КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Абсолютный идеализм
Парадигма– образец, пример, своего рода эталон, который берется для доказательства определенных смысловых связей между изучаемыми явлениями. Термин парадигма заменяет понятие Картина мира. Перманентный - постоянный, непрерывно продолжающийся. ПОЗНАНИЕ – духовная деятельность, направленная на воспроизведение в субъективной форме мира предметов, состояний, процессов. ПРЕДМЕТ – 1) категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. 2) основной круг изучаемых проблем. Проблема - вопрос, на который можно ответить, только прибавив что-то новое к уже имеющемуся, наличному знанию. ПРОСТРАНСТВО – философская категория, обозначающая способ существования материи в форме протяженности «одно подле другого». РАЗВИТИЕ – закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. РАЦИОНАЛИЗМ -филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Релятивизм (с лат. относительный) — учение об относительности всякого познания, а значит о невозможности получения константного, абсолютного объективного знания. Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является гл. формой достоверного познания. СИНТЕЗ – (от греч. – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое, которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. СКептицизм – признание в той или иной степени относительности нашего знания, сомнение в возможности получения абсолютно достоверного знания. СМЫСЛ – истинная, глубинная суть и предназначенность чего-либо. СОЗНАНИЕ – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. социальная философия – учение, изучающее философские аспекты социальной действительности. СТРУКТУРА – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей, между её элементами, а также законов данных взаимосвязей. СУБСТАНЦИЯ - (лат. substantia – сущность лежащая в основе) категория научного познания, теоретического отражения конкретного 1) нечто неизменное, то, что существует само по себе, независимо от внешних влияний. 2) первооснова, определяющая существование других вещей (вода, земля, огонь, воздух, апейрон, Бог и т.д.). СУБЪЕКТ – тот, кто познает, то есть носитель «разумной души». Субъективный идеализм - одна из основных разновидностей идеализма, в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие к.-л. реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью. СУЩЕЕ – категория онтологии (бытия), обозначающая совокупность многообразных проявлений бытия. Сущность - внутреннее и наиболее глубокое содержание предмета. СХОЛАСТИКА - (лат. scholasticus - школьный) в средневековой религиозной философии соединение религиозной догматики и рациональной аргументации (умствование, оторванное от жизни). Сциентизм - (с лат. наука) — абсолютизация роли науки а жизни общества, особенно характерная для современной индустриальной цивилизации. ТЕИЗМ - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога, как абсолютной личности, пребывающей вне мира. Признание потусторонности Бога. Вера в единого индивидуального, самосознающего и самодействующего Бога, существующего как творец, хранитель и властитель мира, вне мира и выше всего мирского. ТЕОДИЦЕЯ - (греч. theos- Бог, dike - справедливый) попытка оправдания Бога за существующее мировое зло. ТЕОЦЕНТРИЗМ - учение, центральной фигурой который является БОГ. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - (запредельный) выходящий за пределы любого возможного человеческого опыта. Это не столько предмет человеческого знания, сколько Веры. УНИВЕРСАЛИИ - общие понятия. УНИВЕРСУМ – философский термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и пространстве. УТИЛИТАРИЗМ - (лат. utilitas— польза) узкий практицизм, стремление извлекать из всего выгоду или пользу, этическая теория, признающая полезность поступка полным критерием его нравственности. Феномен - филос. понятие, означающее: 1) явление, постигаемое в чувств. опыте; 2)объект чувств. созерцания, в отличие от его сущностной основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания). Феноменология - (с гр. явление + наука) — по И. Канту: "наука о феноменах или явлениях действительности; по Гегелю: учение о развитии науки и знания, начиная от первой мысли познающего субъекта об объекте вплоть до абсолютной истины; по Гуссерлю: априорная наука о чистом сознании, которое всегда является "сознанием чего-либо" т. е. направленным на предмет. Физикализм — философская концепция, считающая, что все должно постигаться при помощи методов физики, в противном случае познание бессмысленно. Философия - форма обществ. сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально- политич., нравств. и эстетич. отношение человека к миру. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – область применения философских знаний. ЧЕЛОВЕК - субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Эклектика - соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий. Экзистенция (с дат.) – существование как факт бытия. Центральное понятие в экзистенциализме, считающего, что существование предшествует сущности человека и по-разному определяющего эту сущность. Экзистенциализм - или философия существования, иррационалистич. направление совр. бурж. философии, возникшее накануне 1-ой мировой войны в России(Шестов, Бердяев). Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувств. опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. ЭСТЕТИКА – философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, наука о прекрасном. ЭТИКА – одна из форм идеологии, учение о морали. Совокупность норм поведения. ЯЗЫК – система символической коммуникации, резко отличающих человеческие существа от всех остальных видов. Решающая знаковая практика, в которой человеческая личность формируется и становиться социальным существом. - направление в англосаксонской философии первых двухдесятилетий ХХ в. В своей основе А. и. восходил к гегельянству,и в этом смысле это было последнее направление классическойфилософии. Но многое в А. и. вело и к такому пониманиюоснований и принципов философии, которые важны для ХХ в. вплотьдо последних его десятилетий, вновь характеризующихсявозрождением интереса к диалектике и Гегелю в противоположностьгосподствовавшей в ХХ в. математической логике (см.). Прежде всего А. и. интересен для нас тем, что именно отнего, именно в полемике с ним формировались философы,определившие тип философской рефлексии ХХ в. Именноотталкиваясь от представителей А. и. Ф. Брэдли, Дж.МакТаггарта, Дж. Ройса, создатели аналитической философии Бертран Рассел и Джордж Эдуард Мур, а также их гениальныйученик Людвиг Витгенштейн оттачивали свои "неопозитивистские"(как говорили в советское время) доктрины (см. также логический позитивизм). Один из главных принципов А. и. в его наиболееортодоксальном варианте, философии Ф. Брэдли, гласил, что реальность (см.) есть лишь видимость подлиннойреальности, которой является непознаваемый Абсолют. Что в этойдоктрине было неприемлемо для ХХ в.? Ее категорическаяметафизичность, то есть традиционность постановки философскихпроблем. Но в переплавленном логическимипозитивистами-аналитиками виде эта доктрина является одной изважнейших в ХХ в. В философских концепциях, ориентированныхсемиотически (см. семнотика), она преобразилась какпредставление о том, что реальность имеет насквозь знаковыйхарактер (см. реальность) и, стало быть, опять-такиявляется мнимой, кажущейся. Такое понимание реальности характерно и для новейшихфилософских систем (см. расширенное толкование понятия виртуальных реальностей у Славоя Жижека). Посколькуневозможно определить, какая реальность является подлинной, акакая - мнимой, то весь мир представляется системой виртуальныхреальностей: последнее отразил и современный кинематограф, вчастности знаменитый культовый фильм "Blade Runner" ("Бегущийпо лезвию бритвы"), который подробно анализируется в книге С.Жижека "Существование с негативом". Основная идея этого фильма(в интерпретации философа) состоит в том, что принципиальнаяневозможность для человека установить, является ли он настоящимчеловеком или пришельцем-"репликантом", делает человекачеловечнее. Он как будто говорит себе: "Вот я поступаю так-то,а вдруг окажется, что я вовсе не человек! Поэтому я будупоступать в любом случае по-человечески и тогда все равно станучеловеком". Второе, чем дорог ХХ в. А. и., - это концепция времени (см.). Ее разработал Дж. МакТаггарт, и онаназывается статической; согласно ей не время движется, мыдвижемся во времени, а иллюзия течения времени возникает отсмены наблюдателей. Эта идея очень повлияла на философиювремени Дж. У. Данна (см. серийное мышление), которая всвою очередь оказала решающее влияние на творчество Х.Л.Борхеса - писателя, воплотившего в себе сам дух прозы иидеологии творчества ХХ в. (см. принципы прозы ХХ в.). А. и. стоял на переломе столетий, как двуликий Янус -глядя в противоположные стороны. Сейчас этих философов почтиникто не читает и не переиздает, кроме историков философии. Нобудем благодарны им за то, что они "разбудили" Рассела иВитгенштейна, и в этом смысле именно от них надо вести отсчетфилософии и культурной идеологии ХХ в. Лит.: Bradly F. Appearance and Reality. L., 1966. Жижек С. Существование с негативом // Художественныйжурнал, 1966. - No 9.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |