Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логическая семантика




ЛОГАЭДИЗАЦИЯ

- один из путей динамики развития культурных явлений впервой пол. ХХ в., противоположный верлибризации (см.). Логаэд - это тип метрической композиции (см. системастиха), суть которого заключается в том, что внутристихотворной строки ударения и безударные слоги могутрасполагаться произвольно, но в дальнейшем эта произвольностьсохраняется на протяжении всех строк (ср. додекафония,серийное мышление). Пример логаэда: Сегодня дурной день: 3/2+ 2/2+ 1 Кузнечиков хор спит, 3/2+ 2/2+ 1 И сумрачных скал сень 3/2+ 2/2+ 1 Мрачней гробовых плит. 3/2+ 2/2+ 1 (О. Мандельштам) ("Основание" "степени" означает количество слогов в слове;"показатель" - место ударения). В противоположность верлибру в логаэде количестворитмических типов слов резко ограничено, что создает эффектметрической семантизации - каждое слово, стремящееся занятьопределенное место в решетке логаэда, стремится к тому, чтобыбыть близким этой позиции по смыслу, так как сама эта позицияуже семантизируется. Чтобы объяснить этот принцип. приведем ещеодин пример: По холмам - круглым и смуглым, 3/3+ 2/1+ 3/2 Под лучом - сильным и пыльным, 3/3+ 2/1+ 3/2 Сапожком - робким и кротким - 3/3+ 2/1+ 3 За плащом - рдяным и рваным, 3/3+ 2/1+ 3 (М. Цветаева) Все стихотворение делится по вертикали на две части -первую с ритмическим словом 3/3, выражающим идею движения, ивторую с ритмическими словами 2/1 и 3/2, выражающим идеюзатрудненности этого движения. Логаэд - размер, принадлежащий своими корнями античнойметрике, но именно в ХХ веке поэзия (особенно русская) сталаочень часто обращаться к этой композиции (особенно многологаэдов написали М. Цветаева и Вяч. Иванов). Это было частьюболее общего движения, которое мы называем Л. и суть которогосостоит в том, что оно предствляет фрагмент системы как всюсистему. Механизм Л. - повышенная ограниченность структуры, тоесть в конечном счете редукционизм. Но это особый,мифологический редукционизм. Поскольку сама позиция, в которойдолжен стоять данный элемент, семантически маркируется, тофактически любой элемент приобретает черты, присущие именноэтой позиции. В этой позиции происходит иррадиация смыслов. Тоже самое имеет место в мифологичес ком сознании (см.),где аккумулируется система отождествлений одного и того жеместа: сыра земля - это мать Богородица; вульва - амбивалентныйматериально-телесный низ (см. карнавализация). Л. захватила очень многие слои культуры ХХ в. Так,например, система взаимных отождествлений характерна длянеомифологического романа-логаэда А. Белого "Петербург":Аполлон Аполлонович - Николай Аполлонович; Кант - Конт;Шишнарфнэ - Енфраншиш; все герои отождествляются смифологическими персонажами и одновременно - с реальнымипрототипами. И все это написано с резким ограничением на составслов - метрической прозой, как будто одним бесконечнымтрехсложным размером. Музыкальная Л. - это серийная музыка (см. додекафония), там ограничения накладываются наинтервалы, и серии вторично семантизируются. В живописинепосредственный аналог Л. - кубизм. Наиболее интересны аналогии Л. в философии ХХ в. Этологический позитивизм, который действует таким жередукционистским образом: накладывает ограничения нафилософскую проблематику, объявив большинство философскихпроблем псевдопроблемами. Сама структура главного произведения аналитическойфилософии "Логико-философского трактата" Л. Витгенштейнапредставляет собой нечто вроде логаэда. Каждое предложениезаковано в броню рубрики. При этом здесь тоже происходитвторичная мифологизация. Само представление об идеальном языке- один из мифов 1-й пол. ХХ в. - это мифологическаяредукция. Сам "Трактат" строится как система отождествленийосновных понятий. предмет - атомарный факт - ситуация I I I имя элементарная пропозиция пропозиция * 150 Логическая семантика К середине ХХ в. Л. и верлибризация начали конвергироватьв соответствии с общей культурной ситуацией, приведшей к постмодернизму. Последнее можно видеть на примере такихпроизведений как "Игра в бисер" Г. Гессе, где проявляются илогаэдические и верлибристские начала. Лит.: Лосев А Ф. О пропозициональной функции древнейшихлексических структур // Лосев А Ф. Знак. Символ. Миф. Тр. поязыкознанию. - М., 1980. Лотман Ю. М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура //Лотман Ю.М. Избр. статьи. В 3 тт. - Таллинн, 1992. - Т. 1. Руднев В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: ВторыеТыняновские чтения. - Рига, 1986. Руднев В. "Логико-философский трактат" Витгенштейна какнеомифологический проект // Витгенштейн Л. Tractatus logico-philosophicus/ Пер. с нем., паралельн. коммент. и аналитич. ст.В. Руднева (в печати).- раздел математической логики, посвященныйпроблеме отношения высказывания или его частей к реальности. Основатель современной Л. с. - немецкий ученый ГоттлобФреге. Прежде всего, он сформулировал различие между денотатом(значением) знака (то есть тем классом предметов или понятий,которые он обозначает) и его смыслом, то есть тем, какзнак представлен в языке. Так, денотатом слова "стул" будеткласс всех стульев, а смыслом - само слово "стул" в еголингвистической неповторимости. Однако логика занимается в основном не отдельными словами,а целыми высказываниями. Согласно Фреге, денотатом высказыванияявляется его истинное значение (ср. истина). То есть упредложения в изъявительном наклонении, по Фреге, может бытьтолько два денотата - "истина" и "ложь", которые он, будучиидеалистом, считал реальными объектами. Смыслом же высказыванияявляется высказанное в нем суждение. В сложноподчиненныхпредложениях истинностным значением обладает только главноепредложение. Например, в предложении "Он сказал, что он скоропридет" истинностное значение имеется только у предложения "Онсказал", то есть ответственность за истинность слов "что онскоро придет", ложится на того, кто это сказал. Денотатом жепридаточного предложения становится его смысл. В философии вымысла, следующей Л. с. Фреге,высказывания типа "Все смешалось в доме Облонских" (не имеющиезначения истинности, поскольку речь в них идет о вымышленныхобъектах) эквивалентны фрегевским придаточным предложениям, аэквивалентом главного предложения становится заглавие, котороеистинностным значением обладает: когда мы видим, что на книгенаписано "Анна Каренина", это равнозначно истинномувысказыванию - "Это роман "Анна Каренина". Одним из самых известных последователей Фреге был БертранРассел. Так же как и Фреге, Рассел был озабочен построениемнепротиворечивой теории математики (впоследствии Курт Гедельдоказал, что это невозможно, - см. принципдополнительности). Рассел сформулировал так назывемую теорию типов дляразрешения математических парадоксов вроде известного парадоксалжеца. Рассел писал: "Лжец говорит: "Все, что я утверждаю, ложно". Фактическито, что он делает, это утверждение, но оно относится ктотальности его утверждений; только включив его в этутотальность, мы получим парадокс. Мы должны будем различатьсуждения, которые относятся к некоторой тотальности суждений, исуждения, которые не относятся к ней. Те, которые относятся кнекоторой тотальности суждения, никак не могут быть членамиэтой тотальности. Мы можем определить суждения первого порядкакак такие, которые не относятся к тотальности суждений;суждения второго порядка - как такие, которые отнесены ктотальности суждений первого порядка, и т. д. ad infinitum.Таким образом, наш лжец должен будет теперь сказать: "Яутверждаю суждение первого порядка, которое является ложным".Но само это суждение - второго порядка. Поэтому он неутверждает суждения первого порядка". Теорию типов Рассела критиковал Витгенштейн в"Логико-философском трактате", но, как кажется, она пережилаэту критику. По нашему мнению, важно не то, что Рассел решилпарадокс, а то, что он его сформулировал. Парадоксы теории множеств, по моему убеждению, имеют подсобой некую психическую реальность. Существует такой парадокс,который мы называем "универсальным парадоксом знания".Допустим, кто-то говорит: "Я знаю все". Если под словом "знать"мы понимаем - "знать значения определенных предложений", то из"я знаю все" следует "я знаю значения всех предложений". Но имеется такое предложение "Я чего-то не знаю". Сталобыть, я знаю значение предложения "я чего-то не знаю", а этопротиворечит тому, что я знаю все. Точно так же дело обстоит с высказыванием "я ничего незнаю". Если я не знаю значения ни одного предложения, то, сталобыть, я также не знаю значения предложения "я что-то знаю", аэто противоречит тому, что я ничего не знаю. Эта разновидность расселовского парадокса отражаетопределенную психическую реальность - некое ментальноеозарение, когда человеку действительно открывается все и законыдвузначной логики перестают для него действовать (см. учение осатори в ст. дзэнское мшпление; ср. также многозначные логики). Когда же человек восклицает вотчаянии: "Я ничего не знаю", он находится в состоянииэпистемической фрустрации, и опять-таки для него в этот моментважен логически нечленимый недискретный континуум. Следующая проблема, с которой столкнулась Л. с., этопроблема пустых вымышленных имен, таких, например, как Пегас.Суть здесь состоит в том, что как же мы можем говорить означении того, что не существует (ср. существование)? Эту проблему также решил Рассел при помощи так называемойтеории определенных дескрипций (описаний). Рассел раскладывалимя "Пегас" на дескрипцию "конь, имеющий по природе крылья", итогда можно было сказать, что не существует такого индивида,как конь, имеющий по природе крылья. Следующей проблемой Л. с. была проблема неполной синонимиислов и выражений, имеющих один денотат, но разные смыслы.Например, Утренняя звезда и Вечерняя звезда имеют один денотат-планету Венеру, но разные смыслы: Утренняя звезда - этоВенера, которая видна утром, а Вечерняя - вечером. Таким образом, утверждение "Утренняя звезда - это Вечерняязвезда" не всегда оказывается истинным. Происходит это оттого,что реально мы всегда или почти всегда пользуемся не прямыми. акосвенными контекстами, то есть это кто-то говорит об Утреннейзвезде, а кто-то - о Вечерней. В этих косвенных контекстах, или, как их теперь называют,пропозициональных установках (термин введен Расселом), значенияслов и выражений затемнены - они, по выражению Уилларда Куайна,референтно непрозрачны. В Л. с. эту проблему решила семантика возможныхмиров (см.), мы же, используя эту особенность языка, можемпостроить на ее основе теорию сюжета (см.). Эдип незнает, что "Иокаста" и "мать Эдипа" - это одно и то же лицо. Ондумает, что Иокаста и мать Эдипа - это разные женщины. Отсюдапроисходит трагедия Эдипа. На этой семантическойнепрозрачности, то есть на возможности два имени одногопредмета принимать за два предмета, и построен фундаментальный"сюжет ошибки". В поэтике постмодернизма закономерности Л. с. недействуют, так как в ней нарушается наиболее фундаментальныйзакон логики - закон рефлексивности (А = А) (см. постмодернизм, "Бледный огонь", "Школа для дураков","Хазарский словарь", "Скорбное бесчувствие"). Лит.: Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. - М.,1977. - Вып. 8. Расеел Б. Мое философское развитие // Аналитическая философия:Избр. тексты. - М., 1993. Рассел Б. Введение в математическую философию. - М., 1996. Куайн У. Референция и модальность // Новое в зарубежнойлингвистике. - 1982. - Вып. 13. Налимов В. В. Вероятноствая модель языка: О соотношенииестественных и искусственных языков. - М., 1979. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языке: Семиотическиепроблемы лингвистики, философии, искусства. - М., 1985. Руднев В. П. Теоретико-лингвистический анализ художественногодискурса: Автореф. докт. дис. - М., 1996. Руднев В. Несколько замечаний относительно двух логико-философскихконцепций Бертрана Рассела // Логос. - М., 1987. - Вып. 8.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.