Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таинственные ольмеки




НИМРОД-РАБ

ТРУД БОГОВ И ЛЮДЕЙ

Зачем боги создали людей? Согласно Библии, человек был сотворен для того,"чтобы он обрабатывал землю'4. Что касается шумерской версии, то она изложена в издании Национального географического общества "Блестящие страницы прошлого", где говорится, что "боги Шумера восстали против черной работы и придумали человека, чтобы он копал землю и ухаживал за ско­том".

Должны ли мы и впредь игнорировать шумерские и библей­ские повествования, как мифы? В предыдущих трех главах я из­ложил, как была определена дата мятежа богов, восставших после 40 периодов тяжелого труда. Этот мятеж произошел в 183783 году до РХ. В результате 3600 лет спустя был генетическим спо­собом создан человек — создан, чтобы выполнять роль раба. Но в чем же конкретно состоял труд богов, о котором я уже нео­днократно упоминал в предшествующих главах? Свидетельства какого рода могут объяснить нам характер этого труда и цели, которые преследовали боги на Земле?

Мы, разумеется, мало чего добьемся, если будем пытаться найти такие свидетельства в далеком прошлом —тысячи лет на­зад. Напротив, мы должны сосредоточить свое внимание на пос­ледних 13 тысяч лет — после Потопа, и рассмотреть взаимоот­ношения между богами и человечеством. Только тогда мы смо­жем понять причины, ради которых боги впервые появились на Земле.

Наше исследование мы начнем с легендарной фигуры Ним-рода. В библейском Списке Народов говорится, что сын Ноя Хам породил Хуша и что:

"У Хуша был также сын Нимрод, который стал весьма си­лен. Он был великим охотником перед Господом... В царство Нимрода вначале входили Вавилон, Эрех, Аккад и Халме в стране Синнаар. Нимрод пришел также и в Ассирию, и построил там города Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен..".2

Этот пассаж постоянно вызывал недоумение у исследова-


телец библейских текстов. Обычно принято считать, что линия Хама (его имя переводится как "Тот, который горячий") пред­ставляет темнокожую негроидную расу, но на землях Месопота­мии преобладали семитские народы. Поэтому ученые толковали этот библейский текст как свидетельство, вторжения Нимрода на земли семитских племен. Но, к сожалению, несмотря на мно­гочисленные археологические раскопки, не было обнаружено никаких свидетельств присутствия Нимрода или каких-либо не­гритянских царств ни в одном из городов, перечисленных в Книге Бытия. Как пишет один специалист:

"По (клинописным) надписям Нимрода не удалось иден­тифицировать ни с одним из мифологических героев или исто­рических царей... ближе всего его образ подходит Мардуку — главному богу Вавилона".

Другое обстоятельство, которое вызывает легкое удивле­ние, это библейская характеристика Нимрода как "охотника перед Господом". Однако, как разъясняется в Энциклопедии Макклинтока и Стронга, слово "охотник" не следует понимать буквально.

Охота издавна естественным образом связывалась с герои­ческими подвигами. На ассирийских монументах также часто изображаются многочисленные охотничьи подвиги, и это слово зачастую используется для обозначения ветерана, участника по­ходов (курсив мой. — А.Э.).

Таким образом, Нимрод был "могучим ветераном перед Господом". Но и в этом случае смысл этой характеристики оста­ется неясным. Чтобы расшифровать роль Нимрода, мы должны раскрыть подлинный смысл древнееврейского слова liph-neh, которое обычно переводится как "перед". В действительности повсюду в других местах Библии оно означает оппозиция, проти­востояние. И тогда вдруг становится ясным значение первого предприятия Нимрода в Вавилоне. Если мы заменим "Господа" (или употреблявшееся прежде в Библии имя Яхве) на Энлиля, то получается, что Нимрод был инициатором строительства Ва­вилонской башни, в противостоянии к Энлилю.

Но в главе 10 мы установили, что инцидент с Вавилонской башней был вызовом со стороны Мардука — его попытка вос­становить свой город, существовавший в Вавилоне до Потопа. Так кто же был подлинным виновником в этом деле — Нимрод или Мардук?' Как указывает один из комментаторов, в древних мифах оба они, и Мардук и Нимрод, упоминаются в связи со своими мятежными действиями. И поэтому некоторые специа­


листы приходят к ошибочному мнению, будто мятежник Ним­род и мятежный бог Мардук — одно и то же лицо.

Но эта концепция сразу же рассыпается, когда в Библии упоминается второй и третий города — и Эрех и Аккад были городами злейшего врага Мардука — Инанны. Как же нам те­перь разрешить это противоречие?

Самое простое объяснение состоит в том, что Нимрод был не царем-воином, а рабом3. Он начал свои сражения в Вавило­не, выступая в поддержку Мардука, и в конце концов был вновь обращен в рабство Инанной (злейшим врагом Мардука) в нака­зание за свой мятеж. Только такая версия дает объяснение тому, что никаких следов присутствия Нимрода в Месопотамии архе­ологами не обнаружено. Такая "невидимость" очень типична для представителей порабощенных народов.

Зачем богам 6 тысяч лет назад понадобилось применять си­стему рабовладения? Все сразу станет ясно, если мы вспомним, какое это было время. В течение 7 тысяч лет после Потопа терри­тория плодородного полумесяца Месопотамии была залита во­дой. В дальнейшем положение улучшилось, и боги решили вос­становить свои города в тех местах, где до Потопа размещались пункты воздушных связей. Первым'городом, подлежавшим ре­конструкции, как мы знаем, был Эриду (около 3800 года до РХ). Вторым стал восстанавливаться Ниппур. Но хотя известно, что началось такое бурное строительство городов, никто не задался вопросом — а кто непосредственно их строил? Ну, технику, по­ложим, поставляли боги, но откуда бралась физическая рабочая сила?

Среди городов, построенных Нимродом, числится Вавилон (3450 год до РХ), Агад (2400 год до РХ) и Ниневия (вероятно, около 2300 года до РХ)4. Эти даты охватывают период более ты­сячи лет, и это еще раз подтверждает, что в эту эпоху человек был долгожителем. Таким образом, вполне возможно, что ле­генда о том, что Нимрод сразу после Потопа восстановил Ба-альбек, также имеет под собой историческую основу.

Что же случилось с Нимродом и его кланом, когда была завершена его программа строительства городов? Были ли неко­торые из его последователей рассеяны по свету, как это про­изошло после эпизода с Вавилонской башней, и сменился ли их язык? И была ли другая группа рабов, возможно, связанная с Нимродом, строившая города раньше — до Вавилона? При изу­чении истории Нимрода мы, похоже, можем оказаться в самых неожиданных местах.


История древних народов Центральной Америки — это тай­на, помноженная на загадку. Тысячи лет назад неведомо откуда возникали невероятно высокоразвитые цивилизации и часто столь же внезапно исчезали. За исключением майя, ни одна южноаме­риканская культура не оставила после себя письменных свиде­тельств своей истории, да и письмена майя остаются в значи­тельной мере нерасшифрованными. У этих древних народов был сложный календарь и обширные астрономические познания, они строили пирамиды, подобные тем, что были в Египте и в Месо­потамии, и все местные жители утверждают, что их предки при­были по морю. И тем не менее археологи продолжают система­тически игнорировать эти свидетельства и изучают южноамери­канскую цивилизацию как совершенно изолированный объект, тщетно пытаясь обнаружить линию домашнего развития их исто­рии. И самые непреодолимые трудности для археологов возни­кают в связи с самым древним из всех южноамериканских наро­дов — ольмеками5.

Ольмеки жили преимущественно на побережье Мексикан­ского залива. Ныне их города находят в низменной заболочен­ной местности, что делает особенно трудными их поиски и про­ведение раскопок. Поэтому мы знаем об этом народе удручающе мало. Однако то, что мы действительно узнаем, производит эф­фект разорвавшейся бомбы — ибо главное наследство, остав­ленное нам ольмеками — это болшая коллекция огромных ка­менным голов с негроидными чертами лица!

Шестнадцать таких удивительных негроидных голов обна­ружено теперь возле селений Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес и Ла-Вента. Многие из них помещены в музеи, в том числе в замеча­тельный музей в джунглях на открытом воздухе в Ла-Вента парк*. Это головы с плоским лицом, толстыми губами, широким но­сом, миндалевидными глазами, высотой от 5 до 10 футов, самая большая весит около 30 тонн. Обнаруженные в Центральной Америке головы с негроидными чертами были поистине потря­сающей находкой, но не менее удивительно было, каким обра­зом эти огромные базальтовые глыбы были доставлены на рас­стояние в 40—80 миль из ближайшего карьера.

Помимо этих высеченных из камня голов, возле поселений ольмеков найдено множество необработанных каменных шаров-заготовок, свидетельствующих о том, что работа была брошена на середине. Но зачем они вообще начинали эти колоссальные


работы? Зачем было тратить так много усилий и времени на как будто совершенно бесцельную работу?

Нечего и говорить, что археологи, обнаружив негроидные черты этих ольмекских голов, бьыи совершенно потрясены. Их смятение еще больше возросло, когда в результате радиоугле­родных проб, проведенных в Сан-Лоренсо, было установлено, что селение, где были найдены головы, относится по меньшей мере к 1200 году до РХ. В настоящее время журнал "Нэйшнл джиографик" открыто признает, что ольмекское поселение Те-опантекуанитлан относится к 1400 году до РХ, а некоторые дру­гие специалисты считают наиболее, вероятной датой возникно­вения этих поселений 1500 год до РХ.

Ольмекская культура совершенно оригинальна — ничего подобного ей нет больше нигде в Центральной Америке. Наи­большей известностью пользуются огромные негроидные голо­вы, но имеются и иные, не менее интересные следы ольмекс-кой культуры. Как пишет один специалист:

"Мы почти ничего-не знаем о языке ольмеков и об их про­исхождении... (они) производили сложную керамическую посу­ду и ювелирные изделия из драгоценных камней... И что еще важнее, они создали с помощью астрономических наблюдений сложный календарь, который служил основой для их религии, математики и науки.

Такое внезапное возникновение этой передовой культуры, естественно, напоминает нам о Шумере. Профессор Крикеберг предположил, что ольмекская культура — это своего рода на­следство, получившее какой то "внешний импульс". Однако все академическое сообщество, почти без исключения, придержи­вается иного мнения. Возможно, ученые не могут примириться с концепцией, согласно которой народ негроидного типа мог послужить источником ранней мексиканской культуры? Этот ра­совый аспект, разумеется, смягчается во многих книгах по ис­тории древних цивилизаций. Авторы предпочитают прямо назы­вать ольмеков "расой предшественников". А в некоторых других книгах этот не укладывающийся в обычные рамки народ вообще игнорируется или же авторы умело переключают внимание на сапотеков — более позднюю культуру, которая, возможно, была географически связана с ольмеками7.

К каким же заключениям мы можем прийти, если будем рассматривать ольмекскую культуру без предубеждений и задан­ных концепций? Прежде всего, некоторые соображения возни­кают при изучении художественных произведений ольмеков. Так, например, на найденном в Ла-Венте базальтовом блоке имеется


рисунок. На нем изображена согнутая фигура, вылезающая из подземной пещеры. Этот человек держит в правой руке веревку, другой конец которой привязан к кисти руки другого человека, фигура которого изображена на боковой плоскости камня. Обычно этот камень именуют "алтарем", но если мы будем доверять своим глазам, а не предубеждениям, то эта фигура напомнит нам либо пленника, либо шахтера.

Если теперь мы вновь обратимся к гигантским ольмекским головам, то заметим, что на всех этих головах надеты защитные шлемы с завязками по бокам. Это очень важно. Не следует ду­мать, будто это просто декоративный головной убор или нечто связанное с астронавтикой: совершенно очевидно, что это шах­терские шлемы. И действительно, это подтверждает еще одно рльмекское.изображение, найденное в Ла-Вентё. Каменная глы­ба высотой в 9 футов известна под названием Королевская стела. На первом плане здесь человек с негроидными чертами лица, который держит в руке какой-то инструмент, напоминающий хоккейную клюшку. По религиозной версии его называют "по­сохом" (чтобы привести в соответствие с "алтарем"), но мне кажется, что в действительности это какой-то инструмент. Да­лее, над центральной фигурой, по обе стороны от нее, выдны еще два человека поменьше — один из них держит в руке шест, другой — топор8.

Однако было бы упрощением считать, что ольмеки просто занимались разработкой шахт. Археологические раскопки в их последних поселениях обнаружили весьма сложную технику, назначение которой установить не удалось. Так, например, ря­дом с Ла-Вентой стоит странная вулканообразная пирамида, видимо, имевшая какое-то практическое, а не символическое значение. В раскопках были обнаружены прорытые в земле ходы, выстланные плитками из серпентинита — голубовато-зеленого ценного камня. Назначение этих ходов неизвестно.

А тем временем археологи были в полном недоумении, об­наружив в Сан-Лоренсо целую сеть искусственных резервуаров, связанных между собой подземными каналами и шлюзами. Та­кие тщательно выполненные земляные работы и каменные со­оружения типичны для сорока или более известных ольмекских поселений. Во многих из них до сих пор вообще не производи­лись систематические раскопки. Во всех находках ощущается цель-нонаправленный функциональный замысел. Но каковы же были цели ольмеков? И каким образом этот негроидный народ очу­тился в Центральной Америке?

Прибыли ли эти негроидные ольмеки в Центральную Аме­


рику прямо из своей африканской родины, или это были остат­ки народа Нимрода, разбросанного из Вавилона приблизитель­но в 3450 году до РХ? Если это так, то что они делали в прошед­шие с того времени 2 тысячи лет? И где они обучились шахтер­скому делу и другим техническим знаниям? Ответ на эти вопро­сы мы должны искать в таинственных местностях Южной Аме­рики. Но прежде я хотел бы совершить небольшое путешествие на север, в знаменитый Теотиуакан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.