Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лингвистика устной речи




КОНЦЕПТУАЛИЗМ

- направление в искусстве, прозе и поэзии последнихдвадцати лет советского строя, возникшее как эстетическаяреакция на "зрелый" социалистический реализм, на искусствозастоя и его реальность. Концепт - это затертый до дыр советский текст или лозунг,речевое или визуальное клише. С этим материалом и работалипредставители русского К., бывшие одновременно представителями авангардного искусства и примыкающие к европейскому постмодернизму своей поэтикой "всеядности", игрой наявных цитатах, вышедшем на поверхность интертекста. Русские концептуалисты стали быстро известны в Европе.Слава в отечестве пришла к ним лишь вместе с перестройкой.Художникиконцептуалисты Илья Кабаков, Эрик Булатов, ВикторПивоваров, Виталй Комар и Александр Меламед (выступающие всоавторстве) сегодня признанные во всем мире художники. В основе искусства К. лежит наложение двух языков -затертого совкового языка-объекта и авангардного метаязыка, описывающего этот совковый язык-реальность.Так, одна из известных картин Булатова представляет собойогромные алые буквы лозунга "Слава КПСС!" на фоне голубого небас облаками. Вот что пишет об этом современный художественный критикЕкатерина Деготь: "Именно таким образом строятся многие картиныЭрика Булатова: в них два слоя - реальное, подчеркнуто реальноепространство и пересекающий его, закрывающий свет социальноокрашенный знак или текст". По-иному построено искусство Ильи Кабакова. Его картины -это надписи на бумаге, каллиграфические буквы,каталогизированные фотографии, обрывки фраз. "Стиль, в которомработает этот герой - автор картин и альбомов Кабакова, пишетЕкатерина Деготь, можно назвать "канцелярским примитивом". Однаиз излюбленных идей бюрократического сознания, с которымхудожник отождествляет себя, - навязчивая инвентаризация,списки и таблицы". Подобно поэтам школы ОБЭРИУ, наследниками которыхотчасти являются представители русского К., Кабаков в советскоевремя работал детским художником, оформляя книги. Проза русского концептуализма знает лишь одногопредставителя, ставшего писателем с международной известностью.Это Владимир Сорокин. Его творчество характерно своейамбивалентностью - с одной стороны, явный и острый авангард, сдругой - тесная связь с поэтикой постмодернизма. Мы остановимсяна чисто концептуалистских текстах Сорокина. Чаще всего егорассказы строятся по одной и той же схеме. Вначале идетобыкновенный, слегка излишне сочный пародийный соцартовскийтекст: повествование об охоте, комсомольском собрании,заседании парткома - но вдруг совершенно неожиданно инемотивированво происходит прагматический прорыв (см. прагматика) в нечто ужасное и страшное, что и есть, поСорокину, настоящая реальность. Как будто Буратино проткнулсвоим носом холст с нарисованным очагом, но обнаружил там недверцу, а примерно то, что показывают в современных фильмахужасов. Так, в рассказе "Проездом" столичный партийный начальникпосле обычных разговоров в провинциальном парткоме вдругзалезает на письменный стол и справляет на нем большую нужду, апотом как ни в чем не бывало продолжает прерванный разговор. Врассказе "Деловое предложение" комсомольское собраниезаканчивается тем, что двое комсомольцев, оставшись одни, нежноцелуются - оказывается, они гомосексуалисты. В рассказе"Свободный урок" завуч начинает с того, что ругает у себя вкабинете пятиклассника за то, что он заглядывает девочкам подюбки, а кончает тем, что в педагогических целях демонстрируетперепуганному школьнику свои гениталии. Безусловно, поэтикаСорокина связана с мощным преломлением психоанализа сего соотношением поверхностного слоя сознания и глубинного бессознательного, принципа реальности принципаудовольствия. Наибольшей популярностью последние годы пользуются такиепоэты русского К., как Д. И. Пирогов, Лев Рубинштейн, ТимурКибиров. Пригов строит свои тексты на образе тупого исамодовольного советского обывателя, рассуждающего о политике ибытии (сам Пригов называет эту риторику "новой искренностью"),некоего нового Козьмы Пруткова, предтечи обэриутов. Вот избран новый Президент Соединенных Штатов Поруган старый Президент Соединенных Штатов А нам-то что - ну, Президент Ну, Соединенных Штатов А интересно все ж - Прездент Соединенных Штатов Здесь явно, кроме Пруткова, видится и капитан Лебядкин из"Бесов" Достоевского, другой предтеча обэриутов. А вот рассуждение на тему метафизики советской экономики,дискурс на тему текст и реальность: Неважно, что надой записанный Реальному надою не ровня Все, что записано - на небесах записано И если сбудется не через два-три дня Но все равно когда-нибудь там сбудется И в высшем смысле уж сбылось А в низшем смысле уже забудется Да и уже почти забылось Иногда тексты Пригова строятся как интертекст, как,например, следующая макабрическая вариация на темустихотворения Сергея Есенина "Собаке Качалова": Дай, Джим, на счастье плаху мне Такую плаху не видал я сроду Давай на нее полаем при луне - Действительно, замечательная плаха А то дай на счастье виселицу мне Виселицу тоже не видал я сроду Как много замечательных вещей на земле Как много удивительного народу Наиболее утонченный вариант поэтики К. представляет собойпоэзия Льва Рубинштейна - "стихи на карточках". Действительно,исполняя на эстраде свои стихи, Рубинштейн держит в рукахстопку библиографических карточек, на каждой из которыхнаписана одна строка или фраза или вообще ничего не написано. Применительно к поэзии Рубинштейна наиболее остро встаетвопрос о том, является ли русский К. течением модернизма или целиком авангардным искусством. Как будто, на первыйвзгляд, очевидно последнее. Активная прагматика, воздействие начитателя необычным приемом. Но воздействие это мягкое. В томже, что касается содержания и формы стихов Рубинштейна, то вних создается оригинальная поэтика и стилистика (а это ужечерта модернизма, связанная - в отличие от поэтики Пригова - собразом русского интеллигентского сознания, вернее, с образомего голоса). Голоса обрываются, перекликаются, и создаетсятеплый интимный мир, вернее, множество пересекающихся миров,связанных с переживанием детства, философских проблем,рефлексией над тем, что такое текст. Ясно, стоит толькопослушать Рубинштейна, что его философия - это семантикавозможных миров, представление о пересекающихсяальтернативных голосах- событиях -ситуациях. Послушаем: 1. Мама мыла раму. 2. Папа купил телевизор. 3. Дул ветер. 4. Зою ужалила оса. 5. Саша Смирнов сломал ногу. 6. Боря Никитин разбил голову камнем. 7. Пошел дождь. 8. Брат дразнил брата. 9. Молоко убежало. 10. Первым словом было "колено". 11. Юра Степанов смастерил шалаш. 12. Юлия Михайловна была строгая. 13. Вова Авдеев дрался. 14. Таня Чирикова - дура. 15. Жених Гали Фоминой - однорукий. 16. Сергею Александровичу провели телефон. 17. Инвалид сгорел в машине. 18. Мы ходили в лес. Другой фрагмент. Стихотворение называется "Появлениегероя". Линии между строками символизируют границы междукарточками. - Ну что я вам могу сказать? - Он что-то знает, но молчит. - Не знаю, может, ты и прав. - Он и полезней и вкусней. - У первого вагона в семь. - Там дальше про ученика. Среди более молодых представителей русского поэтическогоК. выделяется Тимур Кибиров, творчество которого полностью неукладывается в рамки К. как ортодоксального эстетическогоявления. Наиболее известные его стихи - это, пожалуй, пародия ужена сам К. Таков, например, цикл, посвященный последнемусоветскому генсеку Константину Устиновичу Черненко, любимомугерою Кибирова, очевидно воспринимающему Черненко какмифологического трикстера, посредника между смертью и жизнью(смертью старого времени и рождением нового). Послушаемфрагмент стихотворения, заключительного в этом цикле. Ононазывается "РЕЧЬ товарища К. У. ЧЕРНЕНКО НА ЮБИЛЕЙНОМ ПЛЕНУМЕПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ СССР 25 СЕНТЯБРЯ 1984 г.": Вот гул затих. Он вышел на подмостки. Прокашлявшись, он начал: "Дорогие товарищи! Ваш пленум посвящен пятидесятилетию событья значительного очень..." Михалков, склонясь к соседу, прошептал, "Прекраено он выглядит. А все ходили слухи, что болен он". - "т-с-с! Дай послушать!" - "...съезда писателей советских, и сегодня на пройденный литературный путь мы смотрим с гордостью! Литературой, в которой отражение нашли ХХ-го столетия революци- онные преобразованья!" Взорвался Аплодисментами притихший зал. Проскурин Неистовствовал. Слезы на глазах У Маркова стояли. А Гамзатов, забывшись, крикнул что-то по-аварски, но тут же перевел: "Ай, молодец!" Этой веселой литературной кадрилью-карнавализацией мызакончим наш очерк о русском К. Лит.: Личное дело Э: Литературно-художественный альманах. -М., 1991.

* Л *

- область языкознания, бурно развивюшаяся в 1960 - 1970-егг. До этого устная речь не считалась самостоятельнымлингвистическим объектом, обладающим своими нормами, а лишьпротивопоставлялась письменной речи как отсутствие нормы иликак антинорма. В изучении устной речи решающую роль сыгралирусские лингвисты. Конечно, мы будем говорить прежде всего о наиболееспецифическом типе устной речи, о разговорной речи. По наблюдениям лингвистов, нашедшим свое обобщение витоговом сборнике "Русская разговорная речь", три особенностивнеязыковой ситуации влекут за собой использование разговорнойречи: 1) неподготовленность речевого акта (см. теория речевыхактов); 2) непринужденность речевого акта; 3) непосредственное участие говорящих в речевом акте. Непринужденность устной речи, ее главный компонент,создается за счет трех признаков: а) отсутствие официальных отношений между говорящими; б) отсутствие установки на сообщение, имеющее официальныйхарактер (лекция, доклад, выступление на собрании, ответ наэкзамене) (см. языковая игра); в) отсутствие условий, нарушающих неофициальностьобстановки - например, многих смущал включенный магнитофон -единственный прибор, при помощи которого тогда можно былозафиксировать устную речь и создать ее необходимый архив длядальнейшего изучения. К специфическим чертам устной разговорной речи относятся:многие элементы при устной коммуникации не имеют вербальноговыражения, так как они даны в самой ситуации - поэтому в отрывеот ситуации устная речь выглядит недоговоренной, жест и мимикавходят как полнокровные члены акта коммуникации, в устномразговоре важнейшую роль играет интонация; велика рольнеканонической, стертой фонетики. Линейное протекание устной речи без возможности вернутьсяназад, обусловленное спонтанным характером устной речи, такжеоказывает большое влияние на все ее уровни. По количеству участников ситуация устной речи разделяетсяна монолог, диалог, полилог, короткий обмен репликами (признакомстве, прощании и т. п.). Устная речь характеризуется двумя противоположнымифундаментальными признаками - синкретизмом и расчлененностью. Пример расчлененности: "Дай мне чем писать" вместо "Даймне ручку". Пример синкретизма: широкое употребление слов с общимместоименным, прагматическим значением (см. прагматика,эгоцентрические слова), например штука, вещь, дело. Пример совмещения синкретизма с расчлененностью: "Дай мнеэту штуку, чем чистят карандаши". В письменной речи было бы:"Дай мне перочинный нож". Устная речь звучит совершенно по-особому, если обратить наэто внимание. Для нее характерны фонетические стяжения слов.Например: шас (сейчас), тыща (тысяча), наэрна (наверное),всерано (все равно), грит, грю (говорит, говорю), сказал(сказал), каэшнь (конечно), тъкскъть (так сказать). Для синтаксиса разговорной устной речи характерны:отсутствие длинных законченных периодов; перестановка слов;повторение одних и тех же слов; нарушение правил каноническогосинтаксиса; отрывочность; незаконченность, когда интонацияпередает то, что не скажешь словами. Устная речь вообще не знает стандартного высказывания.Когда логический позитивизм изучал язык, он, сам неосознавая этого, исходил из норм письменного языка; посколькуустная речь находилась за пределами норм, она как будто несуществовала. К тому же в начале века в образованных кругахполагалось говорить, ориентируясь на нормы письменной речи, -говорить как писать. Недаром Витгеншейн в "Логико-философскомтрактате" рассматривает лишь один тип предложения - пропозициюв изъявительном наклонении - ему этого казалось достаточным,чтобы описать весь мир. Однако, поработав шесть лет учителем вначальных классах в глухих деревнях (см. биография),Витгенштейн пересмотрел свои взгляды на язык, и именно онпервый как философ обратил внимание на тот кажущийся очевиднымфакт, что люди общаются не только повествовательнымипредложениями, но и задают вопросы. Приказывают, восклицают,кричат и плачут, неразборчиво бормочут что-нибудь, - и что всеэто тоже входит в человеческий язык. Отсюда и пошловитгенштейновское понятие - языковой игры как формыжизни. Вернемся к отечественной Л. у. р. В 1978 г. вышелуникальный сборник "Русская разговорная речь: Тексты", вкотором были собраны расшифровки магнитофонных записей речигородского населения. Эта книга сыграла большую стимулирующуюроль в русской науке. С ней также связано много курьезов.Например, многие информанты, образованные люди, даже филологи,никогда прежде не слышавшие свою устную речь, прослушав этимагнитофонные записи, отказывались признавать ее своей: "Я такне говорю!". Настолько их сознание было ориентировано написьменную речь как на норму. Приведем несколько примеров изэтой книги. Телефонный разговор. А. Жень? Б. А? А. Ты знаешь / у нас тут открылось партийное собрание имне надо // Поэтому я наверно поздно // Б. Ну ладно / что ж // А. Нет / ну с Кириллом // Б. Ну что с Кириллом // погуляю я / пятница уж мой день // А. Ага / Ну ладно // Б. Угу// В овощном магазине Апельсины: Три не очень больших // Штучек семь / маленькиетолько пожалуйста // Мне четыре покрупней дайте // Один огурчикмне / Один длинный потолще // Мне четыре покрупней дайте // Вонтот кривой взвесьте // Что-нибудь грамм на триста найдите //Капусту: Три не очень больших / Штучек семь // Мне двамаленьких крепеньких // Будьте любезны / мне тот кочешок скраю// Один кочешок получше найдите пожалуйста / Но, как всегда, искусство опережало жизнь. Если почитатьвнутренние монологи героев "Улисса", "Шума и ярости", "Школыдля дураков" - см. поток сознаиия - то мы поймем,что то, что было неведомо лингвистам и философам, было давноосознано и художественно обработано еще в начале ХХ в. Лит.: Русская разговорная речь. - М., 1973. Русская разговорная речь: Тексты. - М., 1978.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.