен не в том месте? Может быть, в действительности сотворение обоих — и мужчины и женщины — уже состоялось на западе?.

Здесь мы должны вспомнить текст "Атрахасис " (приводив­шийся в главе 1), где говорится, что четырнадцать богинь-аку­шерок одновременно произвели на свет семь человек мужского и семь женского пола, дабы облегчить "труды" богов. И нужно также отметить, что все мссопотамские тексты приписывают сотворение человека главному богу африканских земель — Энки.

Итак, возможно. Господь Бог взял человека из африканс­кого западного Эдема, а затем переместил его в восточный Эдем? Один текст, названный профессором Сэмюелом Крамером "Ми­фом о мотыге", отчасти проливает свет на этот вопрос и дает понять, что Господом Богом в данном случае был Энлиль:

Ануннаки [рядовые боги] подступили к Энлилю...

Они потребовали у него Черноголовых.

Они хотели, чтобы Черноголовым

Роздали мотыги.

Господин Энлиль,

Решения которого непоколебимы,

поспешил отделить Небо от Земли;

он проделал в DUR.ANKI дыру, чтобы Сотворенные могли выйти из Места-Где-Нарастает-Мясо.

Господин вызвал AL.ANI, отдал приказы. Он насадил бур как корону,


и направил его в То Место-Где-Нарастает-Мясо. В дыре показалась голова человека;

Из-под земли люди прорывались к Энлилю. Он глядел на Черноголовых твердым взглядом.

В других источниках Место-Где-Нарастает-Мясо называет­ся Бит Шимти — "Дом" Шимти. Шумерские знаки SHI.IM.TI буквально переводятся как "Вдыхание-Ветра-Жизни". Это сло­восочетание вполне созвучно с тем местом из Книги Бытия (2: 7), где говорится о том, как Господь Бог создал человека и "вдохнул ему в нос дыхание жизни".

Зачем Энлилю понадобилось силой захватывать Черноголо­вых? Из текста видно, что между Энлилем и его братом Энки возникли раздоры. Энки хотел обладать исключительным пра­вом на использование рабочих, чтобы снять бремя труда с богов в своих африканских владениях, тогда как Энлиль считал, что он должен облегчить труд богов в Месопотамии.

Таким образом получилось, что Адам был насильственно взят и помещен в Сады Эдема. Теперь, когда нам известна эта предыстория, мы сможем понять последующие события.

КТО БЫЛИ ЗМЕИНЫЕ БОГИ?

Кто же или что же такое бил этот Змей в Садах Эдема? Раз он говорил с Евой, то логично предположить, что это не змея, а бог — соперник Энлиля. И действительно, во многих странах мира древние поклонялись змеям как силе добра. Это кажется нам странным лишь потому, что западные теологи в Книге Бы­тия изображают змею как орудие дьявола.

В мифах ацтеков в Центральной Америке описываются сце­ны сотворения человека богом в виде пернатого змея Кецалько-атля, а помогает ему Женщина-змей Чихуакоатль. В древней ац-текской столице Теночтитлан (ныне Мехико) священные места украшены головами пернатых змей, а вход в храм Кецалькоатля охраняет разинутая пасть гигантского змея. Такие изображения ацтекских змеев преобладают и во многих других священных местах, например в Теотиуакане в Мексике. Древние майя так­же поклонялись богу — пернатому змею, которого они называ­ли Кукулкан. По всей Центральной Америке в поселениях ацте­ков, майя и толтеков преобладали рисунки со змеиными моти­вами — их можно увидеть там и & настоящее время.

К востоку от Центральной Америки, на острове Гаити,


сохранились легенды о змеях, восходящие ко времени начала творения. Туземные вудуистские племена верят в бога по имени Дамбалла Ведо, который изображается в виде змея. Дамбалла Ведо почитается как Великий Змей, Создатель Вселенной, Неба и Земли. Согласно любопытной легенде вуду о Потопе, Змей залил Землю водой, но затем появилась Радуга, и Змей взял Радугу себе в жены под именем Айида Ведо.

В Северной Америке также змея — это ключевая фигура в верованиях местных индейцев. Изображения змей доминируют в искусстве индейцев племени хохокам в таких, например, мес­тах, как Змеиный город (Аризона) на юго-западе США, суще­ствовавший с 400 года до РХ по 1200 год н.э. А на юго-восто­ке — в Огайо — неизвестная исчезнувшая культура оставила свой след в виде загадочной гигантской насыпи, имеющей форму змеи.

И на противоположной стороне земли — на Дальнем Вос­токе, мы также обнаруживаем богов, ассоциирующихся со зме­ями. Так, например, в Тибете священные трубы монахов укра­шены изображениями змей. А в Непале, в местности, называе­мой Буданилканта, имеется таинственная статуя, именующаяся "Спящий Вишну" — она лежит в водном бассейне на ложе из змей.

Нельзя обойти молчанием и древнюю колыбель цивилиза­ции — Ирак. К северу от Мосула, возле города Шейх-Ади, на­ходится Храм иезидов, где на дверях главного входа красуется рисунок змеи. Это важный центр паломничества тысяч кочени-ков-иезидов. По западным понятиям, они поклонники дьявола, но в действительности иезиды считают змей самой могуществен­ной в мире силой — носителем как добра, так и зла.

Аборигены Австралии бережно хранят легенды о змеях в своих "мифах Сновидений", где рассказывается о сотворении мира. В центральных районах Австралии можно найти изображения Змеи-Радуги, которая проходила легендарным маршрутом от северно­го побережья и по пути создавала реки, горы и людей.

Все эти многочисленные примеры почитания змей едва ли можно считать выражением культа Сатаны. Если змея — это воп­лощение Сатаны, то как теологи объяснят, почему и по сей день змеи являются символом врачевания и медицины? Вот что пи­шет один авторитетный ученый:

"Древние статуи часто изображают бога (Эскулапа) держа­щим чашу, вокруг которой обвивается священная змея. Но ассо-циирование змеи с врачеванием — очень древняя традиция; и стоит отметить, что и по сей день символом профессии врача является змея, обвившаяся вокруг чаши, хотя это и связано ско­рее с лечением магией, а не с научными средствами медицины".


Эту традицию можно проследить и в изображениях римско­го бога Эскулапа, отца медицины и врачевания; его мраморная статуя находится в Капитолийском музее в Риме; он также дер­жит в руке тот же символ — змею и чашу. По-видимому, эта легенда восходит к далекому прошлому — к греческому богу Гермесу, который отождествляется с египетским богом Тотом. Но и этот бог научился всему от своего отца Энки — от того самого бога, который является автором проекта сотворения че­ловека генетическим путем.

Возникли ли все эти змеиные легенды независимо друг от друга, или же у них имеется общий источник и все они зароди­лись в Африке среди богов — сторонников Энки? Эта последняя версия кажется наиболее достоверной. Так, например, из многих животных, изображения которых представлены в искусстве Древ­него Египта, змея была самой священной и почитаемой. Обычно изображались две змеи, увенчанные двумя царскими коронами — Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Часто фараоны изоб­ражались со змеей на лбу. И самым священным символом было изображение двух змей на крылатом диске Нибиру.

Столь же большим почетом пользовалась змея и в соседней с Египтом стране Куш, к югу от него. Кушитские и мероитские цари и царицы изображались обычно увенчанными коронами с эмблемой царей — коброй. Символ крылатой змеи бьы характе­рен для глиняной посуды местного производства.

Не подлежит сомнению, что боги-змеи появились в первую очередь в древней африканской цивилизации, вопрос лишь в том, как и почему эти боги стали впервые ассоциироваться со змеями.

Тогда Господь сказал Змею:

"Ты поступил очень плохо...

Тебе придется хуже, чем любому другому животному.'

Ты должен будешь всю свою жизнь ползать на животе

И есть пыль.

Я сделаю женщину и тебя врагами,

И ее дети будут врагами твоим детям.

Ты ужалишь ее ребенка в ногу,

А он размозжит тебе голову "3.


На первый взгляд может показаться, что проклятие Госпо­да Бога имело весьма существенный результат. Опрос предпоч­тений людей показывает, что змея чрезвычайно непопулярное животное — против нее было подано 27% голосов, по сравне­нию с 9,5% против паука, который занял второе место.

Однако то обстоятельство, что люди так ненавидят змей, в большей степени зависит от психологии человека, чем от боже­ственного проклятия. Десмонд Моррис считает такую неприязнь врожденной и полагает, что она вызывается не столько боязнью укуса, сколько полным отсутствием у змей антропоморфичес­ких (сходных с человеком) черт.

В связи с такой органической неприязнью к змеям особен­но интересно, почему они смогли стать священным символом для древних цивилизаций. Так, например, если мы возьмем пер­натого змея ацтеков, то перья на нем, вероятно, должны озна­чать способность летать. Но происхождение самой символики змеи, похоже, не интересовало большую часть авторов, зани­мавшихся этой темой.

Может быть, у богов — приверженцев Энки — была склон­ность носить изделия из змеиной кожи или же у них была фан­тазия брать с собой в путешествия маленьких змей? Все эти пред­положения ничем не обоснованы. Проследить историю проис­хождения этой символики очень трудно. Обратимся в качестве примера к следующей цитате из шумерской поэмы, известной под названием "Энки и Мировой Порядок", в которой в каче­стве рассказчика выступает сам Энки:

Когда я приблизился к Земле,

На ней было много воды.

Когда я сошел на ее зеленые луга,

холмы и насыпи были возведены по моему приказу.

Я построил себе дом в чистом месте...

Тень от моего дома падает на Зм еиное боло т о.

(Разрядка моя. — А.Э.).

В этом тексте описывается, как Энки возвратился на Землю после Потопа и восстановил свой прежний дом в Эриду4. Но что бы могло означать это упоминание о змеях? Значит ли это, что в этом болоте действительно жили змеи и таким образом, воз­можно, в этом коренилась какая-то связь между змеями и бога­ми Энки? Или же просто было использовано уже ранее суще­ствовавшее название, и тогда происхождение этой связи следует искать где-то в другом месте?


Искать объяснение этому нужно в буквальном значении древнееврейского слова, обозначающего в Библии Змея — на-хаш (nahash). Корень этого слова — NHSH, что означает "выяс­нить, раскрыть истину" — это очень подходит для описания Энки — главного ученого среди богов, и его сыновей, которым он передал свои познания. Но теперь, опять же, мы должны задаться вопросом — каким образом змеи ассоциируются с муд­ростью богов. Рассказ о Садах Эдема не дает нам убедительного ответа на вопрос — почему символ змеи был так гордо воспри­нят сторонниками Энки и той цивилизацией, с которой они были связаны?

Но имеется гораздо лучшее тому объяснение. Связь между символом змеи и богами Энки (а насколько мне известно, ник­то еще ее не объяснил) следует искать в африканских странах. Это настолько очевидно, что многие авторы говорят об этом, сами не сознавая все значение этого. Приведу цитату из "Искус­ства и истории Египта", которая поразила меня как вспышка молнии!

"Со временем русло реки Нил приобрело современный вид — вид гигантской змеи. Истоки Нила лежат в сердце Афри­ки, и он течет, извиваясь, тысячи километров вдоль Красного моря, пока не впадает в Средиземное море" (курсив мой. — А.Э.).

Нил оставляет у всех, кто его видел, одинаковое впечатле­ние. Другой автор пишет:

"...с самолета он выглядит как гигантская змея, лениво пол­зущая к холодным водам Средиземного моря".

И действительно, Нил точно змея ползет по земле, посто­янно меняя свое направление (в одном месте он даже течет 200 миль на юг, а затем возобновляя свое движение на север). Значе­ние этой реки для Африки невозможно переоценить. В настоя­щее время Нил протекает через 10 стран и обеспечивет 97% по­требности Египта в воде. Для древних египтян и для их богов Нил, в этой стране, где почти не бывает дождей, означал жизнь. Ежегодные паводки затопляют берега реки и оставляют на них плодородную почву, так что вдоль реки образуется широкая се­мимильная зеленая полоса посреди пустынного пейзажа. И по­ныне остаются справедливы слова Геродота: "Египет — это дар Нила".

Если мы согласимся считать Нил змеей, то нам нетрудно будет объяснить, почему все боги, возглавлявшиеся Энки, чьи владения находились в Африке, ассоциировались со знаком змеи5. В древние времена против змей не было предубеждений. Это был хороший знак — символ бога Энки, создателя человека, бога,


который спас человек от наводнения; символ всех богов — пос­ледователей Энки, обладавших передовыми научными знания­ми, которые они даровали человеку.

Только Библии мы обязаны тем, что змея ассоциировалась со злом. И теперь нам становится ясно, что история с Садами Эдема представляла собой всего лишь политическое столкнове­ние одного бога с другим, связанное с конфликтом, о котором мы сейчас вкратце расскажем. По-видимому, то, как бог-змея поступил с Адамом и Евой, было местью за набег, который Энлиль совершил, чтобы захватить африканских рабочих — LU.LU. Рассерженный Энлиль проклял Энки и приписал его прозвище NHSH — "раскрыватель тайн " — скромному пре­смыкающемуся, которого люди инстинктивно не любят. Это был удачный выбор, так как благодаря сходству с текущим Нилом приверженцы Энки уже и раньше сами пользовались этим сим­волом.

То, что все это происходило именно так, подтверждается при сопоставлении истории Эдема (Книга Бытия 3) с тем, как человек давал названия всем животным (Книга Бытия 2: 19—20). Мне кажется, что последний пассаж помещен не на своем мес­те и должен относиться к рассказу о том, как был проклят Змей — в Книге Бытия 3.

Согласно сказаниям шумеров, бессмертие богов было уде­лом одних лишь богов, а люди были его лишены. Как красноре­чиво сказал один поэт:

Только боги живут вечно под солнцем,

дни же человеческой жизни сочтены

все, чего человек достигает — мимолетно,

Всегда ли так было, или же у человека тоже был когда-то недолгий золотой век бессмертия? Само присутствие в Садах Эдема Древа Жизни можно, видимо, трактовать как признак того, что вначале человек обладал относительным бессмертием. Предполагается, что Древо обладало силой, которой наделил его Бог-Создатель: давать человеку вечную физическую жизнь до тех пор, пока Господь разрешал ему пользоваться ею. Но, отведав "запретного плода", Адам и Ева утратили свой дар бес­смертия; как говорится в Библии — "и вновь обратишься в пыль".

В некоторых религиях считается, что Адам и Ева были так


наказаны за непослушание, но более вероятно, что это была сделка, и взамен они познали секс6. Во всяком случае, если бы человек сохранил бессмертие, это означало бы, что он продол­жал бы всегда грешить, и тогда была бы исключена самая воз­можность искупления, являющегося главной заповедью христи­анского учения. В конечном счете вина за утрату человеком бес­смертия была возложена на змея, или же на бога-змея, подстре­кавшего Адама и Еву отведать запретного плода.

Но, возможно, что за этой религиозной символикой, свя­занной с бессмертием, скрывается какое-то реальное явление? Может быть, Древо Жизни содержало какую-то физическую субстанцию? Возможно, в запретном плоде имелся какой-то препарат, тормозящий процесс старения? Любопытно, что с самого начала человеческой истории люди считали богов из плоти и крови бессмертными существами.

Представление об очевидной невозможности бессмертия заставляло многих ученых отбрасывать древние сказания, как романтические мифы. Но что, если в действительности речь шла не о бессмертии, а о продлении срока жизни? Если это так, то боги казались людям бессмертными, потому что старились очень медленно,. В таком случае, это было кажущееся, а не полное бес­смертие.

Имея это в виду, мы можем найти письменные свидетель­ства того, что боги на длительном отрезке времени все же тоже старились. Так, например, Нинхурсаг, богиня, приблизительно 180 тысяч лет назад (согласно моей хронологии), принимавшая участие в создании человека, в дальнейшем стала известна под прозвищем Корова. Это не слишком лестное прозвище явно со­держало намек на признаки старости. Про ханаанского бога Эль в надписях говорится, что у него была седая борода. Богиня Ашера говорит Элю: "Ты велик и мудр; ты черпаешь мудрость из своей седины... мудрость и вечная жизнь — твой удел". Но действи­тельно ли боги жили очень долго?

В наш скептический XX век ученые смогли бы уверенно от­ветить на этот вопрос только в том случае, если бы открыли эликсир долголетия или сумели разыскать одного из бессмерт­ных и отправить его в лабораторию на генетические исследова­ния. Первый вариант, может быть, и возможен, но это ничего не доказало бы. Второй — вообще исключается. Дело в том, что невозможно представить научные свидетельства долгожительства богов в таких формах, которые можно было бы объективно про­верить. С другой стороны, у нас есть основания думать, что это обстоятельство оказывало сильнейшее влияние на культурные установки людей, живших рядом с богами. Это и есть, в сущно­


сти, единственная поддающаяся проверке теория, и именно это мы видим в действительности.

С самых первых шагов цивилизации, еще 6 тысяч лет назад, люди были одержимы тайной бессмертия и искали по всему свету "Страну вечной жизни" или "Источник вечной молодости". Примерами тому были похождения шумерских царей Гильгаме-ша и Амар-Сина в III тысячелетии до РХ, походы Александра Великого в IV веке до РХ и, в более поздние времена, морские экспедиции Колумба.

Как это ни странно, все эти люди — крупные историчес­кие фигуры — весьма серьезно относились к проблеме бессмер­тия. Современные скептики пытаются объяснить причины такой одержимости социальной реакцией на повседневную борьбу и трагедии человеческого существования. Но факты свидетельствуют о том, что в действительности такая острота проблемы бессмер-' тия, это не абстрактное явление, а сознательно выбранная цель.

Что касается шумерских царей, а возможно, и Александра Великого — то им было известно точное географическое поло­жение места, где были сосредоточены проблемы, связанные с предполагаемым бессмертием богов. Об этом говорится в "По­эме о Гильгамеше" (см. глава 8): Гильгамеш направляется на за­пад — вначале на выстроенную богами платформу Баальбека, а затем к границе Синайского космического центра. А на другой стороне Синайского полуострова, как считали египтяне, нахо­дилась восточная Земля богов.

Наиболее наглядно проявлялось культурное влияние долго­жительства богов в Египте. Современные люди в большинстве своем воспринимают поведение древних египтян двойственным образом: с одной стороны оно зачаровывает их, а с другой — удивляет. У нас создается впечатление, что египтяне обладали какой-то тайной, каким-то эзотерическим знанием, которого мы не можем постигнуть. К тому времени, когда в Египте при­шли к власти фараоны, двух главных египетских богов — Тота и Ра/Амона — уже не было. Но традиции и память об этих богах, легенды об их бессмертии бьши совсем свежи. Первыми фарао­нами были люди, получившие благословение богов; фараоны приняли от них высокий уровень научных знаний, но не пони­мали их сущность. При жизни им, как и Гильгамешу, было зап­рещено вступать на Землю богов, но после смерти, полагали они, их "ка", или "душа," должна будет последовать по пути богов: сначала попадет в пирамиду, затем, минуя водную пре­граду, войдет в проход между горами и окажется в Дуате, а отту­да поднимется в небо к вечной жизни. Это было как бы вос­произведением путешествия, которое 6 тысяч лет назад совер­шил бог Осирис.


Повсюду в Египте мы сталкиваемся с очевидными следами такого мощного воздействия идеи бессмертия на культуру — воздействия, сопоставимого с тем, какое христианство оказало на западный мир и которое мы обнаруживаем в христианских церквах и храмах. Будь то грандиозные обелиски, огромные пи­рамиды, храмы, статуи, могилы или тексты, записанные на папирусе, — вся культура раннего Египта пронизана идеей культа бессмертия фараонов.

Можем ли мы усмотреть какую-то научную основу в этих культурных верованиях? Можем ли мы найти некую рациональ­ную основу в том, что боги будто бы жили сотни тысяч лет? Разумеется, всегда есть соблазн укрыться за обычными устояв­шимися формулами, но все же давайте попытаемся держать наш. разум открытым.

Давайте на минуту представим себе, что мы генетическим образом ограничили продолжительность жизни всех дальнейших поколений до 50 лет (спешу оговориться, что, на мой взгляд, имеются лучшие способы сократить бюджет социального обес­печения). Спустя два поколения после этого отойдет в мир иной последний представитель долгожителей. Первые несколько по­колений людей с искусственно сокращенной продолжительнос­тью жизни вначале будут обескуражены тем, что их жизнь так коротка. Однако по прошествии сотни поколений сокращенная продолжительность жизни в 50 лет будет восприниматься как вполне нормальная. И—я особенно подчеркиваю это — всякие воспоминания о людях, проживших 120 лет, будут отметаться как чистейший миф! Исторические книги XX века, в которых повествуется о жизни наших современных государственных дея­телей, будут тогда восприниматься как творчество лжецов или идиотов. Возможно, в XL веке наши потомки решат заново пе­реиздавать книги в соответствии со своими хронологическими понятиями.

Я надеюсь, что мои основные установки изложены доста­точно ясно. Теперь настало время выяснить — что говорит по этому поводу наука?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.