КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межродовые жанровые формы
Роды литературы не отделены друг от друга непроходимой стеной. Наряду с произведениями, безусловно и полностью принадлежащими к одному из литературных родов, существуют и те, что соединяют в себе свойства каких-либо двух родовых форм — «двухродовые образования» (выражение Б.О. Кормана)[47]. Глубоко укоренена в словесном искусстве лиро-эпика, включающая в себя лиро-эпические поэмы (упрочившиеся в литературе, начиная с эпохи романтизма), баллады (имеющие фольклорные корни), так называемую лирическую прозу (как правило, автобиографическую), произведения, где к повествованию о событиях «подключены» лирические отступления, как, например, в «Дон Жуане» Байрона и «Евгении Онегине» Пушкина. В литературоведении XX в. неоднократно делались попытки дополнить традиционную «триаду» (эпос, лирика, драма) и обосновать понятие четвертого (а то и пятого и т.д.) рода литературы. Рядом с тремя «прежними» ставились и роман (В.Д. Днепров), и сатира (Я.Е. Эльсберг, Ю.Б. Борев), и сценарий (ряд теоретиков кино)[48]. В подобного рода суждениях немало спорного, но литература действительно знает группы произведений, которые не в полной мере обладают свойствами эпоса, лирики или драмы, а то и лишены их вовсе. Их правомерно назвать внеродовыми формами. Во-первых, это очерки. Здесь внимание авторов сосредоточено на внешней реальности, что дает литературоведам некоторое основание ставить их в ряд эпических жанров. Однако в очерках событийные ряды и собственно повествование организующей роли не играют: доминируют описания, нередко сопровождающиеся рассуждениями. Таковы «Хорь и Калиныч» из тургеневских «Записок охотника», некоторые произведения Г.И. Успенского и М.М. Пришвина. Во-вторых, это так называемая литература «потока сознания», где преобладают не повествовательная подача событий, а нескончаемые цепи впечатлений, воспоминаний, душевных движений носителя речи. Здесь сознание, чаще всего предстающее неупорядоченным, хаотичным, как бы присваивает и поглощает мир: действительность оказывается «застланной» хаосом ее созерцаний, мир — помещенным в сознание[49]. Подобными свойствами обладают произведения М. Пруста, Дж. Джойса, Андрея Белого. Позже к этой форме обратились представители «нового романа» во Франции (М. Бютор, Н. Саррот). И наконец, в традиционную триаду решительно не вписывается эссеистика, ставшая ныне весьма влиятельной областью литературного творчества. У истоков эссеистики —всемирно известные «Опыты» («Еззауз») М. Монтеня. Эссеистская форма — это непринужденно-свободное соединение суммирующих сообщений о единичных фактах, описаний реальности и (что особенно важно) размышлений о ней. Мысли, высказываемые в эссеистской форме, как правило, не претендуют на исчерпывающую трактовку предмета, они допускают возможность совсем иных суждений. Эссеистика тяготеет к синкретизму: начала собственно художественные здесь легко соединяются с публицистическими и философскими. По мысли М.Н. Эпштейна, основу эссеистики составляет особая концепция человека — как носителя не знаний, а мнений. Ее призвание — не провозглашать готовые истины, а расщеплять закоснелую, ложную целостность, отстаивать свободную мысль, уходящую от централизации смысла: здесь имеет место «сопребывание личности со становящимся словом». Релятивистски понятой эссеистике автор придает статус весьма высокий: это «внутренний двигатель культуры нового времени», средоточие возможностей «сверххудожественного обобщения»[50]. Заметим, однако, что эссеистика отнюдь не устранила традиционные родовые формы и, кроме того, Эпштейн явно вписывает эссеистику в литературу постмодернизма, но это понятие более широкое Понятие жанра поэмы Методологические вопросы изучения поэзии. Критика и литературоведение о жанре поэмы и ее модификациях. Категория жанра дает возможность, с одной стороны, выйти к индивидуальным особенностям творчества писателя и каждого конкретного произведения, а с другой - выявить закономерности литературного процесса. В самом понятии “жанр” уже заложено представление о повторяемости форм, то есть идея преемственности. Трудности точного определения поэмы связаны с тем, что это, видимо, "становящийся и еще не готовый жанр”. Сейчас невозможно назвать ни одного признака поэмы без каких-либо оговорок. Поэма далеко не всегда имеет “воспевающее начало”, “стремление к монументальности” (А.Т.Васильковский, А.С.Карпов, В.П.Киканс, А.Н.Лурье), “героический или философский характер” (Г.А.Червяченко), широкий охват наиболее существенных моментов в жизни и истории” (В.М.Озмитель). Поэма живет, развивается, что ее жанровая структура не окостенела, а значит и не готова отмереть. Жанр поэмы как система. Жанровая система современного стихотворного лиро-эпоса. В жанровой системе каждого исторического периода отражается общее состояние действительности, понимание мира и человека. Многие исследователи в основу классификации поэмы кладут родовой критерий (Н.А.Гуляев, А.С.Карпов, А.Т.Васильковский, А.Кулинич, В.Гусев, А.Г.Жаков, М.М.Числов Ю.П.Иванов и др.). Но большинство ученых (в том числе и некоторые из выше названных) не удовлетворяются им, считая, что поэма “родовой характеристикой не исчерпывается”. Анализ различных точек зрения на проблему дефиниции поэмы и перекрестного или многомерного принципов ее классификации заставляет сделать вывод, что различные точки зрения, чаще всего, не противоречат, а взаимодополняют друг друга. Назрела необходимость рассмотреть поэму как особую динамическую, исторически развивающуюся систему, то есть совокупность элементов, связанных устойчивыми взаимоотношениями между собой и образующих внутренне организованное единое целое. Это относится к жанру конкретного произведения и к жанровой системе поэмы в целом. Жанр конкретной поэмы лежит на пересечении ряда координат в плоскости как идейно-художественного содержания, так и содержательной формы: пересечение эпического и лирического начал, тематическая направленность, тип мировосприятия, вид пафоса, традиции, малые, средние и большие формы, организация художественного времени и пространства, позиция автора, тип сюжета и т.д. Все эти подсистемы взаимопроникают одна в другую, взаимодействуют и взаимосодействуют воплощению внешнего и внутреннего мира Поэма не только синтетический, но универсальный жанр. О современном стихотворном лиро-эпосе можно сказать словами, относящимися к другой эпохе: “Поэма - аналог вселенной”[51]. Поэма-эпопея. Структура романтической поэмы - эпопеи. “Середина века” В.Луговского. Стихотворный эпос нового времени фактически отказывается от принципа “объективного”, внешне безразличного изображения действительности. Личность автора, субъект, объективируясь, включаются в эпический мир. С этим связана лиризация эпоса. Повышаются возможности искусства пересоздающего, романтического стилевого течения в современной поэзии. Романтический тип создания эпического мира представлен в книге поэм В.Луговского “Середина века”. Для этого произведения характерны повышенная субъективность, сложная трансформация действительности, фрагментарность, значительная роль символики, использование поэтики сказки, легенды, сна. Произведение носит воспевающий характер. Система эпического мира в поэмах А.Твардовского. Особую роль в поэме играет национальный образ мира, национально-историческое время и национальное пространство. В советское время существовало две взаимосвязанные тенденции: создание “своего” эпического мира на классовой и национальной основе. При анализе конкретного произведения следует учитывать роль голоса эпохи и “чужих” голосов. “Свой” мир А.Твардовский противопоставляет “чужому” в национально-государственном, социально-классовом, нравственно-этическом и философско-мировоззренческом планах. За фасадом эпического мира он видел его оборотную сторону. Важную роль в создании Твардовским эпического мира играет взаимодействие автора, героя и читателя. Поиски форм организации времени и пространства в поэмах А. Ахматовой. Художественный хронотоп не только имеет жанровообразующую и стилеобразующую функции, но и является важнейшим выразителем авторского миросозерцания, то есть по сути своей концептуален. В этом смысле А. Ахматова в поисках новых жанровых форм “столетней чаровницы” поэмы находилась в русле глобальных открытий искусства ХХ века, стремящегося разгадать тайну времени и пространства, художественно постигнуть их относительность, прорваться сквозь них к сути человеческого бытия, подчинить их, заставить служить творцу. Поэма Ахматовой носит экспериментальный характер, но это не пошлое формотворчество, а стремление найти художественные формы, адекватные своему неповторимому видению мира. “Свой” эпический мир А. Ахматовой включает в себя “запредельное”, “потустороннее” пространство, вневременные формы как некую духовную реальность в русле культурной традиции, основанной на христианстве. Проблема циклизации лиро-эпоса. Анализируя тенденции развития жанра современной поэмы, можно подметить интересную закономерность. С одной стороны, усиливается фрагментарность композиции и отдельные части произведения звучат как маленькие поэмы, с другой - отдельные поэмы приобретают органическое единство, сливаясь в новые жанровые образования. Поэму-цикл, как и вообще фрагментарность композиции стихотворного лиро-эпоса, многие исследователи связывают с выражением субъективного, лирического начала. Так, эту мысль вслед за Л.К. Долгополовым поддерживает Н.Р. Мазепа[52]. Однако структура поэмы-цикла может играть и иную роль. Она может помочь автору взглянуть на мир с разных точек зрения, нарисовать широкое эпическое полотно. Сюжетно-повествовательная поэма. Грани между такими стихотворными лиро-эпическими произведениями, как сюжетно-повествовательная поэма и повесть в стихах, в наше время настолько иллюзорна, что чаще устанавливается с оценочной целью, чем с позиции типологии жанра. Но какие бы попытки отрицать художественные потенции повести в стихах и повествовательной поэмы не предпринимались, современные критики, литературоведы и читатели в целом оценили ряд сюжетно-повествовательных поэм как вершинное явление русской поэзии. Повесть в стихах является своеобразным типом современной поэмы. Историческая поэма. Исторический жанр предполагает не только значительную дистанцию между реальным авторским и художественно-изображаемым временами, но и требует развернутых исторических характеров, отображения конкретно-исторического бытия народа и его быта в ту или иную эпоху, художественного исследования исторического времени. Отражение классовых конфликтов, подвигов защитников Отечества, образов выдающихся деятелей истории и культуры. Патриотический пафос исторических поэм. Обращение к истории древней Руси. В основу сюжета исторической поэмы берутся события не только общенациональные, но и региональные, не только документально подтвержденные, но и легендарные. А.Н. Веселовский “эпическую память” народа связывал с “чувством политического самоопределения национальности”[53]. Тенденция дальнейшего усиления национальных акцентов в поэзии. Обращение поэтов к национальному быту. Структура маленькой поэмы. Б ольшие, средние и малые формы лиро-эпоса имеют разную художественную структуру. Так, сюжетные поэмы насчитывающие более 5-6 тысяч строк, многогеройны, многопроблемны, имеют сложную систему образов. Биографическое время в них вписывается в историческое, а то, в свою очередь, осложнено временем мифа, легенды. Среди современных поэм чаще всего встречаются вещи средней величины от трехсот до тысячи строк. Как правило, здесь решается одна ведущая проблема, подчиняющая себе все остальные вопросы, время и пространство в меру развернуты, круг действующих лиц ограничен. Особый интерес представляет вопрос о своеобразии структуры “маленькой” поэмы, широко представленной в русской поэзии от С. Есенина, М. Волошина, Э. Багрицкого до М. Исаковского, Н. Рыленкова, Н. Асеева, А. Суркова, М. Алигер и от В. Цыбина, В. Фирсова, В. Кострова до Ю. Кузнецова, Н. Рубцова, И. Бродского. Хотя вопрос о “маленькой” поэме остается дискуссионным в силу того, что эпическую её форму трудно отграничить от баллады, а лирическую - от развернутого лирического стихотворения, ряд исследователей считает “маленькую” поэму определенной жанровой разновидностью стихотворного лиро-эпоса[54]. А главное, сами поэты отстаивают право обращаться к ней, указывая жанр в подзаголовке и, видимо, интуитивно, а может быть, некоторые и сознательно, понимая её своеобразие и потенциальные возможности. Мифологическая поэма. В посиках новых форм художественной выразительности, в стремлении глубхже проникнуть в суть бытия современная поэма не могла не обратьться к широкому использованию мифа в его традиционных формах и к “мифотворчеству”. С конца 50-х годов мифологизация, начавшаяся как художественный прием, стала частично превращаться в художественное видение мира. При этом, с одной стороны, создавать миф заставляет художника ощущение своих безграничных творческих возможностей, а с другой, стремление к корням народной культуры. По мнению С.Коваленко, из современных русских поэтов Е.Исаев и Ю.Кузнецов “наиболее сознательно ориентированы на разработку мифологических основ поэмы...” Разрушение жанровых форм в литературе постмодернизма. Ирониия, пародия и ерничество как средство разрушения традиционных структур. Смешение жанров. Коллаж.Антиэпос в современной поэме Итоги и выводы по курсу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |