Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрасли современной психологии




Ход работы

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с ролью психологии как науки, историей ее возникновения, отраслями психологии.

1. Знакомство. Прежде чем начать общение, связанное с темой
нашего урока, нам необходимо познакомиться. Я предлагаю пост­
роить наше знакомство следующим образом: каждый назовет свое
имя и фамилию, а потом на первые буквы фамилии и имени подбе­
рет две присущих ему черты характера.

Учащиеся по очереди выполняют задание, ведущий поощряет вы­сказывания, при затруднениях подсказывает различные варианты, просит всех присутствующих помочь вспомнить черту характера, начинающуюся на ту или иную букву.

На этом уроке мы немного приблизимся к пониманию того, зачем людям необходимо знание основ психологии, как возникла эта наука и что она изучает, какие отрасли психологии существуют сегодня.

2. Зачем нужно изучать психологию? Все

* Дискуссию на эту же тему можно провести следующим образом: подбирается команда, которая будет отстаи­вать позицию: «Зна­ния психологии очень нужны человеку в жиз­ни» — и другая коман­да, которая старается привести веские аргу­менты, опровергаю­щие этот тезис, т. е. «Без психологии впол­не можно обойтись, она может даже ме­шать людям».

мы живем среди людей и должны понимать, учитывать психологию окружающих, осоз­навать свои индивидуальные личностные особенности. В той или иной степени мы все психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы до­полним ее научными психологическими зна­ниями.

Многие человеческие несчастья — будь то болезни, неудачи или одиночество — обус­ловлены недостаточным пониманием своей собственной природы, особенностей своего характера, ошибочной интерпретацией мо­тивов поведения других людей и, вследствие этого, сознательным или бессознательным выбором неадекватной, неверной линии по­ведения.


 

Учащимся, не прояв­ляющим активности, предлагается роль жюри. Их задача вни­мательно выслушать доводы каждой сторо­ны и затем сделать об­щий вывод — чьи аргу­менты были более убе­дительными. Ведущий поощряет откровенные высказы­вания, выражение соб­ственных идей, что по­могает создать атмос­феру раскрепощеннос­ти и свободного обме­на мнениями;активи­зирует учащихся, по­зволяет повысить мо­тивацию овладения знаниями.
 

Как вы думаете, зачем нужно

изучать психологию? Что она мо­жет дать человеку? каждому из вас?

Преподаватель выслушивает мнения, поощряет высказывания, воздерживается от критических замечаний, выражает одобрение и отмечает оригинальные, глу­бокие ответы. В случае необходимостипереформулирует высказанные мысли, обобщает и записывает на доске главные идеи.

Итак, знание психологии действительно может помочь человеку в обыденной жизни. Зная, как функционируют мышление, па­мять, внимание, применяя специальные при­емы, можно развить свои способности, мак­симально использовать потенциал, данный нам природой. Изучая составные компонен­ты личности — темперамент, характер, само­оценку — мы можем научиться понимать самого себя и владеть собой, быть терпимыми к «недостаткам» окружающих и не требовать от них того, что им не свойственно. Имея представление о мотивах, потребностях, ценностях, пси­хологических защитах как движущих силах человеческого пове­дения, можно избежать конфликтов — как с самим собой, так и с другими людьми.

Почему одни люди легко справляются с тем, что тяжело дается другим? Почему иногда в нашей памяти долго хранится случайно услышанная информация, а учебный параграф, как назло, не запо­минается даже после пяти повторений? Что такое пресловутые «ком­плексы»? Откуда они берутся и как от них избавиться? Почему с некоторыми людьми хочется общаться, а других все избегают? Даже лень, за которую детей часто ругают взрослые, — это не такое про­стое явление: психология может объяснить тот странный факт, что математику, например, учить лень, а вот на дискотеке она куда-то девается...

3. Что изучает психология? Термин «психология» происходит от греческих слов «психэ», что значит душа, и «логос» — учение. Следовательно, психологиянаука о душе. В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», которое с ним отождествляется.


 



 


 

* В психологии изве­стен закон незавершен­ного действия: если вы что-то начали делать и вас прервали, то вы бу­дете чувствовать не­удовлетворенность и стремление закончить начатое. Существует притча, иллюстрирую­щая этот закон. В одном доме на разных этажах друг под другом жили два музыканта. Однаж­ды вечером один из них сыграл гамму, но без последней ноты (види­мо, в этот момент его кто-то отвлек). Другой, уже пытаясь заснуть, это слышал. Представь­те себе, что он так и не уснул, пока не встал и не сыграл гамму так, как она должна звучать.

Психология изучает факты, закономерно­сти и механизмы психики. Как всякая наука, она имеет свой методологический аппарат (способы сбора фактов и их анализ) и отли­чается от житейской психологии уровнем обобщения и строгостью объяснения фак­тов.

Психика человека обеспечивает функцио­нирование его организма, взаимодействие с окружающим миром, восприятие и структу­рирование потока различной информации, регуляцию поведения и деятельности. Пси­хика — это и познавательные процессы (па­мять, внимание, мышление, восприятие), и состояния человека (например, тревога, оби­да, напряжение и т. д.), и свойства личности (черты характера и темперамента, цели, мо­тивы, ценности и др.). Именно психика от­ветственна за поведение человека, поэтому часто говорят, что психически больной че­ловек не в состоянии контролировать свое

поведение.

Научная психология располагает доказан­ными фактами и закономерностями, объяс­няет действие психологических механизмов — таких, например, как психологические защиты. К одной из психо­логических защит относится вытеснение или сопротивление осоз­нанию информации, которая может ухудшить мнение о себе самом. Говорят, например, что смех — это анастезия сердца: люди в вашем возрасте часто смеются как бы без причины и не к месту, но таким образом они «разряжают» напряжение, возбуждение, тревогу, рас­терянность при встрече с чем-то необычным. Агрессивное или про-тестное поведение часто может вызываться, как ни странно, стра­хом или стремлением доказать свою значимость (во многих случа­ях за агрессивным поведением стоит «больное самолюбие»).

4. Коротко об истории психологии. Все эти и многие другие фак­ты и закономерности психология добывала путем наблюдений, обоб­щений, экспериментов и опытов, научных исследований, длитель­ных дискуссий, поисков, заблуждений и открытий. История психо­логии — это отдельная интересная тема, на которой мы с вами мо­жем остановиться лишь очень коротко.

С древних времен человек проявлял интерес к психике окружаю­щих его людей и своей собственной. Практически все древние фи-


лософы задавались вопросом, что такое душа, по-разному подходи­ли к пониманию того, что именно она составляет главную сущность человеческой жизни. И сейчас в обыденной речи присутствуют та­кие выражения, как «болит душа», «отдохнул душой», «душевный покой» и т. д. То есть на то, что с нами происходит, действительно реагирует прежде всего наша душа.

Знаменитый древнегреческий философ Аристотель, считающий­ся по праву основателем психологии, для определения природы души использовал сложное философское понятие «энтелехия», оз­начающее незримую сущность всех вещей. Он считал, что душа есть сущность живого тела, направляющая его бытия, но душу невозмож­но рассматривать в отрыве от материи (живых тел).

Вопрос о том, где же находится душа, долгое время привлекал внимание ученых. Древнегреческий врач Алкмеон, исходя из ана­литического опыта, утверждал, что органом психики является мозг. Аристотель же отстаивал мнение, будто главным органом психики — «местом», где обитает душа, — является сердце.

Другой древнегреческий философ—идеалист Платон рассматри­вал душу как самостоятельную субстанцию: он считал, что душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зри­мое, низменное, тленное. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Од­нако тело иногда берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различ­ными желаниями и страстями, подвержено недугам, страхам, соблаз­нам. Оно мешает чистому познанию. Согласно Платону, истинное знание достигается только путем непосредственного проникнове­ния души в мир идей.

В психологии, как и в философии, разгорались горячие дискус­сии о первичности сознания и материи, о принципиальной возмож­ности для человека получить объективную информацию об окру­жающем мире. Материалисты отстаивали точку зрения о том, что сознание — это простое отражение реальной действительности. Иде­алистическое направление исходило из представлений о том, что мир принципиально непознаваем: люди не могут с помощью своих чувств получить реальную картину мира.

Знаменитый французский философ Рене Декарт, родоначальник рационализма, объявил существование сознания главным и безус­ловным фактом и оставил нам формулу: «Мыслю, следовательно, существую». В XIX веке психология, восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.

Позже появилось представление о том, что сознание каждого че­ловека представляет собой как бы некую призму, через которую он


 




воспринимает мир по-своему, эта «призма» преломляет одну и ту же информацию, в результате чего каждый из нас получает «свое видение» реальности. Эта идея в отечественной психологии разви­валась замечательным ученым-психологом С. Л. Рубинштейном и его последователями уже в наше время.

п

А каково ваше мнение? Познаем ли мы действитель­ность такой, как она есть, или одни и те же факты могут быть истолкованы разными людьми по-разному?

Да, каждый из нас воспринимает мир по-своему, имеет собствен­ную «картину мира». Индивидуальные различия между особеннос­тями психики (сознания, души, личности) являются также предме­том психологии. Все мы разные, и увидеть мир глазами другого че­ловека — это сложно, но одновременно интересно и полезно. Имен­но наука психология поможет нам приоткрыть тайну человеческо­го бытия, заглянуть в «радужные потемки» чужой души и осветит путь к самопознанию. Не зря сквозь века дошел до нас девиз знаме­нитого древнегреческого философа Сократа: «Познай самого себя!»

5. От размышлений о душе до нейропсихологии. Помните, в на­чале разговора о предмете психологии мы говорили о душе. Пройдя долгий путь развития, психология накопила большое количество экспериментальных фактов и данных, предметом изучения объяв­лялось сознание, психика, поведение человека. Ученые пытались понять, что собой представляет «материальный субстрат» — носи­тель психики. Знаменитый отечественный ученый А. Р. Лурия в 20—40-х годах нашего столетия, занимаясь исследованиями стро­ения мозга, доказал, что различные психические функции, движе­ния, эмоции имеют свое представительство в коре головного мозга. Благодаря Лурии мы знаем сегодня, что, например, лобные доли коры головного мозга отвечают за целенаправленность поведения и способность предвидеть последствия своих действий. Теперь изве­стно, что у детей, обладающих чрезмерной подвижностью и неспо­собностью концентрировать внимание, во многих случаях существу­ют микроповреждения этих частей коры головного мозга.

К сожалению, у нас нет возможности отвести больше времени на изучение истории психологии, которая изобилует интересными фактами, именами замечательных ученых, удивительными откры­тиями, плодотворными дискуссиями и спорами. До сих пор, напри­мер, продолжается давний спор: что больше влияет на развитие лич­ности — природные задатки, наследственность или среда, в которой воспитывается человек? Можно ли, изучая отдельные качества че­ловека, свойства его внимания, памяти, характера и т. д., получить


полное представление о его личности? Геш­тальт-психология — отдельное направление психологической мысли — отвечает: нет, нельзя. Целостность (по-немецки «геш-тальт») не есть сумма частей, объединение частей в целое порождает новое качество.

* Учащимся можно предложить подготовить реферат о каком-либо пе­риоде развития психологии, жизни ученого-психолога, о психологических открытиях.

Современная психология представляет со­бой весьма разветвленную систему научных дисциплин. Она широко используется в рек­ламе, в торговле, в управлении коллектива­ми, в подборе и расстановке кадров; она не­обходима юристам и педагогам.

 

Как вы думаете, что является предметом юридической психоло­гии? Как используются психоло­гические знания юристами, адво­катами, судьями, правоведами?

Юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участ­ников уголовного процесса (психология сви­детельских показаний, особенности поведе­ния обвиняемого, психологические требова­ния к допросу и т. п.), криминальную психо­логию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступ­ления и т. д. В этой области существует, на­пример, такое интересное направление, как виктимология: психология жертвы. Предпо­лагается, что во многих случаях люди ста­новятся жертвами жестоких преступлений или издевательств со стороны других отто-


* Немного о методах психологии.

Вопросы о природе человеческого созна­ния, душе человека и его психике неизбежно привели ученых к про­блемам методологи­ческого характера. Ка­кими методами можно изучать такие сложные явления? Одни иссле­дователи говорили, что это может быть только самонаблюдение (инт­роспекция), другие — что нужно разработать научные методы и по­стараться получить эк­спериментально про­веренные факты. Экс­периментальное на­правление в психоло­гии связано с именем немецкого ученого Вундта. Ставя свои опыты с использова­нием специальной ап­паратуры, он объявил, что только так можно «выманить зверя из логова» — «пощупать» и исследовать психику и сознание, которое ус­кользает от понимания и «прячется» под по­кровом тела.

Известные вам пси­хологические тесты — это тоже эксперимен­тальные методы пси­хологии. Однако нуж­но иметь в виду, что по­пулярные тесты, кото-


 




Мне бы хотелось узнать о ваших впечат­лениях от уроков психологии. Как вы дума­ете, что может дать вам изучение этой науки?
ые можно сейчас най­ти в любой газете, име­ют довольно сомни­тельную ценность и вряд ли можно серьез­но относиться к полу­ченным с их помощью результатам. Создание психологического тес­та — это чрезвычайно сложная, длительная, кропотливая научная работа по сбору дан- ных, разработке нор мативов,

го, что имеют особый характер и поведение, так называемый виктимный «профиль лич­ности».

Психология труда изучает психологичес­кие особенности трудовой деятельности че­ловека. В ее задачу входит исследование важных качеств той или иной профессии, закономерностей развития трудовых навы­ков, выявление влияния на трудящегося производственной обстановки. Например, определенная окраска стен помещения фаб­рики может несколько повысить производи­тельность труда или, наоборот, снизить. И-————^^—^^—-. -

?

Как вы думаете, почему? объяснению

полученных результа­тов и закономернос­тей.

Военная психология исследует поведение человека в условиях бо­евых действий, психологические стороны взаимоотношений началь­ников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды. Для военной психологии актуальным является изучение процессов взаимодействия людей в закрытых малых груп­пах (порождающих в некоторых случаях такие негативные явления, как «дедовщина»).

Какие практические задачи способна решить военная психология?

 

Возрастная психология изучает развитие различных психических процессов и психологических качеств личности, исследует возраст­ные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний. Это особенно важно для педагогики. К области возрастной психологии относятся вопросы: как тот или иной стиль воспитания в семье влияет на становление личности, характера че­ловека; каковы другие факторы развития личности?

К возрастной психологии примыкает педагогическая психология, которая изучает психологические закономерности обучения и вос­питания человека.

Медицинская психология изучает психологические аспекты дея­тельности врача и поведение больного, пограничные состояния меж­ду психическими заболеваниями и различными вариантами нормы.


К пограничным состояниям относятся, например, неврозы и повы­шенная тревожность, когда человек легко раздражается, слишком близко к сердцу принимает малозначащие события, испытывает состояние психологического дискомфорта. Медицинские психоло­ги работают в больницах и клиниках.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных органи­зованных и неорганизованных малых общественных группах; рас­пределение ролей в коллективе (кто и почему в той или иной груп­пе занимает позицию лидера, отверженного, пренебрегаемого). Со­циальные психологи исследуют общественные настроения, возник­новение предрассудков и стереотипов и влияние их на обществен­ное мнение. Тот факт, что общественное мнение можно формиро­вать с помощью средств массовой информации, учитывая данные социальной психологии, используется при организации рекламных и даже предвыборных кампаний.

Почему знание социальной психологии способствуют более эффективному взаимодействию людей?

В последние годы возникают новые отрасли психологии, на­пример: психология торговли, которая выясняет психологичес­кие условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслу­живания клиентов, исследует вопросы психологии моды. В са­мостоятельную отрасль выделяется психология управления. Без знания этой науки трудно обойтись современному менеджеру и руководителю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.